"Необыкновенная синичка" Н.И.Сладков
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

конспект занятия по чтению художественной литературы  в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_nod.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Необыкновенная синичка» Конспект НОД по развитию речи

(чтению художественной литературы) в подготовительной группе

Образовательная область :»Речевое развитие»

Цель:

• создание ситуации, способствующей толкованию детьми признаков, описания зимующих птиц;

• побуждение детей к гуманному отношению к окружающему миру

Задачи:

Образовательные:

 • познакомить с рассказом Сладкова "Необыкновеннная синица", стихотворением «Покормите птиц зимой» Яким; обогащение словаря по теме "Зимующие птицы",формировать умение слушать произведения разных жанров, отвечать на вопросы); обобщать понятие «Зимующие птицы» (знать названия, их внешние признаки, где живут, какие звуки издают, закреплять умение сопровождать ритмические движения проговариванием коротких стихов

 

Развивающие  :

• Развивать зрительное внимание, память, произвольное внимание

 логическое мышление, творческое воображение детей.

социально – коммуникативные качества в совместной творческой деятельности интерес к детской литературе, умение управлять своим телом; поощрять и поддерживать двигательную активность детей

Воспитывающие :

• Воспитывать умение договариваться в группах, выслушивать и дополнять ответ сверстников, эмоциональную отзывчивость на литературные произведение,

 доброжелательное ,гуманое, отношение к окружающему миру

Предварительная работа:

• рассматривание иллюстраций,

• наблюдение на прогулке за синицами,

• беседы о зимующих птицах,

• просмотр мультфильмов и презентации по теме «Зимующие птицы»,

• аппликация «Синички».

Оборудование и материалы:

Иллюстрации зимующих птиц; "музыкальные" крышечки; раскраски синицматериал по изодеятельности: восковые мелки, цветные карандаши, краски, цветные мелки; книга с рассказом «Необыкновенная синица» Г. Сладкова; флеш-карта со спокойной музыкой, перышко птицы.

Электронные ресурсы и аудиосредства: Компьютер, флеш - карта.

Ход занятия:

Запуск ситуации:

-Ребята, закройте глаза и отгадайте, чем я до вас дотронусь (провожу по щеке каждого ребенка перышком). Как вы думаете, чем я к вам прикоснулась? (дети догадываются, что это перышко) Чье оно? Как вы догадались?

     -А каких птиц мы называем зимующими?

-Какие птицы остаются зимовать с нами (ответы детей)

Подвожу итог: зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

Коммуникативная деятельность:

Деление на 2 компании 

Дети в команде из частей, договариваясь, складывают иллюстрации 2 птиц (вороны и ласточки) смотрят у каждой команды. Роль "хранителя времени" берёт на себя воспитатель.

- Чем отличаются эти птицы друг от друга. (Кроме окраски, в том числе и тем, что одна зимующая, другая - перелётная)

Игровая, двигательная деятельность:

Давайте посмотрим на нашу "кормушку", на зимующих птиц. Ой, посмотрите, птицы разлетелись по всей группе.

Игра на координацию речи и движения:

1, 2, 3, 4, 5.

Где же птичек нам искать?

Может, слева под бревном?

Может, справа под кустом?

Дети начинают искать изображения птиц, спрятанных по всей группе. Одна картинка спрятана так высоко, что дети сами не могут достать ее. Подвести детей наводящими вопросами к тому, что можно попросить помощи у взрослого.

-Всех птиц собрали на нашей "кормушке"? Назовите, какие птицы здесь изображены.

Д/упражнение на развитие мышлениясоотнесение понятий и предметов:

-Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, клюв, хвост и т. д.)

-Чем они отличаются друг от друга? (размером, окраской, оперением)

-Чем птицы отличаются от животных? (клюв-пасть, перья - шерсть)

-У человека руки, а у птиц… (нос, ноги, кожа)

Игра на развитие слухового внимания и фонематического слуха с движением по группе :

Я по комнате хожу,

Слова тихо говорю,

А ты Слово ты повтори или игра по карточки

Чтение художественной литературы :

-А теперь предлагаю присесть и послушать рассказ, а про кого- отгадайте:

Ты с модницей этой, конечно, знаком,

Вертушке на месте никак не сидится -

Все хвастает синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится….(синица)

Давайте вспомним, как мы слушаем книги (дети вспоминают правила)

Чтение рассказа «Необыкновенная синица» Г. Сладкова

-Я прочитаю вам рассказ, а вы после чтения ответите на вопросы :

-Что такое западня?

