Коррекционно-развивающие задания по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Отправим СМС в сказку.
учебно-методический материал по художественной литературе

Корреционно-развивающие задания учат дошкольников разных возрастных групп узнавать главных героев, оценивать и анализировать их поступки, способствуют формированию умений применять знания текста в условиях решения заданных действий (составлять СМС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_otpravim_sms_v_skazku.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекционно-развивающие задания

по формированию читательской грамотности

у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста». Отправим СМС в сказку.

Что за прелесть эти сказки? Каждая есть поэма.

А.С. Пушкин.

Игра «Срочно отправим  СМС в сказку».

Задачи.

1. Научить  находить в тексте главных героев, оценивать и анализировать их поступки. Находить связь между поступками и нравственными принципами героев сказок.

2. Формировать умение применять знания текста в условиях решения заданных действий (отправить СМС).

3. Учить  сравнивать или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями. Объяснять особенности текста, основываясь на собственном жизненном опыте.

Материалы и оборудование. Литературные тексты и иллюстрации к сказкам по возрастам (предварительное чтение):

6-7 лет

«Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен

«Лягушка-путешественница» В. Гаршин

«Золотой ключик» А.Н. Толстой.

«Аленький цветочек» К. Аксаков

«Цветик-семицветик» В.Катаев

5-6 лет

«Царевна-лягушка» (русская народная сказка)  

«Двенадцать месяцев» (в переводе С. Маршака)

«Серебряное копытце» П. Бажова

«Золушка» Ш.Перро

«Дюймовочка» Г.Х.Андерсен

4-5 лет

«Три поросенка» (в переводе С. Маршака)

«Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка)

«Зимовье»

«Федорино горе» К.Чуковского

«Бременские музыканты» братьев Гримм

3-4 года

«Волк и козлята» (русская народная сказка)

«Гуси-лебеди» (русская народная сказка)

«У страха глаза велики» (русская народная сказка)

«У солнышка в гостях» (словацкая сказка)

«Два жадных медвежонка» (венгерская народная сказка).

Краткое описание. Взрослый читает сказки (2 -3  сказки), показывает иллюстрации и предлагает детям отправить СМС сообщение главным героям этих сказок.

Методические указания. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Литературный материал представлен по возрастам для возможности оценить знания детей по сказкам. После прочтения и беседы по сказкам (2-3 сказки) взрослый предлагает определить главного героя, подумать, чему научил этот герой, как можно предупредить героя об опасности в действиях сказки, что можно предложить героям сказок в настоящее время. Можно использовать предложенный материал в качестве начала игры. Когда дети будут сами фантазировать, взрослый поощряет новаторство и ненавязчиво направляет, корректирует  детей, давая возможность выражать самостоятельные высказывания по своей интерпретации сказки ( приветствуются ответы на вопросы почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли).

6-7 лет.

Отправляем СМС в сказку «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена  главному герою:

1. «Гадкий утенок! Ничего и никого не бойся. Будь смелым и сильным. Скоро ты превратишься в прекрасного белого лебедя».

2. «Дорогой гадкий утенок! Ты научил меня не бояться трудностей. Спасибо тебе».

3. «Гадкий утенок! Мы восхищаемся твоим бесстрашием. Ты – самая смелая птица на Земле».

Сказка «Лягушка-путешественница» В. Гаршин. СМС главной героине:

1. « Уважаемая лягушка! Ты научила нас быть находчивыми и отважными. Но никогда не хвастайся, потому что можно упасть с большой высоты и разбиться».

2.«Срочно лягушке-путешественнице! Ни  в коем случае не кричите, когда полетите вместе с утками в теплые страны на прутике».

3. «Дорогая лягушка-путешественница. Вам грозит опасность! Не обращайте внимания на похвалу вашей умной голове. Будьте осторожны».

Сказка «Золотой ключик» А.Н. Толстой. СМС Буратино:

1. «Добрый Буратино! Не верь Лисе Алисе и Коту Базилио. Они – обманщики. Слушай папу Карло и отправляйся в школу».

2. «Дорогой Буратино! Спасибо тебе за то, что ты такой веселый и добрый, смелый и находчивый. Скоро у тебя будет настоящий кукольный театр».

3. «Милый  Буратино! Срочно забирай всех кукол и беги в каморку к папе Карло к нарисованному холсту. Там ждет тебя счастье».

Сказка «Аленький цветочек» К. Аксаков. СМС младшей дочери купца:

1. « Здравствуй, младшая дочь купца. Не бойся чудища, он подарит тебе счастье».

2. « Добрая младшая дочь купца! Не верь своим сестрам, они тебя могут обмануть. А чудище – это заколдованный принц».

3. « Спасибо тебе, добрая младшая дочь купца. Ты научила нас не пугаться страшилищ, ведь самая главная красота спрятана в сердце. Мы тоже очень любим своих родителей».

