Конспект занятия НОД в подготовительной группе "Путешествие в страну денег".
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Старовойтова Екатерина Владимировна

 МБОУ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””

 

 

     Проект в подготовительной группе

          «Путешествие в страну денег»

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

Старовойтова Екатерина Владимировна

 

 

Д. Путилково

2023г

Оглавление.
Введение:
Глава 1. Структура проекта «Путешествие в страну денег» и условия его реализации.

 

1.1. Описание условий реализации проекта: характеристика образовательной организации, дошкольной группы………………………………………………5

1.2. Характеристика контингента участников проекта «Путешествие в страну денег»……………………………………………………………………………..11
1.3. Цель, задачи и основные этапы реализации проекта ««Путешествие в страну денег»…………………………………………………………………….12


Глава 2. Экспериментальное внедрение проекта «Путешествие в страну денег» для формирования у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи у детей 6-7 лет.

 

2.1.  Этапы и реализация проекта «Путешествие в страну денег»….……….15

2.2. Анализ работы проекта «Путешествие в страну денег» для воспитания финансовой грамотности у детей 6-7 лет……………………………………...17


Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин и торговые центры, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

 

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Цель проекта: Обеспечить социальное и финансовое образование детей подготовительного дошкольного возраста, содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитие дошкольника. Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи.

Задачи проекта:

 Образовательные:

Формировать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию

Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.

Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых. 

Развивающие:

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей. 

Воспитательные:

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Структура проекта «Путешествие в страну денег» и условия его реализации.

  1. Описание условий реализации проекта: характеристика образовательной организации, дошкольной группы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр «Вершина»» (далее – Организация) функционирует с 2020 года. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация городского округа Красногорск Московской области.

Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (ст. 26 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.

В дошкольном отделении МБОУ «ОЦ «Вершина»» по адресу143441, Московская область, г.о. Красногорск, д. Путилково, ул. 70-летия Победы, д. 1А функционируют12 групп следующих возрастов: вторая группа раннего возраста (2-3 года); младшего возраста (3-4 года); среднего возраста (4-5 лет); старшего возраста (5-6 лет); подготовительные к школе (6-7 лет), из них семь групп комбинированной направленности (дети с различными нарушениями речи).

МБОУ «ОЦ «Вершина»» является звеном муниципальной системы образования г.о. Красногорск. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом.

Количество групп определяется Учредителем, исходя из их предельной наполняемости.

В МБОУ «ОЦ «Вершина»» функционируют группы общеразвивающей направленности, а также группы комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Группы комбинированной направленности для детей с ОВЗ формируются в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими рекомендациями.

Учреждение работает по пятидневной неделе. Выходные дни: суббота воскресенье, праздничные дни, выходные дни, установленные действующим законодательством.

Наполняемость в группах соответствуют санитарным правилам.

В МБОУ «ОЦ «Вершина»» контингент воспитанников составляют дети с нормальным ходом психического развития и с ограниченными возможностями здоровья.

Категории детей, обучающихся по Образовательной программе МБОУ «ОЦ «Вершина»»:

  • с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном
  • законодательством Российской Федерации;
  • обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на

основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным

наблюдением, в том числе часто болеющие дети);

  • часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми

респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребёнком в посещении ДОО;

  • обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
  • одаренные обучающиеся.

Режим работы ДОУ: с 7.00 до 19.00 (12 часовое пребывание).

Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом и видом дошкольного образовательного учреждения.

Социологическая характеристика семей воспитанников

Социальный статус и образовательный уровень родителей воспитанников определяет возрастающий социальный заказ на качественные образовательные услуги.

Большое внимание в ДОУ уделяется изучению контингента родителей.

Порядок комплектования Учреждения детьми согласовывается с

Учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Количество воспитанников ДОО регулируется нормами СанПиН и СП и

ежегодно может изменяться в рамках предельной наполняемости групп в

возрасте от 1,5 до 7-8 лет, в соответствии с комплектованием.

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

Взаимоотношения между Организацией и родителями (законными представителями) регулируются договором.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется с учетом особенностей контингента воспитанников: возрастных, полоролевых особенностей, их состояния здоровья, типа темперамента, национальной принадлежности.

Возрастной состав обучающихся Организации

№ группы

Возраст воспитанников

Направленность группы

1

2-3 года

Общеразвивающая

2

5-6 лет

Комбинированная

3

5-6 лет

Комбинированная

4

5-6 лет

Комбинированная

5

6-7

Комбинированная

6

3-4

Общеразвивающая

7

5-6 лет

Комбинированная

8

4-5

Общеразвивающая

9

5-6 лет

Комбинированная

10

3-4

Общеразвивающая

11

4-5

Общеразвивающая

12

6-7

Комбинированная

Образовательный процесс в Организации осуществляется в соответствии с Образовательной программой, утвержденной Приказом от 01.09.2023 г.

В дошкольном отделении МБОУ «ОЦ «Вершина»» созданы все условия для

обеспечения безопасности участников образовательного процесса.

Для обеспечения комплексной безопасности на объекте установлено:

- автоматическая противопожарная система оповещения о пожаре (АПС).

«Вершина»» должностными лицами;

- проведение систематического инструктажей сотрудников и обучающихся,

информирование обучающихся о правилах поведения в различных чрезвычайных

ситуациях;

- проведение инструктажей по технике безопасности, пожарной безопасности;

- разработка и корректировка планов по гражданской обороне и чрезвычайным

ситуациям;

- оформление наглядной агитации;

- проведение бесед по правилам дорожного движения;

- организация и проведение «Дня защиты детей», «Дня здоровья»;

- в дошкольном отделении МБОУ «ОЦ «Вершина»» имеются в наличии журналы по

технике безопасности.

- регулярно проводятся лектории по ОБЖ как для воспитанников, так и для

педагогического состава ДО.

Вывод:

социальные условия способствуют успешной социализации воспитанников ДОУ. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с социальной действительностью, не покидая пределов города. Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса четко планируются, прописываются планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Издаются приказы по охране жизни и здоровья детей и сотрудников, работает комиссия по охране труда. Все предписания контролирующих органов своевременно исполняются.

Здоровье детей, посещающих ДОУ, является предметом пристального внимания педагогического коллектива. С целью сохранения, укрепления здоровья детей, воспитания у них потребности в здоровом образе жизни, организованы следующие оздоровительные и профилактические мероприятия: рациональный режим; сбалансированный рацион питания; закаливание, упражнения после сна (в постели), пробежки по дорожкам здоровья, дозированный бег; полоскание рта; хождение босиком (летом) двигательная активность: физкультурные занятия, спортивные праздники, досуги, прогулки; профилактика плоскостопия, нарушения осанки; оздоровительные мероприятия – утренняя гимнастика, гимнастика, после сна, прогулки, профилактика ОРВИ: витаминизация блюд.

В ДОУ уделяется большое внимание организации развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда сада, в соответствии с ФГОС, содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная, организована с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы и интеграцией образовательных областей. Мебель в группах размещена рационально, среда комфортна для пребывания детей.

