Самообразование.
учебно-методический материал по художественной литературе

Галиева Айсылу Фанавизовна

Планы по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx218 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

«Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

«Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

 Разработал:

Галиева Айсылу Фанавизовна, воспитатель

г. Советский

2019 г.

Галиева Айсылу Фанавизовна

Год рождения: 1991

Образование: высшее, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Педагогический стаж работы: 5лет

Место работы: МАДОУ д/с «Алёнка»  

Занимаемая должность: воспитатель

C:\Users\user\Desktop\bIyQOhQmTK0.jpg

Содержание

п/п

Содержание

Страница

Введение

I.

Нравственные качества: понятие, виды, характеристика

II.

Особенности формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

III.

Организация работы по развитию нравственных качеств детей дошкольного возраста через художественную литературу

Литература

Приложения

1

Перспективный план работы по формированию нравственных качеств у дошкольников через художественную литературу

2

Перспективный план работы с родителями по формированию нравственных качеств у дошкольников через художественную литературу

3

Педагогическая диагностика «Формирование нравственных качеств у дошкольников через художественную литературу»

4

Результаты педагогического обследования по формированию нравственных качеств у дошкольников

5

Практический материал- литературные произведения

6

Конспекты непосредственно-образовательной деятельности

7

Консультации для родителей, рекомендации

Введение

        Жизнь человечества в 21 веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Дошкольное детство, как период в человеческой жизни, играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные, в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.  Ещё Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместится в годы юности и, тем более, в зрелом возрасте». Сегодня эта проблема очень актуальна, потому, что дети испытывают далеко не всегда положительное влияние средств массовой информации, улицы.

      Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. В связи с важностью данного направления мной была выбрана тема «Формирование нравственных качеств у дошкольников через художественную литературу».

  Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

     При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал

Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев.

        Это и определило тему моей углублённой работы: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

        Цель -  воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

        Задачи:

  • Развивать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений.
  • Развивать позитивную самооценку, стремление проявлять доброту в словах и поступках.
  • Воспитывать  интерес к чтению художественной литературе.
  • Развивать творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы.
  • Сформировать умение бережное относится к книге.
  • Сформировать доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

        Формы работы с детьми: 

  • Чтение художественной литературы
  • Беседы
  • Рассматривание иллюстрации
  • Инсценировка литературных текстов, содержащих диалог
  • Игры драматизации
  • Игры (дидактические, настольно-печатные, пальчиковые, подвижные)

        Ожидаемый результат: предполагаю, что к выпуску в школу у детей:

  • Сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов.
  • Выразительно пересказывать литературный текст.
  • Составлять рассказы из личного опыта и сочинять короткие сказки.
  • Доверительные, добрые отношения между родителями и детьми.
  •  Знает о культуре своего народа и положительное отношение к ней.
  • Самостоятельно оценивать поступки героев.

Новизна: выстроена  система работы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы.

        Адресат: дети в возрасте от 5 до 7 лет.

  1. Нравственные качества: понятие, виды, характеристика

Нравственность является определяющим аспектом культуры, ее формой, которая дает общее основание человеческой деятельности, от малой группы до человечества, от личности до общества. Разрушение нравственности способно привести к распаду и дезинтеграции общества. Изменение нравственности, нравственных качеств приводит к изменению социальных отношений.

Нравственность формируется через:

социальные институты, такие как семья, образовательное учреждение, дополнительное образовательное учреждение и др.;

национальные институты;

защиту ценностей культуры.

Отсутствие или слабость этих механизмов лишают общество возможности защиты нравственности от отдаленных, явных и скрытых угроз, что делает ее весьма уязвимой для неожиданных опасностей и нравственного распада.

В педагогической энциклопедии нравственные качества определяются как выражение тех отношений, которые предписываются моралью общества к другим людям, труду, Родине.

В педагогической литературе нравственные качества определяются как моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и определяют его привычные формы, суть и содержание которых заключается в обеспечении выбора в ключевых жизненных позициях. Цепочка этих выборов и определяет динамику актуализации любого человеческого качества.

