Конспект по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Страна Знаний"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
«Страна Знаний»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Страна Знаний" | 34.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
«Страна Знаний»
Подготовила: Пастухова Алёна Владимировна воспитатель высшей квалификационной категории |
город Рубцовск, 2023г.
Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область: Речевое развитие.
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 уровня.
Тема НОД: «Страна Знаний»
Цель: закрепить знания воспитанников по разделу «Обучение грамоте».
Образовательные задачи:
- Закреплять понятия звук, буква, слог, предложение;
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
- Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике;
- Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
- Закреплять умение выделять первый звук и букву в слове, закреплять графический образ букв;
- Совершенствовать умение воспитанников составлять цепочку предложений по схемам;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Совершенствовать навык чтения воспитанников.
Развивающие задачи:
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать память и внимание;
- Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство доброжелательности, сотрудничества, аккуратность, отзывчивость, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Оборудование: письмо от королевы Знаний; посылка из страны Знаний; конверты с заданиями; аудиозапись «волшебной музыки»; мяч; сюжетная картина, на которой изображены предметы, в названии которых есть звуки «М/М*»; схема семизвукового слова, фишки зеленого/красного/синего цветов; картинки животных; картинки домиков для игры «Рассели животных/птиц по домам»; картинки для игры «Расшифруй слово»; картинка для задания «Составь предложение по заданной схеме»; цепочка букв.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Предварительная работа: проведение непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в течение года, предусмотренной программой; настольные и дидактические игры по обучению грамоте; речевые игры.
Планируемый результат: умение воспитанников отвечать на вопросы распространенным предложением, делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове, делать звуковой анализ слов, составлять предложения по заданной схеме.
Организационный момент Цель: создание положительного эмоционального настроя; создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников; подведение воспитанников к теме и цели занятия. | ||
Деятельность воспитанников | Деятельность воспитателя | Примечание |
Стоят в кругу, слушают воспитателя Добрый день! Хорошее, радостное, веселое. Да! Да! | Ребята, сегодня к нам пришли гости педагоги нашего детского сада, а гостям мы всегда рады. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте поприветствуем их. Ребята, скажите мне какое у вас сегодня настроение? Замечательно! Давайте это настроение сохраним на протяжении всего занятия. Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его. Вот так сюрприз, Королева знаний прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться. Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Тогда в путь. У меня есть волшебный указка, которая поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди! | Звучит запись «письма» от Королевы Знаний: «Мои дорогие юные друзья! Скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час!!! Королева Знаний. Звучит волшебная музыка. |
Основная часть НОД Цель: закрепление изученного материала | ||
Наша речь состоит из предложений. Предложение – это слова, связанные одним смыслом, законченная мысль. Предложение начинается с большой буквы. В конце предложения ставят точку. Предложение состоит из слов. Слово состоит из слогов. Слог состоит из звуков/букв. Буквы мы видим и пишем, а звуки – слышим и говорим. Звуки бывают гласными и согласными. Гласный звук обозначаем красным цветом. Согласные звуки бывают твердыми/мягкими, звонкими/глухими. Согласный твердый обозначаем синим цветом. Согласный мягкий обозначаем зеленым цветом. В слове МАГАЗИН семь звуков. Первый звук в слове МАГАЗИН – «М». Он согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом. Второй звук в слове МАГАЗИН – «А». Он гласный, обозначаем красным цветом. Третий звук в слове МАГАЗИН – «Г». Он согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом. Четвертый звук в слове МАГАЗИН – «А». Он гласный, обозначаем красным цветом. На пятом месте в слове МАГАЗИН стоит звук «З*». Он согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зеленым цветом. Шестой звук в слове МАГАЗИН – «И». Он гласный, обозначаем красным цветом. На седьмом месте в слове МАГАЗИН стоит звук «Н». Он согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом. В этом слове ударный звук «И». Лев, кот, коза, лось, баран, лиса, олень, волк, конь, слон, крот, утка, ёж, кобра. В слове ЛЕВ 1 слог. В слове кот 1 слог. В слове КОЗА 2 слога. В слове лось 1 слог. В слове БАРАН 2 слога. В слове ЛИСА 2 слога. В слове ОЛЕНЬ 2 слога. В слове ВОЛК 1 слог. В слове КОНЬ 1 слог. В слове СЛОН 1 слог. В слове КРОТ 1 слог. В слове УТКА 2 слога. В слове ЁЖ 1 слог. В слове КОБРА 2 слога. Потому что у нас не было животного, в названии которого 3 слога. СОБАКА, ЛЕОПАРД, КРОКОДИЛ. В слове ДЯТЕЛ 1 звук «Д», значит в 1 квадрат пишем букву Д. В слове ОСЁЛ 1 звук «О», значит во 2 квадрате пишем букву О. В слове МОЛОТОК, 1 звук «М», значит в 3 квадрат пишем букву М. Получилось слово «ДОМ». Второе слово СОК. Да. Третье слово «ЩЕНОК». ДА. Четвертое слово «ДУБ». Да. Схема предложения. Предложение - это несколько слов, которые дружат между собой. Это законченная мысль. Сколько слов в предложении. С большой буквы. В конце предложения ставим очку. Дети придумывают предложения. Весна. Молодцы! | Итак, вот мы и в стране Знаний. И вот первый конверт с заданием от королевы Знаний. Первое задание называется «Умники и умницы». Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы его ловите, внимательно слушайте и отвечайте полными ответами.
Молодцы, все справились с 1 заданием. Какое же задание во 2 конверте? Давайте посмотрим. Ребята, посмотрите на доску. Рассмотрите сюжетную картину, и назовите все слова, которые начинаются на твёрдый звук «м». А теперь давайте найдем все слова, начинающиеся на мягкий звук «м*». Молодцы, вы нашли все слова! Давайте проведем звуковой анализ слова МАГАЗИН. Сколько всего звуков в этом слове? Аня, какой первый звук в слове МАГАЗИН? Саша, какой второй звук в слове МАГАЗИН? Вита, назови третий звук в слове МАГАЗИН. Матвей, назови четвертый звук в слове МАГАЗИН. Света, какой звук стоит на пятом месте в слове МАГАЗИН? Степа, назови шестой звук в слове МАГАЗИН. Миша, какой звук стоит на седьмом месте в слове МАГАЗИН? Ребята, скажите, а какой звук в этом слове ударный? Поставьте над ним черную фишку. Мы все молодцы, и с этим заданием справились легко! Давайте прейдем к следующему заданию от королевы Знаний. Присаживайтесь на стульчики. Королева Знаний предлагает нам поиграть в игру «Прятки со зверятами». Я вам буду говорить слова, а вам нужно найти спрятанные слова, среди этих букв. А чтобы вам было легче их найти, я вам дам одну маленькую подсказку – спрятанные слова это названий животных или птиц. Готовы? (теЛЕВизор, КОТлета, стреКОЗА, ЛОСЬон, БАРАНка, паЛИСАдник, сОЛЕНЬе, самоВОЛКа, браКОНЬер, заСЛОНка, уКРОТитель, минУТКА, четЁЖ, диКОБРАз). Молодцы, вот сколько животных и птиц мы нашли. Но где же они будут жить? Ребята, посмотрите на доску, я приготовила для наших зверей три домика. Обратите внимание на номер дома. В домике с номером 1 будут жить животные, в названии которых 1 слог. В домике с номером 2 будут жить животные, в названии которых 2 слога. Ну а в домике с номером 3 – животные, в названии которых 3 слога. Почему третий домик остался без жильцов? Давайте сами придумаем животных, которые могут там жить. Молодцы, благодаря вам у каждого из них есть свой домик. Физминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали Ногами все потопали Руками все похлопали Раз присели, два присели, Три нагнулись и достали Рукой левою носок, Рукой правой потолок А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте. Повертелись, покружились На места свои уселись. Ну вот мы отдохнули, а значит у нас появились силы для работы. У меня в руках конверт 4 «Расшифруй слово». Посмотрите на свои листочки. Нам нужно отгадать какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы необходимо вписать в пустые квадраты. Первое слово мы с вами расшифруем вместе, а остальные 3 – вы расшифруете самостоятельно. А потом мы все проверим. Итак, Миша, назови нам второе слово. У всех так? Саша, назови нам 3 слово. Все отгадали это слово? И наконец, Аня назови нам 4 слово. Все правильно? Я открываю последний конверт. Дети, как вы думаете, что это? Напомните, что такое предложение? Скажите, что