Проект "Буккроссинг как средство привития дошкольникам полезной привычки к чтению"
проект по художественной литературе (подготовительная группа)
Проект «Буккроссинг» посвящен проблеме развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Раскрывает вопросы воспитания интереса к книге не только как к источнику информации, но и как к источнику эмоциональных переживаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
«Буккроссинг как средство привития дошкольникам полезной привычки к чтению»
Автор: Казарян Наталья Ивановна
Аннотация
Проект «Буккроссинг» посвящен проблеме развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Раскрывает вопросы воспитания интереса к книге не только как к источнику информации, но и как к источнику эмоциональных переживаний.
Суть проекта состоит в том, чтобы дети (маленькие буккроссеры) участвующие в этом движении, оставляли в общедоступном месте книгу (в данном случае - в приемной на специально организованной безопасной полке) для того, чтобы ее мог взять и почитать другой ребенок, который, в свою очередь, передает свою книгу другому любителю почитать. Книговорот совершается внутри круга воспитанников группы и их семей. Не читающему ребенку книгу сможет прочесть родитель или другие, читающие, члены семьи. Таким образом, проект подразумевает тесное партнерское взаимодействие с семьей.
В целях реализации проекта придумана специальная маркировка в приемной на детских шкафах для одежды, которая изображает всем известную эмблему буккроссинга в виде бегущей книги. На обложке этой книги - изображение любимого произведения или героя произведения. И именно эта книга будет принесена ребенком для обмена и выставлена в приемной, где оформлен уголок в виде дома – библиотеки, внизу которого расположены специальные полки. В окошках этого дома отображается Топ популярных книг. Цепочка книгообмена не прерывается, и книга путешествует из рук в руки. Следующий читатель получает сюрприз-вкладыш, сделанный руками владельца книги. Здесь прослеживается партнерское взаимодействие между всеми участниками проекта и развитие творческого начала у дошкольников.
В проекте представлен план работы, включающий в себя разные формы и позволяющий знакомить старших дошкольников с именами писателей и их произведениями. Но план данного проекта – гибкий. Он включает в себя знакомство с художественными произведениями, рекомендованными для прочтения детям старшего дошкольного возраста авторами комплексной образовательной программы «Мир открытий» Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой. И, помимо этого, в него обязательно включается ознакомление с теми книгами, которые принесли дети в качестве книгообмена. И, здесь очень важным является умение педагога включиться в незапланированную деятельность, выбрать такие формы работы, которые бы заинтересовали детей и решили конкретную задачу по ознакомлению с предложенной книгой и развитию к ней читательского интереса.
Введение
« Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». В.А Сухомлинский
Актуальность
Повышенный интерес к проблемам чтения в последнее время очевиден, что обусловлено несколькими факторами. Изменилась информационная, социокультурная и образовательная среда, определяющая развитие человека читающего. Возникло противоречие между интенсивным развитием телекоммуникационных технологий, способных обеспечить доступ к любой информации в неограниченных объёмах, и психофизиологическими возможностями её восприятия, осмысления, понимания и оценки в жизнедеятельностных целях человека. Книга всё больше воспринимается юными главным образом как источник информации. Удовольствие же они получают сегодня в большей мере не от чтения книг, а от компьютерных игр, журналов, либо развлекаясь и общаясь в интернете. И все же печатная книга и чтение никуда не уйдёт. Чтение остается ведущим фактором не только с точки зрения уровня культуры, но и в плане конкурентоспособности. Как показывают исследования немецких ученых, в большинстве фирм их сотрудники ровно четверть своего рабочего времени посвящают чтению письменной информации. Это могут быть и деловые журналы, и научные издания, и сообщения электронной почты или интернетовские страницы. Самое главное – только на основе полученной путем чтения базовой информации могут быть приняты правильные решения. Поэтому тема буккроссинга актуальна, так как один из главных плюсов этого общественного движения – популяризация чтения.
Цель проекта: развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью организации движения «буккроссинг».
Содержание проекта предполагает решение следующих задач:
- заинтересовать общественным движением «буккроссинг», вызвать желание участвовать в этом движении на уровне детского сада, города;
-углублять читательские интересы детей, показывать ценность книги как источника новых впечатлений об окружающем мире, способствовать усвоению норм и нравственных ценностей, принятых в обществе на примерах литературных героев;
- помочь родителям в подборе книг для дошкольников;
- развивать умение понимать смысл произведения, понимать мотивы поведения героев, задавать смысловые вопросы и высказываться о прочитанном, выражая свое отношение к литературным персонажам, их поступкам, развивать собственное толкование в процессе разных видов детской активности;
- поощрять и стимулировать самостоятельные творческие проявления (сочинение стихов, сказок, рассказов); развивать воображение в процессе сочинительства.
