Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи и духовно – нравственному воспитанию «Русская изба, быт и традиции» (старшая группа)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми
по развитию речи и духовно – нравственному воспитанию
«Русская изба, быт и традиции»
(старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад № 79» города Ставрополя
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми
по развитию речи и духовно – нравственному воспитанию
«Русская изба, быт и традиции»
(старшая группа)
Воспитатель: Филимонова М.А.
Цель: создание условий для ознакомления детей с бытом и традициями русских людей в прошлом и современности.
Задачи:
- образовательные: закреплять знания детей об истории русского народа, познакомить детей с особенностями устройства, быта, традициями сельской семьи прошлого;
- развивающие: развивать мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение), речь, познавательную активность, любознательность;
- воспитательные: воспитывать интерес к истории русского народа, уважение и гордость к нашим предкам.
Словарная работа: русичи, ухват, косоворотка, ушат, красный угол, рушник, палати.
Предварительная работа: посещение музея детского сада «Русская изба», рассматривание иллюстраций с изображениями одежды, предметов быта, праздниками, трудом людей прошлого, чтение РНС, разучивание пословиц и загадок, знакомство с народными играми.
Оборудование: компьютерная презентация, макет русской избы, наглядные картинки (печь, лавки, стол, самовар, сундук, ухват, горшки, крынки, одежда старинная, посуда, лоскутное одеяло), предметы быта (ухват, чугун, самовар, рушник, кринка, кувшин, деревянная посуда), деревянные ложки, скатерть, каравай.
Раздаточный материал: предметные картинки с предметами быта сельской семьи, пазлы «Русские народные сказки», в которых присутствует печь.
Ход:
Здравствуй солнце золотое,
здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
здравствуй маленький дубок,
Мы, живем в стране родной
И гордимся ей одной!
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями, и улыбнемся друг другу, подарим частичку добра. Ребята, скажите, а вы знаете в какой стране вы живете? (ответы детей)
Воспитатель: Да, Россия необыкновенная, удивительная страна потому, что это наша Родина. Что такое Родина? (ответы детей)
Воспитатель: Да, Родина значит родная, как мать и отец, это место где мы родились, живем и где живут, наши близкие родные люди. А вы знаете, что нашу страну называли раньше Русь, а людей называли - руссичи. Вот сегодня я хочу рассказать вам о том, как все начиналось. Хотите узнать?
Русь деревянная – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Воспитатель: А вы, знаете, почему Русь называли деревянной? (ответы детей) Послушайте. Давным, давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как, вы думаете почему? Да, потому, что жили в окружении лесов, полей.
Воспитатель: Русский дом называли - избой. И все в избе было сделано из дерева, и пол, и потолок, и стены, и мебель, и даже посуда. Дерево на Руси был материал особый. Избы стояли рядышком, как сестры прижаты друг к другу. Как им хорошо вместе!
Воспитатель: Давайте сравним современную деревню с деревней прошлого. Какие вы отличия находите (ответы детей)
Воспитатель: Люди сложили такую пословицу: «Дом построить - не шапку на голову одеть». Почему так говорили, как вы думаете? (Ответы детей) Да, красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день. Как правило, хозяин выходил на улицу и собирал честной народ на помощь в постройке избы. Люди тогда были трудолюбивые и дружные, поэтому всегда приходили на помощь. Так и сложилась традиция на Руси помогать друг другу.
Воспитатель: А, вы бы хотели оказаться в русской избе? (ответы детей) Сейчас, я вам предлагаю на машине времени отправиться в прошлое и очутиться в русской избе.
«Повернись, считаем 10, 9, … и в прошлом очутись»
Марьюшка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Меня зовут - Марьюшка. Хлебом солью вас встречаю, так было принято на Руси встречать дорогих гостей.
«Для дорогого гостя и ворота настежь» - так говорили на Руси. Милости прошу в гости. Я познакомлю вас сбытом русской избы. Надеюсь и вы мне расскажите о вашем быте. Заходя в избу люди кланялись друг другу, показывая свое уважение – это было традицией. Предлагаю и вам поклонится друг другу.
А вызнаете почему Русь называли деревянной? (ответы детей). Правильно. Давайте посмотрим на избу поближе.
•Та часть избы, которая выходила на улицу была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы стали называть улицей.
•Часто на крыше дом украшал конек, или петушок. Люди верили, что он охраняет домашний очаг.
