Занятие по речевому развитию (интегрированное занятие) "Чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Багимова Полина Константиновна

В данном файле вы можете ознакомиться с технологической картой занятия по развитию речи, к файлу прилагаю презентацию с интерактивной дидактической игрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия35.18 КБ
Файл pd_-_kopiya.pptx298.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия №1, дошкольное отделение «Радуга»»

Занятие по речевому развитию (интегрированное занятие)

«Чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»»

Подготовила: Багимова Полина Константиновна

г.о. Серпухов, 2023г.

Технологическая карта занятия

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Тема занятия: чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»

Возрастная группа: старшая группа.

Цель занятия: понимание смысла басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» посредством чтения (беседа), проведения дидактической игры «Похвала вороны» на ИКТ оборудовании, с элементами продуктивной деятельности (аппликации) «Подружки для лисицы»

Задачи занятия:

  • Обучающая: понять смысл басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» посредством беседы;
  • Развивающая: запомнить последовательность описания частей тела вороны;
  • Воспитательная: слушать внимательно друг друга и не перебивать;

Дополнительные задачи:

  • Техническая: правильно держать ножницы; уметь правильно пользоваться клеем, и скреплять им детали;
  • Изобразительная: создать красивый образ Лисицы средствами аппликации;
  • Дидактическая задача: установить последовательность описания частей тела вороны;
  • Игровая задача: выбрать подходящую картинку в соответствии с правильным описанием внешности вороны; получить фишки за правильно выполненное задание;
  • Словарная работа: «лесть», «все не впрок», «взгромоздясь», «пленил», «на цыпочках подходит», «похвал», «вскружилась голова», «в зобу», «плутовка»

Планируемый результат занятия: поняли смысл басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»; запомнили последовательность описания частей тела вороны; внимательно слушали друг друга и не перебивать; правильно держали ножницы; правильно пользовались клеем и скрепляли им детали; создали красивый образ Лисицы средствами аппликации; установили последовательность описания частей тела вороны;

Подготовительная работа: беседа о баснях;

Материалы и оборудование: иллюстрация «Ворона и лисица», ИКТ оборудование, смайлик веселый и грустный, цветная бумага (оранжевого и белого цвета), картон, клей, ножницы (по количеству детей), фишки, книга;

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Заинтересовать детей.

Воспитатель показывает иллюстрацию.

-Здравствуйте ребята, посмотрите на эту иллюстрацию. Кто на ней изображён?

-А, как вы думаете, что подумала лиса, когда увидела ворону?

-А, что подумала ворона, когда увидела лису?

Метод: словесный.

Прием: ответы на вопросы.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы

- Ворона и лисица.

Ответы детей.

Дети заинтересованы в дальнейшей деятельности.

2.

Основной этап

Этап постановки проблемы

Помочь осознать детям, что мы будем сегодня делать.

Сегодня, я предлагаю нам прочитать басню И.А. Крылова «Ворона и лисица». Давайте, вспомним, что такое басня?

Басня – это веселый, небольшой рассказ в стихах, где главные герои – звери и птицы, иногда деревья и предметы, которые разговаривают и ведут себя так же, как люди в обычной жизни. Каждая басня учит нас чему-то, высмеивая главные ошибки людей: жадность, хитрость, злость, глупость, лживость и другие.

Ребята, басня «Ворона и лисица» рассказывает о двух крайностях. С одной стороны, хитрая, эгоистичная и льстивая Лисица. С другой стороны, глупая и наивная Ворона. Обе они ошибаются, однако лишь одна получит наказание.

Ребята, есть такая пословица: «Не верь ушам — верь глазам». Предлагаю в конце занятия, ответить подходит ли это пословица к нашей басне.

-Ребята, а как вы думаете, кто получит наказание, ворона или лисица? Какое будет наказание?

А чтобы нам узнать, кто же получил наказание и какое оно было, мы прочитаем басню Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица». Иван Андреевич Крылов – это писатель-баснописец.

Когда я была в вашем возрасте, я тоже читала эту басню, и никогда бы не могла подумать, что ворона окажется такой глупой, а лиса так сможет с ней поступить.

Метод: словесный, игровой, практический.

Прием: ответы на вопросы, высказывание своего мнения.

Дети слушают воспитателя и отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Дети понимают, что мы будем сегодня делать.

Этап ознакомления с материалом

Объяснить детям значение незнакомых слов, провести беседу по содержанию текста.