Сказка «Цветик-семицветик» В. Катаева. СМС главной героине – девочке Жене:

1. « Женечка, здравствуй. Хорошо, что у тебя был седьмой лепесток. Мы тоже хотим помогать людям и делать добро».

2. «Женя! Никогда не зевай по сторонам, потому что можно заблудиться попасть в неприятную историю».

3. « Женя, мы тоже хотим поиграть с тобой и Витей в салки. А еще мы знаем много интересных игр. Давай дружить».

5-6 лет

 

Сказка «Царевна-лягушка» (русская народная сказка).  СМС главному герою – Ивану Царевичу:

1. «Дорогой Иван Царевич! Не бросайте лягушачью кожу в огонь! Не стреляйте в селезня, пожалейте медведя и зайца. Они помогут вам Кощея одолеть».

2. «Дорогой Иван Царевич! Ты научил нас не бояться трудностей, не обижать и жалеть  животных. Спасибо тебе».

3. « Дорогой Иван Царевич! Не огорчайся, если твоя стрела упадет в болото. Там тебя ждет не лягушка, а прекрасная Василиса Премудрая. Главное – не торопиться и  выполнять все условия своей невесты. Поспешишь – людей насмешишь».

Сказка «Двенадцать месяцев» (в переводе С. Маршака). СМС падчерице:

1. «Дорогая  падчерица! Не бойтесь идти в лес в лютый мороз. Там вы встретите 12 месяцев. Они вам помогут».

2. « Милая падчерица! Ты научила нас быть добрыми и трудолюбивыми. Мы тоже стараемся помогать родителям и заботимся о природе в лесу».

3. «Дорогая падчерица! Расскажи нам о своей встрече с 12 месяцами. Какой месяц был самым красивым, а какой – самым молодым?»

Сказка «Серебряное копытце» П. Бажова. СМС Даренке:

1. «Милая Даренка! Скоро ты увидишь настоящее чудо – козленка Серебряное копытце, у которого из-под ножки  камушки сыплются: красные, голубые, зелёные, бирюзовые. А твоя любимая кошка Муренка убежит с этим козленком».

2. « Дорогая Даренка! Ты научила нас верить в чудеса и любить все, что тебя окружает. Мы тоже любим сказки, ухаживаем за домашними животными, как ты за кошкой Муренкой и помогаем своим родителям, как ты помогала Коковане».

3. « Даренка! Приходи в гости к нам в детский сад. Мы расскажем тебе новые сказки и научим играть в интересные игры».

Сказка «Золушка» Шарль Перро. СМС Золушке:

1. «Добрая Золушка! Скоро ты будешь настоящей принцессой, потому что только те, которые много трудятся становятся счастливыми. Мачеха с сестрами будут наказаны».

2. «Дорогая Золушка! Ты научила нас быть добрыми и трудолюбивыми. Ты очень хорошая, у тебя прекрасное сердце и нежная душа».

3. «Дорогая Золушка! Мы мечтаем побывать на твоем балу. Расскажи нам, как вы танцевали с принцем. Что случилось с мачехой и твоими сестрами?»

Сказка «Дюймовочка» Г.Х.Андерсен. СМС Дюймовочке:

1. «Милая крошка! Не огорчайся, если тебя похитит жаба. Скоро ты улетишь с ласточкой в прекрасную страну».

2. «Дорогая Дюймовочка!  Ты научила нас быть добрыми и помогать животным, попавшим в беду. Спасибо».

3. «Дюймовочка, расскажи нам, как тебе живется в прекрасной стране эльфов».

4-5 лет

Сказка «Три поросенка» (в переводе С. Маршака). СМС самому трудолюбивому Наф-нафу:

1. «Уважаемый поросенок Наф-наф! Научите нас строить такие же крепкие домики. Ваш домик спасет всех поросят».

2. «Дорогой Наф-наф! Ты научил нас быть трудолюбивыми, не торопиться строить свои домики, а еще дружить и не бросать друзей в беде».

3. « Поросенок Наф-наф! Научи Ниф-нифа и Нуф-нуфа строить крепкие домики и не бояться волка. Мы тоже умеем строить из кирпичей постройки, приходи к нам в гости и увидишь сам».

Сказка «Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка). СМС Лисичке:

1. «Лисичка-сестричка, не обманывай волка. Ты сама можешь попасть в беду».

2. « Лисичка-сестричка. Нельзя быть такой хитрой и коварной. В следующий раз волк тебе не поверит».

3. « Лисичка-сестричка. Нам очень жалко волка. Не обижай его, угости лучше волка рыбкой».

Сказка «Зимовье» (русская народная сказка). СМС Быку:

1. «Уважаемый бык! Не уговаривай барана, свинью, гуся и петуха строить зимовье. Они глупые  все равно не будут. А зимой все придут к тебе проситься жить. Ты – самое трудолюбивое животное».

