Лес – великая страна: конспект занятия с детьми подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Самышкина Лариса Николаевна

Экологическое воспитание детей. Уточнить и расширить представления детей о лесе – сообществе животных и растений, о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Образовательная область «Познание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лес – великая страна:

конспект занятия с детьми подготовительной группы

Программное содержание: продолжать экологическое воспитание детей. Уточнить и расширить представления детей о лесе – сообществе животных и растений, о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Подвести детей к пониманию, что главное звено в лесу – растения. Познакомить с жизнью муравьев, сформировать понятие о цикле жизни насекомого. Уточнить представление детей о важности и необходимости леса в жизни человека. развивать у детей познавательный интерес, подвести детей к пониманию необходимости созданной учеными «Красной книги». Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений, уничтожению животных. Развивать эстетическое и поэтическое восприятие окружающего мира.

Словарная работа:  сообщество, ярус, подлесок, подстилка, крона, личинка, окукливание, матка, певчие птицы, хищные, Красная книга, тревога, опасность.

Методические приемы: беседа с использованием наглядности, художественное слово, дидактические игры.

Материал: изображение леса, отражающее ярусность; муравейник, срез муравейника; дидактические игры «Жизненный круг муравьиной матки»,  «Общая цепь питания представителей лесного сообщества», «Рост дерева из семян»; изображение «Красной книги», иллюстрации растений и животных.

Ход занятия:

- Дети, мы уже говорили с вами о том, что нас окружает удивительный мир – мир природы, который живет своей жизнью. Природа создала для нас великолепную страну – лес. Он встречает нас миром звуков, запахов, сотнями загадок и тайн.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое –  пчелою забилось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Кто?» мышкой шныряет меж листьями в норках,

«Что?» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «Отчего?» на зеленом листке,

«Куда?» полетело верхом на жуке,

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом. И так целый день!

Пойдемте, друзья, по тропинке лесной,

Ответы искать под зеленой листвой.

- Вот и подошли мы с вами к лесу. Но прежде чем войти в него, о чем мы должны помнить?

Лес  - это дом растений, животных, насекомых, птиц. Нельзя шуметь, чтобы не пугать лесных жителей и услышать голоса и шорохи, ходить по дорожкам и тропинкам, не мять растения, не срывать цветы. Быть внимательными, чтобы не пропустить ничего интересного. Не сорить.

- Правильно. А теперь посмотрите на лес. Что вы можете сказать о нем?

(Сообщество растений и животных, пять ярусов).

- Что образует самый верхний пятый ярус?

(Кроны дубов, елей, сосен).

- А четвертый?

(Кроны берез, лип, осин, рябин, кленов).

- Что растет на третьем ярусе и как его называют?

(Подлесок – кустарники и маленькие деревца).

- Что растет на втором и первом ярусах?

(Травы, цветы, мхи).

- Что еще есть в лесу?

(Подвальчик, в котором живут корни деревьев и других растений).

- Как вы думаете, для чего нужны корни деревьям и растениям?

- Что еще есть в лесу?

(Подстилка).

- Из чего она состоит и для чего нужна лесу?

(Опавшие листья перегнивают и обогащают почву).

- Дети, леса бывают разные. Какие вы знаете?

(Смешанные – разные породы деревьев, березовый, сосновый бор, дубрава).

- Совершенно верно. А как вы думаете, в каком лесу мы находимся? Почему вы так думаете? Какие кустарники можно встретить в наших лесах?

- Как мы уже сказали, лес – это дом птиц, животных, насекомых. На каждом этаже этого дома – свои жильцы. Кто живет на пятом этаже? (Иволга, канюк, ястреб). Почему они вьют гнезда на самых высоких деревьях? Кто населяет четвертый этаж? (Дятел, сойка, сорока, филин, сова, белка и др.) Кто живет в подлеске? (Вьют свои гнезда большинство певчих птиц). Кто живет на втором и первом этажах? (Вьют гнезда глухарь, рябчик, тетерев; обитают волк, лиса, заяц, медведь, лось и др.) Кто живет в подвальчике? (Крот, мышь, землеройка). А как вы думаете, есть ли жильцы в подстилке? (Насекомые – жуки, многоножки, мокрицы, улитки, слизни). Почему они там живут?