Большую помощь в организации развивающей предметно--пространственной среды оказывают родители. В течение года происходило пополнение развивающей предметно - пространственной среды: в группы были приобретены игрушки, дидактические игры и пособия, в физкультурный и музыкальный залы, в бассейн, в кабинеты логопедов и психолога также приобретены методические пособия, игры, игрушки, инвентарь.

По реализуемым программам в ДОУ имеется методическое обеспечение: укомплектованность методической литературой, учебно-наглядными пособиями и материалами. Приобретается новое методическое обеспечение, соответствующее ФГОС дошкольного образования. Методическое обеспечение способствует развитию творческого потенциала педагогов, качественному росту профессионального мастерства и успехам в конкурсном движении.

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда дошкольного отделения направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Учебно-методическое обеспечение в дошкольном отделении МБОУ «ОЦ «Вершина»»

соответствует требованиям, реализуемым образовательным программам дошкольного

образования, обеспечивает образовательную деятельность, присмотр и уход.

1.2. Характеристика контингента участников реализации проекта

«Путешествие в страну денег».

Педагогическое исследование осуществлялось на базе старшей группы Организации.

1. Возрастная группа – 5- 6 лет

2. Название группы – «Белочки»

3. Состав группы: 28

Мальчики – 13

Девочки – 15

Характеристика контингента родителей (законных представителей) обучающихся дошкольной группы

Контингент родителей группы «Гномики» представлен следующими характеристиками:

Семей с 1 ребенком – 9

Семей с 2 детьми –15

Многодетных семей – 4

Полных семей – 26

Неполных семей – 2

 

1.3. Цель, задачи и основные этапы реализации проекта ««Путешествие в страну денег».

 

Вид проекта: Групповой, информационно-познавательный, научно-игровой.

Сроки реализации: краткосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатель подготовительной группы, родители воспитанников, учитель истории.

Мотив: Мотивация проекта направлена на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проблема: дети, подготовительной группы понимают,
что  деньги нужны для того, чтоб что-то купить, но реальную природу денег
они недопонимают, а именно, связи между работой и заработком,
затратами и сбережениями; понятие цена денег и умение
правильно принимать финансовые решения. 

 

Пути решения проблемы:

Что мы знаем о деньгах?

-Деньги зарабатывают родители.

-Деньги бывают разные (металлические и бумажные).

-Деньгами расплачиваются в магазине.

Что мы хотели бы узнать?

-Что такое деньги.

-Какие раньше были деньги.

-Откуда берутся деньги.

-Зачем деньги еще нужны.

-Как можно накопить деньги.

-Интересные факты о деньгах.

Где мы можем узнать?

-Рассказ родителей и других взрослых.

-В библиотеке (научно-популярная, энциклопедическая литература).

-В музее.

-В интернете.

-Просмотр телепередач и мультфильмов.

 

Предполагаемый результат:

  1. Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  2. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  3.  Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  4.  Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
  5. Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
  6.  Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.

Методы и формы работы над проектом:

-Презентация

-Чтение произведений, пословиц, поговорок.

-Просмотр мультфильмов.

-Беседы и НОД.

-Решение арифметических задач.

-Творческое составление и рассказывание о семейном бюджете.

-Игровая деятельность.

-Поход в музей денег.

-Квест игра.

 Глава 2. Экспериментальное внедрение проекта «Путешествие в страну денег» для формирования у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи у детей 6-7 лет.

 

2.1. Этапы и реализация проекта «Путешествие в страну денег».

Этапы проекта:

                    1.Подготовительный этап.

1.Изучить и подобрать литературу;

2.Вызвать интерес у детей и родителей к реализации проекта;

3.Определить форму и вид проекта;

4.Составить план работы с детьми и родителями по реализации проекта;

5. Сбор информации и материала (фото, презентации);

6.Подготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

                    2.Основной этап:

1.Пополнить центры развития: художественными произведениями, иллюстрациями, дидактическими играми, презентацией;

2.Организация образовательной, игровой и самостоятельной

деятельности:

План деятельности:

1.Познавательное развитие:

-НОД « Как появились деньги»

-Интерактивная беседа «История денег в России»

-НОД «Приключение Монетки»

-Беседа «Деньги. Монета. Банкомат. Пластиковая карта»

-НОД «Дом, где живут деньги»

-НОД «Откуда деньги берутся и на что тратятся»

-Решение арифметических задач: «Выбор подарка», «В магазин за продуктами»

-Беседа  «Что такое стоимость товара»

2.Речевое развитие:

-Викторина «О какой сказке идет речь?»

-Чтение сказки Б.В. Минина «Доверчивый зайчик», отрывок из сказки «Приключение Буратино», Б.В. Минина «Муравей и старый горшочек , «Али-баба и сорок разбойников» ,Т.В. Грековой «Клад», Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»

-Обсуждение пословиц: Копейка к копейке – проживет семейка, Денежки труд любят, По работе деньги, Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Деньги счет любят, Бережливость не скупость, Считай деньги в своем кармане. Кто долго спит, то денег не скопит.

-Составление рассказов «Мы ходили в магазин».

3.Художественно-эстетическое:

-Рисование на тему «Современные деньги», «Сказочные деньги», «Банк будущего»,  «Места торговли: ярмарки, магазин, рынок», «Копилка для монет».

-Конструирование из бумаги «Кошелек».

4.Социально -коммуникативное:

-Игра «Как проверить и посчитать деньги».

-Командная игра «Как потратить деньги с пользой».

-Квест-игра «Путешествие в страну Финансов».

-Д/и «Что можно купить на деньги», «Выбери товар», «Хочу и надо», «Доходы», «Мы идем в магазин», «Обмен и покупка», «Бартер»

-Просмотр мультфильма по мотивам С.В Михалкова «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад », «Уроки тетушки совы», «Азбука финансовой грамотности со смешариками», «Фиксики. Что такое деньги?»

-Беседа «Что значит быть бережливым?».

-Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили».

4.Физическое развитие:

Подвижная игра «Зарабатываем, потом тратим».

                      3.Заключительный этап:

Оформление презентации (фото отчет) о проделанной работе.

 

 2.2.  Анализ работы проекта «Путешествие в страну денег» для воспитания финансовой грамотности у детей 6-7 лет.

Финансовая грамотность формируется с малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи  с этим, родители  и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Для чего деньги нужны? Откуда берутся деньги?  Как правильно распоряжаться ими? 

 Поэтому был разработан познавательный проект «Путешествие в страну денег» для детей подготовительного дошкольного возраста.

Реализовать поставленную воспитателями и педагогами цель по формированию первоначальных представлений о деньгах и о семейном бюджете семьи, помогли разнообразные методы и формы работы с детьми, а так же активность родителей группы.

Помогли познавательные мультфильмы «Уроки тетушки Совы - Азбука финансовой грамотности», «Азбука финансовой грамотности со смешариками» и «Фиксики. Что такое деньги?», они способствовали раскрытию понятий: «деньги», «монета», «кредитная карта», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «семейный бюджет», «доходы и расходы», «семейные сбережения», «цена товара».