2. «Дорогой бык! Ты научил нас трудиться, быть добрыми и дружными. Нам очень хочется побывать у тебя в гостях. Твое зимовье - самое теплое в лесу».

3. « Уважаемый бык! К вам в зимовье скоро придут незваные гости – волк и медведь, но ваша крепкая дружба спасет всех. А вы будете жить поживать в своем зимовье и горя не знать».

Сказка «Федорино горе» К.Чуковского. СМС бабушке Федоре:

1. «Милая бабушка Федора! Скоро вы можете остаться без посуды. Постарайтесь вовремя мыть тарелки, чашки, сковородки и самовар».

2. «Бабушка Федора! Срочно помойте всю посуду! Утром ее может не быть».

3. «Уважаемая  Федора! Нужно бережно относиться к посуде, потому что она нужна нам очень. Без посуды мы не сможем есть и пить».

 

Сказка «Бременские музыканты» братьев Гримм. СМС  героям – Ослу, Собаке, Коту, Петушку:

1. «Уважаемые  Бременские музыканты! Приезжайте к нам в город на гастроли. Вы очень хорошо поете».

2. «Дорогие Бременские музыканты! Расскажите нам о том, как вы жили до прихода в город  Бремен».

3. « Бременские музыканты! Какие у вас творческие планы на будущее. Куда вы отправитесь путешествовать, и где будете выступать с концертами?»

3-4 года

Сказка «Волк и козлята» (русская народная сказка). СМС матушке Козе:

1. «Дорогая мама – Коза! Не оставляй своих малышей-козляток одних дома. К ним может прийти волк и напугать их».

2. «Мама – Коза! Срочно бегите домой, ваши козлята в опасности! Их может съесть волк».

3. «Дорогая мама-Коза! Научите козлят слушаться маму – не открывать дверь посторонним. Не уходите далеко в лес».

Сказка «Гуси-лебеди» (русская народная сказка). СМС сестрице -Машеньке :

1. « Дорогая Маша, слушайся родителей. Смотри за своим братцем Ванечкой. Будь осторожна, гуси могут унести его к Бабе Яге».

2. « Милая Машенька, помоги печке подбросить дрова, яблоне – стрясти яблочки, молочной речке – сдвинуть камень. Твой брат Ванечка у Бабы Яги. Ничего не бойся, твои друзья тебе помогут».

3.  «Маша, ты научила нас быть добрыми, помогать тем, кто нуждается в помощи. Не бояться злых и сильных,  любить своих близких и родных. Спасибо тебе».

Сказка «У страха глаза велики» (русская народная сказка) . СМС бабушке и внучке:

1. «Бабушка и внучка! Не нужно бояться того, чего не было. Это просто зайка бежал и упал вам под ноги».

2. « Дорогая бабушка! Не бойтесь брать воду из колодца. Никакого медведя там нет. Зайка сидит под яблонькой и ждет, когда яблочко упадет».

3. «Милая внучка! Мы тоже раньше боялись волков, но в нашем городе волки не живут. А в вашей сказке они живут далеко в лесу, поэтому идите за водой спокойно. Не нужно бояться того, чего не бывает».

Сказка «У солнышка в гостях» (словацкая сказка) СМС Солнышку:

1. «Яркое Солнышко! Почему ты спряталось за тучи? Подожди немного и цыплята тебя спасут».

2. «Милое Солнышко! Просыпайся скорей. Без тебя нам всем плохо. Некому светить и согревать нашу землю. Наступает весна. Хватит спать».

3. « Солнышко! Наши друзья уже в пути, они помогут тебе проснуться.  Скоро цыплята, сорока, еж, заяц, улитка и  утка придут к тебе».

Сказка «Два жадных медвежонка»  (венгерская сказка). СМС жадному медвежонку:

1. «Жадный медвежонок! Никогда не жадничай, потому что жадным не достается ничего. Поделись со своим братом и тогда вы не останетесь голодными».

2. « Жадный медвежонок, спасибо тебе. Ты научил нас не быть жадинами. Раньше мы не делились игрушками, а теперь поняли, что нужно играть вместе, чтобы всем стало хорошо  и весело».

3. «Жадный медвежонок. Не слушай лисичку, она обманщица. Лучше разделите с братом сыр поровну. Тогда и ты, и твой брат не останетесь голодными».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Проект «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Для формирования читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей: «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей: «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»....

Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Мы дружны с печатным словом,Если б не было егоНи о старом, ни о новомМы не знали б ничего!Ты представь себе на миг,Как бы жили мы без книг?»Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам кн...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Конспект НОД по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Книга в гостях у ребят". Цель: вызывать желание и интерес дошкольников к чтению книг.За...

Проект "Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Проект "Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста" с целью организации и проведения мероприятий познавательного характера, направленных на формирование чита...