Конспект по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Знатоки транспорта"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шельшакова Ольга Александровна

Основные задачи: Расширять и закреплять представления о транспорте, активизация словаря по теме "Транспорт", познакомить детей с историей транспорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_transporta_1.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

Тема: «Знатоки транспорта»

 Подготовительная к школе группе

Подготовила: О.А. Шельшакова,

Воспитатель

МКДОУ Сортавальского МР РК

Дс №23

Первая квалификационная категория

Цель: активизация словарного запаса по теме «Транспорт»

Задачи:

  1.  Расширять и закреплять представления о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме;
  2. Совершенствовать грамматический строй речи;
  3.  Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, память, мышление, речевой слух, ротовой выдох, общую моторику, координацию речи с движением;
  4.  Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Материал и оборудование: картинки по теме «Транспорт», картинка для проведения гимнастики для глаз.

Предварительная работа: беседа «Транспорт на улицах города», разучивание упражнения «На шоссе», разучивание скороговорок о транспорте.

Ход занятия:

Ребята построились «паровозиком».

 Массаж друг другу «Рельсы, рельсы…»

- Ребята, как вы думаете, всегда ли существовал транспорт?

- Подумайте и назовите, каких животных использовали люди в качестве транспортного средства? (лошади, собаки, олени, слоны, быки, верблюды).

- А еще в качестве транспортного средства использовали людей. Человек тянул повозку, в которой сидел 1-2 человека. Такого человека называют рикша. В странах Востока до сих пор можно встретить рикшу.

- В нашей стране большим спросом пользовались лошади. Их запрягали в кареты, повозки. Лошадьми управляли специально обученные люди. Их называли кучер, возница, ямщик.

- Давайте повторим все вместе.

- Лошадей использовали в военном деле, на скачках (соревнованиях), для прогулок (кавалерист, наездник, всадник управляли лошадью)

- Но жизнь не стоит на месте, и вот появились первые велосипеды. Каких только велосипедов не встретишь, об этом можно долго говорить. Но мы просто посмотрим, какие бывают велосипеды.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки, запомнить и повторить отгадки, обобщить отгадки.

  1. Дом по улице идет,                                                                                    

 На работу нас везет.

                  Не на курьих тонких ножках,

                 А в резиновых сапожках. (Автобус)

- К какому транспорту относиться автобус?

(наземный). Назовите еще виды наземного транспорта (ответы детей)

2.Ходит город-великан

На работу в океан. (Пароход)

- К какому транспорту относится пароход? (водный). Назовите еще виды водного транспорта.

3.Стальная стрекоза летит, жужжит,

Над горами кружит. (Вертолет)

- К какому виду транспорта относится вертолет? (воздушный). Назовите еще виды воздушного транспорта (ответы детей).

4. Он гудит, свистит, пыхтит

И по рельсам в путь бежит. (Поезд) (железнодорожный транспорт.)

- А какой ещё очень важный вид транспорта вы знаете?

- Верно! Специальный транспорт. (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина и т.д)

Игра «Летает, плавает, едет». 

  Самолет летит в воздухе, потому что…это воздушный транспорт.

  Корабль плывет в море, потому что… это водный транспорт и т.д.

Игра «Закончи предложение». 

- Предлагаю сыграть в игру. Я начинаю предложение, а вы его заканчивайте.

Автобусом управляет….  (водитель)

Поездом управляет….  (машинист)

Самолетом управляет…(пилот).

Вертолетом управляет…(летчик).

Кораблем управляет…(капитан).

Мотоциклом управляет….  (мотоциклист)

Велосипедом управляет….(велосипедист)

Игра «Один- много». 

 Одна машина- много машин и т.д.

Подвижная игра «На шоссе». (Координация речи с движением).

По шоссе спешат машины.

Ш-ш-ш-шуршат спокойно шины.

И шипят со злом уже:                                                                                                                    

 - Не спеши на вираже!

Еж с мешком и посошком

По шоссе идет пешком.

Над ежом кружится стриж:

-Ты куда же, еж, спешишь?

-Прямо в город по шоссе

Тороплюсь я, как и все.

-Будь, дружок, на стороже,

Не спеши на вираже.

Гимнастика для глаз «Машины».

 - Сейчас мы сделаем гимнастику для глаз. Голову зафиксируйте и только глазами следите за движением машины.

        По городу мчатся с утра и до ночи

        Машины всех марок, красивые очень.

        Поедут направо, налево, кругом,

        Свободны машины и ночью и днем.

Упражнение «Сложные слова

- Сейчас я буду называть 2 слова, а вы из них образуйте сложные слова, названия транспорта. Какое название транспорта можно образовать из слов

Мусор и возить?

Бетон и мешать?

Бензин и возить?

Молоко и возить?

Сам и сваливать?

Лес и возить?

Игра «Подружите слова». (Составление предложений из слов, данных в начальной позиции).

- Ребята, помогите мне подружить слова и произнесите предложения правильно.

Машина, ехать, улица, по.

Управлять, самолет, пилот.

Корабль, плыть, море, по.

Назови целое по частям:

-Палуба, парус, якорь(корабль)

-Хвост, крылья, мотор (самолет)

-Колеса, руль, педали (велосипед)

-Кузов, мотор, кабина (машина)

 Массаж языка «Поезд»

Едем мы по рельсам

(провести верхними зубами от спинки к кончику 3-5 раз),

Едем мы по шпалам,

(Покусать верхними зубами язык от спинки к кончику),

Едет поезд скорый,

Мчится запоздало.

(Провести верхней губой от спинки к кончику языка 3-5 раз).

 «Составь рассказ»

Дети делятся на две команды и раздаются карточки с изображением транспорта. Дети по плану составляют рассказ о транспорте на картинке

План:

  1. Как называется транспортное средство.
  2. Из каких частей состоит.
  3. Кто им управляет.
  4. Для чего предназначен.

Рефлексия занятия:

- Ребята, вы все молодцы!

- Скажите, что сегодня на занятии было сложным?

- А с чем вы справились легко?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД речевого развития детей подготовительной к школе группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности речевого развития детей подготовительной к школе группы на тему  "Если б не было зимы …". Цель: Развитие умения составл...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект занятия в области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе « Транспорт Москвы»

Конспект занятия в области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе« Транспорт Москвы» Программа ДОО: «От рождения до школы»Время проведения...

Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Познакомить  детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи,  с образом былинного богатыря Ильи Муромца...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему "Транспорт"

Методическая разработка по речевому развитию на тему "Транспорт в подготовительной группе...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе по теме «Транспорт»

Ход НОД:1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона).Поздоровайтесь друг с другомУлыбнитесь всем вокруг.Слева другу дайте рукуИ скорей вставайте вкруг. 2. Отгадыван...

Конспект по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Страна Знаний"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленности для детей с ОН...