Актуальность темы по самообразованию: «Обучение и воспитание вокально-хоровому пению детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке
Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
актуальность по самообразованию | 17.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Актуальность темы:
«Обучение и воспитание вокально-хоровому пению детей старшего дошкольного возраста»
Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека. И крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение, так как песня сопровождает человека всю жизнь. Недаром психологи утверждают, что сейчас многие дети страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушенными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру. Именно песне принадлежит роль душевного катализатора «… в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство», - говорил К. Д. Ушинский.
Актуальность опыта обусловлена тем, что в традиционной методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста старшего дошкольного возраста недостаточно уделяется внимания организации пения, не разработаны приемы, направленные на развитие индивидуальных вокальных данных ребенка, нет целостности системы развития вокально-хоровых навыков детей.
Дошкольный возраст - яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Многолетний опыт музыкального обучения показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте.
Наиболее доступным видом музыкальной деятельности является пение. Занятия хора — это целый мир разнообразных упражнений, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, музыкально-ритмических игр, попевок, песенок.
Почему так важны все эти перечисленные игры для детей 5-7 лет? Например, упражнения для движения пальцев, кистей рук, развивают мелкую моторику и общую координацию движений ребёнка, а попевки, песенки, помогают развивать и упражнять речь дошкольника. Стихотворная форма пальчиковых игр и игровой гимнастики, совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и слух, помогает учиться сочетать движение и слово. Упражнения и игры в процессе обучения учащегося, помогают развивать его эмоциональную сферу, знакомят с основными видами эмоций и способами их проявлений. Через игровое обучение дети ощущают целую гамму чувств и переживаний, и могут передать различные эмоции и настроения.
В старшем дошкольном возрасте дети сначала слушают педагога, наблюдают за его движениями, затем начинают совместно выполнять отдельные самостоятельные действия, затем пробуют проявить себя в том или ином виде импровизации, двигаясь от простого к сложному. Все это помогает добиться вокально-хоровых навыков.
Методические приемы и содержание работы на вокально-хоровых занятиях.
Для развития и закрепления у детей вокально-интонационных навыков в своей работе я использую самые разнообразные приемы.
Ведущей деятельностью обучения детей пению на моих занятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния.
Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:
В начале я провожу дыхательную гимнастику, в течение 2-3 минут.
Научить детей правильно дышать, задача одна из самых сложных, ведь навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Дыхательная гимнастика проводится в игровой форме.
Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль мы производим, положив на него руку. Самые известные упражнения, которые помогают ребятам научиться правильно дышать – это «Маятник», «Насос», и самое любимое это - «Ежик».
Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.
Следующий этап — это артикуляционная гимнастика: она помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.
В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В. В. Емельянова.
Сначала мы отправляемся в мир сказок и, “путешествуя” вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:
“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку);
“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка);
“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад);
“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);
“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу);
“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами);
“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);
“Улыбка” (улыбнуться.)
Когда дети хорошо усвоили упражнения, переходим к стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Дошкольники с огромным удовольствием выполняют “Зарядку язычка” под стихотворный текст.
Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса я использую развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира.
Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса.
Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые ритмо – интонационные игры и упражнения, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма, темпа, тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.
Игры и упражнения начинаются с использования самых близких ритмов: имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, прибаутки, четверостишия. Тексты речевых игр дети не заучивают, они запоминают их в процессе игры. Для проговаривания текста я придумываю различные варианты заданий, например: произнести текст сначала громко, затем тихо; произнести текст сначала высоким голосом, а затем низким; сначала быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя.
Упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.
С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса большое внимание мы уделяем распеванию, для этого используем выученные ранее маленькие песенки, двигаясь от простого к сложному. Здесь тоже присутствует игровой момент: во время пения я придумываю ребятам разные истории, они с удовольствием их слушают и стараются петь выразительно и передать особенности той или иной песенки. Систематическое исполнение подобных упражнений способствует тому, что голоса ребят постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.
Для развития ритмического чувства мы используем различные музыкальные и шумовые инструменты. Ребята очень любят играть на инструментах, создавая различные ритмические рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход к процессу формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматривается процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Анализируется вопросы интеграции и...
Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Статья рекомендована музыкальным руководителям дошкольных учреждений, в которой даются методы и приемы вокально-хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Педагоги дошкольных учреждений до...
Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Статья освещаает значимость использования распевок на музыкальных занятиях в ДОУ, рекомендует педагогические методы и приёмы формирования и развития певческих навыков у детей старшего дошко...
Доклад из опыта работы "Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Публичный доклад из опыта работы на тему "Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста" транслируемый в рамках "Педагог года - 2011 года"....
Статья на тему "Особенности развития вокально - хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста".
В статье рассматриваются особенности слуха и голоса детей 5 -7 лет, а также определяется последовательность формирования вокально - хоровых навыков....
Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
в результате изучения методического материала коллег и собственного опыта предлагаю ознакомиться с материалом для работы с вокальной группой доу....
РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пение является самым доступным видом музыкального искусства, широко востребованным в практике музыкального образования. Многие исследователи в различных областях науки сходятся во мнении, что в процес...