Через интерактивную образовательную деятельность (презентацию) воспитанники познакомились   с историей денег (первые в мире виды денег и какие они были в первоначальном виде: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.), видами денежных знаков (монеты, бумажные купюры)  и производством денег (почему нельзя «напечатать» сколько хочешь денег), с деньгами России (рубль, копейка).

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры) и как осуществляется обмен денег на товары (любой товар имеет свою цену), одни товары дорогие, другие стоят меньше
(дешевле), детям помогли дидактические и сюжетные игры, решение арифметических и логических задач, финансовая викторина.

Чтение сказок Б.В. Минина, Т.В. Грековой, С.В. Михалкова, А. Романова и других, помогли детям  узнать о бережливости и доверчивости, о том, что деньги любят счет, понять связь между работой и заработком, затратами и сбережениями; познакомить с понятием цена (стоимость) денег. Также закреплению знаний о бережливости и экономии, о необходимости учится, и зарабатывать деньги, помогли пословицы и поговорки.

Изобразительная деятельность: «Современные деньги», «Сказочные деньги», «Банк будущего», «Место торговли», «Кошелек – дом для денег», создали творческую атмосферу, развивающую фантазию и воображение. Выставка творческих работ вызвала положительные эмоции, как у родителей, так и у воспитанников ДОУ.

Был создан мини-музей в группе «В мире денежных знаков», в котором были представлены современные и старые деньги (купюры и монеты) разных стран и эпох: российские рубли, акции и ваучеры, иностранные деньги: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк, деньги некоторых зарубежных стран СНГ.         

Итоговым мероприятием проекта стала квест-игра, которая способствовала закреплению понятий: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет; содействий повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

        До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы воспитатели и педагоги сомневались, смогут ли воспитанники выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома с родителями). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Мы убеждены в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

                     «Как появились деньги»

                                                         «Деньги – это не вещь, а общественные отношения»                                  К. Маркс

 

   Деньги - одно из величайших изобретений человечества. У древних народов деньгами служили разные товары, благодаря их особой общепризнанной ценности и полезности: продовольствие, скот, украшения, орудия труда и др. Товарные формы денег, как эквивалента товарной стоимости, различались в зависимости от местных условий. В Древнем Вавилоне – деньгами были мерки ячменя. У американских индейцев – деньгами служили связки ракушек. Бочонки рома являлись денежными эквивалентами стоимости – в английских колониях 17 века. Даже меха ценных пушных зверей - белки, куницы, лис, соболей, являлись деньгами у народов Северо-восточной Европы. До сих пор в Югославии и Венгрии деньги называют кунами – производное от шкурок куницы.

   Постепенно роль денег перешла к драгоценным металлам.   Первыми формами металлических денег были слитки, разной формы – бруски, проволока, пластины и т. д. Уже в 8 веке до нашей эры обращались слитки с отличительными знаками, удостоверявшими их вес и состав.

   Наименования многих денежных единиц соответствуют названиям весовых единиц – английский фунт стерлингов, рубль и т. д. Роль всеобщего эквивалента закрепилась за благородными металлами – золотом и серебром, и в течение примерно 400 лет золото вытесняло серебро.  Позже из драгоценных металлов начали чеканку монет. Название «монета» ходившие в обращении деньги получили от одного из прозвищ Юноны (Юно Монета – Юнона Предостерегающая), при храме которой на Капитолийском холме в Риме находился новый монетный двор этого античного государства. Впервые бумажные деньги появились в Китае в конце 1, начале 2 тысячелетия новой эры (100 год н.э. - изобретена бумага, в 50 году - печатный станок), затем - в Персии (13 век), Японии (14 век). При капитализме бумажные деньги стали выпускаться в 1641 г. в Швеции, в североамериканской колонии Англии Массачусетсе в 1690 г., во Франции (1701 г.), в конце 18 в. – в Англии. В России бумажные деньги впервые были введены при Екатерине II в 1779 г. (ассигнации).

  Первоначально бумажные деньги беспрепятственно обменивались на золотые монеты и имели равную платежную силу. С увеличением количества бумажных денег правительство стран стали вводить ограничение по их обмену на золотые монеты.

 

 

 

                   «История денег в России»

До появления денег в России в качестве платы за товары и услуги принимались раковины каури, ожерелья из драгоценного металла. Примерно в восьмом веке на Руси появились дирхемы, серебряные копейки, которые получили название куны. В X веке на смену кунам пришли западноевропейские деньги, денарии — монеты из тонкого серебра, на поверхности которых красовались примитивные изображения королей. К концу X века в Киевской Руси была запущена собственная чеканка золотых и серебряных монет.

Что касается первых бумажных денег на Руси, то появились они при Екатерине II в 1769 году: выпущенные бумажные ассигнации от 25 до 100 рублей можно было свободно обменивать на деньги из меди. Примерно в это же время в Москве и Санкт-Петербурге были открыты два банка.

 

 

                    Сказка «Новые друзья Монетки».

В домике накрою леса, жила Монетка. Утром она просыпалась, умывалась, завтракала и выходила гулять в лес. В лесу она разглядывала каждую травинку, каждую ягодку и грибы. Иногда она встречала жучков и паучков, разных птиц. Но никто не понимал ее слов, а ей очень хотелось найти друзей. Погуляв по лесу, она вернулась домой и приняла решение отправиться в путешествие. С вечера она собрала все необходимое, в свой мешочек и поставила его у дверей, чтоб утром проснуться, позавтракать и отправиться в путь. Она еще не знала какие приключения ее ждут.

И так, рано утром Монетка проснулась в очень хорошем настроении. Она встала, позавтракала, повесила свой мешочек на палочку, закрыла дверь и повесила замок. Мало ли, что могло случиться с домом, в ее отсутствие. Монетка вышла на единственную тропинку, которая шла от ее дома и отправилась вперед. Так она прошла целый день и только под вечер, решила остановиться и заночевать под очень красивым деревом. Около этого дерева, росло очень много вкусных ягод. Она собрала немного их, поела и начала размышлять о завтрашнем дне. Монетка решила, что завтра точно встретит кого-то очень интересного. И за этими мыслями Монетка заснула. Проснувшись утром, Монетка умылась росой с листьев, позавтракала оставшимися ягодами и отправилась в путь. Она шла всегда по одной и той же тропинке и никуда не сворачивала. Монетка прошла не так много, когда услышала, что недалеко в кустах, кто-то жалобно плачет. Она тихонечко подошла и увидела зайчика, его лапка попала между корней кустарника, и он никак не может ее достать. Монетке очень жалко стала зайчика, и она помогла ему. Она освободила его лапку, осмотрела, положила зайчика на мягкую травку и пошла дальше. Монетка была очень довольна собой, что хоть кому-то смогла помочь. Зайчик немного полежал на травке, понял, что ему больше ничего не угрожает, встал, осмотрелся и ему очень захотелось отблагодарить свою спасительницу. Он вскочил и что было мочи, помчался догонять Монетку. Когда он догнал ее, легонько коснулся лапкой, Монетка остановилась, немного испугалась, ведь она ни чего такого не ожидала. Посмотрев назад, она увидела того самого зайчика, что спасла некоторое время назад. Улыбнулась, ведь с ним было все в порядке. Как всем известно, зайчик и Монетка не могут понимать друг друга, но тут было все понятно без слов. Зайчик продолжил путь вместе с Монеткой. Так появился ее первый друг.