Решение поставленных задач осуществляется в области «художественно-эстетическое развитие» дошкольников, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Поставленные задачи позволяют решить следующие формы работы:
- создание букктриллеров
- Постановка иммерсивных спектаклей
- интерактивные игры по прочитанным произведениям
- чтение и просмотр художественной литературы
- продуктивная деятельность (робототехника, составление коллажей, выставки, лепка, рисование)
- создание формуляров читателя, изготовление памяток, буклетов, проведение акций (подари книгу…)
- флеш-моб
- выездная библиотека
- викторины
- мультистудия
- Книжный нон-стоп посвященный празднику или знаменательной дате (дню рождения писателя)
- встреча с литературным персонажем ( шествие/парад литературных героев)
- клубный час
- мастер-класс
- марафон сказок
- «спасательный» рейд ( обследование состояния книг с целью их ремонта)
- тренинг «Зарази чтением»
- квест - игра
- прослушивание музыкальных произведений
- виртуальные экскурсии
- обмен информацией
- работа в МЭО, ZOOM
- Библиотечный квилт (информационный стенд, состоящий из отдельных частей рисунков, пожеланий, мнений)
- Ярмарка книжек
Методическая новизна проекта заключается в том, что в детских садах нашего города общественное движение «буккроссинг» не распространено и задача проекта «подключить-заразить» этим движением как можно большее количество людей.
Проект, включает в себя региональный компонент. Дети знакомятся с историей возникновения буккроссинга в ХМАО- Югре. В частности, с организацией специальной безопасной книжной полки в Урайском антикафе «Хорошо». Знакомятся с некоторыми произведениями писателей ХМАО.
Условия применения
- наличие помещения (раздевальная комната, групповая комната, умывальная комната, спальня)
- наличие предметов мебели для маркировки (шкафы для одежды, полки для полотенец, кровати, столы)
- наличие участников (дети, родители, педагоги)
- наличие маркировки (иллюстрации бегущей книги с изображением любимого произведения или героя по выбору детей)
- наличие материалов для продуктивной деятельности (пластилин, тесто соленое, стеки, доски для лепки, разные виды изобразительных инструментов и материалов, бумага)
- книги разных авторов
- ноутбук
- проектор
- интерактивное оборудование
Предполагаемый результат:
- сформировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;
- активное вовлечение в движение буккроссинг не только в группе ДОУ, но и в детском саду в целом;
- обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей;
- положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами;
- возрождение чтения в кругу семьи, посещение библиотеки;
- повысить уровень своей профессиональной компетенции при разработке материалов проекта в условиях ФГОС.
Основные этапы реализации проекта
Проект реализуется в течение учебного года.
I этап – подготовительный
Срок реализации - август
- мониторинг
- подбор и изучение литературы
- выбор детьми картинки-маркировки
- изготовление и размещение маркировки
- определение содержания и составление плана работы
II этап – основной
Срок реализации: сентябрь – май
Реализации содержания проекта
III этап – заключительный
Срок реализации – май
- проведение анализа эффективности и результативности проекта
- трансляция опыта работы на уровне ДОУ, города.
Ограничения: проект предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты от реализации проекта
- Расширение представлений детей об общественном движении «буккроссинг» и появление желания стать юным буккроссером.
- Вовлечение в движение «буккроссинг» не только в группе ДОУ, но и в детском саду.
