Занятие по речевому развитию (интегрированное занятие) "Чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
В данном файле вы можете ознакомиться с технологической картой занятия по развитию речи, к файлу прилагаю презентацию с интерактивной дидактической игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 35.18 КБ |
pd_-_kopiya.pptx | 298.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Гимназия №1, дошкольное отделение «Радуга»»
Занятие по речевому развитию (интегрированное занятие)
«Чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»»
Подготовила: Багимова Полина Константиновна
г.о. Серпухов, 2023г.
Технологическая карта занятия
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Тема занятия: чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»
Возрастная группа: старшая группа.
Цель занятия: понимание смысла басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» посредством чтения (беседа), проведения дидактической игры «Похвала вороны» на ИКТ оборудовании, с элементами продуктивной деятельности (аппликации) «Подружки для лисицы»
Задачи занятия:
- Обучающая: понять смысл басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» посредством беседы;
- Развивающая: запомнить последовательность описания частей тела вороны;
- Воспитательная: слушать внимательно друг друга и не перебивать;
Дополнительные задачи:
- Техническая: правильно держать ножницы; уметь правильно пользоваться клеем, и скреплять им детали;
- Изобразительная: создать красивый образ Лисицы средствами аппликации;
- Дидактическая задача: установить последовательность описания частей тела вороны;
- Игровая задача: выбрать подходящую картинку в соответствии с правильным описанием внешности вороны; получить фишки за правильно выполненное задание;
- Словарная работа: «лесть», «все не впрок», «взгромоздясь», «пленил», «на цыпочках подходит», «похвал», «вскружилась голова», «в зобу», «плутовка»
Планируемый результат занятия: поняли смысл басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»; запомнили последовательность описания частей тела вороны; внимательно слушали друг друга и не перебивать; правильно держали ножницы; правильно пользовались клеем и скрепляли им детали; создали красивый образ Лисицы средствами аппликации; установили последовательность описания частей тела вороны;
Подготовительная работа: беседа о баснях;
Материалы и оборудование: иллюстрация «Ворона и лисица», ИКТ оборудование, смайлик веселый и грустный, цветная бумага (оранжевого и белого цвета), картон, клей, ножницы (по количеству детей), фишки, книга;
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Заинтересовать детей. | Воспитатель показывает иллюстрацию. -Здравствуйте ребята, посмотрите на эту иллюстрацию. Кто на ней изображён? -А, как вы думаете, что подумала лиса, когда увидела ворону? -А, что подумала ворона, когда увидела лису? | Метод: словесный. Прием: ответы на вопросы. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы - Ворона и лисица. Ответы детей. | Дети заинтересованы в дальнейшей деятельности. |
2. | Основной этап | |||||
Этап постановки проблемы | Помочь осознать детям, что мы будем сегодня делать. | Сегодня, я предлагаю нам прочитать басню И.А. Крылова «Ворона и лисица». Давайте, вспомним, что такое басня? Басня – это веселый, небольшой рассказ в стихах, где главные герои – звери и птицы, иногда деревья и предметы, которые разговаривают и ведут себя так же, как люди в обычной жизни. Каждая басня учит нас чему-то, высмеивая главные ошибки людей: жадность, хитрость, злость, глупость, лживость и другие. Ребята, басня «Ворона и лисица» рассказывает о двух крайностях. С одной стороны, хитрая, эгоистичная и льстивая Лисица. С другой стороны, глупая и наивная Ворона. Обе они ошибаются, однако лишь одна получит наказание. Ребята, есть такая пословица: «Не верь ушам — верь глазам». Предлагаю в конце занятия, ответить подходит ли это пословица к нашей басне. -Ребята, а как вы думаете, кто получит наказание, ворона или лисица? Какое будет наказание? А чтобы нам узнать, кто же получил наказание и какое оно было, мы прочитаем басню Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица». Иван Андреевич Крылов – это писатель-баснописец. Когда я была в вашем возрасте, я тоже читала эту басню, и никогда бы не могла подумать, что ворона окажется такой глупой, а лиса так сможет с ней поступить. | Метод: словесный, игровой, практический. Прием: ответы на вопросы, высказывание своего мнения. | Дети слушают воспитателя и отвечают на вопросы. Ответы детей. | Дети понимают, что мы будем сегодня делать. | |
