Конспект НОД по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Вагнер Елена Владимировна

Конспект НОД по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Книга в гостях у ребят". 

Цель: вызывать желание и интерес дошкольников к чтению книг.

Задачи:

  • познакомить детей с энциклопедией как видом книжного издания, её назначением;
  • продолжать развивать умение различать литературные жанры (рассказ, сказка, стихотворение, басня), понимать главную идею произведения, развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • воспитывать устойчивый интерес к книгам и бережное отношение к ним.

Оборудование: посылка, игрушка Буратино, схема, 5 ключиков, книги, разрезные картинки к басне, шкатулка, сюжетные картинки для составления рассказа, запись басни, песня, закладки, ребус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Книга в гостях у ребят»

Цель: вызывать желание и интерес дошкольников к чтению книг.

Задачи:

  • познакомить детей с энциклопедией как видом книжного издания, её назначением;
  • продолжать развивать умение различать литературные жанры (рассказ, сказка, стихотворение, басня), понимать главную идею произведения, развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • воспитывать устойчивый интерес к книгам и бережное отношение к ним.

Оборудование: посылка, игрушка Буратино, схема, 5 ключиков, книги, разрезные картинки к басне, шкатулка, сюжетные картинки для составления рассказа, запись басни, песня, закладки, ребус.

Ход: В группе звонит домофон. Воспитатель берет трубку, подтверждает, что это 11 группа и объясняет детям, что к ним пришел курьер доставки. Воспитатель просит помощника встретить курьера и забрать посылку.

Воспитатель: Ребята, курьер нам принес посылку и письмо (читает письмо).

«Дорогие ребята! Послушайте загадку и попробуйте её отгадать. Когда вы её отгадаете, можете открыть посылку. Слушайте внимательно:

Это что за очень странный человечек деревянный,

На земле и под водой ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный, кто же это? (Буратино)»

Правильно, молодцы (открывает посылку и достает куклу Буратино, к рукам приклеены 4 листа бумаги). Дети читают сами по очереди:

  1. Здравствуйте, ребята! Как называется сказка, из которой я пришел?
  2. Кто читал эту книгу?
  3. Что такое книга?
  4. (Читает воспитатель) Ребята, папа Карло мне подарил волшебную шкатулочку, а в ней меня ждет сюрприз. Беда в том, что шкатулка откроется, если я соберу в книжной стране 5 золотых ключиков. Даже схема поиска есть. Но переживаю очень, что один я не справлюсь.

Воспитатель: Что-то письмо грустно заканчивается. Что же делать? (дети предлагают помощь) Поможем, ребята? Тогда мы отправляемся в книжную страну, чтобы помочь Буратино получить ключики. Итак, глядя на схему, надо найти первое задание (подходят к цифре 1, где расположена выставка книг со стихами).

Воспитатель: Этот стенд называется "СТИХИ". Что это означает? (ответы детей). Это значит, что в этих книгах напечатаны стихи. А вы любите стихотворения? Как вы думаете, все люди любят стихи? Расскажите кто-нибудь стихотворение (читают 1-2 ребенка). Ребята, что такое стихотворение? (ответы детей: окончания слов звучат одинаково, есть рифма, написано в столбик).

Воспитатель: Давайте попробуем подобрать рифму к словам: мишка – шишка; лук – жук; корона – ворона; котик – бегемотик, животик; картошка – гармошка; игрушка – Петрушка, хлопушка, пушка. У вас хорошо получается. Давайте найдем рифму к стихотворению.

1. Серый волк в густом лесу встретил рыжую…. (лису)

2. Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал … (заяц)

3. Михаил играл в футбол и забил в ворота … (гол)

4. Молодчина эта Лина, лепит все из …(пластилина)

5. Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось ….(мыло)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот и 1-й ключик! (прикрепить на схеме под цифрой 1).

Ищем задание под цифрой 2. Вижу задание № 2 "РАССКАЗ". Здесь собраны книги с рассказами. Вспомните, что такое рассказ? (небольшая история, рассказанная писателем, которая может произойти на самом деле). Для получения второго ключика, вам надо разделиться на 2 команды и выполнить задание. Каждая команда получит сюжетные картинки. Если команда расположит картинки в правильной последовательности, то получится небольшой рассказ.

После заслушивания двух рассказов, дети получают еще 1 ключик и помещают его на схему.