Они вместе играли и бегали, вместе собирали ягоды и ели их. И все было замечательно, пока где-то в канавке они не услышали плач. Они тихонько подошли и увидели ежика, который перевернулся на спинку, а обратно встать не смог на ножки. Ежик очень обрадовался, когда увидел около себя Монетку и зайчика. Монетка и зайчик помогли ежику перевернуться обратно на ножки. Тем самым, у маленькой компании появился еще один друг. Вся компания продолжила путь дальше. Ближе к вечеру они подошли к большому дубу, где собирались переночевать, но писк сверху их насторожил. Монетка, зайчик и ежик посмотрели на верх и увидели запутавшегося бельчонка в ветвях. Он жалобно пищал и просил помощи. Наши друзья сразу сориентировались. Они нашли большею ветку и аккуратно залезли по ней к бельчонку, аккуратно распутали его. Бельчонок был очень рад свободе, ведь там он провисел довольно долго. Потом они все спустились на землю, собрали ягод, поели, немного посмеялись и заснули. Утром Монетка проснулась самая первая, она была самая счастливая. Ведь теперь ее окружали настоящие друзья.

                        Присказка «Рубль и Копейка».

Как-то раз в кошельке, поспорили между собой Рубль и Копейка. Они не могли решить: «Кто самый главный?». Рубль кричал, что главный он, а Копейка твердила, что главная она. Этот спор они решить не могли. Им нужен был кто-то, что помочь разобраться. И вот они, выбрались из кошелька, который лежал на столе и направились искать кого-нибудь, кто решит их спор. Долго им ходить не пришлось, повстречалась на пути Ручка. Рубль и Копейка начали перекрикивать друг друга:

- Нет, главный я, - кричал Рубль.

- Нет, главная я, -кричала Копейка.

Ручка из-за этого крика не могла понять, что именно они от ее хотят. И тогда, она сказала:

-Так, все успокоились и рассказали в чем ваш спор.

Первым сказал Рубль:

-Я главный в нашем кошельке.

Копейка не стала себя долго ждать и воскликнула:

-Нет, главная в нашем кошельке все-таки я.

В чем заключался спор, толком никто не смог ответить. Ведь они даже и не подумали об этом. Им просто захотелось, хоть кому-то быть главным.

             Сказка «Приключение монетки»

-Ой, ой, ой, ойеё….ёё!- Поаккуратней, пожалуйста! Как – никак, я всё же дама! Могли бы и повежливей обращаться со мной!- вылетев из чьего-то кармана и описав в воздухе несколько незамысловатых пируэтов, блеснув в лучах осеннего солнца, простуженным голосом жалобно пропищала копеечка и, сделав кольцеобразный реверанс на асфальте, больно ударившись об ножку лавочки для пассажиров, ожидавших маршрутные автобусы, закатилась в небольшую ямку.
-Ну и народ же пошёл! Совсем совесть растерял! Уже деньгами сорить начали! Никак не пойму я этих людей! То им денег мало! То - много, коль так разбрасываются монетами! Совсем уже мы  для них ничего не значим!- горько вздыхала копеечка, пытаясь выбраться из ямки.
-Какие хорошие времена были. В своё время я блистала на всех балах. Без меня нельзя было купить спичечный коробок, пачку соли, булочку хлеба, стакан газированной воды и, наконец, стаканчика мороженого.- И копеечка с превеликим удовольствием облизнулась, представив, как довольный ребёнок кушает сливочное мороженое.
-Господи! Какое времечко – то было! За три таких монетки, как я, можно было хоть целый день кататься на автобусе, в метро! Какая же я была счастливая! Подумать только! За один день я могла облететь или объехать полстраны! Побывать в гостях у сотни покупателей.
Будучи разменной монеткой, поваляться в кассовых аппаратах, побывать в десятках магазинов! Это же какая гордость! Подумать только, какое счастье – быть разменной монетой! Меня разрывали на части! Я была самая чистая, самая нужная, самая честная монета!
Посетить множество городов, музеев, выставок и не потеряться, для копеечки более высокого пьедестала и не нужно было!
Сколько цирков мира я объехала! Да разве другой  монетке подобный образ жизни приснится? – Высморкавшись в  давно не стиранный носовой платочек  и вытерев слёзы, ежась от холода и сильного ветра, кутаясь в потрепанный сарафанчик, горестно вздыхала копеечка.
Укрывшись сильно поношенной старой дамской шляпкой, от обиды  она ушла  в свои воспоминания о прошлой беззаботной  яркой жизни. 
-Как же тепло и сытно мне жилось! Меня, как величайшую ценность, с осторожностью переносили из одного кошелька, в другой! Повсюду только и слышалось: - Ах, только не потеряйте, не рассыпьте, не погните, осторожнее, не уроните!
-Женщины меня всегда клали рядом с дорогими духами, пудрой, с заграничными кремами, с губной помадой! Безусловно, все эти удовольствия  доставалось мне бесплатно!
А как уважительно ко мне относились продавцы! Повсюду в магазинах только и слышалось:
-Девочка, возьмите копеечку! Гражданочка, вы сдачу – одну копеечку забыли!
Мальчик, для вас что, копейка уже не деньги?! Не позорьте меня, немедленно возьмите вашу сдачу!-
-Я же королевой чувствовала себя в любом кошельке, где самое лучшее, самое тёплое место всегда доставалось мне! Меня уважали как даму! Пятак и рубль всегда почтительно снимали передо мной шляпы! Да они, в меру своей воспитанности, просто не могли не уступить мне лучшего места в театре, кино! Молодожёны на счастье с гордостью горстями бросали меня в водные бассейны! Люди с удовольствием меня всегда одалживали друг - другу! А самое главное – не забывали возвращать обратно! Вот ведь в чем ценность – то моя!- И копеечка вновь горько расплакалась.
 Сверху на неё часто наступали, бросали на неё конфетные фантики, использованные автобусные билеты. Кто-то даже зацепил её ногой так, что, не помня себя от страха, копеечка оказалась рядом с мусорным ведром.
-Да что же это за невежды такие? Они что, не узнают меня что ли?- Слушая приближающийся по асфальту монотонный скрип, в страхе успела подумать копеечка.
В это мгновение её подцепили острые колючие грязные прутья метлы, и копеечка, кувыркаясь в воздухе, улетела далеко в придорожную канаву, закатившись под осеннюю сухую траву.
                 
