семинар для педагогов
презентация к уроку по художественной литературе (старшая группа)
Семинар –практикум
«Патриотическое воспитание через художественную литературу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot._vospitanie_cherez_hudozhestvennuyu_literaturu_1.pptx | 321.44 КБ |
patrioticheskoe_vospitanie_cherez_hud._literaturu_eremeeva_yu.l._1.pptx | 589.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: «Повышение педагогического уровня, профессиональной компетентности, по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников через чтение художественной литературы». Задачи: 1. Проанализировать задачи и содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. 2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста для осуществления нравственно-патриотического воспитания через использование детской художественной литературы. 3. Провести оценку эффективности предложенной системы работы по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с художественной литературой.
АКТУАЛЬНОСТЬ Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностей русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье. Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, СМИ, на улице, на народных праздниках, мероприятиях, ну и конечно в детском саду, и в школе, под руководством воспитателей и учителей.
В работе по патриотическому воспитанию используются разные методы : - целевые прогулки; - наблюдения; - рассказы; -беседы; -Познавательные занятия; -Дидактические игры; - использование детских художественных произведений, фильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение) - разучивание с детьми русских народных песен, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений; -детское художественное творчество; - привлечение детей к посильному общественно – полезному труду в ближайшем окружении; - мой личный пример.
Художественная литература в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Одна из важнейших задач патриотического воспитания, решаемая художественной литературой – вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создававших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков беречь и любить свою Родину.
Наиболее доступным восприятию детьми дошкольного возраста является устное народное творчество, в котором отражается история народа и его духовное богатство. К старшему дошкольному возрасту дети знакомы со многими видами устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки. Вместе с тем, в этот период особое значение приобретают считалки, скороговорки, волшебные сказки. Для знакомства с родной культурой важно не только научить ребенка некоему количеству поговорок и прибауток, но и уделить внимание тому, чтобы они использовались им в подходящих играх или обрядах.
Русская народная сказка Самым ярким и любимым жанром детей остается русская народная сказка. Она полна чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, и не только развлекает и радует детей, но и закладывает основы патриотизма. Примерами таких сказок являются «Морозко», «Гуси-Лебеди», «Крошечка-Ховрошечка» и многие другие. Былины Особый жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем возрасте. Содержание былин вплотную подводит к патриотическому воспитанию. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью героев (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеше Попович, Садко, Змей Горыныч, Соловей-Разбойник и др.) Для детей лучше использовать адаптированные варианты текстов.
В число произведений для дошкольного возраста входят обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы. К небывальщине и нелепицам дети проявляют особый интерес. У дошкольников уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире. В небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, образами и понятиями, мысленно переставляя их и ощущая себя значимыми и компетентными. Стихи и рассказы о войне- являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С.Михалкова, С.Васильева, А.Твардовского -о подвигах и мужестве солдат партизан, защищавших родину, не жалевших себя в борьбе- являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще . А слушая рассказы А.Гайдара, Л.Кассиля, А.Митяева и др. дети сопереживают и волнуются за героев; впервые осознав всю жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против военных действий, нападений на мирных жителей, получают первые представления о равенстве всех рас и национальностей.
Рассказы о стране и родном городе - это отдельный вид специальной детской литературы, который рекомендуется для решения задач патриотического воспитания дошкольников. Использую в своей работе данные произведения, педагог имеет возможность знакомить детей с бытом, традициями наших предков, отдельными историческими моментами, оказавшими влияние на развитие и становление родной страны и города. Рассказы о природе - изучаются с целью ознакомить детей с красотой родной страны (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Рассказы Паустовского К.Г., Пришвина М.М., Бианки В.В. и многих других - это яркие зарисовки из жизни натуральной природы и ее обитателей. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки и понятны детям.
Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления: 1.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ 2. ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ 3. КУЛЬТУРНОЕ: Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков. Дошкольное детство – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа.
Сейчас я вам предлагаю принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс». Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны.
Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? Страна
Что означают цвета Российского флага? синий — духовность, постоянство красный — сила и пролитая за родину кровь . белый — чистота, мир, благородство
Официальная эмблема государства.
Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы.
Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации?
Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами. - Предлагаю участникам команд открыть карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.
1. Природа является важным фактором в воспитании нравственно-патриотизма . Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
2.Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. 3. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Задание для педагогов . Каждая команда составляет пословицу 1. Береги землю родимую, как мать любимую . 2. Человек без Родины, что земля без семени .
