Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет.
план-конспект занятия (старшая группа)
Расширить представления детей о русской народной культуре. Сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, тряпичной кукле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Представления детей о русском быте, утвари. | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно
образовательной деятельности
на тему:
«В тереме расписном я живу,
к себе в избу
всех гостей приглашу»
в группе
комбинированной направленности
для детей 5-6 лет.
Воспитатель:
Гончарук Н.Р.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Расширить представления детей о русской народной культуре. Сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, тряпичной кукле.
- Образовательная область «Речевое развитие»
- Обогащать словарный запас детей, познакомить с названиями частей избы, русской утварью: ухват, лопата для хлеба, люлька, чугунок, красный угол. Развивать диалогическая речь детей, продолжать формировать умение отвечать на вопросы.
- Развивать память, логическое мышление, воображение детей.
Образовательная область «Социально-нравственное развитие»
- Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа, приобщать детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству (пословицы, потешки, колыбельные).
- Развивать умение работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.
- Формировать трудовые умения и навыки в изготовлении народной куклы из ткани.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Развивать творческие возможности в процесс интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой.
- Сформировать умение детей в изготовлении простейшей тряпичной куклы.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Формировать умение двигаться в такт музыки. Продолжать детей знакомить с новой русской подвижной игрой «Ручеёк»
Оборудование: экспонаты мини-музея «Русская изба»: старинная домашняя утварь, оберег «Домовёнок», образцы с предметов быта и мебели, ткань и нитки для изготовления кукол-оберегов, 2 шкатулки для загадок и куклы «День-Ночь», колыбель с младенцем, клубок шерстяных ниток, поднос, полотенце, коровай,
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, знакомство с русской народной игрушкой, колыбельными, пальчиковыми играми, русскими народными играми, мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Вертушка» совместно с детьми и родителями группы, изготовление с детьми тряпичной куклы «Пеленашка».
Ход занятия:
Воспитатель: Дорогие друзья, мы очень рады видеть вас. Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети кланяются, прижав руку к сердцу.
А собрались мы здесь, чтобы поговорить о нашей Родине, о её далеком прошлом. Для этого надо обратиться к её истории, давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа – к фольклору. Взрослые знают, дети очень любят фантазировать. В детском саду очень часто мы с вами отправляемся в воображаемые путешествия – в сказочные страны, на другие планеты. А сейчас нас ждёт ещё одно путешествие. Но оно будет особенное. Нам не придется фантазировать и заглядывать в будущее. Мы с вами отправимся в далёкое прошлое, к нашим предкам, которые жили около двух тысяч лет тому назад.
Звучит русская народная музыка.
Давайте, попытаемся представить себе мир, в котором жили наши предки. Не было таких больших и красивых городов, высоких домов, машин, радио, телевизора, не было электричества и даже свечей.
В деревянных избах горели лучины. А избы были большими и просторными. Вечерами в таких избах за большим столом собирались всей семьёй.
Так и нас всех собравшихся в этой группе, можно назвать одной большой семьей. Итак, все в сборе! Отправляемся в путешествие в прошлое. Ребята, посмотрите к нам в группу прикатился колобок, он наверное волшебный и покажет нам дорогу. ( Дети вместе с воспитателем идут в русскую избу, сматывают клубок. Звучит русская народная музыка).
Дети приходят в музей.
Воспитатель: — Вот мы и пришли в нашу избу!
В сарафане, с хлебом и солью, детей встречает Бабушка-Забавушка.
Бабушка-Забавушка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Милости просим к нам в гости в избу. Проходите, добро пожаловать!
(дети садятся на лавочку)
Бабушка-Забавушка:
Просим к нам в избу,
Красному гостю - красное место.
В тесноте да не в обиде,
Где потеснее, там и веселее.
Ребята, а как встречали гостей раньше? В старину гостей встречали шутками, прибаутками да играми.
Много лет назад люди жили в домах, которые назывались (избами).
Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
- Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели).
- В избу вели деревянные ступеньки.
Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше.
- Что же было в каждой избе?
Дети: В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбу. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
- Какие же были в избе полы?
Дети: Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки.
Бабушка-Забавушка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.
По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Бабушка-Забавушка: Что же значит название Красный угол?
Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Вот так жили люди раньше!
Бабушка-Забавушка: А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
/Самовар/.
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
/Печь/.
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
/Печь/
Черный конь,
Скачет в огонь.
(Кочерга.)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
Синее море,
Стеклянные берега,
Плавает утка,
Горит голова.
(Керосиновая лампа.)
Воспитатель:
На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам домовой устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место домового обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей.
Чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома: оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.
Это были обереги в виде мешочков, веничков, куколок-берегинь (показ разновидностей оберегов).
Хозяйка избы приглашает детей отдохнуть и поиграть в русскую народную игру
Девочки очень любили играть с куклами, качать колыбельку.
Воспитатель: А вы помните, мы с вами учили колыбельную песню?
Я вам сейчас предлагаю покачать колыбельку и спеть колыбельную песню:
Спи моя хорошая, баю-баю-бай.
Куколка любимая, глазки закрывай.
Я тебя раздену, уложу в кровать.
Завтра встанем вместе, будем вновь играть.
После этого воспитатель показывает тряпичную куклу.
