Конспект по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Страна Знаний"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Пастухова Алена Владимировна

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

 по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленности для детей с ОНР

 «Страна Знаний»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:

detsad-53-2011@mail.ru

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

 по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленности для детей с ОНР

 «Страна Знаний»

Подготовила:

Пастухова Алёна Владимировна воспитатель высшей квалификационной категории

город Рубцовск, 2023г.

Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: Речевое развитие.

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 уровня.

Тема НОД: «Страна Знаний»

Цель: закрепить знания воспитанников по разделу «Обучение грамоте».

Образовательные задачи:

  • Закреплять понятия звук, буква, слог, предложение;
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
  • Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике;
  • Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
  • Закреплять умение выделять первый звук и букву в слове, закреплять графический образ букв;
  • Совершенствовать умение воспитанников составлять цепочку предложений по схемам;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Совершенствовать навык чтения воспитанников.

Развивающие задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Развивать память и внимание;
  • Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, сотрудничества, аккуратность, отзывчивость, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Оборудование: письмо от королевы Знаний; посылка из страны Знаний; конверты с заданиями; аудиозапись «волшебной музыки»; мяч; сюжетная картина, на которой изображены предметы, в названии которых есть звуки «М/М*»; схема семизвукового слова, фишки зеленого/красного/синего цветов; картинки животных; картинки домиков для игры «Рассели животных/птиц по домам»; картинки для игры «Расшифруй слово»; картинка для задания «Составь предложение по заданной схеме»; цепочка букв.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Предварительная работа: проведение непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в течение года, предусмотренной программой; настольные и дидактические игры по обучению грамоте; речевые игры.

Планируемый результат:  умение воспитанников отвечать на вопросы распространенным предложением, делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове, делать звуковой анализ слов, составлять предложения по заданной схеме.

Организационный момент

Цель: создание положительного эмоционального настроя; создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников; подведение воспитанников к теме и цели занятия.

Деятельность воспитанников

Деятельность воспитателя

Примечание

Стоят в кругу, слушают воспитателя

Добрый день!

Хорошее, радостное, веселое.

Да!

Да!

Ребята, сегодня к нам пришли гости  педагоги нашего детского сада, а гостям мы всегда рады. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте поприветствуем их.

Ребята, скажите мне какое у вас сегодня настроение? 

Замечательно! Давайте это настроение сохраним на протяжении всего занятия. 

Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его.

Вот так сюрприз, Королева знаний прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.

Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний?

Тогда в путь.

У меня есть волшебный указка, которая поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!

Звучит запись «письма» от Королевы Знаний: «Мои дорогие юные друзья! Скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час!!!

Королева Знаний. 

Звучит волшебная музыка.

Основная часть НОД

Цель: закрепление изученного материала

Наша речь состоит из предложений.

Предложение – это слова, связанные одним смыслом, законченная мысль.

Предложение начинается с большой буквы.

В конце предложения ставят точку.

Предложение состоит из слов.

Слово состоит из слогов.

Слог состоит из звуков/букв.

Буквы мы видим и пишем, а звуки – слышим и говорим.

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласный звук обозначаем красным цветом.

Согласные звуки бывают твердыми/мягкими, звонкими/глухими.

Согласный твердый обозначаем синим цветом.

Согласный мягкий обозначаем зеленым цветом.

В слове МАГАЗИН семь звуков.

Первый звук в слове МАГАЗИН – «М». Он согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом.

Второй звук в слове МАГАЗИН – «А». Он гласный, обозначаем красным цветом.

Третий звук в слове МАГАЗИН – «Г». Он согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом.

Четвертый звук в слове МАГАЗИН – «А». Он гласный, обозначаем красным цветом.

На пятом месте в слове МАГАЗИН стоит звук «З*». Он согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Шестой звук в слове МАГАЗИН – «И». Он гласный, обозначаем красным цветом.

На седьмом месте в слове МАГАЗИН стоит звук «Н». Он согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом.

В этом слове ударный звук «И».

Лев, кот, коза, лось, баран, лиса, олень, волк, конь, слон, крот, утка, ёж, кобра.

В слове ЛЕВ 1 слог.

В слове кот 1 слог.

В слове КОЗА 2 слога.

В слове лось 1 слог.

В слове БАРАН 2 слога.

В слове ЛИСА 2 слога.

В слове ОЛЕНЬ 2 слога.

В слове ВОЛК 1 слог.

В слове КОНЬ 1 слог.

В слове СЛОН 1 слог.