Этап ознакомления с материалом | Объяснить детям значение незнакомых слов, провести беседу по содержанию текста. | Объяснение незнакомых слов: «лесть», «все не впрок», «взгромоздясь», «пленил», «на цыпочках подходит», «похвал», «вскружилась голова», «в зобу», «плутовка» - Ребята, прежде чем начать читать эту басню. Нам нужно познакомиться с незнакомыми словами, которые вам могут встретиться в тексте. «Лесть» - это неискреннее восхваление кого-либо «Все не впрок» - это отсутствие пользы «Взгромоздясь» - это залезть на что-либо «Пленил» - это завоевать, покорить «На цыпочках подходит» - подходить на носочках «Похвала» - это хвалить его «Вскружилась голова» - это потеря правильного осознания своего поведения «Плутовка» - обманщица, хитрая. Сядьте правильно и удобно, выпрямим спины и положим руки на колени. Как мы ведем себя, когда слушаем басню? Правильно, внимательно и не перебивая. Иван Андреевич Крылов «Ворона и лисица» Чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица». Беседа по содержанию текста. - Ребята, кто написал эту басню? - Как она называется? - Что произошло между лисой и вороной? - Кто получил наказание, ворона или лисица? Что это за наказание было? - Почему Лисице удалось обмануть Ворону? - Как выглядела лиса, когда хотела обмануть ворону? (Вертит хвостом, глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша) - Какая лисица в басне? - Вспомните, какими словами Лиса хвалит Ворону? Послушайте, я прочту этот отрывок еще раз: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И верно ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой, и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!» - Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? - Для чего Лиса расхваливала Ворону? - Что нужно было лисице? - А что с вороной произошло? От услышанной похвалы у вороны вскружилась голова, и она не подумала о том, что если она каркнет, то сыр упадет… - Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? - Чему нас учит басня? - Не надо слушать льстивые слова! Нужно верить своим глазам, - Чем басня отличается от сказки? Ребята, предлагаю нам немного размяться. Физкультминутка «Ворона» Полетели, полетели, (дети машут руками как крыльями) Высоко на ветку сели. (поднимаются на носочки и садятся на корточки) Пообщались : «Кар! Как! Кар!» (поворачиваются друг к другу и произносят «Кар!») Полетели на базар. (машут руками как крыльями) Вкусных овощей поели, (изображают,что жуют) В парк теперь мы полетели. (снова машут «крыльями») Мы на дерево взлетим (поднимаясь на носки, машут «крыльями») И немножечко поспим. (руки под голову, глаза закрывают) | Метод: словесный, наглядный. Прием: беседа, рассматривание иллюстраций. | Дети знакомятся с незнакомыми словами, слушают воспитателя и отвечают на его вопросы. - Внимательно, не перебиваем. - Иван Андреевич Крылов. - Ворона и лисица - Лиса обманула ворону. - Наказание получила ворона, у нее отобрали сыр. - Потому что лиса оказалась умнее вороны. - Не сводила глаз, вертела хвостом. - Хитрая, умная. Ответы детей. - Нет - Чтобы понравиться ей. - Чтобы ворона запела и выронила сыр. Ответы детей. - Басня учит нас всегда думать головой, а не ушами. Учит не поддаваться речам льстецов. - Сказка - это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека | Дети ознакомлены с произведением, закрепили события из сказки, готовы к дальнейшей деятельности. | |
Этап практического решения проблемы | Закрепить знания детей по содержанию басни через проведение дидактической игры и продуктивной деятельности | Ребята, давайте подойдем к интерактивной доске, и сыграем с вами в игру, которая называется «Похвала вороны». На экране вы видите картинки, давайте посмотрим на них, что на них изображено? (шея, клюв, перья и глаза) Сейчас нам эти картинки нужно расставить в той последовательности, в которой лисица хвалила ворону. Если вы ответите правильно, то картинка поднимется за эту линию, если не правильно, то картинка пропадет. Ребята, обратите внимание, что к доске мы подходим на расстоянии вытянутой руки! К доске подходим только с разрешения воспитателя, а работаем одним пальцем или стилусом. Но, также