-синица вид?

- почему синица необыкновенная

 (Если дети затрудняются ответить, можно еще раз прочитать отрывок из рассказа.)

Вы такие внимательные, так точно отвечаете на вопросы.

Решение проблемной ситуации:

-А меня в этом рассказе заинтересовал вопрос, как выглядят синички гнедадерки, московки, лазоревки. А вы знаете? А что же делать? ответы детей: спросить у старших, у воспитателей, у родителей) А где можно найти информацию, как вы думаете? (в книгах, энциклопедии, в интернете)

Мы знаем интересную игру про синичек.

Коммуникативная игра «Гнездо»

- Давайте вспомним правила, как надо передвигаться в гнезде?

(аккуратно, не толкаться, смотреть, куда наступаешь, не наваливаться на товарища). Что может случиться, если нарушишь правило?

Теперь предлагаю вам построить наше гнездо. (Дети ставят стулья по кругу - это «гнездо». Когда «птица - мама» улетает, «птенчики» хаотично двигаются в «гнезде», перелазят друг через друга, пролазят, перешагивают. Самое главное - делать это аккуратно, не навредив товарищу, быть внимательными и осторожными. Когда «мама – синица» прилетает, «птенчики» рассаживаются по местам - стульчикам. Желательно проводить игру в чешках или разуть детей перед игрой.)

Коммуникативная, двигательная деятельность:

Упражнения на развитие артикуляционного и дыхательного аппарата:

-«Клювы птиц» (для щек и губ) - медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Покажите клювы.

-«Голодные птенчики» (укрепление жевательно - артилякуционных мышц) (Максимально широко открывать рот, язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы, произносятся слоги«Ам - ам – ам – ам - ам»)

Покажите голодных птенцов.

Ах, птенцы мои, птенцы,

Вы голодные мои.

Полечу скорее я,

Принесу вам червячка.

(Игра проводится 2-3 раза)

Я вами горжусь, вы так внимательны друг к другу.

Чтение стихотворения Покормите птиц зимой.  -жасмин                            

 Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Александр Яшин.

-Ребята, напомните, как мы можем помочь зимой синицам. (можем сделать кормушки и сыпать семечки, крошки. Или привязать кусочек сала).

Посмотрите, какая у меня есть кормушка.

Вы подготовили рисунки своих любимых птиц,давайте поместим их в кормушку

( раскажите про них –название,чем питаются,что едят,

Коммуникативная игра «Найди пару»

Я по комнате хожу,

Друга я себе ищу.

Вот ты, вот я-

Вот компания моя.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с семейными ценностями "Необыкновенное путешествие" подг.группа

Хочу поделиться разработанными конспектами занятий, математического досуга, рекомендациями для родителей, может кому-нибудь пригодится....

Открытое коррекционное занятие "Необыкновенное приключение в осеннем лесу"

Коррекционное занятие проводится с целью получения у детей эмоционального отклика и развития у них выразительности пластики, воображения и сообразительности.Основной задачей Занятия является совершенс...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление  с окружающим миромТема: «Нео...

Информационно - практико-ориентированный проект "Такой необыкновенный мяч"

Это мой первый опыт создания проекта в должности инструктора по физкультуре. Инструктор находится не в таком тесном контакте с детьми как воспитатель, поэтому  в проектной деятельности без помощи...

«Необыкновенные приключения мячика Непоседы» - конспект занятия

Данное занятие позволяет детям в игровой форме закрепить виды транспорта....

Итоговое занятие в средней группеТема: Необыкновенная прогулка с Чебурашкой и Крокодилом Геной.

Программное содержание: закрепить знания детей о профессиях, воспитывать доброжелательное отношение и уважение к людям труда. Закрепить знания о правилах поведения на дороге, знаний о светофоре. Закре...

Тема: Эти необыкновенные и необыкновенные камни.

Цель: знакомить детей с различными видами камней, их свойствами.Задачи:- формировать интерес к неживой природе;- учить различать виды камней по внешним признакам (морские, речные, самоцветы);- к культ...