Конспект НОД в старшей группе «Мир сказок»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Гаврилова Елена Валерьевна

Конспект НОД направлен на знакомство детей с книжной культурой и детской литературой, формирование читательского интереса у дошкольников, поддержание положительных эмоциональных проявлений детей при слушании произведений.  

Данный конспект  часть конкурсной работы «Художественная литература – детям», занявшей 1 место в своей номинации.

Цель: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках, воспитать у них интерес к чтению в комфортном для них игровом формате;

Задачи:

  • познакомить детей с основными видами сказок;
  • научить детей узнавать и различать виды сказок;
  • совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам;
  • закрепить в памяти и речи детей названия сказок, имена сказочных героев и персонажей;
  •  сформировать и развить эмоциональную отзывчивость, воображение, память, внимание, речь детей, инициативу к взаимодействию с литературными произведениями;
  • развить творческие способности детей, умение выразительно передавать образы сказочных героев в изобразительной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_mir_skazok.docx309.04 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект НОД в старшей группе «Мир сказок»

Методические разработки по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Гаврилова Е. В.
Воспитатель ГБОУ «Школа 2127»

Москва, 2024


Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках, воспитать у них интерес к чтению в комфортном для них игровом формате;

Задачи:

  • познакомить детей с основными видами сказок;
  • научить детей узнавать и различать виды сказок;
  • совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам;
  • закрепить в памяти и речи детей названия сказок, имена сказочных героев и персонажей;
  •  сформировать и развить эмоциональную отзывчивость, воображение, память, внимание, речь детей, инициативу к взаимодействию с литературными произведениями;
  • развить творческие способности детей, умение выразительно передавать образы сказочных героев в изобразительной деятельности.

Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, бытовых, авторских и народных сказок, демонстрация и изучения иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение и разгадывание загадок.

Материал и оборудование: диск с записью музыки из сказок, ноутбук, экран, проектор, слайды с изображением перепутанных иллюстраций к сказкам («Заюшкина избушка», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Гуси – лебеди», «Каша из топора», «Теремок»), картинки с изображениями сказочных персонажей, бумага и цветные карандаши.

Методические приемы: беседа, объяснение, игра, загадки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

(дети отвечают)

Воспитатель: Правильно! О сказках, о грустных и веселых, смешных
и страшных, которые знакомы всем людям с детства. Я знаю, что вы все их очень любите и сейчас я проверю, насколько хорошо
вы знаете сказки.

Воспитатель: А, как вы думаете, что такое сказка?

(ответы детей)

 Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки?

(ответы детей) 

Воспитатель: Правильно! Сказка — это рассказ о вымышленных событиях,
о том, чего на свете не бывает, где главными героями могут быть не только люди,
но и животные, предметы. Вспомните, какими словами начинаются сказки?

(ответы детей: жили – были; в некотором царстве, в некотором государстве, 
в тридевятом царстве в тридесятом государстве…)

Воспитатель: А как вы думаете, кто придумывает сказки?

(ответы детей: народ, люди)

Воспитатель: Правильно, сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать; так через века и дошли до нас сказки. Поэтому такие сказки и называются – народными. Сказки еще бывают и авторскими – это когда сказки сочиняет автор.

Педагог обращает внимание на слайды. На слайдах игра «Путаница»: представлены иллюстрации из сказок «Заюшкина избушка», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Гуси – лебеди», «Каша из топора», «Теремок» с ошибками (например, не «Три поросёнка», а «Три козлёнка»). Детям необходимо понять, что это за сказка, исправить ошибку, определить вид сказки, озвучить её правильное название.

Пример:
http://static.etvnet.com/screenshots/000/145/646/001-lg.jpg https://flomaster.top/uploads/posts/2022-06/1656348692_27-flomaster-club-p-risunok-tri-porosenka-krasivo-31.jpg

«Есть ли сказка «Три козлёнка»? Нет, это ошибка! Есть сказка «Три поросёнка». Это сказка о животных».

Воспитатель: Посмотрите ребята! Одному художнику дали задание нарисовать иллюстрации к сказкам. Но он оказался очень рассеянным
и невнимательным, потому что не прочитал сказки и все перепутал. Давайте посмотрим, что у него получилось.

(дети рассматривают 1 слайд по сказке «Заюшкина избушка»)

Воспитатель: Вы догадались, что это за сказка?

(ответы детей)

Воспитатель: Давайте исправим ошибки.

(дети называют ошибки)

Воспитатель: Это народная сказка или авторская? 

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Как называется следующая сказка?

(дети рассматривают 2 слайд по сказке «Золотой ключик пли Приключения Буратино»)

Воспитатель: А это что за сказка?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте исправим ошибки.

(дети называют ошибки)

Воспитатель: Это народная сказка или авторская? 

(ответы детей)

Воспитатель: Почему сказки называют авторскими? 

(дети: потому что, их сочинил и написал один человек – автор)

Воспитатель: Молодцы, с заданием справились правильно. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» - повесть – сказка советского писателя Алексея Толстого. А теперь приглашаю вас отдохнуть.

Начинается физ. минутка «Буратино»:

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) 

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

(наклоны корпуса вперед) 

Руки в сторону развел,

(руки развести в стороны) 

Ключик, видно, не нашел.

(повороты вправо и лево) 

Чтобы ключик нам достать, 

Нужно на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)

Воспитатель: Как мы здорово отдохнули! Давайте продолжим знакомство со сказками.