Бабушка-Забавушка: Такие куклы делали для своих детей их близкие: мамы, бабушки, старшие сестры и братья. Это были не простые куклы, их называли оберегами. Как вы думаете, что это обозначает?
Ребята, вы хотите сделать такую куклу? (Да). Кому вы ее подарите? (Маме, бабушке, сестренке)
Бабушка-Забавушка: Я вас ребята приглашаю в гости к мастерице, которая вас научит делать куклу. ( Дети с воспитателем и Бабушкой-Забавушкой идут в гости в мастерскую)
В горнице детей встречает мастерица
Марьяна – искусница: Здравствуйте дорогие гости. Рада вас видеть в своей мастерской.
Рассаживайтесь ладком, да послушайте. Сегодня я хочу научить вас делать куклу - оберег, которая называется ДЕНЬ - НОЧЬ.
Марьяна – искусница: Краткая информация о кукле День-Ночь:
Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища.
Ее делали под Новый год, она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным
Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.
Марьяна – искусница: Перед вами лежит ткань разного цвета, как вы думаете, какая ткань подойдет для девочки – ночи? (ответы детей).
Вокруг скорее все вставайте, хорошо запоминайте. (Воспитатель рассказывает и показывает выполнение работы)
Куклу нужно делать с добрыми мыслями, думать о хорошем и все у нас получится.
1 этап работы:
Выполнение работы детьми:
На столах у детей лежит материал для выполнения работы. В процессе выполнения работы звучит русская народная музыка.
Берём квадратный лоскуток синего цвета, кладём по диагонали. Берём белый треугольник, кладём острым углом вниз на синий лоскуток по диагонали, совмещая уголки. Берём лоскутки двумя руками и переворачиваем по диагонали так, чтобы белый треугольник смотрел вперёд. Кусочек синтепона тщательно сминаем, скатываем и вкладываем точно в середину синего квадрата. Накрываем кусочек синтепона синей тканью по диагонали от верхнего уголка к нижнему уголку, ровно совмещая стороны. Прижимаем вверху пальчиками с двух сторон, формируем голову и шею, обматываем 2 витками вокруг красной обережной ниткой 2 раза, завязываем на узелок. Расправляем ткань.
2 этап работы:
Формируем руки. Кладём ниточку под ткань, отступаем небольшое расстояние от края, завязываем на узелок обережными ниточками 2 раза с одной и с другой стороны. Поднимаем руки вверх, расправляем ткань.
3 этап работы:
Украшаем куколку косичкой из ниток трех цветов, которую мы переплели заранее. Берём косичку ближе к середине, так, чтобы её длина с двух сторон была одинаковая. Прикладываем к шеи косичку, обматываем вокруг головы. Перекидываем в центре крест - накрест, затем продеваем косичку под руки с одной стороны, затем с другой стороны, берём куколку 2 руками, переворачиваем и завязываем на узелок 2 раза. Ниточку не обрываем. Расправляем ткань.
Вот наши куклы готовы.
Анализ работ детьми (показ работ)
Давайте повторим, как мы будем делать куклу-оберег вместе с картой-помощницей. Дети закрепляют последовательность по технологической карте. Поиграем с пальчиками, чтобы они помогали нам в работе (дети встают) Пальчиковая гимнастика:
Снам ты уже знаком - сжимают и разжимают кулачки,
Мы из ярких лоскутков - хлопают в ладоши.
Людям помогаем - руки к груди,
Всех оберегаем - обнять себя.
Кукол вместе соберём - пальчик одной руки касается другой по очереди,
И на полку уберём - ладони полочкой (дети проходят за столы)
Марьяна – искусница:
- С каким оберегом мы сегодня познакомились?
- Как вы думаете, какой стороной сейчас её нужно повернуть куколку? (предлагает подойти к окну и повернуть куклу и пожелать доброго дня)
-Вы оставите куклу дома, или подарите? (рассказывают свои варианты) - Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали и у вас получились замечательные куклы!
Воспитатель:
Дети вам понравилось путешествие в прошлое?
Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Давайте поблагодарим Бабушку-Забавушку и Марьяну-искусницу за гостеприимство.
Дети благодарят хозяюшек и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность на тему «Почтальон принес посылку» в рамках тематической недели «В гости к мастерам».
Интегрированная образовательная деятельность на тему «Почтальон принес посылку»в рамках тематической недели «В гости к мастерам».Программное содержание: 1. Познание. Продолжать воспитывать у дете...
Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Стоит в поле теремок». С использованием технологий: электронный образовательный носитель (ЭОР), моделирование (для детей средней группы).
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, здоровье.Задачи с интеграцией образовательн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....
Проектная деятельность на тему "8 марта - Праздник мам, тук-тук стучится в гости к нам!"
Тип проекта: социальный, игровой, познавательныйВозрастная группа: старшаяПродолжительность проекта: 27 февраля - 7 марта 2017 г.Вид проекта: кратковременный, групповой, творческийУчастники проекта: в...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".
Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".(Знакомство с пословицами, по...
конспект занятия "В тереме расписном живу. К себе в избу всех гостей приглашу"
Продолжать знакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям....
Занятие по изобразительной деятельности на тему: "Там , где я живу.."
методическая разработка по сюжетно - тематическому рисованию...