Актуальность и план самообразования
картотека по художественной литературе (старшая группа)
Актуальность темы:
Я считаю эту тему очень актуальной и важной особенно в наше современное время, в эпоху компьютерных технологий. К сожалению родители в связи с отсутствием свободного времени, читают детям очень мало литературных произведений. А ведь хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Сегодня очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке талант читателя. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, художественное произведение до них доносит педагог, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР - детский сад №181»
Папка воспитателя по
самообразованию
Агус Елена Александровна
воспитатель
Тема: «Роль чтения художественной литературы в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»
Начало изучения темы: 09.09.2024 г.
Окончание изучение темы: 30.05. 2025 г.
Воронеж 2024 г.
Общие сведения о педагоге.
Ф.И. О. педагога: Агус Елена Александровна.
Дата рождения: 27.01.1984 г.
Стаж работы в должности: 8 лет.
Образование: в 2006 году окончила ВГПУ.
Присуждена квалификация: учитель географии, учитель биологии по специальности «География и дополнительной специальности «Биология».
Прошла курс повышения квалификации в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «институт современного образования» с 22 апреля 2024 года по 13 мая 2024 года по дополнительной профессиональной программе. ФОП дошкольного образования: внедрение в образовательный процесс ДОО (72 часа)
Общие сведения по теме самообразования.
Актуальность темы:
Я считаю эту тему очень актуальной и важной особенно в наше современное время, в эпоху компьютерных технологий. К сожалению родители в связи с отсутствием свободного времени, читают детям очень мало литературных произведений. А ведь хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Сегодня очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке талант читателя. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, художественное произведение до них доносит педагог, родители. Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о традициях. Дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение. Сегодня, когда дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу.
Я, как педагог, стараюсь как можно больше различных литературных произведений (сказки, стихи, басни, потешки и т. д.), рассматриваем с детьми картинки, находим смешные несовпадения, задавайте вопросы, придумываем сами концовку. Книги помогают нам лучше узнать и понять друг друга. Слушая книги, дети учатся, думать, мечтать, на вопросы ответ получать. Каждый раз, что-нибудь узнают, окружающий мир познают.
Необходимо, чтобы, окружающие ребенка, взрослые осознавали, насколько важно прививать ребенку любовь к книге с детства. Поэтому перед родителями и воспитателями стоит задача как можно чаще заинтересовывать ребенка книгой, сделать чтение книги любимым занятием в свободное время. Полезным будет обсудить с ребенком прочитанное, разобрать, поступки героев, подвести итоги. Важно донести ребенку, что книга — это огромная ценность, нужно бережно и с уважением относиться к ней.
Страшнейшее, что может произойти с обществом – это утрата человечности, моральных ценностей, умения мыслить и нести ответственность за свои поступки. Французский писатель и философ Дени Дидро не зря сказал: «Человек перестает мыслить, когда перестает читать». В наших силах изменить обществу к лучшему, научить детей мыслить. Только книга способна воспитать Человека в ребенке.
Цель:
Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие
1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Литература по теме:
- Алексеева, А.А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения [Текст] / А.А. Алексеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 72-78.
- Алексеева, М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
- Афанасьева, Л.И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Л.И. Афанасьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 36.
- Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе [Текст] / С. Болотская, Т.Сквирер // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 4. - С. 150-153.
- Бондаренко, Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / Т.М. Бондаренко. - Воронеж, 2010. - 176 с.
- Барташева, Н.В. Воспитание будущего Читателя [Текст] / Н.В. Барташева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 8. - С. 28-34.
- Гончарова, Е.Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению [Текст] / Е.Н. Гончарова // Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56.
- Гриценко, З.А. Своеобразие читательского становления [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 15-20.
- Гриценко, З.А. Истоки и причины нечтения [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 33-41; №7 - .С.33-41.
- Гриценко, З.А. Истоки и причины нечтения [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 33-41; №7 - .С.33-41.
- Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 35-39.
- Денисова, С.А. Родители о детском чтении и роли библиотек [Текст] /С.А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 30 – 32.
- Ефимова, Л.А. Развитие интереса и любви к книге [Текст] // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 3. - С. 82-88.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2001.- 335с.
- Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О.Л. Князева - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.
- ондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста [Текст] / С.Ю. Кондратьева //Дошкольная педагогика. - 2007. - № 8. - С. 39-41.
- Карпинская, Н.С. Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] / Н.С. Карпинская - М.: Известие АПН РСФСР Вып. 69, 1955.
- Леонтьева, Н.Н. Детский сад. Библиотека [Текст] / Н.Н. Леонтьева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 4. - С. 50-57.
- Ливанова, О.А. Учимся читать художественную литературу [Текст] / О.А. Ливанова - М.: Школьная пресса, 2004. - 80 с.
- Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст] / М.Р Львов - М.: Просвещение, 2005.
- юбимое чтение в детском саду: от 5 до 7 лет [Текст] - Балашиха: Транзиткнига; Кызыл: ACT, 2003. - 351 с.
- Максимова, С.И. Воспитание читателя [Текст] / С.И. Максимова // Детский сад от А до Я. - 2009. - №5.- С. 4-10
- Миронова, Н.Н. Как научить ребенка любить литературу? [Текст] / Н.Н. Миронова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 117-121.
