Консультация для педагогов: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
консультация по художественной литературе
В материале раскрыты задачи по ознакомлению детей с художественной литературой, основные формы работы, ознакомление с художественной литературой на разных возрастных этапах, а также принципы подбора произведений для круга детского чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Ребенок начинает знакомиться с литературой практически с младенчества. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.
Художественная литература дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
С утверждением и введением в действие ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования знакомство с художественной литературой выделено в образовательную область «Речевое развитие».
Отсюда вытекают задачи по ознакомлению детей с художественной литературой:
1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
3. воспитывать литературно - художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
Методика работы с художественной литературой в дошкольном учреждении включает такие формы работы как:
- Чтение и рассказывание одного произведения.
- Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких НОД объединяют новый и уже знакомый материал (старший дошкольный возраст).
- Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства (средний, старший дошкольный возраст):
а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника.
б) Чтение в сочетании с музыкой. На подобных НОД учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка.
- Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.
а) Чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними).
б) Настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»).
Также к этому разделу относятся
в) Кукольный и теневой театр, фланелеграф.
г) Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
- Чтение как часть НОД по развитию речи.
а) Оно может быть логически связано с содержанием НОД (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок).
б) Чтение может быть самостоятельной частью НОД (повторное чтение стихов, закрепление материала).
При работе с детьми важно помнить, что ознакомление с художественной литературой на разных возрастных этапах различно.
У детей младшего дошкольного возраста воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна.
В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекает и к содержанию, и к легко различаемой на слух стихотворение, проза) форме произведения, а так же и к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения,, становится возможен небольшой анализ произведения, т. е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Воспитателям необходимо помнить, что знакомство с художественной литературой не должно ограничиваться только НОД. Чтение и рассказывание книг должно организовываться во все моменты жизни детей в детском саду. Его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:
- оформление книжных уголков в группах детского сада.
– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.
- НОД по ознакомлению с биографиями писателей.
- создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге.
- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.
– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами.
- празднование именин произведения.
- посещение городской библиотеки, с целью ознакомления с новинками художественной литературы.
Принципы подбора произведений для круга детского чтения
Очень важно, какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многогранен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.
Отбор книг для детского чтения должен осуществляться по определенным принципам:
Психологические принципы. Необходим учет возрастных особенностей детей. Возрастные особенности: быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта. Литература должна быть адаптирована для детского чтения: книга сокращается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.
Педагогические принципы. Воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета. Произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.
Литературоведческие принципы. Наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма.
Историко-литературные принципы. Наличие в библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира.
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе должен создаваться литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
К устройству книжного уголка предъявляется ряд требований, представленных на слайде презентации:
- Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.
- Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
- Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательный.
- В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.
В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как игрушку. В литературном центре должны быть 3 – 4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать).
В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 4 – 5 книг, материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др.), разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок. Требования к книгам те же. В литературном центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений. Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращать внимание на последовательность событий. Проводятся беседы о книгах. У детей формируются навыки обращения с книгой.
В старшей и подготовительной группах содержание становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10 дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят русские народные сказки, и сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Данный мастер класс будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, так как он содержит современные формы организации совместной деятельности....
Деловая игра для педагогов "Ознакомление дошкольников с художественной литературой"
В рамках регионального проекта "PRO чтение" была подготовлена игра, которая поможет повысить профессиональный уровень педагогов в работе с детьми по ознакомлению с художест...
Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой...
Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»...
Консультация для воспитателей "Ознакомление дошкольников с художественной литературой"
Особенности восприятия детьми литературных произведений. Задачи и содержание ознакомления с художественной литературой. Круг детского чтения и рассказывания. Методика художественного чтения и рас...
Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Целью ознакомления детей с художественной литературой является формирование будущего, большого талантливого читателя и культурно-образованного человека....
Консультация: "Теоретические основы ознакомления дошкольников с художественной литературой"
Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает не...