(дети рассматривают 3 слайд по сказке «Гуси – лебеди»)

Воспитатель: Вы узнали эту сказку?

(ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете можно ли назвать сказку «Гуси – лебеди» волшебной?

(ответы детей)

Воспитатель: Волшебные сказки – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют фантастические персонажи. В ней происходят чудеса и присутствует магия.

Воспитатель: Давайте исправим ошибки.

(дети называют ошибки)

Воспитатель: Переходим к следующему слайду.

 (дети рассматривают 4 слайд по сказке «Теремок»)

Воспитатель: Я думаю вы догадались, что это за сказка? Что здесь перепутал художник?

(ответы детей)

Воспитатель: Кто герои этой сказки?

(ответы детей)

Воспитатель: животные, значит к какому виду сказок мы её отнесем?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, к сказкам о животных – в которых в качестве главных героев выступают звери, птицы, насекомые, рыбы.

Вы отлично справились с этим заданием и исправили все ошибки! А теперь, у меня есть для вас несколько загадок.

Игра – загадки по сказкам:

  1. Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть к лисе.

Сдобный, маленький клубок.

В сказке звался ….

(Колобок)

Воспитатель: Это народная сказка или авторская?

(Ответы детей: русская народная сказка)

  1. Невзрачный, маленький усач всех запугал зверей.

И победил его не волк, не слон, а воробей.

(Тараканище)

Воспитатель: Это народная сказка или авторская?

(ответы детей: авторская, её автор Корней Иван Чуковский)

  1. Белые козлятки - малые ребятки,

Волку дверь открыли и про все забыли. 

(Волк и семеро козлят)

Воспитатель: Это народная сказка или авторская?

(ответы детей: авторская, её авторы братья Гримм)

4. В сказке лисонька плутовка обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь плакал зайка день и ночь. 

(Лиса и заяц)

Воспитатель: Это народная сказка или авторская?

(ответы детей: Русская народная)

5. Все лето они веселились, играли,

А осень пришла, строить домики стали,

Два дома снес волк — все укрылись в одном,

И дружно зажили в том доме втроем…

(Три поросенка)

Воспитатель: Это народная сказка или авторская? 

(ответы детей: авторская, её автор Сергей Михалков)

6. Прибежище Мышки-норушки,

Зеленой Лягушки-квакушки

И прочей звериной компании.

Скажите мне хором название…

(Теремок) 

Воспитатель: Это народная сказка или авторская? 

(ответы детей: русская народная сказка)

Воспитатель: Молодцы, ребята, выполнили задание, все загадки отгадали. Кто герои этих сказок? 

(ответы детей: Животные, птицы и насекомые). 

Воспитатель: Животные наделены человеческими чертами и могут разговаривать, чувствовать и действовать, как люди. Ребята у нас осталась ещё одна сказка.

(педагог обращает внимание на слайд, дети рассматривают 5 слайд по сказке «Каша из топора»)

Воспитатель: К какому виду сказок можно её отнести?

(ответы детей)

Воспитатель: В бытовой сказке – описывается повседневная жизнь людей. Обычно без магии и волшебства. Её герои борются за справедливость и добиваются своего с помощью смекалки, хитрости или ловкости, получают награду за честность и доброту. Какие вы еще бытовые сказки знаете?

(ответы детей – Репка, Иванушка – дурачок, Терёшечка)

Воспитатель: Молодцы, ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями, вы исправили ошибки художника, отгадали загадки, научились определять виды сказок. Вы самые лучшие знатоки и любители сказок! А теперь представьте, что вы художники и нарисуйте иллюстрации к вашей любимой сказке. Отразите, почему вам нравится именно эта сказка. Может быть, у неё интересные персонажи или сюжет?

Педагог обговаривает с детьми, к какой сказке они хотели бы нарисовать иллюстрацию. Во время самостоятельной работы звучит музыка из сказок.

Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Посмотрите какие красивые работы у вас получились. Сказки учат нас добру. Тот, кто любит, слушает и читает сказки, становится умным, добрым и справедливым!

В конце занятия организовать «Выставку юных художников» с работами детей с занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Страна сказок»

Программное содержание: Учить детей соотносить между собой числовые и игровые карточки; Упражнять в счете в пределах девяти, знать соседей числа; Закреплять представления о различиях и названиях ...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Город сказок»

Увлекательное путешествие в мир математики поможет детям дошкольного возраста быстро освоить материал и весело провести время, а также надолго запомнить встречу со сказочными героями и ощутить себя ге...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Страна сказок»

Закрепить знания цвета.Совершенствовать знания геометрических фигур. Продолжать формировать навыки самостоятельной работыСовершенствовать умение решать задачи.Продолжать устанавливать соответстви...

Конспект НОД в старшей группе для детей с ОНР « Страна сказок»

 Цель занятия - развитие образной речи по средством сказок.    ...

Конспект развлечения в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Создание эмоционально-положительной обстановки и формирование доброжелательных взаимоотношений во время коллективной игры....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Страна сказок К.И. Чуковского"

- Закрепить знания о сказках К.И.Чуковского; - Развивать логическое мышление и умение разгадывать загадки; - Воспитывать чувство прекрасного, ценить и понимать поэзию....

Конспект встречи в старшей группе "Вечер сказок"

Встреча "Вечер сказок" с элементами сказкотерапии для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....