2.02.2024 Ознакомление с художественной литературой. Тема: «Как белка Дятла спасла» В.А.Сухомлинский
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
МБДОУ «Красномаяковский детский сад»
Воспитатель:
Анисимова Жанна Сергеевна
2.02.2024
Ознакомление с художественной литературой.
Тема: «Как белка Дятла спасла» В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.02.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Красномаяковский детский сад»
Воспитатель:
Анисимова Жанна Сергеевна
2.02.2024
Ознакомление с художественной литературой.
Тема: «Как белка Дятла спасла» В.А.Сухомлинский
Цель: Расширять представления о добром и отзывчивом человеке, используя художественную литературу.
Задачи:
Способствовать эмоциональному восприятию художественных произведений, подвести к пониманию нравственного смысла художественных произведений, мотивированной оценке поступков и характеров главных героев, на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро».
Формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека;
развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.
Закрепить понятие «бескорыстная помощь».
I. Организационный момент: Круг радости
Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете мое сердце и сердца окружающих. Я очень надеюсь, что сегодняшнее занятие пройдет очень весело и хорошо.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
II. Ход занятия:
1. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о добре. – Как вы понимаете смысл этого слова? (Это все хорошее, полезное, положительное.)
Каждый из нас может оказаться в затруднительном положении, в беде. — Поэтому оказать помощь тому, кто в ней нуждается — закон не только для людей, но и для животных. Послушайте произведение В.А.Сухомлинского о том, как белочка помогла дятлу (В. Сухомлинский «Как белочка дятла спасла».)
2. Чтение сказки В. А. Сухомлинского.
Как Белочка Дятла спасла
Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
– Почему это ты, Дятел, плачешь?
– Нечего есть, Белочка…
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.
Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Вопросы для анализа:
- Что я вам прочитала сказку или рассказ?
– Какое чувство у вас возникло к героям сказки?
– Почему радуются Белочка и бельчата: ведь они лишились части
своих зимних запасов? (Белочка и бельчата спасли жизнь дятлу,
а это главное.)
- Дятел обращался к белке за помощью? (Она сама увидела, что
ему плохо.)
— Каким словом можно назвать помощь, которую белочка оказала
дятлу? (Это бескорыстная помощь, не требующая платы, награды.)
Воспитатель раскрывает значение слова «бескорыстный».
– Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?
Воспитатель: Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить: сделать добро или остаться равнодушными.
– Какое дело совершила Белка?
3. Физ-минутка «День и ночь»
— А теперь отдохнем. Я приглашаю вас на разминочку, которая называется «День и ночь». Играть будем так: когда я говорю «День», вы должны изображать то, как вы делаете добрые дела. Какие добрые дела мы можем делать?
— А когда я скажу «Ночь», вы должны спать. Будьте внимательны.
4. Очень важно вовремя увидеть, кому нужна помощь и оказать ее.
Но помогать другим людям должны не только взрослые, но и дети,
как, например, мальчик из рассказа Валентины Осеевой «Просто старушка»
Чтение рассказа В.Осеевой «Просто старушка».
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было
очень скользко, старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою
сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка
спросила его:
— Это твоя бабушка?
Нет, — ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тетя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. Это просто старушка.
Вопросы для анализа:
- Почему девочка задавала так много вопросов мальчику, который
помог старушке подняться и собрать упавшие вещи?
- О чем говорят эти вопросы? (девочка считала, что помогать нужно только родным и
знакомым.)
— Что мальчик помог понять девочке, оказав помощь «просто старушке»
(Помощь надо оказывать всем, кто в ней нуждается.)
- А что мы с вами слушали, сказку или рассказ? Почему это рассказ?
5.Ребята, мы с вами знаем несколько пословиц о добрых поступках, назовите их.
Сделал добро - забудь, получил добро – помни.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добрые слова дороже богатства.
За добрые дела добром платят.
Жизнь дана на добрые дела.
Помог быстро - помог дважды.
Посмотрите на эту картинку и определите, какая пословица больше всего подходит к ней? Почему? (Помог быстро - помог дважды.)
Мы сегодня говорили о добрых делах, и я вам предлагаю нарисовать «Планету добра».
6.Творческая деятельность «Планета доброты» (звучит песня Дорога добра).
— Выразите цветом ваше представление об этой планете на белых кругах.
Дети раскрашивают свои круги и прикрепляют их к большому ватману, помещенному на доске.
— Посмотрите, какая у нас получилась яркая, красивая планета!
— Как мы ее назовем?
— Что надо делать, чтобы каждый уголок нашей планеты Земля, каждый город, село, улица, дом были наполнены добротой?
7. Обобщение
Каждый должен не забыть —
За добро добром платить.
Мой совет возьми с собой,
Окружи всех добротой,
Ведь отзывчивость всегда
Людям доброту несла!
(О. Соколова)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого- то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Вопрос: Что вам прочитал Тимур? (Стихотворение).
О чем мы с вами сегодня говорили? Надеюсь, что все мы сегодня стали немного добрее и готовы творить добрые дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе (ОО«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Художественная литература»)Тема:"Поможем Ивану-царевичу"
Конспект НОД в подготовительной группе(образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художестве...
Конспект открытого интегрированного занятия по художественному творчеству (лепке) и чтению художественной литературы Тема: «Филимоновский петушок». Занятие для детей средней группы.
Учить передавать народный образ петушка. Совершенствовать умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму, и приём сплющивания шарика между па...
Художественно - эстетическое развитие. Занятие - Ознакомление с художественной литературой. Тема - Рассказывание итальянской сказки "Ленивая Бручолина"
Ленивая Бручолина...
Непосредственно образовательная деятельность Речевое развитие (Художественная литература) Тема: Чтение художественного произведения «Федорино горе» К. И. Чуковского»
Познакомить детей с новым произведением. Учить понимать содержание, сопереживать героям.Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь, обобщать и активизиро...
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок»
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок» Задачи: формировани...
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы)Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»Задачи: Уточнять и расширять представления детей об ...
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки М. Гаршина «Лягушка - путешественница»
Тема: Перелетные и водоплавающие. Подготовка птиц к отлету.Чтение сказки М. Гаршина «Лягушка - путешественница»Задачи:расширять представления детей о том, что сказки бывают не только народ...