Консультация: "Теоретические основы ознакомления дошкольников с художественной литературой"
статья по художественной литературе
Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности в отличие от ощущений, отражающие отдельные качества
реальности.
Восприятие - ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который объединяющую функцию:
во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета,
во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации,
в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация: "Теоретические основы ознакомления дошкольников с художественной литературой" | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические основы ознакомления дошкольников с художественной литературой.
Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности в отличие от ощущений, отражающие отдельные качества
реальности.
Восприятие - ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который объединяющую функцию:
во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета,
во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации,
в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, от знакомства детей с литературой, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению.
Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Ребенок стремится к тому, чтобы мир приоткрыл свои тайны, помог осуществить фантазии ребенка.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира и мира литературы, помочь ему овладеть способами познания связей между действительностью и сказкой поможет знакомство с художественной литературой.
Но для успешного овладения дошкольниками восприятия художественной литературы, использования ее в работе с детьми, педагог должен знать законы и правила формирования восприятий дошкольников.
Как уже подчеркивалось раньше дошкольный период - это важный этап для развития психики ребенка, но данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития восприятий у детей. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. Но развитие восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности
Так восприятие младшего дошкольника (3-4 лет) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, величина, вкус и другое, - не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все, а только наиболее яркие, конкретные свойства или объекты предмета или произведения, а иногда и одно свойство или определение, и по нему отличает предмет или объект от других объектов.
Действуя с предметами или воспринимая литературные произведения, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств предмета или литературного жанра.
Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете, что касается художественного слова, то ребенок в этом возрасте способен отличить сказку от стихотворения, догадаться о хороших и плохих качествах героев.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложение, прикладывание предметов друг к другу, измерения и другие.
В процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности.
Он учится воспринимать их проявления, осваивать способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности.
За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах спектра, о белом и черном, о понятиях величины, о пространстве, о времени, об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура и т.д.).
Художественная литература - важный проводник эстетической жизни ребенка дошкольного возраста. Чтобы понять сложную и влиятельную роль художественной литературы в развитии восприятия детей, необходимо понять то своеобразие детского мировосприятия, которое можно охарактеризовать, как детский мифологизм, который сближает детей с художником.
Для детей, для настоящего художника вся природа жива, полна богатой внутренней жизни, - и это ощущение жизни в природе не имеет в себе, конечно, ничего надуманного, теоретического, а является непосредственной интуицией, живым, убедительным восприятием.
Это чувство сказочности в окружающей жизни, по мере роста процессов восприятия у ребенка дошкольного возраста, все более нуждается в интеллектуальном оформлении - и художественной литература как раз, и отвечают этой потребности ребенка.
Есть еще другой корень художественной литературы это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, фантазия ищет образов, чтобы выразить в них детские чувства.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложение, прикладывание предметов друг к другу, измерения и другие.
В процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности.
Он учится воспринимать их проявления, осваивать способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности.
За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах спектра, о белом и черном, о понятиях величины, о пространстве, о времени, об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура и т.д.).
Для детей, для настоящего художника вся природа жива, полна богатой внутренней жизни, - и это ощущение жизни в природе не имеет в себе, конечно, ничего надуманного, теоретического, а является непосредственной интуицией, живым, убедительным восприятием.
Это чувство сказочности в окружающей жизни, по мере роста процессов восприятия у ребенка дошкольного возраста, все более нуждается в интеллектуальном оформлении - и художественной литература как раз, и отвечают этой потребности ребенка.
Есть еще другой корень художественной литературы это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, фантазия ищет образов, чтобы выразить в них детские чувства.
Существует несомненная и глубокая связь между играми и художественной литературой, можно было бы даже сказать, что всякая художественная литература, в своей сущности, есть не что иное, как игра фантазии - независимо от того, была ли игра эта сыграна или нет.
Обратимся к краткой характеристике детского восприятия сказочного мира. Первые сказки, связаны с личностью самого ребенка: матери, няни хорошо это чувствуют и начинают свои первые сказки так: «Жил - был мальчик, такой как ты...»
В этих произведениях невольно повествуется о том, что переживает ребенок - сказка как бы воплощает в образе то, что есть в душе ребенка. В сказочном повествовании выступают люди, животные, вещи - знакомые ребенку - и эти художественные произведения звучат для ребенка, как рассказ о чем-то вполне реальном.
Для ребенка слова художественного произведения вполне реальны, они имеют глубокую, таинственную связь с вещами, названием которых они являются: дети глядят на слова как на символы вещей, они боятся некоторых слов, верят в волшебную силу других. Мы имеем здесь дело с настоящей верой в волшебную силу слов.
В мире художественной литературы нет ничего невозможного для ребенка. Здесь действительное и чудесное так сплетается одно с другим, что нам, взрослым, представляется это непонятным, - между тем здесь нет никакой загадки, если вспомнить, что сама действительность понимается ребенком мифологически
В детских произведениях постоянно на лицо неожиданные перемены, скачки, превращения, что так сродни дошкольному возрасту ребенка. Очень часто в сказках находим преувеличения или преуменьшения, - это один из излюбленных приемов художественной поэтики, что тоже характерно для детей дошкольного возраста.
Для характеристики восприятий литературного мира ребенка неоценимое значение имеет мало еще изученное сказочное творчество ребенка дошкольного возраста.
Первые художественные произведения, сочиняемые детьми, не имеют ничего общего с личностью ребенка - и это несколько не противоречит указанному выше типу сказок, которые рассказываются ребенку.
