Исследовательская деятельность "Сказочный вид транспорта"
проект по художественной литературе (старшая группа)

Партина Вера Владимировна

«Сказочный вид транспорта» - исследовательская деятельность. Объектом исследования являются сказки, литературные произведения. Предметом исследования являются средства передвижения героев в сказках.  Цели исследовательской деятельности: закрепить полученные знания детей по лексической теме «Транспорт», в том числе, через ознакомление с художественной литературой и произведениями кинемато­графа; учить понимать содержание прочитанного и увиденного, делать выводы и пользо­ваться полученными знаниями; поддерживать интерес к самостоятельному чтению, книге, воспитывать бережное отношение к ней.

     Задачи: помочь понять детям, что книга является источником знаний; учить анализировать прообразами, каких летательных аппаратов стали сказочные и литературные «летательные» приспособления; активизировать познавательную деятельность при изучении правил дорожного движе­ния и чтении сказок; создать своеобразную библиотечку сказочных и литературных летающих героев; подготовить цикл свободных занятий (с использованием ИКТ технологий и мультиме­дийных устройств) и бесед по данной теме для воспитанников группы. Исследовательская деятельность проводилась в подготовительной группе «Бабочки» в составе 14 воспитанников в 2020 учебном году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект - исследовательская деятельность на тему:

«Сказочный вид транспорта»

Объектом исследования являются сказки, литературные произведения.

Предметом исследования являются средства передвижения героев в сказках.

 Цель:

1. Закрепить полученные знания детей по лексической теме «Транспорт», в том числе, через ознакомление с художественной литературой и произведениями кинематографа;

2. Учить понимать содержание прочитанного и увиденного, делать выводы и пользоваться полученными знаниями;

3. Поддерживать интерес к самостоятельному чтению, книге, воспитывать бережное отношение к ней.

Задачи:

1. Помочь понять детям, что книга является источником знаний;

2. Учить анализировать прообразами, каких летательных аппаратов стали сказочные и литературные «летательные» приспособления;

3.Активизировать познавательную деятельность при изучении правил дорожного движения и чтении сказок;

4. Создать своеобразную библиотечку сказочных и литературных летающих героев;

5. Подготовить цикл свободных занятий (с использованием ИКТ технологий и мультимедийных устройств) и бесед по данной теме для воспитанников группы.

Результаты:

  • Совместно с детьми были прочитаны (просмотрены) и проанализированы русские народные сказки, сказки и легенды народов мира, и художественные произведения известных детских писателей, в которых сказочные и литературные герои летают сами или при помощи «летательного» приспособления.
  • Составлен иллюстрированный каталог произведений (библиотечка) о летающих героях и средств их передвижения.
  • Подготовка  презентации в программе Power Point и её апробирование в рамках дополнительного усвоения пройденного материала по лексической теме.
  • Подготовлен текстовый иллюстрированный буклет в программе Microsoft Word, который можно использовать как наглядное пособие и как своеобразную энциклопедию летающих героев.

Актуальность данной темы заключается в том, что мы часто слышим о дорожно-транспортных происшествиях, в которые попадают люди и в которых они, к сожалению, гибнут. Взрослые предупреждают детей, мы изучаем правила дорожного движения, стоят на дорогах предупреждающие знаки, следят за движением инспекторы, а ДТП не становится меньше. Почему? Может, ответ на этот вопрос можно найти в сказках, где герои активно передвигались, и никаких ДТП там не было.

Введение:

Если внимательно изучить историю развития человеческого общества, то можно заметить, что у каждого древнего народа, населявшего Землю, были свои сказочные и мифические летающие герои. Сложенные за спиной крылья имели добрые, а порой и священные существа, спускающиеся на Землю. Были ими снабжены и ужасные драконы, несущие людям зло. Всякий мудрый волшебник должен был, прежде всего, летать.

В русских же сказках можно найти следы самых разных культур Запада и Востока, Севера и Юга. Птица Феникс - она же Жар-птица, дракон о трех головах, крылатые туфли, чаще известные как сапоги-скороходы, ковер-самолет. Наши планеристы считают своим прямым предком того, кто парил когда-то на этом ковре-самолёте. Ковёр - самолёт был построен как планёр - бесхвостка, по последнему слову нынешней техники.