Национальная психологическая энциклопедия трактует нравственные качества как «постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанных со стремлением ребенка следовать нравственным нормам».

Исследователи отмечают, что «нравственные качества личности – это такие свойства, признаки, черты, которые свидетельствуют о ее сознательном добросовестном отношении к общему благу, к высшему благу и об отношении к личности как к конечной цели общественного развития».

Нравственные качества личности – это «устойчивые черты сознания и поведения, которые по существу можно рассматривать как моральные черты характера, проявляющиеся в отношении личности к другим людям, к обществу, к своей деятельности, к собственности и к самой себе».

Нравственные качества занимают важное место среди духовных качеств личности. Моральные черты личности переплетаются и взаимодействуют в ее духовном облике с качествами идейными и интеллектуальными, политическими и деловыми, а также с психологическими и биологическими свойствами, обусловленными биологической природой человека.

К нравственным качествам личности относятся:

1) качества, выражающие отношение к родине: сознание гражданского долга, любовь и преданность родине, ненависть к ее врагам;

2) качества, выражающие отношение к другим странам и народам: интернационализм, доброжелательность ко всем странам и народам, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, культура межнациональных отношений;

3) качества, выражающие отношение к труду: трудолюбие, добросовестность, настойчивость, дисциплинированность;

4) качества, выражающие отношение к общественной, частной и личной собственности: честность, нестяжательство, бережливость, экономность;

4) качества, выражающие отношение к природе: забота о природе;

5) качества, выражающие отношение к другим людям: гуманность, коллективизм, демократизм, справедливость, благородство, милосердие, взаимопомощь, взаимное уважение, забота, честность, правдивость, прямота, простота и скромность в общении, пунктуальность, чувство долга, ответственность, тактичность;

6) качества, выражающие отношение к самому себе: принципиальность, самокритичность, умеренность.

Важную роль в воспитании нравственных качеств личности занимает и формирование моральных чувств: стыда, совести, раскаяния.

Кроме того, в большинстве исследований основными нравственными качествами являются доброта, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, предупредительность, общительность, дисциплинированность.

Активно воспитываются самостоятельность, дисциплинированность, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного воспитания нравственных качеств.

Таким образом, нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное качество – это динамичная интегративная совокупность психологических процессов, состояний и свойств, характеризующих потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную, поведенческо-волевую сферы личности, содержание и структура которых определяют ее субъективные отношения к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в поведении и деятельности.

Среди основных нравственных качеств дошкольников можно выделить: гуманность, коллективизм, гражданственность и патриотизм, ценностное отношение к труду, диалогичность, доброту, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, предупредительность, общительность, дисциплинированность.

                        

  1. Особенности формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

В данном пункте мы приступим к раскрытию особенностей формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Подчеркнем, что старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности.

Необходимо заметить, что активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным.

В свою очередь, заметим, что у детей возникает пороговый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением у ребенка его внутренней позиции – довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.

Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, предварительного планирования действий, организованности.

В этом возрасте у дошкольников формируется самосознание, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, появляется самооценка, на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

По нашему мнению, старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к социальным явлениям. Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира. В процессе обучения дети 5-7 лет получают большой объем знаний, выходящих за пределы их непосредственного личного опыта.

У детей формируются первоначальные знания о Родине, о жизни народов нашей страны, о некоторых общественных явлениях. На этой основе развиваются начала высоких нравственных чувств: патриотизма, интернационализма, гражданственности.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.

Необходимо подчеркнуть, что в старшем дошкольном возрасте возрастают возможности воспитания произвольности поведения, что связано с активным развитием волевых процессов, повышением общей выносливости нервной системы. У детей развивается ценная способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвинутым требованиям, на этой основе формируются дисциплинированность, самостоятельность, организованность.

В.С. Мухина отмечает, что важнейшую роль в становлении нравственности у старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 5-6 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателя.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходится с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

Отметим, что дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении, однако растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности сознательно руководствоваться в поведении усвоенными нравственными нормами.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, формируется «детское общество». Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 5-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.

Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 5-7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дети осваивают нравственные представления, а также правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Стоит отметить, что детей старшего дошкольного возраста характеризует неустойчивость поведения и отсутствие в некоторых ситуациях определенной выдержки, неспособность переносить уже известные способы поведения в новые условия. Также отмечаются некоторые индивидуальные различия в уровне воспитанности детей.

В тоже время заметим, что почти все воспитатели в своей педагогической деятельности сталкивались с непосредственностью, импульсивностью, ситуативностью поведения детей старшего дошкольного возраста. Очень часто под влиянием сиюминутного сильного желания, аффекта, не умея противостоять мощным «внешним» стимулам и соблазнам, ребенок забывает нотации и нравоучения взрослых, совершает неблаговидные поступки, в которых затем искренне раскаивается.

В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Педагог воспитывает у детей осознанное поведение, подчинённое нормам человеческой морали. Нравственные представления – общечеловеческие моральные ценности. К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делится игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т.д.), об уважительном отношении к взрослым.

Необходимо подчеркнуть, что особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:

- у детей складываются первые моральные суждения и оценки;

- первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

- возрастает действенность нравственных представлений;

- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Стоит отметить, что в возрасте 5-6 лет у детей становятся более прочными нравственные навыки и привычки, которые, в свою очередь, развиваются на основе осмысленного отношения их к нравственному содержанию как своих поступков, так и поступков других. Педагог стремится воспитывать у ребенка старшего дошкольного возраста осознанное поведение и отношение, которое непосредственно подчиняется нормам человеческой морали. Стоит отметить, что нравственные представления являются общечеловеческими моральными ценностями. Содержание нравственных представлений, которые активно формируются в дошкольном возрасте, включает в себя представления о труде людей, значимости труда и коллективном характере, о общественных явлениях, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым.

Процесс развития начал нравственного сознания в дошкольном детстве представляет собой поступательное движение от усвоения общих диффузных представлений и понятий («плохой» - «хороший», «добрый» - «злой», «можно» - «нельзя» и др.) к дифференцировке их составляющих («плохой» - «несправедливый», «нечестный», «себялюбивый», «грубый», «скупой» и др., «добрый» - «справедливый», «честный», «милосердный», «чуткий», «вежливый», «щедрый» и др.) и затем – к обобщенному, но структурированному понятию («плохо» - «хорошо», «должно» - «не должно», «добро» - «зло» и др.), в основе усвоения которого лежит достаточно тонкая для этого возраста дифференцированность.

Эмотивная составляющая начал нравственного сознания детей, представленная его чувственной тканью, развивается от общей чувственно-положительной окрашенности нравственно-направленных действий, поступков, намерений к более или менее полному осознанию нравственных чувств и эмоций как собственных, так и других людей.

В связи с этим можно говорить о возможности наличия специфической этапности процесса развития начал нравственного сознания дошкольников, которой может соответствовать адекватная этапность в его целенаправленном формировании. Первоначальный этап заключается в прояснении начал нравственного сознания, которое понимается как уточнение, обогащение и коррекция нравственных представлений детей, стимулирование проявления отдельных нравственных чувств и эмоций.

Второй этап предполагает развертывание начал нравственного сознания, подразумевающее «восхождение» от представлений к понятию (например, «добрый человек») и от него – к ряду других понятий, раскрывающих и структурирующих первоначальное (например, понятие «добрый человек» структурируется через понятия «добродушие», «доброжелательность», «заботливость» и др.). Последующее «развертывание» начал нравственного сознания связано с освоением детьми наиболее общих понятий морали и этики – «добро», «зло» и др. На этом этапе детей не только побуждают к освоению и проявлению более широкого диапазона высших нравственных чувств и эмоций, но и способствуют их осознанию.

