Конспект НОД в старшей группе «Мир сказок»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Конспект НОД направлен на знакомство детей с книжной культурой и детской литературой, формирование читательского интереса у дошкольников, поддержание положительных эмоциональных проявлений детей при слушании произведений.
Данный конспект – часть конкурсной работы «Художественная литература – детям», занявшей 1 место в своей номинации.
Цель: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках, воспитать у них интерес к чтению в комфортном для них игровом формате;
Задачи:
- познакомить детей с основными видами сказок;
- научить детей узнавать и различать виды сказок;
- совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам;
- закрепить в памяти и речи детей названия сказок, имена сказочных героев и персонажей;
- сформировать и развить эмоциональную отзывчивость, воображение, память, внимание, речь детей, инициативу к взаимодействию с литературными произведениями;
- развить творческие способности детей, умение выразительно передавать образы сказочных героев в изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_mir_skazok.docx | 309.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «Мир сказок»
Методические разработки по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
Гаврилова Е. В.
Воспитатель ГБОУ «Школа 2127»
Москва, 2024
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках, воспитать у них интерес к чтению в комфортном для них игровом формате;
Задачи:
- познакомить детей с основными видами сказок;
- научить детей узнавать и различать виды сказок;
- совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам;
- закрепить в памяти и речи детей названия сказок, имена сказочных героев и персонажей;
- сформировать и развить эмоциональную отзывчивость, воображение, память, внимание, речь детей, инициативу к взаимодействию с литературными произведениями;
- развить творческие способности детей, умение выразительно передавать образы сказочных героев в изобразительной деятельности.
Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, бытовых, авторских и народных сказок, демонстрация и изучения иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение и разгадывание загадок.
Материал и оборудование: диск с записью музыки из сказок, ноутбук, экран, проектор, слайды с изображением перепутанных иллюстраций к сказкам («Заюшкина избушка», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Гуси – лебеди», «Каша из топора», «Теремок»), картинки с изображениями сказочных персонажей, бумага и цветные карандаши.
Методические приемы: беседа, объяснение, игра, загадки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
(дети отвечают)
Воспитатель: Правильно! О сказках, о грустных и веселых, смешных
и страшных, которые знакомы всем людям с детства. Я знаю, что вы все их очень любите и сейчас я проверю, насколько хорошо
вы знаете сказки.
Воспитатель: А, как вы думаете, что такое сказка?
(ответы детей)
Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Сказка — это рассказ о вымышленных событиях,
о том, чего на свете не бывает, где главными героями могут быть не только люди,
но и животные, предметы. Вспомните, какими словами начинаются сказки?
(ответы детей: жили – были; в некотором царстве, в некотором государстве,
в тридевятом царстве в тридесятом государстве…)
Воспитатель: А как вы думаете, кто придумывает сказки?
(ответы детей: народ, люди)
Воспитатель: Правильно, сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать; так через века и дошли до нас сказки. Поэтому такие сказки и называются – народными. Сказки еще бывают и авторскими – это когда сказки сочиняет автор.
Педагог обращает внимание на слайды. На слайдах игра «Путаница»: представлены иллюстрации из сказок «Заюшкина избушка», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Гуси – лебеди», «Каша из топора», «Теремок» с ошибками (например, не «Три поросёнка», а «Три козлёнка»). Детям необходимо понять, что это за сказка, исправить ошибку, определить вид сказки, озвучить её правильное название.
Пример:
«Есть ли сказка «Три козлёнка»? Нет, это ошибка! Есть сказка «Три поросёнка». Это сказка о животных».
Воспитатель: Посмотрите ребята! Одному художнику дали задание нарисовать иллюстрации к сказкам. Но он оказался очень рассеянным
и невнимательным, потому что не прочитал сказки и все перепутал. Давайте посмотрим, что у него получилось.
(дети рассматривают 1 слайд по сказке «Заюшкина избушка»)
Воспитатель: Вы догадались, что это за сказка?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте исправим ошибки.
(дети называют ошибки)
Воспитатель: Это народная сказка или авторская?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Как называется следующая сказка?
(дети рассматривают 2 слайд по сказке «Золотой ключик пли Приключения Буратино»)
Воспитатель: А это что за сказка?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте исправим ошибки.
(дети называют ошибки)
Воспитатель: Это народная сказка или авторская?
(ответы детей)
Воспитатель: Почему сказки называют авторскими?
(дети: потому что, их сочинил и написал один человек – автор)
Воспитатель: Молодцы, с заданием справились правильно. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» - повесть – сказка советского писателя Алексея Толстого. А теперь приглашаю вас отдохнуть.
Начинается физ. минутка «Буратино»:
Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел,
(руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
(повороты вправо и лево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)
Воспитатель: Как мы здорово отдохнули! Давайте продолжим знакомство со сказками.
(дети рассматривают 3 слайд по сказке «Гуси – лебеди»)
Воспитатель: Вы узнали эту сказку?
(ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете можно ли назвать сказку «Гуси – лебеди» волшебной?