- Дети, а это что такое? (Муравейник). Муравейники, если их не разоряют, достигают 1,5 метра в высоту и 2 метра в ширину. Они располагаются у дерева или пня с южной стороны. Посмотрите на их форму. Как вы думаете, почему у муравейника такая форма? (Для лучшего стекания воды и прогревания солнцем утром и вечером). Эта куча прикрывает подземное гнездо, где есть многочисленные камеры, ходы, галереи. Там есть яйца, личинки, куколки и запасы пищи. Что вы знаете о муравьях? Каждый муравей занят своим делом. Главная в муравейнике – матка. Она сидит в отдельной комнатке, как царица, и откладывает яйца, из которых потом выведутся муравьи. Муравьи ухаживают за ней, кормят ее сладким соком тлей, который приносят во рту. Когда появляются новые яйца, относят их в новые помещения. Чтобы матка была чистой, ее облизывают. Хотите узнать, как рождается муравьиная семья? Раз в год теплым солнечным днем из гнезда выбираются крылатые молодые самцы и самки. Они залетают на травинки, деревья, и оттуда бросаются в воздух в веселом свадебном хороводе. Они спариваются, а потом самцы исчезают. А самки – будущие царицы. Они ищут укромный уголок, отгрызают крылышки и строят гнездышки. Место подбирается сухое, чтобы поблизости не было врагов. Вскоре царица прогрызает норку. Через год – два здесь вырастает огромный муравейник. А из чего муравьи строят свой муравейник? Как они находят дорогу до своего муравейника? (По солнцу и запаху). А теперь давайте выложим жизненный круг муравьиной матки. Молодцы!

- Дети, почему говорят: «Лес – наше богатство»? Он нас кормит, лечит и греет. Из него делают строительный материал. Он задерживает на полях снег. Защищает реки – всю зиму копит снег, а весной постепенно отдает талую воду земле, она по невидимым ручейкам под землей течет к рекам и озерам. Лес укрепляет почву. В жару дарит нам прохладу. И еще лес – это просто красота.

- Как вы думаете, кто главный в лесу? Самые главные в лесу – растения. От них зависит жизнь лесных обитателей. Выложите общую цепь питания представителей лесного сообщества.

- Дети, посмотрите на это дерево! Что можно сказать о нем? (Оно сухое). Почему гибнут деревья? (Загрязняются воздух, почва, вода; кислотные дожди). Как человек может помочь природе? Что можем сделать мы с вами, чтобы наша земля не превратилась в пустыню, а радовала всех красотой лесов, полей, лугов, озер, морей и океанов? Правильно, молодцы.

Для того, чтобы выросло здоровое, большое дерево нужно много десятков лет. Из чего вырастают деревья? Разложите цепочку роста дерева.

- Посмотрите, что у меня в руках? Для чего ученые составили «Красную книгу»? Давайте и мы с вами составим свою «Красную книгу». (Дети помещают в книгу изображения цветов, деревьев, насекомых, птиц, зверей и объясняют, почему).

Нам жить в одной стране,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа – мать

Терпима и добра,

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях осетра,

Касатку в небесах,

В таежных дебрях тигра!

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте

Наши души сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Защитники Привольной».

данного занятия вы не встретите нигде, т.к. оно было разработано мной специально для расширения, углубления и закрепления знаний детей о родной станице Привольной, ее истории и героях. Авторы Ксенз В....

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Животные жарких стран»

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Животные жарких стран" Образовательная область - изобразительная деятельность, пластилинография Цель: создание условий для развития творческих ...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы "Путешествие в страну здоровья"

Конспект занятия с детьми подготовительной группы "Путешествие в страну здоровья"...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные жарких стран»

Конспект занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития»  Цель: Закрепить представления о животных жарких стран, их особенностя...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» (Презентация к занятию)

К конспекту занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» добавлю некоторые слайды...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы "Путешествие в страну здоровья"

Конспект занятия с детьми подготовительной группы"Путешествие в страну здоровья" Цель: формировать у детей понимание в том, что полезно и что вредно для их здоровья.Задачи:Продолжа...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы Тема: «Путешествие по стране «Здоровье»

Конспект занятия по напровлению ЗОЖ по средством нейротехнологий....