Сколько времени провела монетка под сухими листьями осенней сухой травы, она не знала. Покрываясь придорожной пылью, чихая и кашляя от пронизывающего холода, она хорошо понимала, что в таких условиях очень быстро покроется противной зеленью и потеряет весь свой, уже обесцененный до неузнаваемости, товарный вид.
-Вот безобразие! Ну, нигде мне покоя нет! Даже тут, в придорожной канаве, и то, нашли!- услышала  вдруг монетка ворчливый  голос  под   высохшим кустом крапивы, возле которого она  приземлилась.
-Ой, кто здесь?- пытаясь освободиться от плотного слоя пыли, сквозь выступившие слёзы, плаксиво и испуганно спросила монетка.
-Кто, кто?- снова услышала монетка голос  под кустом крапивы.
-Это я вас должен спросить, кто вы такая? Бродите тут ни свет, ни заря! Только пыль возле меня поднимаете, а ведь мне завтра ещё наверняка придётся предлагать свои услуги кому-нибудь из прохожих!
-Да кто вы такой, чтобы прохожие нуждались именно в ваших услугах? Может прохожие завтра будут больше нуждаться в моих услугах!- гордо и уверенно заявила монетка.
-Да я, да я …! Я пяточёк, вот кто я такой!- И монетка действительно увидела пятикопеечную, когда-то серебристого цвета, монетку, выглядывающую из-под сухого куста крапивы. Какой же у него был потрепанный, далеко не товарный вид. Каёмочка вокруг его давно не мытого личика была настолько сильно забита грязью, что очень трудно было признать в этом круглом предмете пяти копеечную монетку.
То, что когда-то имело место быть элегантным пятикопеечным цилиндром на его голове,
сейчас представляло жалкое зрелище в виде сильно потрёпанных лохмотьев. Его галстук – бабочка влачил жалкое существование на его давно не мытой шее.
Сюртук, от которого все банкиры были в величайшем восторге и всегда очень бережно относились к этому виду наряда, был в ужаснейшем состоянии. Это были самые настоящие лохмотья в мельчайших частичках пыли и присохших кусочках придорожной грязи. Носочки и башмачки были сильно потрёпаны и имели разноцветный вид.
-Господи, какой ужас! И это он, вот этот вот пятачок, совсем ещё недавно был самым галантным и самым красивейшим кавалером в моей жизни!
Я же помню, как тысячи, нет – миллионы монеток, достоинством в одну копейку, ещё совсем недавно томились в ожидании предложения руки и сердца именно от самого молодого и самого жизнерадостного кавалера, имя которому – мирило. Виртуоз, он умел быстро и безболезненно разменять любую купюру, оставляя в изумлении покупателей и продавцов!- схватившись за голову, в ужасе подумала монетка. Как его любили! Как его любили пассажиры в городских  автобусах!
Продавцы в магазинах просто с ума сходили при виде того, как галантно, делая реверансы направо и налево, часто кланяясь, этот замечательный незаменимый виртуоз помогал им правильно и точно рассчитаться с покупателями. При этом, при этом вокруг него с загадочными многозначительными улыбками с надменными лёгкими поклонами головы царила сама модам вежливость, гордое взаимоуважение полное взаимопонимание:
Гражданочка, вы пятачок уронили на пол!
Всюду слышалось магическое:-  спасибо!
Но вслух, волнуясь, копеечка произнесла:
-Сударь, а вы, а вы разве, разве не помните меня? Ведь это же я, та самая монетка, мимо которой вы проскакивали несчётное количество раз, вежливо прося посторониться, подвинуться, не загромождать проходы, не залёживаться подолгу в кошельках!- смущаясь и мило улыбаясь с озадаченным лицом пяточку, скорее пропищала, чем проговорила монетка, стряхивая со своего поношенного платьица частички мусора.
-Ммм… да! Что-то припоминаю, припоминаю! Вы действительно очень сильно похожи на одну из многочисленных поклонниц моего таланта!- сменив гнев на милость, гордо подняв головку вверх, певучим голосом произнёс пятачок.
-Как вы здесь оказались, сударыня? Прошу прощения за столь непристойный приём в моём немножко странноватом жилище! К сожалению, сегодня я не смогу предложить вам более комфортабельного отеля, так как в стране, я всё чаще и чаще слышу абсолютно непонятные мне выражения; дефолт, инфляция, неустойчивость денежной массы, падение денежного курса!
Что это такое? Полное безобразие и недоразумение! Мне, например, совершенно непонятно, как это так - появилась лишняя денежная масса,  по вине которой, видите ли,  мы  пролетаем «в трубу»!
Странно, но получается, что место, где мы с вами сейчас находимся, и есть та труба, о которой с тревогой говорят люди! Абсурд, да и только! Денег не может быть много! Вот я, например, всё чаще и чаще  слышу тревожные разговоры о том, что в настоящее время денег всё больше и больше людям не хватает!
Если их не хватает, тогда почему же мы с вами находимся в придорожной канаве в таком плачевном состоянии?- и пятачок, разведя ручки в стороны, в смущении  оглядел  свой, далеко не товарный, вид.
-Господин пятачок, ну что вы так расстроились! Я слышала краем уха, что очень скоро всё наладится, и люди ещё оценят наши с вами заслуги! Вот увидите! Обязательно оценят!  С вами мы ещё не один раз побываем за границей, увидим прелести заморского бытия! Мы обязательно побываем с вами и в воздухе, и на море!
На самых дорогих пляжах мира будем блаженствовать столько, сколько душа пожелает! Люди обязательно оценят наши достоинства и  научатся ценить мелкую разменную монету! Уж поверьте мне, даме! Очень скоро мы с вами будем самыми незаменимыми и самыми нужными клиентами в любом кошельке, любого отеля или гостиницы!
- Милая вы моя копеечка, ох как хочется верить вашим замечательным фантазиям, вашим утончённому чутью и предсказаниям, вашим деликатным умственным способностям!- присев на сухой комочек грязи, положив ногу на ногу, гордо поправляя при этом  на голове свой рваный картуз, уже более оптимистично проговорил пятачок.
Но в это мгновение чей-то большой старый башмак так сильно и больно зацепил его за рёбрышки, что монетка и охнуть не успела, как пятачок со стоном, быстро поднявшись в воздух, улетел в неизвестном направлении.

                «Дом, где живут деньги.»