•Крыльцо – «распахнутые руки» дома, оно связывало избу с улицей, с соседями. Тёплыми летними вечерами собирались на крыльце посидеть, поговорить, обсудить новости. Крыльцо, как правило, выходило в сторону улицы и становилось на боковом южном фасаде. Его держали разные столбы, всё крыльцо украшала ажурная резьба. На крыльцо вели ступени и перила.
•Дом смотрел на мир окнами – глазами и называли ласково оконца. Все они были разные украшены разной резьбой, наличниками. Как, вы думаете почему называли наличниками? (т. к. на лице дома).
•Были у окошек и ставни – они закрывали на ночь окна. Люди наносили разные узоры. Кроме того, что они защищали от осадков и солнечного света. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит хозяева уже встали, а закрыты – значит ещё спят или ушли.
Хотелось бы вам жить в таком доме? А как вы думаете какие люди строили такие красивые дома (добрые, любящие.) В избе самую нарядную и красивую комнату называли горницей - в ней принимали гостей. Дети что вы здесь видите? (Ответы детей: печка, стол, лавки, сундук). Правильно. Самое большое место в горнице занимала печь. Да в старину в русской избе всего одна комната была и почти половину занимала русская печь.
«Ой, ты печка – сударушка. Помоги нам боярушка;
Ты свари, испеки – обогрей освети. В дом богатство принеси».
А как еще в старину про печь говорили?
•Печки нет в избе – значит, жизни нет!
•Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет, деток спать уложит.
Марьюшка: «Печи нет, жизни нет». Как вы думаете, почему так говорили? (ответы детей) Это главная вещь в доме, в ней готовили, сушили еду, пекли хлеб, она обогревала дом. На печи можно было даже спать, называлось это место - палати. Ребята, а вы знаете русские народные сказки, в которых встречается изба. Вы не поможете мне собрать картинки и вспомнить названия сказок, в которых важную роль играет печка. (Дети собирают разрезные картинки «Семеро козлят», «По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Каша из топора»)
Марьюшка: Посмотрите, какой стол большой в избе. Как вы думаете почему он большой? Да, семьи раньше были большие, детей было по 10-13 человек. У каждого была своя работа, свои обязанности. А работы раньше в доме было много. У людей были большие поля, большое хозяйство, что требовало большей рабочей силы. Как вы думаете какую работу выполняли дети? (помогали огород садить и урожай собирать, хворост, ягоды, грибы собирали, все о них знали, кормили животных, воду носили….) Вечерами собирались все за столом, усаживались на лавки, устраивали посиделки. У каждого за столом было свое место. Самым главным за столом считался отец, его никто не перебивал. За столом была чистота, т.к. стол был прообразом Божьей ладони. За столом нельзя было громко говорить, громко смеяться, стучать по столу.
Отгадайте загадку:
3 братца пошли на речку купаться.
2 купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли
(вёдра с коромыслом показать)
Да, воду брали из колодца и носили с помощью коромысла с ведрами.
Ребятушки, а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы посуду расписали? (хохлома)
Марьюшка: Ребятки, скажите, из чего раньше делали посуду (дерева, глины) Посмотрите в чем варили каши, суп. (чугунок, горшок)
Отгадайте загадку:
Не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает.
А что схватит - отдает (ухват).
Для чего он нужен?
Ложки были тоже деревянные. Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна. У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. Было даже «Ложкарное дело».
Игра «Угадай, чей голосок?» Дети встают в круг, в центре ребенок с завязанными глазами, у воспитателя деревянные ложки. Дети за руки идут по кругу и поют:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ложками стучать,
Скок, скок, скок, скок,
(воспитатель стучит ложками и показывает на какого-то ребенка)
Угадай, чей голосок?
(произносит ребенок, на которого указали)
Ребенок в центре должен угадать, кто из детей его спрашивает. Если угадал – становится в центр. Игра проводится несколько раз.
Кто знает, чем освещали избу? Ведь электричества не было тогда?
Да, лучиной и зажигали свечи. Посмотрите лучина это такая деревянная палочка.
А чтобы в избе было, уютно и тепло плели разноцветные коврики и еще, чтобы меньше скрипели деревянные половицы.
А посмотрите это - рушник так в старину называли полотенце. Рушники были украшением дома и занимали самое достойное место в избе – в красном углу. В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков — те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол — священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный — красивый, торжественный, праздничный.
Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами. Неотъемлемая часть красного угла — стол. Уставленный яствами стол — символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду.
А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Настоящее – прошлое» (клубок). Я вам называю слова, как говорили в старину, а вы назовите, как говорят сейчас. (Очи – глаза, изба – дом, рушник – полотенце, колыбелька – кроватка, лучина – лампочка, оконца – окна, чугунок – кастрюля).
В горнице еще одна замечательная вещь. Что это? (сундук)
Как вы думаете, что там хранили? Но сундук не простой, он откроется, когда вы вспомните пословицы о избе, о труде.
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
«Не печь кормит – а руки»
«Хочешь есть калачи не сиди на печи»
«У ленивой пряхи нет при себе и рубахи»
«Труд кормит, а лень портит»
«Худ обед, коли хлеба нет».
Молодцы!
А вот и наш сундук открылся. Посмотрите, что это? Здесь хранили одежду. Да, правильно раньше не было таких футболок, платьев, а женщины и девушки, сами шили одежду себе. Как вы, думаете, какой это наряд? (женский) Посмотрите, какой красивый наряд вышивали вышивками красивыми и украшали. А мальчики и мужчины одевали рубаху ее называли косоворотка, штаны - порты и завязывали кушаком (поясом). Сверху косоворотки кафтан. А на голову надевали шапку – колпак, а в праздники шапку с козырьком с цветком. А девушки носили кокошники да платки. Рубахи, сарафаны, фартуки, сорочки украшали узорами, считалось, что они защищают от злых сил. Шилась вся одежда из льна, красок не было и ткани красили травами, листьями, ягодами. А повседневной обувью были лапти, и их носили летом и зимой, утепляя портянками (наматывая ткань) и завязывали веревкой. Затем носили сапоги, валенки.
Красиво одевались наши прабабушки и прадедушки?
Русский народ любил праздники и с удовольствием угощали друг друга. А вы знаете, какие на Руси праздники были и сейчас остались до наших дней? Масленица, Пасха, Иван Купала, Рождество Христово, Святки, Покров. А так же русский народ очень любил ярмарки, люди съезжались ото всюду были (осенние, зимние, весенние, летние) продавался различный товар это – посуда, самовары, наряды, сладости, песни пели, водили хороводы, играли в игры.
Давайте и мы поиграем в старинную русскую народную игру, которая называется «Колечко, колечко»
Выбирают считалкой ведущего.
За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) – колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги» Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:
Колечко, колечко, катись на крылечко,
Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!
Воспитатель: Спасибо, Марьюшка тебе за гостеприимство. Ну а теперь наша история о быте русского народа подходит к концу, будем возвращаться в наш мир.
Марьюшка: Что же, ребята, на память подарю вам альбом о быте русской избы, чтобы могли вы его изучать и пополнять со своими друзьями в группе. А также примите угощение!
Воспитатель: Спасибо! И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя.
«1, 2, 3, повернись в своей группе очутись».
Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Вам понравилось наше путешествие в прошлое?
Что нового вы узнали о русском быте? А давайте вспомним традиции русского народа. Посмотрите, какое грустное солнышко у нас без лучиков. Предлагаю вам назвать традиции и прикрепить лучик. Так солнышко наше засияет.
Д\И «Парные картинки прошлого и настоящего».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному занятию развитие речи для детей второй младшей группы
Тема: «Фрукты» Цель: закрепление знаний о фруктах, цветах, геометрических фигурах. Задачи: Учить называть, узнавать и показывать фрукты Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелку...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной группе на тему «Моя семья».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной группе на тему «Моя семья»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи в подготовительной к школе группе. " Там, на неведомых дорожках"
Коспект предназначен для детей 6-7 лет. Его можно использовать как итоговое по русским народным сказкам. Также можно использовать для развития мышления детей.( Лабиринт, кроссворд)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет.
Расширить представления детей о русской народной культуре. Сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, тряпичной кукле....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в виде развлечения для родителей по духовно-нравственному воспитанию «Пасха — праздник Светлого Христова Воскресенья»
Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей. Развивать интерес к культуре предков, расширять знания о русских народных праздниках и обычаях. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в соответствии с содержанием реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» во второй младшей группе на тему: «Самый любимый образ – мама»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в соответствии с содержанием реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» во второй младшей группе на тему...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность «Прогулка по сказочной стране» (средняя группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность «Прогулка по сказочной стране» (средняя группа)...