в нашей игре есть правила: Правила игры. Если вы ответили правильно и по поднятой руке, вы получаете фишку, кто соберёт больше фишек, тот и выиграл. - Молодцы ребята, справились с игрой, а теперь нашим глазкам нужно отдохнуть. Гимнастика для глаз: Ходит рыжая лиса Щурит хитрые глаза. Смотрит хитрая лисица, Ищет, чем бы поживиться. Пошла лиска на базар, Посмотрела весь товар. Себе купила сайка Лисятам балалайку. Ребята, сейчас я предлагаю нам сделать Лисице подруг, чтобы они вместе добывали пищу, а не добывали ее путем обмана. А выполнять мы с вами будем работу в технике аппликации, на ваших столах вы видите готовые лица лисиц, и бумагу оранжевого и белого цвета, вы должны обвести свою руку простым карандашом. После чего вырезать ее. Хвостом у вас будет большой палец, чтобы нам сделать кончик хвоста белым, вы должны обвести большой палец на белой бумаге и также вырезаете. Отрезаете лишнюю часть и приклеить его на хвостик. Теперь нужно соединить части между собой, то есть склеить их. Помните, что ножницами, мы работаем аккуратно, не машем ими. Клеем смазываем на клеёнке. - Ребята, какие красивые лисицы у вас получились, они точно подружатся с друг другом. Аня, посмотри на работу Кати, тебе нравится её лиса? А чем? Катя, теперь ты посмотри на лисицу Ани, нравится она тебе и чем? | Метод: словесный, практический. Прием: указание, выполнение задания. | Дети выполняют практическое задание: играют в дидактическую игру, выполняют аппликацию. | Дети закрепили знания о содержании были, выполнили практическое задание. | |
3. | Заключительный этап | Провести рефлексию, подвести итоги. | - Ребята, давайте вспомним, как называется басня, которую мы читали и кто ее написал? - Чему учит нас это басня? В начале занятия, я вам прочитала пословицу, послушайте ее еще раз. «Не верь ушам — верь глазам». Как вы ее понимаете? Подходит она к нашей басне? - Что вам понравилось делать на занятии? Что оказалось самым сложным? Ребята если вам понравилось наше занятия, поднимите смайлик веселый, а если не понравилось, то грустный. | Метод: словесный. Прием: беседа, рефлексия. | Дети слушают воспитателя, отвечают на его вопросы. -Ворон и лисица», И.А. Крылов. - Это басня учит нас не вестись на слова, и всегда думать головой. Ответы детей. | Подвели итог занятия. |
Рекомендации для родителей
Тема занятия | Чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица» |
Цель занятия | понимание смысла басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» посредством чтения (беседа), проведения дидактической игры «Похвала вороны» на ИКТ оборудовании, с элементами продуктивной деятельности (аппликации) «Подружки для лисицы» |
Задачи для родителей по теме занятия | Познакомиться с басней И.А. Крылова «Слон и моська», понять смысл этой басни; |
Мероприятия и активности, которые могут провести родители с детьми по теме занятия дома |
|
Продукты, которые дети могут продемонстрировать в группе ДОО по теме занятия |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В каком порядке лиса хвалила ворону?
В каком порядке лиса хвалила ворону?
В каком порядке лиса хвалила ворону?
В каком порядке лиса хвалила ворону?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Басня И. Крылова " Ворона и лисица"
Цели: закрепление знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни...
Сценарий басни Ивана Андреевича Крылова "Ворона и Лисица"
Знакомство с жизнью и творчеством Ивана Андреевича Крылова....
Басня Крылова "Ворона и лисица"
Ознакомление детей с художественной литературой...
Басня И.Крылова"Ворона и Лисица".
Басня И.Крылова "Ворона и Лисица"...
Инсценировка для детей 5-7 лет «Уж сколько раз твердили миру...» (инсценировка по мотивам басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица») (старшая группа)
Инсценировка для детей 5-7 лет «Уж сколько раз твердили миру...» (инсценировка по мотивам басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)Действующие лица:РассказчикВоронаЛисицаНа авансц...
Конспект НОД в подготовительной группе. Басня Крылова "Ворона и лисица"
Цель: познакомить детей с басней, как литературным жанром.Задачи:Воспитательные:- воспитывать чуткость к образному строю языка басни;- воспитывать чувство доброжелательности, сопережива...
Конспект НОД басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица»
Конспект интегрированного занятия в средней группе...