Конспект НОД по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Конспект НОД по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Книга в гостях у ребят".
Цель: вызывать желание и интерес дошкольников к чтению книг.
Задачи:
- познакомить детей с энциклопедией как видом книжного издания, её назначением;
- продолжать развивать умение различать литературные жанры (рассказ, сказка, стихотворение, басня), понимать главную идею произведения, развивать зрительное и слуховое восприятие;
- воспитывать устойчивый интерес к книгам и бережное отношение к ним.
Оборудование: посылка, игрушка Буратино, схема, 5 ключиков, книги, разрезные картинки к басне, шкатулка, сюжетные картинки для составления рассказа, запись басни, песня, закладки, ребус.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Книга в гостях у ребят»
Цель: вызывать желание и интерес дошкольников к чтению книг.
Задачи:
- познакомить детей с энциклопедией как видом книжного издания, её назначением;
- продолжать развивать умение различать литературные жанры (рассказ, сказка, стихотворение, басня), понимать главную идею произведения, развивать зрительное и слуховое восприятие;
- воспитывать устойчивый интерес к книгам и бережное отношение к ним.
Оборудование: посылка, игрушка Буратино, схема, 5 ключиков, книги, разрезные картинки к басне, шкатулка, сюжетные картинки для составления рассказа, запись басни, песня, закладки, ребус.
Ход: В группе звонит домофон. Воспитатель берет трубку, подтверждает, что это 11 группа и объясняет детям, что к ним пришел курьер доставки. Воспитатель просит помощника встретить курьера и забрать посылку.
Воспитатель: Ребята, курьер нам принес посылку и письмо (читает письмо).
«Дорогие ребята! Послушайте загадку и попробуйте её отгадать. Когда вы её отгадаете, можете открыть посылку. Слушайте внимательно:
Это что за очень странный человечек деревянный,
На земле и под водой ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный, кто же это? (Буратино)»
Правильно, молодцы (открывает посылку и достает куклу Буратино, к рукам приклеены 4 листа бумаги). Дети читают сами по очереди:
- Здравствуйте, ребята! Как называется сказка, из которой я пришел?
- Кто читал эту книгу?
- Что такое книга?
- (Читает воспитатель) Ребята, папа Карло мне подарил волшебную шкатулочку, а в ней меня ждет сюрприз. Беда в том, что шкатулка откроется, если я соберу в книжной стране 5 золотых ключиков. Даже схема поиска есть. Но переживаю очень, что один я не справлюсь.
Воспитатель: Что-то письмо грустно заканчивается. Что же делать? (дети предлагают помощь) Поможем, ребята? Тогда мы отправляемся в книжную страну, чтобы помочь Буратино получить ключики. Итак, глядя на схему, надо найти первое задание (подходят к цифре 1, где расположена выставка книг со стихами).
Воспитатель: Этот стенд называется "СТИХИ". Что это означает? (ответы детей). Это значит, что в этих книгах напечатаны стихи. А вы любите стихотворения? Как вы думаете, все люди любят стихи? Расскажите кто-нибудь стихотворение (читают 1-2 ребенка). Ребята, что такое стихотворение? (ответы детей: окончания слов звучат одинаково, есть рифма, написано в столбик).
Воспитатель: Давайте попробуем подобрать рифму к словам: мишка – шишка; лук – жук; корона – ворона; котик – бегемотик, животик; картошка – гармошка; игрушка – Петрушка, хлопушка, пушка. У вас хорошо получается. Давайте найдем рифму к стихотворению.
1. Серый волк в густом лесу встретил рыжую…. (лису)
2. Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал … (заяц)
3. Михаил играл в футбол и забил в ворота … (гол)
4. Молодчина эта Лина, лепит все из …(пластилина)
5. Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось ….(мыло)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот и 1-й ключик! (прикрепить на схеме под цифрой 1).
Ищем задание под цифрой 2. Вижу задание № 2 "РАССКАЗ". Здесь собраны книги с рассказами. Вспомните, что такое рассказ? (небольшая история, рассказанная писателем, которая может произойти на самом деле). Для получения второго ключика, вам надо разделиться на 2 команды и выполнить задание. Каждая команда получит сюжетные картинки. Если команда расположит картинки в правильной последовательности, то получится небольшой рассказ.
После заслушивания двух рассказов, дети получают еще 1 ключик и помещают его на схему.
