Конспект занятия по приобщению детей к художественной литературе в старшей группе.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Собаева Наталия Владимировна

Конспект занятия по приобщению детей к художественной литературе в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Колокольчик» р.п.Башмаково

Конспект занятия по приобщению детей к художественной литературе в старшей группе.

по произведению Н.Носова «Живая шляпа»

 

Подготовила: воспитатель  Собаева Н.В.

р.п. Башмаково

апрель 2024г.

Цель: продолжать формировать интерес к художественным произведениям; творчеству Н. Н. Носова; развивать литературную речь дошкольников, мышление, память, воображение, чувство юмора.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

2.Учить отвечать на заданные вопросы полным предложением.

Развивающие:

1.Развивать художественно-речевую деятельность на основе рассказа;

2.Развивать диалогическую и монологическую речь воспитанников;

3.Обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к художественной литературе.

2. Воспитывать умение эмоционально, воспринимать образное содержание произведения.

Материалы и оборудование:

проектор, ноутбук, портрет Н.Н.Носова, слайды со шляпами разных персонажей, слайды с картинками по содержанию рассказа, шляпа, книга с произведениями Н.Н.Носова. магнитная доска.

Ход занятия:

Дети входят в группу, на столе лежит шляпа.

Организационный момент (беседа).

Воспитатель: - Ребята, что это за предмет?

Дети(шляпа).

Воспитатель: - Интересно, откуда она могла появиться здесь?

Дети: - (ответы детей).

Воспитатель: Мне кажется - это какой – то неряха бросил ее здесь. Ребята, а вы знаете, как правильно ухаживать за своими вещами?

Дети(ответы детей).

Воспитатель: – Да, у каждой вещи должно быть свое место. - Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор?

Дети: Весной или осенью.

Воспитатель: - Знаете, ребята, раньше люди были очень воспитанные, и при встрече они снимали свои шляпы, тем самым приветствовали друг друга. Давайте и мы поприветствуем друг друга, скажем добрые слова приветствия друг другу. Повторяйте за мной.

1. Д/У «Приветствие»

Воспитатель снимает шляпу, обращаясь к рядом стоящему ребенку: - «Доброе утро, Андрюша» … (дети продолжают).

2. Д/И «Подбери предлог»

Воспитатель: - Ребята, когда мы вошли в комнату, где лежала наша шляпа?

Дети: - Шляпа лежала на столе.

Воспитатель: - А сейчас где наша шляпа?

Дети: - на голове.

Воспитатель: - Кто скажет, где лежит наша шляпа теперь?

Дети: - (на столе, под стулом, около стола, в шкафу).

Воспитатель: - Молодцы.

3. Д/И «Какой? Какая? Какое?»

(Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже. Расширение и пополнение словаря прилагательными).

Воспитатель: - Ребята, а мне очень интересно узнать, какая наша с вами шляпа - по цвету?

Дети: - Чёрная.

Воспитатель: – А по размеру?

Дети: - Большая.

Воспитатель: - По времени года?

Дети: - Весенняя, осенняя?

Воспитатель: - Из какого материала она сделана?

(если дети затрудняются ответить, то им помогает воспитатель).

Воспитатель: - Шляпа из фетра. Она какая?

Дети: - Фетровая. (новое слово).

Воспитатель- По предназначению: ее носят мужчины или женщины?

Дети: - Если ее носят мужчины - мужская, а если женщины - женская.

Воспитатель: - А если ее носят дети, то какая она?

Дети: - Детская.

Воспитатель: - Ребята, какая замечательная у нас шляпа.

II. Основная часть:

Воспитатель: - Ребята обратите внимание на СЛАЙД (на экране портрет известного писателя Н. Носова).

Перед вами портрет талантливого детского писателя Николая Николаевича Носова .Они писал рассказы для своего сына, а потом, когда их скопилось много опубликовал книгу, чтобы другие дети тоже смогли их прочитать.

Воспитатель: - СЛАЙД 2 Н. Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

Воспитатель: - Угадайте, кому могут принадлежать эти вещи?

СЛАЙД 3 шляпа Незнайки, шляпа Буратино, шляпа Звездочета, шляпа Красной Шапочки.

Дети называют героев, которым принадлежат эти вещи.

Воспитатель: - Сегодня мы узнаем еще об одной знаменитой шляпе.

- Ребята, а как вы думаете, бывает ли шляпа Живой?

Дети : - Если она волшебная или фея ее заколдовала, сказочная шляпа.

Воспитатель: - Посмотрите, какая у меня замечательная книга! Я хочу вам прочитать мой любимый рассказ Н. Н. Носова, который так и называется «Живая шляпа».

Читаю рассказ, а вы внимательно послушайте.

Сопровождаю картинками СЛАЙД 8-14

Воспитатель:

Вам понравился наш рассказ? Сейчас я еще раз прочитаю, а потом мы побеседуем, слушайте внимательно.