- Развитие читательского интереса у дошкольников
- Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
Содержание проекта:
I этап – подготовительный Август
№п/п | тема | содержание |
1. | Необычная маркировка | Педагог занимается изготовлением маркировки для мебели (шкафов, полок для полотенец, кроватей). В качестве картинок для маркировки, выбраны эмблемы буккроссинга в виде бегущей книги. |
2. | Выбор произведения или героя и его размещение | Детям предлагается самостоятельно выбрать любимое произведение или героя и объяснить свой выбор. Педагог размещает на эмблему бегущей книжки выбранное произведение или героя. |
3. | Подбор литературы | Педагог подбирает и изучает необходимую литературу. |
Список картин для маркировки
Список произведений, героев для маркировки
1. | Джани Родари | «Приключения Чиполлино» |
2. | Русская народная сказка | «Репка» |
3. | А.С Пушкин | «Сказка о рыбаке и рыбке» |
4. | Шарль Перро | «Красная шапочка» |
5. | Шарль Перро | «Золушка» |
6. | Шарль Перро | «Спящая красавица» |
7. | Шарль Перро | «Кот в сапогах» |
8. | Г.Х Андерсон | «Дюймовочка» |
9. | Г.Х Андерсон | «Дюймовочка» (герой) |
10. | Русская народная сказка | «Морозко» |
11. | Л. Кэрролл | «Алиса в стране чудес» |
12. | А. Волков | «Волшебник Изумрудного города» |
13. | А. Волков | «Волшебник Изумрудного города» (герой лев) |
14. | Русская народная сказка | «Василиса Прекрасная» |
15. | Братья Гримм | «Белоснежка» |
16. | Былина | «Илья Муромец и Соловей - разбойник». |
17. | Р. Киплинг | «Маугли» |
18. | Былины | «Три богатыря» (герои) |
19. | Русская народная сказка | «Белая уточка» |
20. | С.Т. Аксаков | «Аленький цветочек» |
21. | Русская народная сказка | «Жихарка» |
22. | Русская народная сказка | «Колобок» герой |
23. | Русская народная сказка | «Крошечка-Хаврошечка» |
24. | Русская народная сказка | «Маша и медведь» |
25. | Э. Успенский | «Чебурашка и крокодил Гена» (герои) |
II этап – основной
№ | тема | содержание | сроки | участники |
1. | «Приключения Чиполлино» | 1.Знакомство с творчеством Джанни Родари. 2.Презентация книги ребенком. 3.Продуктивная деятельность (Изготовление шапочек для театрализованной деятельности. 4. Создание буктрейлера к книге «Приключения Чиполлиное». | Сентябрь | Педагог Дети Родители |
2. | Русская народная сказка «Репка» | 1.Особенности русских народных сказок. 2.Инсценировка сказки. (создание видеоролика для просмотра детьми младшего дошкольного возраста). 3.Клубный час. Продуктивная деятельность. Изготовление настольного театра. 4. Создание электронной книги по сказке «Репка» в приложении Book Creator. | Сентябрь | Педагог Дети |
3. | А.С Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1. Чтение отрывка из сказки и знакомство с автором. 2.Виртуальная экскурсия «Государственный музей А.С. Пушкина» 3. Лепка из соленого теста «Золотая рыбка». 4. Создание буктрейлера к книге «Сказка о рыбаке и рыбке». | Сентябрь | Педагог Дети |
4. | Шарль Перро «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах». | 1.Интерактивная игра «Собери пазл и назови героя» в приложении «Сова» (герои из сказок «Красная шапочка», «Золушка» и «Спящая красавица»). 2.Презентация творчества Ш. Перро, созданная дома с родителями. 3.Сочинение сказки «Красная шапочка» на современный лад. 4.Создание настольной игры- ходилки «Королевский бал». 5.Продуктивная деятельность «Туфелька для золушки» по выбору детей. 6.Флеш – моб «Добрый жук». 7.Работа в МЭО по занятию. 8.Книжное дефиле по сказкам Ш. Перро. | Октябрь | Педагог Дети Родители |
5. | Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» | 1. Просмотр мультфильма «Дюймовочка», знакоство с автором и его портретом. 2. Создание декораций к сказке. 3. Иммерсивный спектакль по сказке «Дюймовочка». 4. Создание электронной книги по сказке «Дюймовочка» в приложении Book Creator. | Ноябрь | Педагог Дети Родители |
6. | Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес». | 1. Виртуальная выставка книг «Алиса в стране чудес» разных издательств. 2. Семейное чтение сказки «Алиса в стране чудес». 3. Квест – игра «Путешествие Алисы по сказочной стране». 4. Иммерсивный спектакль по сказке «Алиса в стране чудес». | Ноябрь | Педагог Дети Родители |
7. | Русская народная сказка «Морозко» | 1.Создание буктрейлера к книге «Морозко». 2.Семейное чтение сказки «Морозко». 3.Продуктивная деятельность. Создание с детьми иллюстрированной книги «Морозко» своими руками. 4. Работа в МЭО по занятию. | Декабрь | Педагог Дети Родители |
8. | «Волшебник Изумрудного города» А. Волков. | 1.Прослушивание отрывка из аудио сказки «Волшебник Изумрудного города». 2.Знакомство с героями сказки через презентацию. 3.Шествие сказочных героев. 4.Викторина по сказке. 5. Создание электронной книги по сказке «Волшебник Изумрудного города» в приложении Book Creator. | Декабрь | Педагог Дети Родители |
9. | Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» | 1.Презентация книги «Василиса Прекрасная». 2.Особенности русского наряда на примере иллюстраций к сказке. 3.Мастер – класс «Русский кокошник». 4. Иммерсивный спектакль по сказке «Василиса Прекрасная» | Январь | Педагог Дети |
10. | Братья Гримм «Белоснежка». | 1.Знакомство с творчеством зарубежных писателей братьев Гримм и интересных событий из их жизни. 2.Выставка книг братьев Гримм. 3.Продуктивная деятельность. Создание героев сказки для мультстудии. 4. Создание буктрейлера к книге «Белоснежка». | Январь | Педагог Дети |
11. | Былина «Илья Муромец и Соловей - разбойник». | 1.Знакомство детей с понятием «былина». 2.Интерактивная игра «Четвертый лишний». 3.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». 4.Слушание отрывка из симфонии Р. Глиэра №3 «Илья Муромец». 5.Спортивное развлечение «Кто быстрей, сильней?» | Февраль | Педагог Дети |
12. | «Маугли» Р.Киплинг | 1.Семейное чтение сказки. 2.Просмотр отрывка из мультфильма «Маугли». 3. Выставка рисунков на основе прочитанного. 4. Игра – пантомима «Животные джунглей». 5. Создание дидактической игры – лото «Животные жарких стран». 6. Создание электронной книги по сказке «Маугли» в приложении Book Creator. | Февраль | Педагог Дети Родители |
13. | Русская народная сказка «Белая уточка». | 1.Рассматривание иллюстраций к сказкам, героями которых является уточка. 2.Библиодартс «Угадай, из какой сказки уточка». 3. Создание буктрейлера к сказке «Белая уточка». 4. Иммерсивный спектакль по сказке «Белая уточка» | Март | Педагог Дети |
14. | «Аленький цветочек» С. Аксаков | 1.Литературный нон -стоп «Угадай героя». 2. Спасательный рейд «Подари книге вторую жизнь». 3.Слайд – путешествие по книге «Аленький цветочек». 4. Продуктивная деятельность в технике оригами «Аленький цветочек». | Март | Педагог Дети Родители |
15. | Русские народные сказки «Жихарка», «Колобок», «Крошечка Хаврошечка», «Маша и медведь». | 1.Виртуальное путешествие по русским народным сказкам. 2.Занятие по МЭО 3.Сказка на новый лад «Колобок». 4.Знакомство с художниками – иллюстраторами русских народных сказок. 5.Коллаж «Встреча героев из русских народных сказок». | Апрель | Педагог Дети Родители |
16. | Э. Успенкий «Чебурашка и крокодил Гена» | 1. Презентация книги «Чебурашка и крокодил Гена» 2.Слушание и разучивание песни- «Пусть бегут неуклюже». 3.Клубный час (с разными детьми ДОУ, старшего возраста). Продуктивная деятельность, изготовление книжки-малышки для подарка детям младшего дошкольного возраста. 4. Создание буктрейлера к сказке «Чебурашка и крокодил Гена». | Май | Педагог Дети Родители |
Итоговые мероприятия | 1.Флешбук по прочитанным произведениям с родителями на платформе ZOOM. 2.Библиотечный квилт (информационный стенд, состоящий из отдельных частей рисунков, пожеланий, мнений). 3.Ярмарка книжек – малышек, сделанных своими руками. | Май | Педагоги ДОУ Дети Родители |
III этап – заключительный
Эффективность и результативность проекта «Буккроссинг как средство привития дошкольникам полезной привычки к чтению» определяется с помощью педагогической диагностики к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» по разделу «Художественно-эстетическое развитие». планируется провести сравнительный анализ результатов мониторинга на начало и конец 2020-2021 учебного года.
Вывод: таким образом, мы можем сказать, что буккроссинг - это эффективное средство развития социального интеллекта дошкольников, а так же является одним из главных факторов, стимулирующих возрождения семейного чтения. Мы искренне надеемся на то, что движение буккроссинг в нашем детском саду расширится и укрепится. Ведь книга – друг человека. И все вместе мы занимаемся важнейшим делом: возрождаем любовь к книге, а, следовательно, и к чтению! А начитанный человек – человек, прежде всего, грамотный!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Привитие малышам полезных привычек и навыков"
Формировать у детей привычки, которые позволят ему противостоять не всегда однозначным по силе и характеру воздействиям окружающего мира. Прививать детям навыки самообслуживания необходимо с учетом во...
ОСНОВЫ ЗОЖ ДОШКОЛЬНИКА. ВРЕДНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА.
Основы ЗОЖ дошкольников...
ЗОЖ в жизни дошкольников. Вклад ДОУ в приобретение полезных привычек.
Режим дня – очень важный, основополагающий момент в жизни каждого человека. А для ребенка своевременное чередование активной и пассивной деятельности, смена процессов возбуждения и торможения ва...
Приказ о проведении тематической выставки "Полезным привычкам - ДА! Вредным привычкам - НЕТ!" 2019 г.
На основании годового плана работы ДОУ на 2019-2020 учебный год, с целью развития творческих и художественных способностей детей, пропаганды физической культуры и здорового образа жизни,.....
Формы работы с дошкольниками по становлению ценностей здорового образа жизни, формированию полезных привычек
В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы:- Как ...
Консультация для родителей «Формирование полезных привычек у дошкольников»
Консультация для родителей «Формирование полезных привычек у дошкольников»...