(ответы детей)
Воспитатель: Волшебные сказки – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют фантастические персонажи. В ней происходят чудеса и присутствует магия.
Воспитатель: Давайте исправим ошибки.
(дети называют ошибки)
Воспитатель: Переходим к следующему слайду.
(дети рассматривают 4 слайд по сказке «Теремок»)
Воспитатель: Я думаю вы догадались, что это за сказка? Что здесь перепутал художник?
(ответы детей)
Воспитатель: Кто герои этой сказки?
(ответы детей)
Воспитатель: животные, значит к какому виду сказок мы её отнесем?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, к сказкам о животных – в которых в качестве главных героев выступают звери, птицы, насекомые, рыбы.
Вы отлично справились с этим заданием и исправили все ошибки! А теперь, у меня есть для вас несколько загадок.
Игра – загадки по сказкам:
- Его съесть хотели все,
Но попал он в пасть к лисе.
Сдобный, маленький клубок.
В сказке звался ….
(Колобок)
Воспитатель: Это народная сказка или авторская?
(Ответы детей: русская народная сказка)
- Невзрачный, маленький усач всех запугал зверей.
И победил его не волк, не слон, а воробей.
(Тараканище)
Воспитатель: Это народная сказка или авторская?
(ответы детей: авторская, её автор Корней Иван Чуковский)
- Белые козлятки - малые ребятки,
Волку дверь открыли и про все забыли.
(Волк и семеро козлят)
Воспитатель: Это народная сказка или авторская?
(ответы детей: авторская, её авторы братья Гримм)
4. В сказке лисонька плутовка обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь плакал зайка день и ночь.
(Лиса и заяц)
Воспитатель: Это народная сказка или авторская?
(ответы детей: Русская народная)
5. Все лето они веселились, играли,
А осень пришла, строить домики стали,
Два дома снес волк — все укрылись в одном,
И дружно зажили в том доме втроем…
(Три поросенка)
Воспитатель: Это народная сказка или авторская?
(ответы детей: авторская, её автор Сергей Михалков)
6. Прибежище Мышки-норушки,
Зеленой Лягушки-квакушки
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название…
(Теремок)
Воспитатель: Это народная сказка или авторская?
(ответы детей: русская народная сказка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, выполнили задание, все загадки отгадали. Кто герои этих сказок?
(ответы детей: Животные, птицы и насекомые).
Воспитатель: Животные наделены человеческими чертами и могут разговаривать, чувствовать и действовать, как люди. Ребята у нас осталась ещё одна сказка.
(педагог обращает внимание на слайд, дети рассматривают 5 слайд по сказке «Каша из топора»)
Воспитатель: К какому виду сказок можно её отнести?
(ответы детей)
Воспитатель: В бытовой сказке – описывается повседневная жизнь людей. Обычно без магии и волшебства. Её герои борются за справедливость и добиваются своего с помощью смекалки, хитрости или ловкости, получают награду за честность и доброту. Какие вы еще бытовые сказки знаете?
(ответы детей – Репка, Иванушка – дурачок, Терёшечка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями, вы исправили ошибки художника, отгадали загадки, научились определять виды сказок. Вы самые лучшие знатоки и любители сказок! А теперь представьте, что вы художники и нарисуйте иллюстрации к вашей любимой сказке. Отразите, почему вам нравится именно эта сказка. Может быть, у неё интересные персонажи или сюжет?
Педагог обговаривает с детьми, к какой сказке они хотели бы нарисовать иллюстрацию. Во время самостоятельной работы звучит музыка из сказок.
Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Посмотрите какие красивые работы у вас получились. Сказки учат нас добру. Тот, кто любит, слушает и читает сказки, становится умным, добрым и справедливым!
В конце занятия организовать «Выставку юных художников» с работами детей с занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Страна сказок»
Программное содержание: Учить детей соотносить между собой числовые и игровые карточки; Упражнять в счете в пределах девяти, знать соседей числа; Закреплять представления о различиях и названиях ...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Город сказок»
Увлекательное путешествие в мир математики поможет детям дошкольного возраста быстро освоить материал и весело провести время, а также надолго запомнить встречу со сказочными героями и ощутить себя ге...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Страна сказок»
Закрепить знания цвета.Совершенствовать знания геометрических фигур. Продолжать формировать навыки самостоятельной работыСовершенствовать умение решать задачи.Продолжать устанавливать соответстви...
Конспект НОД в старшей группе для детей с ОНР « Страна сказок»
Цель занятия - развитие образной речи по средством сказок. ...
Конспект развлечения в старшей группе «Путешествие в страну сказок»
Создание эмоционально-положительной обстановки и формирование доброжелательных взаимоотношений во время коллективной игры....
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Страна сказок К.И. Чуковского"
- Закрепить знания о сказках К.И.Чуковского; - Развивать логическое мышление и умение разгадывать загадки; - Воспитывать чувство прекрасного, ценить и понимать поэзию....
Конспект встречи в старшей группе "Вечер сказок"
Встреча "Вечер сказок" с элементами сказкотерапии для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....