Воспитатель: Дети, Вы знаете, что называется банком?
Дети: ответы.
Воспитатель: Правильно, банк это- то место, где хранятся деньги.
Воспитатель: Молодцы. А для чего люди ходят в банк?
Дети: Заплатить, получить пенсию, снять деньги с карточки, оплатить кредит.
Воспитатель: Сейчас мы узнаем, для чего люди ходят в банк.
В банках производят платежи: оплата за детский сад, музыкальную школу, штрафы, коммунальные услуги, налоги, переводы.
Банк дает деньги в кредит на неотложные нужды (покупка жилья, автомобиля, бытовой техники, и т.п).Кредит дается на время и под проценты, то есть в долг на время, но отдавать будут больше сумму взятой в кредит.
Воспитатель: А какие профессии есть в банке?
Дети: ответы
Воспитатель: А теперь давайте проверим, что вы знаете о банках.
Викторина:
Что такое банк? Банк-это место, где хранят, дают в долг и обменивают деньги
-Кто принимает и выдаёт деньги в банке? Кассир
-Кто охраняет банк? Охранник
-Кто управляет работой банка? Управляющий или президент
-Кто является клиентом банка? Организации, компании, фирмы, отдельные люди
-Какие услуги оказывает банк? Хранение денег, выдача в долг, обмен денег
-Из какого аппарата выдаётся деньги? Банкомат
-Кто перевозит деньги для терминалов? Инкассаторы

Воспитатель:

1 Загадка
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Дети: Деньги.
2 Загадка
Маленькая, кругленька
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет
Ни к чему сама не годна
А всем нужна.
Ответы детей. (монета)
Воспитатель: Почему в загадке говорится, что она ни к чему не годна, а всем нужна?
Ответы детей. (на нее ничего нельзя купить, а если не будет хватать, то не продадут товар….)
3 Загадка.
В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи?
Ответы детей. (Банк)
Воспитатель: Ребята, а если у нас с вами нет наличных денег. Как и с помощью чего можно оплатить квитанции или пополнить счет на телефоне.
Дети: Пластиковых карт, при помощи банкоматов.
Воспитатель: Там где стоят банкоматы эта зона работает 24 часа. Посетители в любое удобное время, могут воспользоваться услугой банкомата. Банкоматы позволяют снять деньги, или наоборот, пополнить счет, получить банковскую выписку. Все операции можно провести при помощи пластиковой карты. Если возникают трудности, то можно обратиться за помощью к консультанту.
Теперь ребята вы сможете отгадать и последнюю загадку.
4 Загадка
Из какого аппарата
Выдается нам зарплата.
Ответы детей. (Банкомат)
Воспитатель: Без чего мы не сможем получить зарплату из банкомата?
Ответы детей. (Без пластиковой карты)
Воспитатель: Правильно. Ребята, а мы можем с вами открыть вклад в банке или получить зарплату в банкомате?
Ответы детей.
Воспитатель: Что бы открыть счёт в банке и накопить деньги мы должны подрасти , но мы и сейчас можем накопить деньги в наших копилках, давайте их сделаем. Сейчас мы рассмотрим какие бывают копилки, а одна из них с секретом, она на правильные ваши ответы выдаст вам шоколадные монеты.
(Продуктивная деятельность. Конструирование «Копилка»)
Воспитатель: Я хотела бы вам прочитать стихотворение «Работа в банке»
Работа в банке
Работать в банке я хочу,
Эта работа не всем по плечу!
Нужно очень много знать:
Нужно деньги выдавать,
Нужно деньги принимать,
Оформлять кредиты,
С людьми не быть сердитым.
Нужно хорошо учиться,
Чтоб ни в чем не ошибиться.
Нет на работе свободной минутки —
Работа в банке — это не шутка!
Воспитатель: Ребята вы уже поняли, что в банке работают люди разных профессий. Узнали мы с вами, для чего нужны деньги. Хотел ли кто-нибудь из вас, когда вырастите работать в банке? Теперь всякий раз, когда вы увидите эмблему Сбербанка и других банков, вы будете знать что банк – дом, где живут деньги.

             Финансовая викторина.

Воспитатель: Ну, что ребята, сегодня мы проведем викторину посвящённую «Дню финансовой грамотности».

Я вам буду задавать вопросы про деньги, а вы мне отвечать, как вы сами думаете. Вопросов будет двенадцать. Готовы? Тагда садимся на стульчики и начинаем.

Дети: Да.

Воспитатель: Первый вопрос звучит так, он будет сложный: Как вы думаете, что такое финансы?

Дети: Это бумажки.

Воспитатель: Есть еще варианты?

Ну, что ж, отчасти вы правы. Молодцы , продолжим.

Как вы думаете, откуда берутся деньги?

Дети: Зарабатывают родители на работе.

На компьютере зарабатывают.

Воспитатель: Молодцы. Третий вопрос: Ребята, как вы думаете, за что платят зарплату?

Дети: За деньги.

Карту сделать.

За труд.

Воспитатель: Как правильно нужна распоряжаться деньгами?

Дети: Надо, просто давать деньги продавцу.

Экономить.

Что бы не потратить и не потерять все деньги.

Воспитатель: Я очень рада, что вы правильно все отвечаете.

Продолжим, сейчас будет легкий вопрос: Что такое деньги?

Дети: Это самые драгоценные вещи.

Деньги- это вещь.

Это бумажки и монетки.

Деньги- это нужно копить.

Воспитатель: Какие вы молодцы, столько дали правильных ответов.

Для чего нужны деньги?

Дети: Деньги нужны, чтобы что- то купить.

Покупать продукты, фрукты и овощи.

Чтобы вещи сделать.

Воспитатель: Ребята, вы правы. Деньги нужны, чтобы что то покупать в дом, будь это продукты, или вещи нужные человеку.

Продолжим, осталось ровно половина. Ребята, как вы думаете , в каких сказках говорится про деньги?

Дети: В мультике про Ми-Мишек, там Кеша пилит всякие штуки и тем самым зарабатывает деньги.

Папа Карло ,дал Буратино пять золотых монет. Это из сказки про «Золотой ключик»

Муха- Цокотуха нашла денежку и пошла на базар.

В кино «Пираты Карибского моря» , искали клад.

Воспитатель: Ребята, как много вы знаете. Как вы думаете, где хранятся деньги?

Дети: Они хранятся в копилке.

Могут хранится в шкатулке.

А еще папа сказал, что на работе, в сейфе.

В банке.

Воспитатель: Оооо, как много , вы знаете. Осталось не так много вопросов. Продолжим.  Что такое пластиковая карта?

Дети: Это , чтобы заказывать конфеты и пиццу.

Она делается из пластика, она маленькая.

Карта открывать дверь.

Воспитатель: Ребят сейчас пойдут волшебные вопросы. Готовы? Помните в стихотворении К. Чуковского « Чудо-дерево», на этом дереве было много всяких предметов росло. Так у меня вопрос: Как вы думаете, бывает дерево с деньгами?

Дети: Бывает, но только во сне.

Еще бывает, в сказке.

Мы считаем, что на Яву, такого дерева нет. Только в волшебной стране. Но мы бы хотели, чтоб такое дерево было и росло оно в лесу, чтоб можно было прийти и сорвать, столько сколько надо.

Воспитатель: Какие у вас необычные ответы. А тогда, бывает ли дерево желаний?

Дети: В волшебной сказке.

Оно есть в парке, только не помню в каком.

А, может оно растет в лесу, мы вроде с мамой видели, когда гуляли.

Воспитатель: Какие вы выдумщики. Ну и последний вопрос: Верите ли вы в золотую рыбку?

Дети: Так она же плавает в море.

Это все сказки, поэтому не верю.

Она живет у меня в аквариуме.