Объяснение незнакомых слов: «лесть», «все не впрок», «взгромоздясь», «пленил», «на цыпочках подходит», «похвал», «вскружилась голова», «в зобу», «плутовка»

- Ребята, прежде чем начать читать эту басню. Нам нужно познакомиться с незнакомыми словами, которые вам могут встретиться в тексте.

«Лесть» - это неискреннее восхваление кого-либо

«Все не впрок» - это отсутствие пользы

«Взгромоздясь» - это залезть на что-либо

«Пленил» - это завоевать, покорить

«На цыпочках подходит» - подходить на носочках

«Похвала» - это хвалить его

«Вскружилась голова» - это потеря правильного осознания своего поведения

«Плутовка» - обманщица, хитрая.

Сядьте правильно и удобно, выпрямим спины и положим руки на колени. Как мы ведем себя, когда слушаем басню? Правильно, внимательно и не перебивая.

Иван Андреевич Крылов «Ворона и лисица»

Чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица». Беседа по содержанию текста.

- Ребята, кто написал эту басню?

- Как она называется?

- Что произошло между лисой и вороной?

- Кто получил наказание, ворона или лисица? Что это за наказание было?

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

- Как выглядела лиса, когда хотела обмануть ворону?

(Вертит хвостом,

глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша)

- Какая лисица в басне?

- Вспомните, какими словами Лиса хвалит Ворону?

Послушайте, я прочту этот отрывок еще раз:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой, и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?

- Для чего Лиса расхваливала Ворону?

- Что нужно было лисице?

- А что с вороной произошло? От услышанной похвалы у вороны вскружилась голова, и она не подумала о том, что если она каркнет, то сыр упадет…

- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?

- Чему нас учит басня?

- Не надо слушать льстивые слова! Нужно верить своим глазам,

- Чем басня отличается от сказки?

Ребята, предлагаю нам немного размяться.

Физкультминутка «Ворона»

Полетели, полетели, (дети машут руками как крыльями)

Высоко на ветку сели. (поднимаются на носочки и садятся на корточки)

Пообщались : «Кар! Как! Кар!» (поворачиваются друг к другу и произносят «Кар!»)

Полетели на базар. (машут руками как крыльями)

Вкусных овощей поели, (изображают,что жуют)

В парк теперь мы полетели. (снова машут «крыльями»)

Мы на дерево взлетим (поднимаясь на носки, машут «крыльями»)

И немножечко поспим. (руки под голову, глаза закрывают)

Метод: словесный, наглядный.

Прием: беседа, рассматривание иллюстраций.

Дети знакомятся с незнакомыми словами, слушают воспитателя и отвечают на его вопросы.

- Внимательно, не перебиваем.

- Иван Андреевич Крылов.

- Ворона и лисица

- Лиса обманула ворону.

- Наказание получила ворона, у нее отобрали сыр.

- Потому что лиса оказалась умнее вороны.

- Не сводила глаз, вертела хвостом.

- Хитрая, умная.

Ответы детей.

- Нет

- Чтобы понравиться ей.

- Чтобы ворона запела и выронила сыр.

Ответы детей.

- Басня учит нас всегда думать головой, а не ушами.

Учит не поддаваться речам льстецов.

- Сказка - это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека

Дети ознакомлены с произведением, закрепили события из сказки, готовы к дальнейшей деятельности.

Этап практического решения проблемы

Закрепить знания детей по содержанию басни через проведение дидактической игры и продуктивной деятельности

Ребята, давайте подойдем к интерактивной доске, и сыграем с вами в игру, которая называется «Похвала вороны».

На экране вы видите картинки, давайте посмотрим на них, что на них изображено? (шея, клюв, перья и глаза)

Сейчас нам эти картинки нужно расставить в той последовательности, в которой лисица хвалила ворону. Если вы ответите правильно, то картинка поднимется за эту линию, если не правильно, то картинка пропадет. Ребята, обратите внимание, что к доске мы подходим на расстоянии вытянутой руки! К доске подходим только с разрешения воспитателя, а работаем одним пальцем или стилусом.

Но, также в нашей игре есть правила:

Правила игры.

Если вы ответили правильно и по поднятой руке, вы получаете фишку, кто соберёт больше фишек, тот и выиграл.

- Молодцы ребята, справились с игрой, а теперь нашим глазкам нужно отдохнуть.

Гимнастика для глаз:

Ходит рыжая лиса

Щурит хитрые глаза.