В слове КРОТ 1 слог.

В слове УТКА 2 слога.

В слове ЁЖ 1 слог.

В слове КОБРА 2 слога.

Потому что у нас не было животного, в названии которого 3 слога.

СОБАКА, ЛЕОПАРД, КРОКОДИЛ.

В слове ДЯТЕЛ 1 звук «Д», значит в 1 квадрат пишем букву Д.

В слове ОСЁЛ 1 звук «О», значит во 2 квадрате пишем букву О.

В слове МОЛОТОК, 1 звук «М», значит в 3 квадрат пишем букву М.

Получилось слово «ДОМ».

Второе слово СОК.

Да.

Третье слово «ЩЕНОК».

ДА.

Четвертое слово «ДУБ».

Да.

Схема предложения.

Предложение - это несколько слов, которые дружат между собой. Это законченная мысль.

Сколько слов в предложении.

С большой буквы.

В конце предложения ставим очку.

Дети придумывают предложения.

Весна.

Молодцы!

Итак, вот мы и в стране Знаний. И вот первый конверт с заданием от королевы Знаний.

Первое задание называется «Умники и умницы». Я буду бросать вам мяч и задавать  вопрос, а вы его ловите, внимательно слушайте и отвечайте полными ответами.

  1. Из чего состоит наша речь?
  2. Что такое предложение?
  3. С какой буквы пишется начало предложения?
  4. Что ставится в конце предложения?
  5. Из чего состоит предложение?
  6. Из чего состоит слово?
  7. Из чего состоит слог?
  8. Чем отличается звук и буква?
  9. Какими бывают звуки?
  10. Каким цветом обозначаем гласный звук в звуковой схеме?
  11. Какими бывают согласные звуки?
  12. Каким цветом обозначаем согласный твердый звук?
  13. Каким цветом обозначаем согласный мягкий звук?

Молодцы, все справились с  1 заданием.

Какое же задание во 2 конверте? Давайте посмотрим.

Ребята, посмотрите на доску. Рассмотрите сюжетную картину, и назовите все слова, которые начинаются на твёрдый звук «м». А теперь давайте найдем все слова, начинающиеся на мягкий звук «м*».

Молодцы, вы нашли все слова! Давайте проведем звуковой анализ слова МАГАЗИН. Сколько всего звуков в этом слове?

Аня, какой первый звук в слове МАГАЗИН?

Саша, какой второй звук в слове МАГАЗИН?

Вита, назови третий звук в слове МАГАЗИН.

Матвей, назови четвертый звук в слове МАГАЗИН.

Света, какой звук стоит на пятом месте в слове МАГАЗИН?

Степа, назови шестой звук в слове МАГАЗИН.

Миша, какой звук стоит на седьмом месте в слове МАГАЗИН?

Ребята, скажите, а какой звук в этом слове ударный? Поставьте над ним черную фишку.

Мы все молодцы, и с этим заданием справились легко!

Давайте прейдем к следующему заданию от королевы Знаний. Присаживайтесь на стульчики. Королева Знаний предлагает нам поиграть в игру «Прятки со зверятами». Я вам буду говорить слова, а вам нужно найти спрятанные слова, среди этих букв. А чтобы вам было легче их найти, я вам дам одну маленькую подсказку – спрятанные слова это названий животных или птиц. Готовы?

(теЛЕВизор, КОТлета, стреКОЗА, ЛОСЬон, БАРАНка, паЛИСАдник, сОЛЕНЬе, самоВОЛКа, браКОНЬер, заСЛОНка, уКРОТитель, минУТКА, четЁЖ, диКОБРАз).

Молодцы, вот сколько животных и птиц мы нашли. Но где же они будут жить? Ребята, посмотрите на доску, я приготовила для наших зверей три домика. Обратите внимание на номер дома. В домике с номером 1 будут жить животные, в названии которых 1 слог. В домике с номером 2 будут жить животные, в названии которых 2 слога. Ну а в домике с номером 3 – животные, в названии которых 3 слога.

Почему третий домик остался без жильцов?

Давайте сами придумаем животных, которые могут там жить.

Молодцы, благодаря вам у каждого из них есть свой домик.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

Ногами все потопали

Руками все похлопали

Раз присели, два присели,

Три нагнулись и достали

Рукой левою носок,

Рукой правой потолок

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Повертелись, покружились

На места свои уселись.

Ну вот мы отдохнули, а значит у нас появились силы для работы.