Собственные, попытки в художественном творчестве ребенка дошкольного возраста представляют собой сказки о детях, животных, которым вкладываются такие же чувства, какие испытывает и ребенок.
Можно решительно сказать, что художественная литература всецело связаны с работой фантазии, которая неотделима от чувства восприятия, именно как органа эмоциональной сферы: литературный мир объективирует ребенка дошкольного возраста те или иные чувства и восприятия, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайна их влияния на детскую душу.
Конечно, литературный мир открывается ребенку лишь тогда, когда он владеет всеми видами восприятий и речью - и эта связь художественной литературы с восприятиями и языком всегда остается тесной.
Когда ребенок овладевает речью и процессами восприятия окружающего мира, он именует весь мир, дает всему название, как бы оживляя весь этот мир, - и здесь, собственно говоря, и начинается детская сказочность. Все, что получает имя, получает и жизнь, все оживает и как бы открывается в своей жизни для ребенка, который чувствует эту жизнь даже в неизменных и мертвых вещах.
Когда в произведениях литературы оживают вещи, когда различные предметы начинают действовать ночью, когда все спит, - то в этом нет ничего удивительного для ребенка, ибо сказочное одухотворение всего у ребенка в крови.
По мере развития восприятия и игры, роста литературного материала все яснее становится для ребенка различие мира «воображаемого» и действительного, - но, и, отделяя эти два мира, ребенок их не противопоставляет, ибо воображаемое для ребенка дошкольного возраста реальностью, только иного типа.
Задача художественной литературы дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства, дать познавательную функцию, которая потом раскроет понимание действительности перед ребенком дошкольного возраста через восприятие окружающего мира.
Задачами развития восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста является: научить детей дошкольного возраста воспринимать произведения художественной литературы: сюжет, героев, события, характеры? героев и нравственный и эстетический смысл произведения, дать характеристику особенностей жанра: волшебство, перевоплощение, одушевление вещей и животных.
В результате формируются нравственные, эстетические и речевые эталоны, происходит скачок в развитии фантазии ребенка, которые являются моделями для восприятия окружающего мира и регуляторами поведения ребенка.
Знакомство с художественной литературой расширяет словарный запас, накапливает речевые обороты, способы изложения информации, литературные приемы для передачи характеров, настроений, смысла, поступков, особенностей событий и обстановки.
При восприятии произведений художественной литературы возникают сложные и многообразные, незнакомые для него чувства, которые он учится выражать мимикой, жестами, словами, воплощать свои чувства в музыки, танцах, рисунках. Эти чувства закрепляются и формируют его духовную сферу
Художественные произведения, предложенные ребенку дошкольного возраста, должны быть направлены на формирование приемов восприятия, которые могут позволить выделить последовательность событий, особенности героев, следить за их действиями и поступками, проявлениями характера, отношению к другим героям и событиям, понимания цели и смысла разворачиваемых событий, понимать характерные особенности произведения.
Художественные произведения позволяет чувствовать особенности этого произведения, его язык, стиль, образность, волшебство. При занятиях с детьми следует учитывать их возрастные особенности при восприятии произведений литературы:
-2- 3 года - воспринимают слова и действия,
-3- 4 года - воспринимают героев и их действия,
-4 - 5 лет - воспринимают последовательность событий, характер героев, их взаимоотношения,
-5- 6 лет- воспринимают сложный сюжет, части сказочного
произведения (завязку, кульминацию, развязку), более тонкие особенности
героев и их поступков,
-6- 7 лет- воспринимают смысл произведения, средства
выразительности, глубину характеров, описание чувств
Нельзя не отметить связь развития восприятия художественной литературы с восприятиями социальных явлений и восприятия природы.
Восприятие художественной литературы этот вид активной деятельности способствует всестороннему восприятию социальных явлений, это влияет на формирование целостного динамичного образа природы и вооружает приемами ее восприятия. Ведь не секрет, что именно в литературе для детей четко и цельно прорисованы образы добра и зла, красоты и безобразия, и именно они становятся эталонами для ориентировки ребенка в социальной жизни.
Полученный личный опыт от восприятия художественной литературы
помогает ребенку дошкольного возраста систематизировать с помощью эталонов, принятых в обществе, понятий добра и зла, хорошо плохо, правильное понимание поступков людей, их переживаний, умение понять и простить, поставить себя на место другого.
Общение с природой сопровождается эмоциональными переживаниями, которые могут выражаться в рассказах, рисунках детей. Ведь для ребенка, как подчеркивалось раньше, весь мир животных и растений живой, поэтому ознакомление детей дошкольного возраста с природой и их экологическое воспитание надо начинать со знакомства с художественной литературой
Вывод: произведения художественной литературы для детей наиболее изученная форма эстетического восприятия, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика должна идти навстречу развитию литературного мира ребенка, его эмоциональной жизни. Ведь ребенок дошкольного возраста не ищет, прежде всего, знания - а ищет выражения и питания своей внутренней жизни, творчества, и мы должны помочь детям в этом. Фактически и жизнь, и обучение давяще действуют на эмоциональную и жизнь ребенка, убивая в нем художника, в которой он живет и рисует себе, и нужно всеми силами помогать ребенку подольше оставаться в мире художественного слова, и тогда, когда он станет взрослым, он будет настоящим художником, поэтом, личностью, которая будет любить литературу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...
Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....
МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории
Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...
МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова
Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...
материал к педсовету по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
Вашему вниманию представлена презентация о роли книги, этапах ознакомления дошкольников с худ.литературой, возрастные требования к худ.литературе, содержание книжных уголков и др. А так же положе...
Использование иллюстраций в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребе...