Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Сказка В. Г. Сутеева «Яблоко».
план-конспект занятия по художественной литературе

Рослова Анна Николаевна

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературойСказка В. Г. Сутеева «Яблоко».

Цель: учить детей понимать смысл сказки, выявлять заключенную в ней мораль.

Программное содержание:

- продолжать учить детей внимательно слушать художественные произведения, не перебивать;

- продолжать учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

- развивать у детей творческие способности;

- воспитывать у детей любовь к художественным произведениям;

Материал: портрет В. Г. Сутеева; сказка «Яблоко»; иллюстрации к сказке;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hud.lit-ry_suteev_yabloko.docx271.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Сказка В. Г. Сутеева «Яблоко».

Цель: учить детей понимать смысл сказки, выявлять заключенную в ней мораль.

Программное содержание:

- продолжать учить детей внимательно слушать художественные произведения, не перебивать;

- продолжать учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

- развивать у детей творческие способности;

- воспитывать у детей любовь к художественным произведениям;

Материал: портрет В. Г. Сутеева; сказка «Яблоко»; иллюстрации к сказке;

Ход занятия:

Часть 1. Чтение сказки.

Воспитатель:

- Сегодня я хочу познакомить вас со сказкой детского писателя В. Г. Сутеева (показывает детям портрет В. Г. Сутеева). Называется сказка - "Яблоко". Хотите послушать?

Дети: Да.

Воспитатель: - Тогда слушайте внимательно.

Часть 2. Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель проводит беседу, предлагая детям ответить на вопросы:

1. Вспомните, в какое время года происходит действие сказки?

2. Кто первым увидел яблоко?

3. Почему и заяц, и ворона, и еж считали яблоко своим?

4. Чем закончился спор зайца, ежа и вороны? Кто остановил начинающуюся драку?

5. Почему заяц, ворона и еж попросили медведя рассудить их спор?

6. Какое решение спора предложил Медведь?

7. Как разделили яблоко?

8. Почему все остались довольны решением Медведя?

9. Как вы думаете, какова главная мысль этой сказки, ее мораль?

Физкультминутка: «Яблоко»

Вот так яблоко!

Оно

Соку сладкого полно

Руку протяните,

Яблоко сорвите

Стал ветер веточку качать,

Трудно яблоко достать

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко!

Оно

Соку сладкого полно

встали

руки в стороны

руки на пояс

протянули руки вперед

руки вверх

качаем вверху руками

подтянулись

подпрыгнули

хлопок в ладоши над головой

встали

руки в стороны

руки на пояс

Часть 3. Театрализованные игры по содержанию сказки. Разыгрывание сказки по ролям.

Воспитатель предлагает детям разыграть этюды:

1. Представьте себя зайцем, который бежит по лесу по каким- то своим делам. Какой у него вид? Наверно, озабоченный. Наш зайка готовится к зиме. Изобразите такого деловитого зайчишку.

2. И вот вдруг заяц увидел яблоко, совершенно неожиданно. Наш заяц (паузой воспитатель побуждает детей к ответу) удивился, поразился. Постарайтесь изобразить удивленного зайку.

3. А теперь покажите, как зайцу хочется съесть яблоко, как он старается его достать. А какое чувство испытывает зайка от того, что не может сорвать яблоко? Наверно, он разочарован, огорчен, ему обидно до слез. Постарайтесь с помощью мимики и жестов показать эти чувства зайчика.

4. А теперь представьте, что сорванное яблоко" убегает" от зайца. Как на это реагирует заяц? Постарайтесь это изобразить.

5. Как вы думаете, какие чувства испытывали заяц, ворона и еж, когда не сумели поделить яблоко? Они были. злы друг на друга обижены, рассержены. Изобразите их состояние. Посмотрите друг на друга, на выражение ваших лиц. Как вы думаете, могут ли договариваться друг с другом люди, если они так злы?

6. Вспомните, как в сказке говорится про Медведя, когда он увидел ссору и драку? "Медведь как рявкнет". Попробуйте изобразить рассерженного, сердитого медведя.

7. Чтобы разрешить спор, медведь задумался. Покажите теперь друг другу задумавшегося мишку.

Воспитатель:

- А теперь давайте попробуем разыграть всю сказку. Кто из вас будет зайцем, медведем, вороной и ежом?

Дети выбирают элементы костюмов и разыгрывают сказку.

Рефлексия:

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Внимательно слушали сказку.

- А что вы сегодня узнали нового? Что вы сегодня делали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вам было сложно?

В. Г. Сутеева «Яблоко».

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко висит высоко - не допрыгнешь!

- Крра - крра!

Смотрит Заяц - на елке сидит Ворона и смеется.

- Эй, Ворона! - крикнул Заяц.

- Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала яблоко.

Только в клюве его не удержала - упало оно вниз.

- Спасибо тебе, Ворона! - сказал Заяц, и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело и побежало.

Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

- Стой, стой! - кричит Заяц.

- Куда мое яблоко потащил?

Остановился Ежик и говорит:

- Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

- Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!

К ним Ворона подлетела.

- Напрасно спорите,- говорит,- это мое яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

- Мое яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул.

Вот тут- то Медведь и появился. Да как рявкнет:

- Что такое? Что за шум?

Все к нему:

- Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас, по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю, все как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

- Кто яблоко нашел?

- Я! - сказал Заяц.

- А кто яблоко сорвал?

- Как раз я! - каркнула Ворона.

- Хорошо. А кто его поймал?

- Я поймал! - пискнул Еж.

- Вот что, - рассудил Медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить.

Но тут только одно яблоко! - сказали Еж, Заяц и Ворона.

- Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

- Как же мы раньше не догадались!

Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

Это тебе, Заяц, - ты первый яблоко увидел.

Второй кусок Вороне отдал:

- Это тебе, Ворона, - ты яблоко сорвала.

Третий кусочек себе в рот положил:

- Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвертый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:

- А это тебе, Михаил Иванович.

- Мне - то за что? - удивился Медведь.

- А за то, что ты нас всех помирил и уму - разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой сказка "Два жадных медвежонка".

Конспект был составлен с целью учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки с помощью мнемодорожке....

Конспект занятие по ознакомлению с художественной литературой Сказка К.И.Чуковского "Муха Цокотуха"

Ознакомление с художественной литературой.Чтение сказки К.И,Чуковского "Муха Цокотуха"Цель: формирование у детей устойчивого интереса к чтению...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке «Цыплёнок и Утёнок» В. Г. Сутеева.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке "Цыплёнок и Утенок" В.Г. Сутеева во второй младшей группе....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для средней группы. Чтение сказки Владимира Сутеева «Под грибом»

  Познакомить с произведением В. Сутеева «Под грибом»;    Учить понимать смысл сказки, заключённую в ней мораль;              ...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок» для подготовительной группы.

Цель: формирование у детей представлений об отношениях с окружающими через ознакомление с произведением В. Г. Сутеева: «Мешок яблок»....