- Максимова, С.И. Воспитание читателя [Текст] / С.И. Максимова // Детский сад от А до Я. - 2009. - №5.- С. 4-10
- Миронова, Н.Н. Как научить ребенка любить литературу? [Текст] / Н.Н. Миронова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 117-121.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 336 с.
- Сокольская, Л.В. Материнское чтение [Текст] / Л.В. Прудовская - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 79 с.
- Тихомирова, И.И. Детская книга в домашней библиотеке [Текст] / И.И. Тихомирова // Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 32 — 37.
- Токмаков, В.Л., Токмакова, И.П. Вместе почитаем, вместе поиграем или Приключение в Тутитамии [Текст] / В.Л. Токмаков, И.П. Токмакова - М.: Олма-пресс, 2009.
- Тюнников, Ю.В. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя [Текст] / Ю.В. Тюников // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31 -38.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. /О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 224 с.
- Федина, Н.В. Стандартизация российского дошкольного образования: проблемы и перспективы [Текст]: Тезисы Международной научно-практической конференции «Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы» / Н.В. Федина - Мозырь: Белый ветер, 2010.
- Шатрова, С.А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №11. - С.22-25.
Личный перспективный план
по самообразованию на 2024-2025 учебный год
Сроки проведения итогов по теме самообразования — сентябрь 2024- май 2025
Этапы работы. Сроки. | Направления работы | Способы достижения |
1 этап. Сентябрь - Май | Работа с документацией. Изучение методической литературы по теме. | Подборка литературы для работы по теме. Изучение литературы по проблеме, создание плана работы |
Сентябрь | 1.Консультация для родителей «Роль книги в воспитании и развитии ребенка».
2. Дидактическая игра «Угадай сказку» | Работа с личной библиотекой, интернетом. Взаимодействие педагога с детьми, родителями |
Октябрь | 1. Консультация для родителей: «Почитай мне, мама!! » 2. Чтение и обсуждение произведений из цикла «Семья»: (А. Барто «Имя и фамилия», Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед», К.Д. Ушинский «Слепая лошадь», Т. А. Аксакова «Аленький цветочек». 2. Беседы о жизни семьи, добрых делах родственников. 3.Игра «Быт моей семьи». | Взаимодействие педагога с детьми, родителями, коллегами. Создание предметно-развивающей среды в группе. Пополнение дидактическим материалом, художественной литературой. |
Ноябрь | Самореализация. Формы подведения итогов: участие в праздниках и развлечениях постановка спектакля ко дню Матери. 1.Рекомендации для родителей: «Книга – наши верные друзья, а без книг нам быть нельзя» 2. Чтение и обсуждение произведений русских народных сказок : «Заюшкина избушка»; «Гуси лебеди» «Царевна -лягушка»; «Сивка Бурка»; «Иван – царевич и серый волк»; «По щучьему веленья»; «Финист – ясный сокол»,«Теремок»;
4.Посещение занятий воспитателя по развитию речи и чхл. | Участие в музыкальном празднике «Золотая осень». Показ сказки «Про Машу и лень» родителям на тематическом вечере «День Матери». Инсценировка сценки «Весна пришла», драматизация сказки «Заюшкина избушка», показ спектакля «Репка» на совместном с родителями вечере. Обмен опытом. |
Декабрь | 1.Конкурс«Сказочная книга» (изготовление книжки-малышки родители-дети) Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни». (В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо») Открытое занятие «Души прекрасные порывы» | Проведение интегрированного открытого занятия с презентацией по теме «Роль ЧХЛ в формировании и воспитании дошкольника» Проведение нг утренника с чтением стихотворений. Репетиции |
Январь | 1.Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой» 2.Совместная деятельность с детьми: Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья» (обложка любимой семейной книг) | Подбор материала. Изучение литературы по проблеме |
Февраль | 1.Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». 2.Чтение сказок А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») 3.Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина. 4.Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А.С. Пушкина | Подбор материала. Изучение литературы по данной теме Проведение игры |
Март | 1. В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения». 2. Чтение стихов о красоте природы, О Родине. (Л. Громова «Радуга», А. Н. Плещеева «Весна», Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»). Рассказы о дружбе В. Драгунский «Друг детства». Л. Толстой «Два товарища» | Подбор материала. Изучение литературы по проблеме |
Апрель | 1. Беседа о космосе, космонавтах с детьми. 2.Выставка рисунков «Этот загадочный космос» 3.Чтение стихотворений о космосе В. Степанова: «Юрий Гагарин», Т. Шапиро: «Ю.Гагарин» 4. Чтение рассказа о космосе В. Бородина: «Первый в космосе» | Подбор литературы, привлечение родителей к выставки «День Космонавтики» |
Май | 1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». 2.Вечер памяти. Чтение произведений о Великой Отечественной войне, её героях. (Катаев В «Сын полка», Я. Абидов «Мать- Земля», Т. Трутнева «Победой кончилась война», Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова») | Обобщение опыта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность темы по самообразованию "Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста"
Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, средством всестороннего развития воспитания личности. Через дидактические игры закрепляются знания и умения....
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Актуальность темы по самообразованию: «Обучение и воспитание вокально-хоровому пению детей старшего дошкольного возраста»
Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный...
- Мне нравится (1)