Воспитатель: Вот и подошли к концу мои вопросы, вы большие молодцы, не растерялись и правильно все отвечали. Я горжусь вами!

                      Викторина: «О какой сказке идет речь?»

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Встанем рядышком по кругу, скажем, здравствуйте друг другу. Нам здороваться не лень, всем привет и добрый день. Если каждый улыбнётся, утро доброе начнётся.

Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада видеть вас на викторине «По дорогам финансовой грамотности», и надеюсь, что вам будет интересно, увлекательно и пройдет с пользой.

Сегодня в викторине будут участвовать 2 команды. Что сделать, чтобы разделиться на 2 команды? (предложения детей) У меня для вас есть интересный способ: на ковре лежат карточки, возьмите их и внимательно рассмотрите. Если этот товар можно продать или купить – вы становитесь участниками команды «Рублики», а если это нельзя продать или купить, то вы становитесь участниками команды «Копеечки».

Воспитатель приглашает детей вместе за столы. (на столах таблички с названием команды, затем проводится отбор капитана из участников, кто первый ответит правильно становится капитаном.

Уважаемые участники, в каждой команде должен быть капитан. Вопрос к первой команде. Скажите, пожалуйста, о какой сказке идет речь?

-Герой этой сказки вел подсчет, выгодно ли ему жениться и не много ли будет, есть его будущая жена? (Крот, Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»). Вопрос второй команде.

-Герой этой сказки зарыл деньги в землю, чтобы затем сорвать гораздо больше монет с денежного дерева. (Буратино, А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Капитаны команд представьтесь, пожалуйста.

Чтобы настроиться на игру, проведем финансовую разминку.

Воспитатель приглашает всех участников в круг,

Раз, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем - разжимаем кулачки)

Один и два - оплатим дом

Дом, в котором мы живем (загибаем мизинец и безымянный)

Третья монетка – одежду купить (средний пальчик)

На четвертую монетку

Купим с вами есть, и пить (указательный)

Ну а пятую дружок

Пока спрячем в кошелек (прячем большой палец в кулачок)

После разминки воспитатель приглашает занять участников занять свои места за столами.

Уважаемые участники в ходе игры вы должны правильно и как можно больше ответить на вопросы викторины и получить монетки. Для того, чтобы вам было куда собирать монетки, давайте сделаем сейчас кошелек. Приглашаю капитанов команды.

Создание оригами – кошелька по предложенной схеме.

Ребята, герои сказок узнали, что мы решили поиграть в такую замечательную игру и прислали нам письма со своими заданиями и вопросами.

После каждого задания ответы оцениваются, заработанные монеты участники кладут в свой кошелек.

1. Задание от мудрой Совы

«Дорогие ребята, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы, за каждый правильный ответ, вы заработаете по 1 рублю»

1. Ваши родители ходят на работу и получают за свой труд …(зарплату)

2. Бабушки и дедушки уже не работают, но получают от государства…(пенсию)

3. Братья и сестры учатся в институтах, колледжах, школах получают от государства…(стипендию)

4. Если сложить все деньги, которые получают члены семьи, это называется …(доход семьи)

5. Семья платит за свет, отопление, детский сад, питание, это называется…( расходы семьи)

6. Маленькие дети тоже не могут работать, поэтому государство тоже платит им …(детское пособие)

2. Задание от дяди Федора

«Здравствуйте ребята, я знаю, что любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде чем что-либо приобрести необходимо, подумать хватит ли денег на покупку. Помогите мне распланировать семейный бюджет»

Игра «Доход-расход»

Командам предлагается одинаковый набор картинок. Команде «Рублики» надо выбрать картинки, на которых изображен доход, другой команде - где расход (на магнитной доске) за каждый правильный ответ, вы заработаете по 1 рублю.

Доход

Зарплата папы

Пенсия бабушки

Мама продает урожай фруктов

Выиграть в лото

Расход

Подарок на день рождения

Оплата за воду

Поход в кинотеатр

Поездка на море

3. Задание от Крокодила Гены

«Я решил открыть собственное дело, что нужно сделать, чтобы мой товар продавался, и люди узнали о моем магазине»

На столе лежат игрушки, выберите одну и придумайте рекламу. 1-я команда: «Обратите внимание на эту игрушку. Она яркая, красивая, сделана из качественного материала, такая мягкая на ощупь. С ней приятно не только поиграть, но и уложить с собой в постельку. Но это ещё не всё, у неё есть секретная кнопочка, если нажмёшь на неё, она споёт песенку. Эта игрушка создана быть твоим другом!». 2-я команда: «Только сегодня и только у нас самые лучшие яблоки. Они сладкие, ароматные, в них много витаминов! А цена вас приятно удивит. Подходите, покупайте и вы останетесь довольны!». Та команда, которая придумает рекламу интересней, заработает 5 рублей, а другая команда 3 рубля.

Физкульт минутка.

Я прошу подняться вас-это раз (встают у стульев)

Повернулась голова-это два (поворачивают голову влево, вправо)

Руки в бок, вперёд смотри-это три (руки на пояс)

На четыре-поскакать (скачут на месте)

Две руки к плечам прижать-это пять (руки на плечи)

Всем ребятам тихо сесть-это шесть (садятся).

4. Задание от Фиксиков.

«Привет друзья! Предлагаем необычное задание. Посмотрите на доску. Вам нужно выбрать тему и номер вопроса, правильно на него ответить и заработать монетки»

-сказочный герой

-экономические загадки

- услуга, товар

Сказочный герой

1. Героиня сказки нашла монету и обменяла ее на самовар. (Муха-цокотуха, К. И. Чуковский, «Муха-цокотуха»)

2. Герой этой сказки продавал на рынке корову, но резко передумал, сказав«Такая корова нужна самому». (Старик, сказка С. В. Михалкова «Как старик корову продавал»)

3. Герои этой сказки отправились в лес искать клад, чтобы купить корову. (Дядя Федор, Шарик, кот Матроскин, Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)

4. Герой в этой сказке случайно узнал волшебные слова, благодаря которым смог открывать вход в гору с сокровищами. (Али-баба, арабская сказка «Али-баба и сорок разбойников»)

«Экономические загадки»

1. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь. (товар)

2. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

3. На товаре быть должна

обязательна …. (цена)

4. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (зарплату)

Услуга, товар

1. Фермер привез на рынок молоко (товар)

2. Бабушка испекла торт к празднику (услуга)

3. На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)

4. Папа починил детям игрушку (услуга)

 

Подведение итогов викторины.

Наша викторина подошла к концу. Все участники справились с заданиями. Молодцы! Подсчитайте количество монет, которые вы заработали. Вот у вас уже есть стартовый капитал. Куда можно потратить эти деньги? (ответы).

А еще их можно накопить. Простейшее и интересное занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».