Все эти существа и волшебные атрибуты, созданные для полета, так или иначе, присутствуют почти в каждой сказке, тем самым создавая хитро переплетенный, но целостный пласт русской мифологии и культуры. Примечательно, что большинство летающих персонажей русских сказок, в отличие от сказок Европы, не являются воплощением мечты человека о полетах. Их способность летать не есть чудо, с ними можно договориться, поймать, приручить, перехитрить или, в конце концов, просто пообщаться на равных. С другой стороны, среди главных героев нередко встречаются красавцы и красавицы, царевичи и царевны, которые, «бросившись оземь», могут обернуться голубкой или соколом, воробушком и даже шмелём.

Больше всего народу летало в сказках на разных метлах. У всякой настоящей ведьмы был маленький веничек или помело. Знаменитая русская ведьма, Баба- яга, первая заменила метлу деревянной ступкой. Баба - яга - самый популярный летающий персонаж русских сказок. По воздуху неизменно перемещается в ступе, нередко размахивая метлой. Баба-яга предпочитает проводить дни и ночи в своей причудливой избушке или же в компании Лешего и Кикиморы. Появление в сказке ее ступы, рассекающей небо над лесом, не обещает, как правило, ничего хорошего - всякую человечину Костяная Нога норовит съесть. Но и на старуху бывает проруха, и Яга отнюдь не лишена человеческих слабостей - коли угодить ей, откроет смелому герою кладенцы своей древней мудрости: то травинку нужную даст, то расскажет, что, да где в лесу добыть можно. Баба - яга, дух леса, русское лихо, сказочное существо, наводящее ужас на простых смертных своей действительно страшноватой внешностью и образом жизни - самостоятельная волшебная сила, с которой нужно считаться не потому, что она умеет летать, но потому, что просто существует в тех магических русских лесах, куда порой заносит лишь богатырей да дураков.

После драконов и ведьм, возможность летать для героев и антигероев перекочевала в более безобидную и безопасную форму детских литературных сказок. В детских сказках Запада полеты возникают часто: у Маленького Мука (В. Гауф) появляются башмаки, которые переносят его, куда он пожелает, Снежная Королева (Г.Х. Андерсен) катит заболевшего Кая по небу в своих холодных санях…

А вот, например, Питер Пен (Джеймса Барри) - один из самых знаменитых сказочных «летунов». Это один из немногих персонажей, который летает сам по себе, без дополнительных волшебных атрибутов, и это для него так же естественно, как дышать воздухом. Мальчик Питер, посещающий дома городских жителей, в одной из комнат теряет свою тень, улететь без которой ну никак не может.

Летать на протяжении почти всей сказки пришлось и персонажу рассказа С.Лагерлёф о невероятных приключениях Нильса и гусиной стаи. И хотя здесь также не обошлось без колдовства, сделавшего из него мальчика - с - пальчик, все-таки летать ему было куда более тревожно, цепляясь за перья на шее непривычного к перелетам домашнего гуся и опасаясь сорваться от дуновения ветра или чересчур резкого виража. Здесь возможность перемещаться по воздуху - досадная и очень волнительная необходимость на пути к спасению мальчика от чар раздраженного кудесника-гнома. Другое дело гусь Мартин, не знавший ни сладкого ощущения долгого перелета, ни земель дальше птичьего двора. Для него как раз возможность присоединиться к стае диких гусей - единственный вариант освобождения от рутинной жизни деревенской птицы и судьбы горячего ужина с печеными яблоками и похвалами хозяйке о ее кулинарных талантах. Превращение неопытного и слегка наивного Мартина в героя дикой гусиной стаи - чудо, вероятно, поважнее умения летать. Потому-то автор в итоге и оставляет свободное небо птицам, а человеку – возможность выходить победителем из любых невероятных ситуаций.

Однако самым обаятельным летающим обитателем европейских сказок остается веселый, Карлсон, что, с легкой руки Астрид Линдгрен, живет на крыше и, который благодаря талантливым русским мультипликаторам, стал любимым героем всех детей от 4 до 80 лет. Имея за плечами небольшой и необременительный пропеллер, он волен кочевать от этажа к этажу, заглядывая с улицы в окна, пошаливая то тут, то там, сея легкий беспорядок за спиной у ворчливых нянь и домохозяек. Веселость, умение дарить радость другим и превращать все в хорошую шутку – свойства вполне человеческие, но встретить их в жизни бывает так же трудно, как парящего прохожего. Умение Карлсона летать - всего лишь следствие его легкого, но отнюдь не легкомысленного характера. И не беда, если вдруг моторчик забарахлит, - банка малинового варенья, и все снова будет хорошо.

Неплохим лётчиком-любителем был барон Мюнхгаузен (Э.Распэ), если верить его собственным словам. Он был мастер на всякие выдумки. Один раз он совершил отважный полёт на утках, гирляндой нанизанных на верёвочку. В другом случае ему удалось побить рекорд скорости, летая на пушечном ядре.

Основная часть:

Мы прочитали русские народные сказки: « Ковёр самолёт», « Баба Яга», « По щучьему велению», « Гуси Лебеди», « Конёк Горбунок», « Летучий корабль», «Иван Царевич и Серый Волк», «Маша и медведь» и др.;

Литературные сказки: «Маленький Мук и волшебные башмаки», «Волшебник Изумрудного города», « Кот в сапогах», «Дюймовочка», « Золушка», «Снежная королева», «Сказка о царе Салтане», «Доктор Айболит» и др.;

Посмотрели мультипликационные фильмы: «Винни-Пух и все, все, все», «Карлсон, который живет на крыше», « Приключения Мюнхаузена», «Лягушка путешественница», «Приключения Незнайки», «Питер Пенн», «Мери Поппинс», «Сказки Ойле Лукое», «Алладин и волшебная лампа» и др.;

Мы учились исследовать сказки, сравнивать, находить общее и различие;

Выясняли, зачем нужны средства передвижения героям и людям в реальной жизни;

Узнавали, чем отличается сказочный транспорт от настоящего и определяли, какой транспорт эффективнее;

Определяли общие характеристики сказочного и реального транспорта и их отличительные черты;

Узнавали качества и возможности сказочного транспорта, а также необходимость соблюдать правила безопасного вождения;

Мы узнали, что во всех этих сказках герои передвигаются сказочным воздушным, водным, наземным видом транспорта. По воздуху с помощью разных средств: ступы и метлы, ковра - самолета, сапог - скороходов, летающего корабля, воздушных шариков, зонтике, волшебной пыльцы, на ядре, гусях, собственного пропеллера и домика, на орлах. По воде в лепестке розы, на листе кувшинки, кораблике, лодочке, бочке, ките. По суше - на волках, санях и карете.

Все сказочные средства передвижения мы разделили на три группы:

1. Волшебные предметы (Ковёр - самолёт, летучий корабль, ступа, метла, русская печь, сапоги скороходы)

2. Животные и птицы (гуси-лебеди, волк, конек-горбунок, утки, ласточка)

3. Разное (пропеллер, бочка, ядро, воздушные шары).

Мы играли в игру «Что на что похоже», которая помогла нам найти общие части устройства сказочного и реального транспорта. Мы выявили, что у всех реальных летательных аппаратов есть крылья, а в сказках они необязательны. У ступы, ковра - самолета, сапог - скороходов нет емкости для горючего, нет колес (шасси). Реальный транспорт рассчитан на несколько десятков, а то и сотен пассажиров, а сказочные вместят одного или нескольких героев.

Выводы:

Сравнив внешние и качественные характеристики, мы пришли к выводу, что сказочные виды транспорта гораздо удобнее, выгоднее, скоростнее и мобильнее реального транспорта:

  • им не требуется специальной подготовки для взлета
  • они совершенно бесплатные, так как не надо денег на бензин и ремонт
  • не надо учиться ими управлять — это легко
  • они могут подлететь в любое место

Но! Они не являются совершенными, потому что вмещают мало людей, некоторые небезопасны (с ковра - самолета можно свалиться, карета превращается в тыкву). Хотя до детского сада, и правда, быстрее и интереснее добраться на сказочных средствах передвижения.

Мы увидели, как много передвигались сказочные герои и у них никогда не было аварий ни на суше, ни на воде, ни в воздухе. Почему? Во-первых, потому, что все они передвигались, чтобы делать добрые дела: Айболит, чтобы лечить, Серый волк, чтобы помочь Ивану-царевичу, бычок и медведь спасают девочек, Герда искала Кая и т.д. Во-вторых, все герои с уважением, терпением, пониманием относились к другим участникам движения, понимали, что нарушать чьи-либо права нельзя. Поэтому в сказках никаких ДТП не было, и у героев сказок можно этому поучиться.

Исследовав данную тему, проанализировав художественные произведения, мы с детьми пришли к ещё таким выводам. Сказочные и литературные герои поднимаются в воздух благодаря удивительной фантазии человека, благодаря его вечному желанию преодолеть земное притяжение, подняться над обыденной жизнью и ощутить настоящую свободу, чтобы почувствовать объёмность и бесконечность мира. Именно поэтому им не нужны специальные, умные аппараты. Они летают с помощью самых простых вещей, которые нашлись в доме. Это метла, которой подметают пол или двор, ступа, в которой толкли зерно для получения муки, ковёр, которым украшают жилище, сапоги, которые раньше носили самые богатые горожане, телега (она же колесница), в которой возили свой скарб, санки, на которых дети до сих пор катаются зимой с горы, зонтик, которым закрываются от дождя, пропеллер, похожий на вентилятор для охлаждения воздуха, воздушный шарик, который дарят на день рожденья. Именно поэтому летают и самые реальные домашние и дикие животные и птицы: конь, кобылица, жеребёнок-горбунок, козёл, олень, волк, гуси-лебеди, утки. А некоторые летают, даже не выходя из дома, как девочка Элли. И, наконец, «самый-самый» не нашёл под рукой ничего более подходящего, чем обыкновенное пушечное ядро. Им не нужна никакая подготовка, и они готовы перемещаться в пространстве и времени и летать до тех пор, пока человек способен мечтать о полёте, до тех пор, пока однажды человек взмахнёт руками-крыльями и полетит…

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений - особая, сказочная, доступная.

В заключении представляем вашему вниманию мудрые пословицы и поговорки путешественникам:

  • Тише едешь – дальше будешь.  (Не превышай скорость)
  • Ретивая лошадка недолго живёт. (Не перегружай мотор)
  • Тихий воз на горе будет. (Двигайся осторожно)
  • Не зная броду, не суйся в воду. (Изучи дорогу)
  • Едешь на день, бери хлеба на неделю. (Бери в дорогу припасы)
  • Тяжело против воды плыть. (Выбирай удобную дорогу)
  • На хромом коне далеко не уедешь. (Транспортное средство содержи в порядке)

Список использованной литературы.

1.Андерсен Г.Х. «Дюймовочка». Ижевск, «Странник» 1994г.

2.Андерсен Г.Х. «Снежная королева». М., «Детская литература», 1985г.

3.Гаршин «Лягушка-путешественница». Родная речь. М., «Просвещение», 1995г.

4.Репин Я.С. «Дорожная азбука». М., Ордена «Знак почёта» издательство ДОСААФ СССР, 1980г.

5.Русские народные сказки. Новосибирское книжное издательство, 1989г.

6.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., «Просвещение», 1990г.

7.Сказки, пословицы, загадки. М., «Детская литература» 1989г.

8.Хрестоматия по детской литературе. М., «Детская литература», 1965г.

9.Хрестоматия для дошкольников (1,2,3т). М., АСТ 1997г.

10.Чуковский К.И. «Айболит». М., «Детская литература», 1997г.

https://nevsauto.ru/skazochnyi-transport-v-skazkah-nazovite-izvestnye-vam-skazochnye-sredstva.html

https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXLy4pSsxL1C3LLyjKL84v0ysq1S_PL8rWLzMwMDC2NNVnYDA0MzExsjQ1srRk2FC8Lzyt6bvhE06bjY97a68AACkEGJ8&src=59756fa&via_page=1&user_type=f&oqid=8028c0b811b58c7b

https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpKLbS1y8oKNHNz8vJzEvVyy9K1zczN7Q0MmNgMDQzMTGyNDc2M2CQXs_Q56wmvTNgka2KMotxHQAQTxCA&src=393e646&via_page=1&user_type=f&oqid=802ac3ff7035b536


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность"Виды транспорта"

Каждый мальчишка интересуется видами машин, поэтому мы провели исследовательскую работу по видам транспорта...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Сказочный транспорт»

тема: «Сказочный транспорт» в старшей группе....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Транспорт».

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема «Транспорт».Цель.  Уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный)...

Исследовательский проект: «Математика и транспорт».

Формирование у детей начальных представленийо математике через расширение знаний детей о транспорте....

Познавательно - исследовательская, "Виды водного транспорта"

Познавательно - исследовательская, "Виды водного транспорта"...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему «Транспорт»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему «Транспорт»Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Транспорт»

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего возраста.«Транспорт»...