Смотрит хитрая лисица,

Ищет, чем бы поживиться.

Пошла лиска на базар,

Посмотрела весь товар.

Себе купила сайка

Лисятам балалайку.

Ребята, сейчас я предлагаю нам сделать Лисице подруг, чтобы они вместе добывали пищу, а не добывали ее путем обмана. А выполнять мы с вами будем работу в технике аппликации, на ваших столах вы видите готовые лица лисиц, и бумагу оранжевого и белого цвета, вы должны обвести свою руку простым карандашом. После чего вырезать ее. Хвостом у вас будет большой палец, чтобы нам сделать кончик хвоста белым, вы должны обвести большой палец на белой бумаге и также вырезаете. Отрезаете лишнюю часть и приклеить его на хвостик. Теперь нужно соединить части между собой, то есть склеить их. Помните, что ножницами, мы работаем аккуратно, не машем ими. Клеем смазываем на клеёнке.

- Ребята, какие красивые лисицы у вас получились, они точно подружатся с друг другом. Аня, посмотри на работу Кати, тебе нравится её лиса? А чем? Катя, теперь ты посмотри на лисицу Ани, нравится она тебе и чем?

Метод: словесный, практический.

Прием: указание, выполнение задания.

Дети выполняют практическое задание: играют в дидактическую игру, выполняют аппликацию.

Дети закрепили знания о содержании были, выполнили практическое задание.

3.

Заключительный этап

Провести рефлексию, подвести итоги.

- Ребята, давайте вспомним, как называется басня, которую мы читали и кто ее написал?

- Чему учит нас это басня?

В начале занятия, я вам прочитала пословицу, послушайте ее еще раз. «Не верь ушам — верь глазам». Как вы ее понимаете? Подходит она к нашей басне?

- Что вам понравилось делать на занятии? Что оказалось самым сложным?

Ребята если вам понравилось наше занятия, поднимите смайлик веселый, а если не понравилось, то грустный.

Метод: словесный.

Прием: беседа, рефлексия.

Дети слушают воспитателя, отвечают на его вопросы.

-Ворон и лисица», И.А. Крылов.

- Это басня учит нас не вестись на слова, и всегда думать головой.

Ответы детей.

Подвели итог занятия.

Рекомендации для родителей

Тема занятия

Чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»

Цель занятия

понимание смысла басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» посредством чтения (беседа), проведения дидактической игры «Похвала вороны» на ИКТ оборудовании, с элементами продуктивной деятельности (аппликации) «Подружки для лисицы»

Задачи для родителей по теме занятия

Познакомиться с басней И.А. Крылова «Слон и моська», понять смысл этой басни;

Мероприятия и активности, которые могут провести родители с детьми по теме занятия дома

  1. Подготовить иллюстрацию и пословицу к прочитанной басне, отражающую главную мысль.

Продукты, которые дети могут продемонстрировать в группе ДОО по теме занятия

  1. Выставка творческих работ «Не пори, когда шить не умеешь»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическая игра «Похвала вороны»

Слайд 2

В каком порядке лиса хвалила ворону?

Слайд 3

В каком порядке лиса хвалила ворону?

Слайд 4

В каком порядке лиса хвалила ворону?

Слайд 5

В каком порядке лиса хвалила ворону?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Басня И. Крылова " Ворона и лисица"

Цели: закрепление знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни...

Сценарий басни Ивана Андреевича Крылова "Ворона и Лисица"

Знакомство с жизнью и творчеством Ивана Андреевича Крылова....

Басня Крылова "Ворона и лисица"

Ознакомление детей с художественной литературой...

Басня И.Крылова"Ворона и Лисица".

Басня И.Крылова "Ворона и Лисица"...

Инсценировка для детей 5-7 лет «Уж сколько раз твердили миру...» (инсценировка по мотивам басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица») (старшая группа)

Инсценировка для детей 5-7 лет «Уж сколько раз твердили миру...» (инсценировка по мотивам басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)Действующие лица:РассказчикВоронаЛисицаНа авансц...

Конспект НОД в подготовительной группе. Басня Крылова "Ворона и лисица"

Цель: познакомить детей с басней, как литературным жанром.Задачи:Воспитательные:- воспитывать чуткость к образному строю языка басни;- воспитывать чувство доброжелательности, сопережива...

Конспект НОД басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица»

Конспект интегрированного занятия в средней группе...