Чтение басни "Ворона и лисица"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Лялина Елена Алексеевна

Познакомить детей с жанровыми особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17_chtenie_basni_vorona_i_lisitsa.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по чтению художественной литературы

в подготовительной к школе группе

Тема: «Чтение басни «Ворона и Лисица»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: познакомить детей с жанровыми особенностями басни, выделение морали басни.

Программное содержание:

Обучающие задачи: учить понимать переносное значение слов и словосочетаний, правильно оценивать нравственные качества героев; учить детей пересказывать текст басни последовательно, без пропусков, повторений.

Развивающие задачи: развивать связную речь; развивать эмпатию, сопереживание; развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать чуткость к образному языку басни.

Предварительная работа: знакомство с И.А.Крыловымбеседа о жанре басни, заучивание прибаутки. 

Материалы и оборудование: книга с баснями И.А. Крылова, портрет писателя, иллюстрации к басне.

Планируемые результаты: дети научатся понимать переносный смысл слов басни; определят мораль, оценят нравственные качества героев, перескажут текст.

Структура занятия

I

Вводная часть

 

2 мин

II

Основная часть

25 мин

1

Беседа

 

4 мин

2

Рассказывание истории

5 мин

3

Физкультминутка

 

3 мин

4

Чтение басни

5 мин

5

Беседа о прочитанном

4 мин

6

Пересказ басни

4 мин

III

Заключительная часть

3 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

II. Основная часть

  1. Беседа

- Ребята, давайте вспомним в каких произведениях героями могут быть животные, насекомые, птицы? (Ответы детей.)

- Правильно: в стихотворениях, сказках, рассказах, загадках и т. д.

- Послушайте пословицу: «Трусливому зайке и пенёк-волк». О ком так можно сказать? (Ответы детей.)

- Правильно, в этой пословице говорится о животном, а подразумевается человек.

- Ребята, как вы думаете, а что такое басня? (Ответы детей.)

- Это маленькая поучительная история, героями которой тоже бывают животные, птицы, насекомые, а подразумеваются люди. С какими баснями мы с вами уже познакомились? (Ответы детей.)

- Вспомните, о чем говорилось в басне «Стрекоза и муравей». Чему учит эта басня? (Ответы детей.)

- Скажите, ребята, когда, в каких случаях и за что хвалят человека? Что значит хвалить? (Ответы детей.)

- Верно, хвалить, значит говорить приятные слова, когда человек этого заслуживает, а если не заслужил и его хвалят – это называется лестью. И льстить не хорошо, так же, как и просто обманывать.

2.  Рассказывание истории

- Давайте, ребята, присядем и послушаем историю.

Вороне бог послал кусочек сыра, ворона села на ель и собралась кушать, да немного задумалась. На её беду бежала лисица, и запах сыра её остановил. Лисица увидела сыр и захотела его съесть. Она подошла к дереву тихонечко, на цыпочках, вертя хвостом и не сводя с вороны глаз., и стала очень нежно, ласково нахваливать ворону (Как она красива, какие глазки. Какой носик, у такой красавицы должен быть и голосок прекрасный). Лисица предложила вороне спеть, чтоб услышать её голос. У вороны от похвал закружилась голова. И на приветливые лисицыны слова ворона каркнула во всё горло. Сыр выпал, лиса его схватила и убежала.

- Кто в этой истории льстил? (Ответы детей.)

- Для чего она это делала, как вы думаете? (Ответы детей.)

- Почему сыр достался лисице, а не вороне? (Ответы детей.)

- Какой вам показалась в этой истории ворона? Какими словами можно сказать о ней? (Глупая, легковерная; любит, чтобы ее хвалили.)

-А как можно сказать о лисице, какая она? (Ответы детей.)

- Чему учит эта история? О чем она говорит людям? (Нельзя верить лести, если ты похвалы не заслуживаешь.)

- Плохо быть льстецом.

3.Физкультминутка   

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг

Мы плечами чик-чик,

Раз сюда – два сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два привстали,

Руки кверху все подняли,

Раз-два, раз-два

Заниматься нам пора!

4. Чтение басни

- Известному баснописцу Ивану Андреевичу Крылову очень понравилась эта поучительная история и он написал её в стихотворной форме.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать-было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой, и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица! »

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, –

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

5. Беседа о прочитанном

- Какая история вам понравилась больше и почему? (Ответы детей.)

- Крылов использует интересные слова, выражения:

Бог послал – Взялась неизвестно откуда

На ель ворона взгромоздясь – Ворона тяжело села на ель

Сырный дух лису остановил, сыр пленил – Лиса почувствовала запах сыра и очень его захотела

И говорит так сладко, чуть дыша – Говорит тихо, нежно, ласково

Ангельский голосок – Красивый голос

Царь-птица – Главная птица в лесу

Вещуньина с похвал вскружилась голова – Считается, что вороны много знают-ведают, могут предсказать судьбу, поэтому Крылов в басне назвал её вещуньей

В зобу дыханье спёрло – Ворона чуть не задохнулась от похвал

- Как выглядела лиса, когда хвалила ворону? (Ответы детей.)

- Как вы понимаете слова: «И с ним была плутовка такова»? (Ответы детей.)

- О каких людях можно сказать, что они ворона и лисица? (Ответы детей.)

6. Пересказ басни

- А сейчас, ребята, кто готов пересказать басню, кто хорошо запомнил, но сначала мы с вами скажем прибаутку:

Басня, басня, прибаутка

Рассказать её не шутка

Чтобы басенка сначала

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От неё не задремал.

2-3 пересказа.

III. Заключительная часть

- С какой басней мы познакомились? (Ворона и Лисица.)

- Кто автор басни? (Иван Андреевич Крылов.)

- Назовите главных героев. (Ворона, Лисица.)

- Чем отличаются басни от сказок (Сказка - это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий новогоднего праздника средняя группа "Как Дед Мороз ,Петуха от хитрой лисицы спас"

новый год любимый детский праздник,пусть он улыбки всем несет как Дед Мороз проказникпусть не встречается лиса вам никогда ребята, на помощь к вам прейдут всегда друзья и  ваши мамы ,папы....

Открытое занятие "Ворона и лисица"

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой....

Занятие по развитию речи в старшей группе «Лисица - сестрица»

Программное содержание: – продолжать учить детей связному последовательному пересказу текста с опорой на графические схемы;– развивать умение отгадывать загадки, выделяя существенные признаки пре...

Басни И. А. Крылова "Стрекоза и муравей", "Ворона и лисица"

Слайды к занятиям по ознакомлению с художественной литературой. В них представлено: знакомство с жанром басни, портреты И. А. Крылова, словарная работа, а также диафильмы по самим басням с текстом....

Конспект урока по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний". Тема: басня И.А. Крылова "Лисица и виноград"

Тема: Знакомство с басней И. Крылова «Лисица и виноград»Цель: познакомить учащихся с басней Ивана Андреевича Крылова «Лисица и виноград» .Планируемые результаты:Регулятивные: п...

Презентация урока литературного чтения 4 класс УМК "Планета знаний" тема: Знакомство с басней И.А. Крылова «Лисица и виноград "

Тема: Знакомство с басней И. Крылова «Лисица и виноград»Цель: познакомить учащихся с басней Ивана Андреевича Крылова «Лисица и виноград» .Планируемые результаты:Регулятивные: п...

Занятие по речевому развитию (интегрированное занятие) "Чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»"

В данном файле вы можете ознакомиться с технологической картой занятия по развитию речи, к файлу прилагаю презентацию с интерактивной дидактической игрой....