Сказка Б.В. Минина «Доверчивый зайчик»

Шел однажды Зайчик по дорожке и вдруг видит, навстречу ему — его друг Медвежонок. Зайчик ему говорит: — Здравствуй, Медвежонок! А куда ты идешь? Медвежонок ему отвечает: — Здравствуй, Зайчик! Я иду в лес. В лесу надо ягодки собрать. Зайчик тогда Медвежонка спрашивает: — А можно, я с тобой вместе собирать ягодки пойду? — Можно! — сказал ему Медвежонок.

    Сказка Б.В. Минина «Муравей и старый горшочек»

Строили как-то два брата-муравья - Старший и Младший - новый муравейник.

Целыми днями трудились они в лесу, таская веточки и маленькие камешки - подходящий материал для строительства собирали.

   Однажды Младший муравей, когда нес ветки около кривой ели, вдруг споткнулся обо что-то и упал,

                 Сказка Т.В. Грекова «Клад»

В некоем царстве жил-был старик со старухою в великой бедности.

Ни много, ни мало прошло времени — померла старуха. На дворе зима стояла лютая, морозная.

Пошел старик по соседям да по знакомым просить, чтоб пособили ему вырыть для старухи могилу. Только и соседи, и знакомые, зная его великую бедность, все начисто отказали.

Пошел старик к попу. А у них на селе был поп куда жадный, несовестливый.

— Потрудись, — говорит — батюшка, старуху похоронить.

— А есть ли у тебя деньги, чем за похороны заплатить? Давай, свет, вперед…

— Перед тобой нечего греха таить: нет у меня в доме ни единой копейки. Обожди маленько, заработаю — с лихвой заплачу. Право слово заплачу.

Поп не захотел и речей стариковых слушать:

— Коли нет денег, не смей и ходить сюда!

“Что делать? — думает старик. — Пойду на кладбище, вырою как-нибудь могилу и похороню сам старуху”.

Вот он захватил топор да лопату и пошел на кладбище. Пришел и начал могилу готовить: срубил сверху мерзлую землю топором, а там и за лопату взялся. Копал-копал и выкопал котелок. Глянул — а он полнехонько червонцами насыпан, как жар блестят!

              Пословицы про деньги.

Трудовые деньги век кормят.

Деньги счет любят.

Без счета и денег нет.

Береженая копейка рубль бережет.

Деньги дело наживное.

Рубль цел копейкой.

Денежка любит счет, а хлеб — меру.

Дружба — дружбой, а денежкам — счет.

Деньги-то с крылышками — летают.

Деньги не щепки — на полу не подымешь.

Без денег человек худенек.

Не в деньгах счастье.

Много звезд на свете, да высоко, много золота в земле, да глубоко, а за пазухой грош на всякое время хорош.

Чаще счет, дольше дружба.

Счет дружбы не портит.

Брат — брат, сват — сват, а денежки не родня.

Денежки, что голуби: где обживутся, там и поведутся.

Бедней всех бед, когда денег нет.

Дорог хлеб, коли денег нет.

Денег нету — и дела нету.

Последняя копейка ребром скачет.

И наша денежка не щербата.

Думай — не думай, а сто рублей — денежки.

Не было ни гроша, да вдруг алтын.

Деньги при бедре помогают при беде.

Денежка дорожку прокладывает.

Больше денег — больше хлопот.

Грехов много, где денег вволю.

Горе деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Как у Сенюшки в кармане две денежки: Семен, да Семен! А у Сенюшки ни денежки, так и Сенькой не зовут.

Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.

Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.

Без денег везде худенек.

Велика злодейка-копейка.

Деньгами не укупишься.

Всех денег не загребешь.

Незаработанных денег много.

У денег глаз нет.

Деньги не пахнут.

Денег куры не клюют.

Деньгой кого хочешь перешибешь.

Деньги как навоз: сегодня нет, а завтра воз.

Денег как грязи.

Безденежная яма самая глубокая.

Крупных денег нет, а мелкие не водятся.

Денежки — воробушки, прилетели-улетели.

Нет денег, и сто рублей — не деньги.

Деньги ваши станут наши.

Деньги к деньгам.

Не было ни гроша, да вдруг алтын.

Без копейки рубля не бывает.

  Подвижная игра «Зарабатываем, потом тратим»

Дети выстраиваются в колонны. Перед колонной на полу разбрасываются мелкие игрушки. Напротив каждой колонны в противоположной стороне зала корзина, в которую эти игрушки нужно будет перенести. Рядом с корзиной встает один ребёнок, у него в руках монеты, купюры, то есть любые на ваш выбор, деньги.

Ход игры. Участники, выстроившись в колонну, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола игрушку, быстро принести её в корзину и получить за эту работу, то есть за уборку, деньги. Их даёт (одну купюру) стоящий рядом с корзиной ребёнок, он кассир. После того как вся команда, то есть колонна получит деньги на мольберте выставляются картинки с товарами и ценниками. Команда считает сколько они заработали денег и, смотря на товары, определяются с покупкой.

Ресурсное обеспечение:

1.Компьютерное оборудование и электронные презентационные материалы;

2.Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

3.Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха», сказки Б.В. Минина «Доверчевый зайчик», «Муравей и старый горшочек , отрывок из сказки «Приключение Буратино», «Али-баба и сорок разбойников» ,Т.В. Грековой «Клад»;

4.Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Простоквашино. «Клад », «Уроки тетушки совы», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», «Фиксики. Что такое деньги»;

5.Сюжетные картины «В магазине», «На рынке», «Кафе»;

6.Настольные игры «Мы идем  в магазин», «Товарный поезд», «Денежный поезд», «Семейный бюджет»;

7.Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

8. Финансовая викторина.

Список используемой литературы

  1. Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с.3.
  2. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – с 112: ил. [Иллюстрации, игровые задания: Т. Проснякова].
  3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  4. Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.140.
  5. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  6. Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч. 1999. №1. с.24.
  7. Казакова Н. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. с.29.
  8. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
  9. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 118.: ил.
  10. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

                                                  Фотоотчет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_deneg.docx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной группы « Животные жарких стран »

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме "Животные жарких стран?" Цель занятия показать уровень подготовки детей к школе с использованием игровых упражнений и ИКТ по проф...

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "КУКОЛЬНАЯ СТРАНА"

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "КУКОЛЬНАЯ СТРАНА"...

Лес – великая страна: конспект занятия с детьми подготовительной группы

Экологическое воспитание детей. Уточнить и расширить представления детей о лесе – сообществе животных и растений, о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Обр...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Игра-путешествие в страну математику»

Занятие способствует формированию умений считать, сравнивать и составлять числовые пары, развивать умение ориентироваться на листе....

Конспект занятия по финансовой грамотности для дошкольников «Азбука денег»

Конспект занятия по финансовой грамотности для дошкольников «Азбука денег»...

Конспект логопедического занятия по финансовой грамотности «Путешествие в страну денег»

Конспект логопедического занятия по финансовой грамотности «Путешествие в страну денег», подходит для изучения основ финансовой грамотности детей старшей и подготовительной группы. А ...

конспект НОД по финансовой грамотности "Путешествие в страну денег"

конспект НОД по финансовой грамотности "Путешествие в страну денег"...