Воспитатель: Отправляемся дальше? Тогда ищем цифру 3. Рядом с цифрой расположены книги. Посмотрите ребята, что это за книги. Как вы думаете, книги какого жанра здесь собраны? (ответы детей). Да, это "СКАЗКИ". Что такое сказка? (ответы детей). А вот и задание к 3 ключику. Исправьте ошибки в названиях сказок:

  1. «Заюшкин домик» («Заюшкина избушка»)
  2. «Волк и семеро ягнят» («Волк и семеро козят»)
  3. «Утки – лебеди» («Гуси – лебеди»)
  4. «Петушок Ряба» («Курочка Ряба»)
  5. «Лисичка с кастрюлькой» («Лисичка со скалочкой»)
  6. «Царевна – индюшка» («Царевна – лягушка»)
  7. «Даша и медведь» («Маша и медведь»)

Воспитатель: Ребята, давайте мы немного отдохнем и покажем Буратино нашу физминутку.

Физкультминутка "Буратино":

Буратино потянулся

Раз - нагнулся, два - нагнулся, три - нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Вот и 3-й ключик вы помогли Буратино заработать.

Следующее задание под цифрой 4, стенд «БАСНЯ». Совсем недавно мы с вами знакомились с жанром басня. Кто сможет объяснить, что это за жанр? (короткая поучительная история, в которой высмеиваются нехорошие черты характера и поступки, герои животные). Чем похожи басня и стихотворение? (наличием рифмы) Я предлагаю вам послушать одну из басен Ивана Андреевича Крылова (звучит басня в записи). Кто может сказать название басни? Разделитесь на 2 команды, каждая получает конверт с разрезными картинками. После того, как вы соберете картинку, сможете проверить, правильно ли вы назвали басню. Если ваш ответ будет правильным, то вы получаете следующий ключик.

Воспитатель: Ребята, сколько осталось собрать ключей? Давайте поскорее поможем Буратино. Ему уже не терпится открыть волшебную шкатулочку. Интересно, по какому принципу собраны книги в задании под цифрой 5? ("ЭНЦИКЛОПЕДИЯ").

Воспитатель: Энциклопедия… какое сложное слово. В энциклопедиях собрано много интересной научной информации. Книги-энциклопедии могут рассказать обо всем на свете. Посмотрите нашу выставку. Даже просто глядя на обложку, можно понять, какую информацию содержит книга. Правда? (перечисляют) А теперь надо выполнить задание для получения последнего ключика. Вам необходимо разгадать ребус – сложить слово из первых букв нарисованных картинок (5 картинок – кукла, носки, иголка, галстук, автобус – получается КНИГА). Почему книгу считают другом и говорят: "Книга – источник знаний" (ответы детей). Рассуждения ваши правильные. Вы получаете пятый ключик.

Воспитатель: Ребята, вы помогли Буратино собрать все 5 золотых ключиков, и теперь волшебная шкатулка откроется (Буратино открывает шкатулку и удивляется). Посмотрите, что это? (закладки). Ребята, для чего нужны закладки, объясните? (ответы детей). С книгами надо очень бережно обращаться и поэтому рекомендуют пользоваться закладками. Чтобы книги стали настоящими помощниками, надо выполнять правила обращения с книгами. Какие знаете? (не брать книги грязными руками; не перегибать переплёт; пользоваться закладкой, не загибать страницы; защищать от воды; не вырывать страницы; не рисовать на страницах).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы много вспомнили о книгах. Поняли, что книга - это наш друг и помощник. Давайте еще раз посмотрим на выставки книг, вспомним задания. Что запомнилось больше всего? Какое задание вызвало затруднение? (ответы детей). Вечером дома, в семейном кругу, поговорите о книгах, расскажите о сегодняшнем занятии. Может быть, вы узнаете что-то интересное от своих родителей и завтра расскажите нам.

Воспитатель: Посмотрите, здесь в шкатулке много закладок. Вы помогли найти ключи для Буратино, поэтому он каждому говорит спасибо и дарит по закладке (детям дарят закладки).

Слушают песню про книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Для формирования читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Деньги всякие нужны»

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. «Деньги всякие нужны»...

Консультация для воспитателей: «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей: «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»....

Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Мы дружны с печатным словом,Если б не было егоНи о старом, ни о новомМы не знали б ничего!Ты представь себе на миг,Как бы жили мы без книг?»Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам кн...

Коррекционно-развивающие задания по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Отправим СМС в сказку.

Корреционно-развивающие задания учат дошкольников разных возрастных групп узнавать главных героев, оценивать и анализировать их поступки, способствуют формированию умений применять знания текста в усл...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В конспекте освещены принципы подачи информации об элементарных основах финансовой грамотности....