Воспитатель: Отправляемся дальше? Тогда ищем цифру 3. Рядом с цифрой расположены книги. Посмотрите ребята, что это за книги. Как вы думаете, книги какого жанра здесь собраны? (ответы детей). Да, это "СКАЗКИ". Что такое сказка? (ответы детей). А вот и задание к 3 ключику. Исправьте ошибки в названиях сказок:
- «Заюшкин домик» («Заюшкина избушка»)
- «Волк и семеро ягнят» («Волк и семеро козят»)
- «Утки – лебеди» («Гуси – лебеди»)
- «Петушок Ряба» («Курочка Ряба»)
- «Лисичка с кастрюлькой» («Лисичка со скалочкой»)
- «Царевна – индюшка» («Царевна – лягушка»)
- «Даша и медведь» («Маша и медведь»)
Воспитатель: Ребята, давайте мы немного отдохнем и покажем Буратино нашу физминутку.
Физкультминутка "Буратино":
Буратино потянулся
Раз - нагнулся, два - нагнулся, три - нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Вот и 3-й ключик вы помогли Буратино заработать.
Следующее задание под цифрой 4, стенд «БАСНЯ». Совсем недавно мы с вами знакомились с жанром басня. Кто сможет объяснить, что это за жанр? (короткая поучительная история, в которой высмеиваются нехорошие черты характера и поступки, герои животные). Чем похожи басня и стихотворение? (наличием рифмы) Я предлагаю вам послушать одну из басен Ивана Андреевича Крылова (звучит басня в записи). Кто может сказать название басни? Разделитесь на 2 команды, каждая получает конверт с разрезными картинками. После того, как вы соберете картинку, сможете проверить, правильно ли вы назвали басню. Если ваш ответ будет правильным, то вы получаете следующий ключик.
Воспитатель: Ребята, сколько осталось собрать ключей? Давайте поскорее поможем Буратино. Ему уже не терпится открыть волшебную шкатулочку. Интересно, по какому принципу собраны книги в задании под цифрой 5? ("ЭНЦИКЛОПЕДИЯ").
Воспитатель: Энциклопедия… какое сложное слово. В энциклопедиях собрано много интересной научной информации. Книги-энциклопедии могут рассказать обо всем на свете. Посмотрите нашу выставку. Даже просто глядя на обложку, можно понять, какую информацию содержит книга. Правда? (перечисляют) А теперь надо выполнить задание для получения последнего ключика. Вам необходимо разгадать ребус – сложить слово из первых букв нарисованных картинок (5 картинок – кукла, носки, иголка, галстук, автобус – получается КНИГА). Почему книгу считают другом и говорят: "Книга – источник знаний" (ответы детей). Рассуждения ваши правильные. Вы получаете пятый ключик.
Воспитатель: Ребята, вы помогли Буратино собрать все 5 золотых ключиков, и теперь волшебная шкатулка откроется (Буратино открывает шкатулку и удивляется). Посмотрите, что это? (закладки). Ребята, для чего нужны закладки, объясните? (ответы детей). С книгами надо очень бережно обращаться и поэтому рекомендуют пользоваться закладками. Чтобы книги стали настоящими помощниками, надо выполнять правила обращения с книгами. Какие знаете? (не брать книги грязными руками; не перегибать переплёт; пользоваться закладкой, не загибать страницы; защищать от воды; не вырывать страницы; не рисовать на страницах).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы много вспомнили о книгах. Поняли, что книга - это наш друг и помощник. Давайте еще раз посмотрим на выставки книг, вспомним задания. Что запомнилось больше всего? Какое задание вызвало затруднение? (ответы детей). Вечером дома, в семейном кругу, поговорите о книгах, расскажите о сегодняшнем занятии. Может быть, вы узнаете что-то интересное от своих родителей и завтра расскажите нам.
Воспитатель: Посмотрите, здесь в шкатулке много закладок. Вы помогли найти ключи для Буратино, поэтому он каждому говорит спасибо и дарит по закладке (детям дарят закладки).
Слушают песню про книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/18/picture-1250677-1705585021.jpg)
Проект «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Для формирования читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/30/picture-1026654-1522411145.jpg)
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Деньги всякие нужны»
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. «Деньги всякие нужны»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/20/picture-907010-1490013970.jpg)
Консультация для воспитателей: «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей: «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»....
Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
laquo;Мы дружны с печатным словом,Если б не было егоНи о старом, ни о новомМы не знали б ничего!Ты представь себе на миг,Как бы жили мы без книг?»Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам кн...
Коррекционно-развивающие задания по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Отправим СМС в сказку.
Корреционно-развивающие задания учат дошкольников разных возрастных групп узнавать главных героев, оценивать и анализировать их поступки, способствуют формированию умений применять знания текста в усл...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/11/picture-398036-1691734791.jpg)
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
В конспекте освещены принципы подачи информации об элементарных основах финансовой грамотности....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/08/picture-938859-1731079177.jpg)
Проект "Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Проект "Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста" с целью организации и проведения мероприятий познавательного характера, направленных на формирование чита...