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача. Решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностей русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье. Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, СМИ, на улице, на народных праздниках, мероприятиях, ну и конечно в детском саду, и в школе, под руководством воспитателей и учителей . Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире актуальна. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Но если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря, озера, горы, исторические памятники, словом рукотворные и природные чудеса, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениями, и болеть ее горестями. Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства - вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества
Патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, в результате которого у ребенка формируются представления, взгляды, убеждения, патриотическая позиция. Именно в дошкольном возрасте идет процесс социальной адаптации, жизненного определения, становление личности, формируются основные нравственные качества ребенка. Поэтому патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
В рамках развивающего потенциала художественной литературы - целесообразно применять следующие принципы для воспитания патриотизма у детей : – принцип учета самоценного значения художественных произведений для воспитания патриотизма детей; – принцип подбора конкретных художественных текстов, исходя из их морального и духовно-развивающего потенциала; – принцип использования, кроме привычных жанров (поэзия, сказка, рассказ), больших литературных форм авторских сказочных и реалистических повестей, а также циклов рассказов и сказок со сквозным главным героем, создающих целостную картину событий. Это является особенно существенным для детей старшего дошкольного возраста, так как позволяет им показать широкий спектр возможных моделей поведения в разнообразных и меняющихся обстоятельствах; – принцип использования совокупности художественных текстов, специально отобранных с учетом их структуры (художественной формы) и содержательно-смыслового наполнения. Эта совокупность имеет вид обязательной систематической программы, но также может быть представлена лишь в виде рекомендательного круга чтения. Педагог может подготовить список художественных произведений, воспитывающих патриотизм, которые он мог бы рекомендовать родителям для совместного прочтения с детьми дома
Составляющие патриотического воспитания в художественной литературе - О Великой Отечественной войне - О природе - О столице России и о родном городе - Рассказы о различных профессиях - Фольклор: Пословицы Поговорки Сказки Былины
Игра: «Научим послушанию» Ход: раздаются карточки с иллюстрациями к знакомым сказкам, в которых дети ослушались наказа старших: «Гуси-лебеди», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др. Вашему вниманию представлены картинки из сказок Задание — рассказать, как надо было действовать героям, чтобы избежать неудобной ситуации Игры на семинаре-практикуме
Д/и «Из какого произведения отрывок» Он шагает по району От двора и до двора, И опять на нём погоны, С пистолетом кобура. Он с кокардой на фуражке, Он в шинели под ремнём, Герб страны блестит на пряжке Отразилось солнце в нём! Он идёт из отделенья, И какой-то пионер Рот раскрыл от изумленья: "Вот так ми-ли-ци-о-нер !"
Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и счастливо облизывается.
Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он, Ленинградский …….
Перечень художественной литературы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Перечень литературы Задачи Вторая младшая группа (3 – 4 года ) Е. Благинина «Мама спит, она устала…» К.Д. Ушинский Рассказы для детей 3 – 4 лет П. Синявский «Родная земля», «Родное», «Родной огонек», «Что такое Родина?», «Рисунок», «Родная песенка» А.И. Горляк «Белая ромашка…» Л. Олифирова «Главные слова» А. Барто «Флажок» Русские народные потешки, заклички , песенки: « Аты – баты, шли солдаты» Задачи: Знакомить с художественной литературой по патриотическому воспитанию и расширять знания о своей семье, родном городе, стране, через художественное слово, воспитывать интерес к истории
Средняя группа (4 – 5 лет) В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» К.Д. Ушинский Рассказы для детей 4 – 5 лет Л. Кассиль «Сестра», «Твои защитники» О. Емельянова «Любовь к Родине», «Наша родина – Россия!» В. Степанов «Необъятная страна» Л. Олифирова «Главные слова», «Наша Родина», «Родимая страна» В. Орлов «Я узнал, что у меня…», «Разноцветная планета», «Родное» В. Шариков «Самый лучший в мире Триколор в России…» П. Синявский «Родная земля» Ю. Друнина «Веет чем – то родным и древнем» Е. Трутнева «За мир, за детей» А. Пришелец «Наш край», «Необъятная страна» Т. Бокова «Родина» Ю. Энтин «Край, в котором ты живешь» Р. Босилек «Над родной землею» Л. Воронько «Лучше нет родного края» Задачи: Осознание принадлежности к своему городу, национальности; • Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми; • Пробуждение бережного отношения к своему языку; • Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться; • Развитие способности верить в себя и в свои возможности; • Формирование представлений родном крае
Старшая группа (5 - 6 лет) К.Д. Ушинский Рассказы для детей 5 – 6 лет А. Митяев «Мешок овсянки» А. Прокофьев «Родина» А. Твардовский «Рассказ танкиста» З. Александрова «Дозор», «Родина» К. Симонов «Сын артиллериста» М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни» М.Ю. Лермонтов «Родина» О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «Салют» С. Баруздин «Слава», «Страна, где мы живём», «За Родину» С. Михалков «Моя улица» В. Степанов «Песня», «Российская семья», «Наш дом», «Встреча» В. Семернин «Родиной зовётся…» П. Синявский «Рисунок», «Россия» Г. Ладонщиков «Родная земля», «Скворец на чужбине» П. Вяземский «Степь», «Ещё тройка» В. Жуковский «Там небеса и воды ясны», «Родного неба милый свет» А. С. Пушкин «Зимнее утро» Ф, Глинка «Сон русского на чужбине», «Москва» М. Лермонтов «Родина», отрывок из поэмы «Сашка» Н. Крупина « Аты – Баты» А.Д. Головин «День Победы» А.Я. Гольдберг «Баллада об угольке» Н. П. Сидоренкова «Русь» Л.С. Кызыма «Если был бы я художник», «Родина» А. Горляк «Красная площадь» Н. Забила «Как велика моя земля» (отрывок) Т. Белозеров «В родном краю» А. Агебаев «День Победы»
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) К.Д. Ушинский Рассказы для детей 6 – 7 лет А. Барто «На заставе» А. Дугилов «Моя улица». А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему Армия родная», «Москва» А. Прокофьев «Родина» В.Н. Орлов «Парад», «Салют», «Родина», «Здравствуй, Родина моя», «Рисунок», «Старший брат», «Что нельзя купить» • Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству; • Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни города, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины; • Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности З. Александрова «Дозор», «Родина» Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники» М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец» М.Ю. Лермонтов «Родина» О. Высоцкая «Мой брат уехал на границу» С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом» С. Михалков «Моя улица»
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача. Решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.
Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...
Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"
Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...
Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"
Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...
Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"
Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....
Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"
Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...
Семинар для педагогов "Внедрение Профессионального стандарта педагога-новый шаг к качеству образования"
Внедрение профессионального стандарта педагога в ДОУ...
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....