У меня в руках конверт 4 «Расшифруй слово». Посмотрите на свои листочки. Нам нужно отгадать какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы необходимо вписать в пустые квадраты. Первое слово мы с вами расшифруем вместе, а остальные 3 – вы расшифруете самостоятельно. А потом мы все проверим.

Итак, Миша, назови нам второе слово.

У всех так?

Саша, назови нам 3 слово.

Все отгадали это слово?

И наконец, Аня назови нам 4 слово.

Все правильно?

Я открываю последний конверт. Дети, как вы думаете, что это?

Напомните, что такое предложение?

Скажите, что означает каждая полоска на схеме?

 Как пишем первое слово в предложении?

Что ставим мы в конце предложения?

Посмотрите на схему предложения королевы Знания, сколько слов здесь? (3)

- Придумайте предложение по этой схеме.

 Молодцы!

А теперь послушайте еще одно задание.

Составьте предложение из 4 слов, со словом….

 А слово в отгадке.

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла...

Перед вами счетные палочки.

Давайте выложим из счетных палочек схему предложения…

 Сколько слов в этом предложении?

Какое слово первое? Второе? Третье? Четвертое?

Вы все сегодня молодцы, выполнили все задания королевы Знаний. Но постойте, в посылке еще есть какие-то листы.

У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

Воспитатель достает конверт 1 «Умники и умницы»

Воспитатель достает 2 конверт «Найди слово»

На доске висит сюжетная картина. Как только ребенок называет предмет на заданный звук, воспитатель отмечает его нужным цветом.

На столе лежат схемы семизвуковых слов и фишки зеленого/красного/синего цветов на каждого ребенка.

На ковре стоят стульчики на каждого ребенка. Воспитатель достает конверт 3 «Прятки со зверятами». Когда ребенок отгадывает животное или птицу, воспитатель дает ему картинку с изображением этого животного.

На доске висят изображения трех домов (с цифрой 1, с цифрой 2, с цифрой 3). У каждого ребенка в руках картинка с изображением животного. Дети по очереди выходят к доске и заселяют своего животного или птицу в нужный дом.

Дети выполняют движения по тексту. После динамической паузы дети садятся за столы.

Воспитатель достает конверт 4 «Расшифруй слово». На столах у каждого ребенка лежит листок с ребусом и карандаш.

Воспитатель  берет конверт 5 «Составь предложение» и достает из него схему предложения. На столах у каждого ребенка лежат счетные палочки.

Дети составляют предложения, затем совместно выбирается  лучшее. И к нему дети составляют схему из счетных палочек.

Воспитатель достаёт из посылки листы с цепочкой букв на каждого ребенка.

Заключительная часть непосредственно образовательной деятельности

Цель: оценка степени достижения запланированного результата непосредственно образовательной деятельности,  выявление причины успехов и неудач. Восстановление психологического равновесия, поощрение участия детей в совместных играх.

Делали звуковой анализ, выкладывали предложение, определяли количество слогов в словах, писали слова.

Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки!

Раз, два, три в группу нашу нас веди!

Вот мы и вернулись домой. Чем мы с вами сегодня занимались?

Какое задание сегодня вызвало у вас затруднения?

Что понравилось больше всего?

Вам нравится учиться?

Да, когда все получается — мы радуемся! Вы стали совсем взрослыми, многому научились. Королева Знаний поздравляет вас с окончанием  детского сада и дарит вам всем медали. Желает быть такими же успешными в школе.

Наше занятие подошло к концу.

После того как задание будет выполнено, включается еще одно письмо: « Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу (раздаёт медальки каждому ребёнку). Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!!!!»

Звучит волшебная музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «По страницам книги Знаний»

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие».Цель: закрепление и обобщение знаний детей по темам, пройденны...

Конспект НОД речевого развития детей подготовительной к школе группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности речевого развития детей подготовительной к школе группы на тему  "Если б не было зимы …". Цель: Развитие умения составл...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР «Путешествие в страну знаний»

Конспект НОД разработан для детей подготовительной группы с ТНР  с целью систематизировать и закрепить знания дошкольников по лексической теме "Одежда"....

Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Познакомить  детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи,  с образом былинного богатыря Ильи Муромца...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения "Путешествие в страну Знаний"

laquo;Путешествие в Страну Знаний» Цель: формирование предпосылок учебной деятельности Задачи:Продолжать учить детей разгадывать ребусы;Закреплять умения детей задавать вопросы , сужающие ...

Конспект по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Знатоки транспорта"

Основные задачи: Расширять и закреплять представления о транспорте, активизация словаря по теме "Транспорт", познакомить детей с историей транспорта....