Формы работы с дошкольниками по становлению ценностей здорового образа жизни, формированию полезных привычек
материал
В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы:
- Как эффективно организовать воспитательно - образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников?
- Как развить интерес детей к двигательной активности, потребности в здоровом образе жизни?
Для систематизации образовательной работы СП была принята программа образовательного учреждения по формированию представления и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни. Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни и полезных привычек в нашем СП реализуется через все виды деятельности детей: в процессе занятий, режимных моментов, индивидуальной и групповой работы, самостоятельной деятельности детей, прогулки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с дошкольниками
по становлению ценностей здорового образа жизни,
формированию полезных привычек
В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы:
- Как эффективно организовать воспитательно - образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников?
- Как развить интерес детей к двигательной активности, потребности в здоровом образе жизни?
Для систематизации образовательной работы СП была принята программа образовательного учреждения по формированию представления и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни. Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни и полезных привычек в СП реализуется через все виды деятельности детей: в процессе занятий, режимных моментов, индивидуальной и групповой работы, самостоятельной деятельности детей, прогулки.
В группе создана развивающая предметно - пространственная среда, способствующая игровой, двигательной деятельности детей, самостоятельной и организованной. Имеется спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, кольцебросы, кегли), который пользуется большим интересом у детей и размещен педагогически грамотно. Созданы условия для гигиенических процедур: полотенца содержатся в порядке, имеется маркировка и списки детей на полотенца. Соблюдается общий режим дня, проводятся утренние гимнастики, закаливающие мероприятия (по возрасту, НОД по физической культуре, динамические паузы). Утренняя гимнастика проводится систематично. Сон детей в группах проходит в проветриваемой спальной комнатах, что также способствует формированию у детей привычки к ЗОЖ. Режим проветривания соблюдается.
В ходе образовательного процесса с детьми проводятся циклы бесед: «Я и мое здоровье», «Как правильно мыть руки», «Что такое витамины?», «Полезная и вредная еда», «Если хочешь быть здоров», «Наши верные друзья», «Чистота – залог здоровья», «Предметы гигиены», «Зимняя прогулка», «На зарядку становись!», «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Зачем делать зарядку» и т. д. Игровые упражнения на формирование здорового образа жизни: «Мы умеем есть красиво», «Чистые ладошки», «Послушные расчески»и т. д.
Также используется система эффективного закаливания детей: ежедневные прогулки, обливание рук прохладной водой, умывание прохладной водой, хождение по «дорожкам здоровья», мытье ног перед сном (в теплое время года, босохождение, облегченная форма одежды, сон при открытых форточках в теплый период года) и д. р.
Кроме всего перечисленного в своей работе используем следующие формы оздоровления: физминутки и динамические паузы, самомассаж, пальчиковые игры, дыхательную и артикуляционную гимнастики.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников также являются дидактические игры «Полезные и вредные продукты», «Овощи и фрукты» и др, сюжетно - ролевые «Поликлиника», «Семья», «Больница», где дети вместе с воспитателем обыгрывает жизненные ситуации.
Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую ежедневно используем в работе с детьми, является гимнастика после дневного сна. Использование релаксационных упражнений помогает снять напряжение с мышц лица, рук, ног, туловища.
В течение года были проведены спортивные развлечения: «Поможем Мишке стать здоровым!», «Путешествие в страну Здоровья» и др; совместно с родителями развлечения: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Нужно спортом заниматься, чтоб здоровым оставаться». Проводятся дни здоровья, оздоровительные походы за территорию детского сада и др.
Разработана и реализовывается со старшими дошкольниками программа дополнительного образования «Поиграй-ка», которая направлена на формирование здорового образа жизни воспитанников. Программа получила положительные отзывы коллег, родителей и прошла рецензирование в СИПКРО.
Воспитателями совместно с детьми и родителями реализованы проекты: «Витамины – наши друзья», «Спорт летом», «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста», «Азбука здоровья».
В результате проделанной работы уменьшилась частота и длительность заболеваний детей, воспитанники заметно повысили уровень физической подготовленности, виден ощутимый прирост физических качеств, обеспечен эмоциональный настрой, получены знания по формированию ЗОЖ и самооздоровления. У детей сформированы полезные для здоровья привычки. Они понимают необходимость соблюдения режима дня, владеют навыками личной гигиены (вымыть руки, умыться, причесать волосы и т. д.), культурой приема пищи (сидят спокойно, аккуратно пережевывают пищу, не торопятся, не говорят с набитым ртом, используют правильно столовые приборы, пользуются салфетками т. д.); различают полезные и вредные продукты питания, знают, что необходимо для здорового сна, умеют выполнять физические упражнения, утреннюю гимнастику, проявляют интерес к спорту.
Планируем вместе с педагогами и родителями продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, полезных привычек, сохранению и укреплению их здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема : «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Тематическое планирование деятельности по самообразованию...
Формы работы с родителями в формировании ценностей здорового образа жизни и развития физических качеств дошкольников
Приобщение родителей и их детей к здоровому образу жизни....
Формы работы с родителями в формировании ценностей здорового образа жизни и развития физических качеств дошкольников
приобщение родителей и их детей к здоровому образу жизни...
Тематический контроль по теме: «Эффективность воспитательно-образовательной работы по сохранению физического и психического здоровья, становление ценностей здорового образа жизни у воспитанников подготовительных групп»
Тематический контроль по теме: «Эффективность воспитательно-образовательной работы по сохранению физического и психического здоровья, становление ценностей здорового образа жизни у воспитанников...
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема : «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
для работы по саообразованию...
Обобщение опыта работы на тему: СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ»
Обобщение опыта работына тему: Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через активное взаимодействие с родителями в рамках СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ...
Перспективный план работы по становлению ценностей здорового образа жизни и формированию полезных привычек у детей среднего дошкольного возраста "Азбука здоровья"
Перспективный план работы по становлению ценностей здорового образа жизни и формированию полезных привычек у детей среднего дошкольного возраста "Азбука здоровья"...