- Как назывался наш рассказ? (ЖИВАЯ ШЛЯПА)

-Кто автор этого рассказа?

- А шляпа на самом деле была живая? Почему?

- Назовите главных героев рассказа. (Вова и Вадик)

- Где лежала шляпа? (на комоде)

- Как зовут котёнка, который сидел на полу возле комода? (Васька)

- Что делали Вовка и Вадик? (раскрашивали картинки)

- Какой предмет «ожил» в комнате ребят? (шляпа)

- Куда побежали ребята прятаться от шляпы? (на кухню)

- Чем решил ударить Вадик «живую « шляпу? (клюшкой)

- Что кидали  мальчики в шляпу? (картошку)

- Кто оказался под шляпой? (котёнок)

- Что почувствовали Вова и Вадик, когда шляпа поползла? (страх)

- Покажите, как они испугались. (дети показывают)

- Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой котёнка? (удивление)

- Давайте вместе покажем удивление (дети показывают)

- Какое чувство пришло на смену удивлению? (радость)

- Молодцы!

- какие непонятные слова встретили в тексте? КОМОД, КОЧЕРГА)

Комод – это низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей.

Кочерга – это приспособление для перемешивания топлива в печи, толстый железный прут с прямо загнутым концом.

Динамическая пауза: А сейчас мы немного отдохнем. Встаем со стульчиков, размещаемся на ковре, повторяем движения за мной.

К шляпе дружно подойдём  (3 шагам вперёд)

Её взглядом обведём! (3 шага назад)

С нами шляпа, не шути (погрозить пальчиком)

Ты не прыгай, не скачи! (стойка на правой ноге)

Поскорей открой секрет (стойка на левой ноге)

Ты живая или нет? (наклон, развести руки в стороны)

Воспитатель: Чудеса! Чудеса!

В нашем доме чудеса!

Ходит шляпа по паркету.

Я не верю, тру глаза.

Это ж надо по паркету!

Орт дивана, до буфета,

От дверей и до рояля

Ходит шляпа, как живая!.

(Воспитатель предлагает детям пройти к столу)

Смотрите, здесь лежат картинки из нашего рассказа. Вы мне поможете составить рассказ по картинкам?

Дети: Да, поможем. (Дети собирают картинки)

Воспитатель: каждый рассказ делится на 3 части- начало, середина и конец.

Теперь, давайте восстановим последовательность рассказа.

Давайте вспомним, как начинался наш рассказ? Выберите нужную картинку.

- Что было потом?

-Чем закончилась история про мальчика и котёнка?

- Молодцы!

Воспитатель: Сейчас я ещё раз прочитаю рассказ, а вы слушайте внимательно. И проверяйте, правильно ли мы расставили картинки.

(чтение рассказа)

Воспитатель: Молодцы, всё верно!

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: С каким рассказом мы сегодня познакомились?

- Вам понравился рассказ?

- А шляпа на самом деле была живая?

- Что вам понравилось на занятии?

- Что было самым сложным?

- Чему нас учит рассказ «Живая шляпа»?

Важно видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих  людей, уметь рассказывать самому о каком-либо забавном случае.

- Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось.

Николай Носов «Живая шляпа»

Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:

— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.

— Чего ты? — спрашивает Вадик.

— Она жи-жи-живая!

— Кто живая?

— Шля-шля-шля-па.

— Что ты! Разве шляпы бывают живые?

— По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

— Ай! Ой! — закричали ребята.

Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.

— Куда?

— Пойду к себе домой.

— Почему?

— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

— Ну, пойди посмотри.

— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.

— Постой, я тоже клюшку возьму.

— Да у нас другой клюшки нет.

— Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

— Где же она? — спрашивает Вадик.

— Вон там, возле стола.

— Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. -— Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.

— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.

Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:

— Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка. Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

— Васька! — обрадовались ребята.

— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Тема « Детский звуковой журнал» Воспитатель: Е.В.Васильченко

Цель:  Закрепить понятие « журнал», познакомить детей с особенностями звукового журнала, активизировать детские творческие способности по созданию звукового журнала.Материал:различные детские жур...

Конспект ОД по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Беседа «Наши мамы».

Задачи: • продолжить работу по приобщению детей к поэзии; • поощрять рассказы детей о своем восприятии конкретного поступка поэтического персонажа; • формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику ...

"План- конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе".

План-конспект открытого занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе....

Конкурс методических разработок «Формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников ДОО "Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе «Любимые сказки К.И.Чуковского»

Продолжать знакомить детей с творчеством К.И.Чуковского. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. Вспомнить знакомые произведения автора. Способствовать воспитанию устойчивого ин...

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе на тему: «Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Про зайчат»

Программное содержание:  Дать представление детям о жанре рассказа.Учить понимать тему и содержание рассказа.Закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к задан...