означает каждая полоска на схеме? Как пишем первое слово в предложении? Что ставим мы в конце предложения? Посмотрите на схему предложения королевы Знания, сколько слов здесь? (3) - Придумайте предложение по этой схеме. Молодцы! А теперь послушайте еще одно задание. Составьте предложение из 4 слов, со словом…. А слово в отгадке. Снег и лед на солнце тают, С юга птицы прилетают, И медведю не до сна. Значит, к нам пришла... Перед вами счетные палочки. Давайте выложим из счетных палочек схему предложения… Сколько слов в этом предложении? Какое слово первое? Второе? Третье? Четвертое? Вы все сегодня молодцы, выполнили все задания королевы Знаний. Но постойте, в посылке еще есть какие-то листы. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово. | Воспитатель достает конверт 1 «Умники и умницы» Воспитатель достает 2 конверт «Найди слово» На доске висит сюжетная картина. Как только ребенок называет предмет на заданный звук, воспитатель отмечает его нужным цветом. На столе лежат схемы семизвуковых слов и фишки зеленого/красного/синего цветов на каждого ребенка. На ковре стоят стульчики на каждого ребенка. Воспитатель достает конверт 3 «Прятки со зверятами». Когда ребенок отгадывает животное или птицу, воспитатель дает ему картинку с изображением этого животного. На доске висят изображения трех домов (с цифрой 1, с цифрой 2, с цифрой 3). У каждого ребенка в руках картинка с изображением животного. Дети по очереди выходят к доске и заселяют своего животного или птицу в нужный дом. Дети выполняют движения по тексту. После динамической паузы дети садятся за столы. Воспитатель достает конверт 4 «Расшифруй слово». На столах у каждого ребенка лежит листок с ребусом и карандаш. Воспитатель берет конверт 5 «Составь предложение» и достает из него схему предложения. На столах у каждого ребенка лежат счетные палочки. Дети составляют предложения, затем совместно выбирается лучшее. И к нему дети составляют схему из счетных палочек. Воспитатель достаёт из посылки листы с цепочкой букв на каждого ребенка. |
Заключительная часть непосредственно образовательной деятельности Цель: оценка степени достижения запланированного результата непосредственно образовательной деятельности, выявление причины успехов и неудач. Восстановление психологического равновесия, поощрение участия детей в совместных играх. | ||
Делали звуковой анализ, выкладывали предложение, определяли количество слогов в словах, писали слова. | Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки! Раз, два, три в группу нашу нас веди! Вот мы и вернулись домой. Чем мы с вами сегодня занимались? Какое задание сегодня вызвало у вас затруднения? Что понравилось больше всего? Вам нравится учиться? Да, когда все получается — мы радуемся! Вы стали совсем взрослыми, многому научились. Королева Знаний поздравляет вас с окончанием детского сада и дарит вам всем медали. Желает быть такими же успешными в школе. Наше занятие подошло к концу. | После того как задание будет выполнено, включается еще одно письмо: « Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу (раздаёт медальки каждому ребёнку). Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!!!!» Звучит волшебная музыка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «По страницам книги Знаний»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».Цель: закрепление и обобщение знаний детей по темам, пройденны...
Конспект НОД речевого развития детей подготовительной к школе группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности речевого развития детей подготовительной к школе группы на тему "Если б не было зимы …". Цель: Развитие умения составл...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР «Путешествие в страну знаний»
Конспект НОД разработан для детей подготовительной группы с ТНР с целью систематизировать и закрепить знания дошкольников по лексической теме "Одежда"....
Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».
Познакомить детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения "Путешествие в страну Знаний"
laquo;Путешествие в Страну Знаний» Цель: формирование предпосылок учебной деятельности Задачи:Продолжать учить детей разгадывать ребусы;Закреплять умения детей задавать вопросы , сужающие ...
Конспект по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Знатоки транспорта"
Основные задачи: Расширять и закреплять представления о транспорте, активизация словаря по теме "Транспорт", познакомить детей с историей транспорта....