Характеристика первого этапа состоит в последовательном, систематическом уточнении, придании отчетливости, оформленности, упорядоченности недостаточно ясным, неоформленным, зачастую искаженным знаниям детей о морали. На втором этапе на основе появления у детей более совершенных форм этического знания складывается возможность значительного углубления, расширения этих знаний и перехода их на более высокий уровень – уровень овладения понятиями не только узкоутилитарного, прикладного характера, но и общечеловеческого, фундаментального. Таким образом, формирование начал нравственного сознания детей отражает динамику такого рода изменений, которые способствуют переведению недостаточно оформленных, смутных несистематизированных представлений нравственного содержания, неосознаваемых и недостаточно развитых нравственных чувств и эмоций, недостаточно мотивированных нравственно-направленных действий, отдельных нравственно-ценных поступков, отношений на более высокий уровень.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Исходя из описанных выше особенностей развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что этот возраст является наиболее сензитивным к нравственному воспитанию.

Именно поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо обогащение нравственного опыта детей путем организации коллективной жизни и деятельности ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться не только со своими интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих.

Всё это в результате приведет к тому, что, эмоции и стремления дошкольника, приобретают новый смысл, перерастая в сочувствие к другим людям, в переживание чужих радостей и печалей как своих собственных, что составляет необходимую эффективную подоплеку позднее формирующихся более сложных нравственных отношений.

Подводя итог данного параграфа, можно сделать следующие выводы: 1. В.С. Мухина отмечает, что важнейшую роль в становлении нравственности у старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 5-6 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности.

2. Исходя из вышеизложенного следует отметить, что старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным к нравственному воспитанию.

3. Необходимо подчеркнуть, что особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте: у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастает действенность нравственных представлений; возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

4. Опираясь на рассмотренные особенности формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по нравственному воспитанию в старших группах дошкольных учреждений.

III. Организация работы по развитию нравственных качеств детей дошкольного возраста через художественную литературу

Работу по формированию  нравственных качеств у детей дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы начала с детьми старшей группы в   2018 году.

Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого это время наиболее благоприятное для нравственного воспитания личности.

Предварительная работа в данном направлении включала себя:

  1. изучение научной и методической литературы по проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
  2. проведение диагностики (педагогические наблюдения) за  сформированностью нравственных качеств у детей 5 лет.
  3. разработку перспективного плана по теме: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы.», который включает себя:
  • чтение художественной литературы
  • беседы
  • рассматривание иллюстрации
  • инсценировку
  • игры.
  1. разработка перспективного плана работы с родителями по формированию  нравственных качеств у детей дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы, который включает в себя:
  • консультации
  • рекомендации
  • памятки
  • индивидуальные беседы
  • практические занятия
  • совместное участие в конкурсах
  • участие в Дне открытых дверей
  • участие в акциях, проектах
  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды
  • Оформление уголка книги
  • оформление подборки литературных произведений, содержащих диалог
  • дидактические игры по формированию нравственных качеств
  • пособия по формированию нравственных качеств (книги, иллюстративный материал и др.)
  • картотека игр
  • уголок ряженья
  • разные виды театра

Все находится в доступном месте.

Работу с детьми организую в вечерний и утренний отрезок времени в совместной деятельности взрослого и детей. Часть занятий, игр, бесед входит в воспитательно-образовательные планы и ежедневное чтение художественной литературы, которое предусмотрено в режиме дня.

После чтения литературного произведения провожу беседу по содержанию.

Работая с детьми старшего возраста, обращала внимание на передачу детьми эмоций, чувств, переживаний литературных героев. Это более сложная для детей деятельность, так как ограничивается только речью. Ребенку необходимо донести до слушателей образ и чувства своего персонажа с помощью языковых и интонационных средств выразительности и собственных суждений, отражающих самостоятельное осмысление ребенка идеи произведения.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
        В течение года познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями.         Формирую у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание                и        форму).
        При реализации перспективного плана важными методами считаю использование беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера.
Беседа – обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий и         т.п.
        Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. В совместной беседе дети учатся справедливо оценивать поступки героев художественной литературы, своих сверстников, учатся понимать, что хорошо, что плохо.
        Я использую в образовательной деятельности следующую тематику бесед: «Будь вежлив с девочками», «Что хорошо, что плохо и почему», «О чутком и добром отношении к товарищам», «О чутком и добром отношении к людям» и         т.д.
        При подготовке к беседе и её проведении учитываю следующие требования:

  • содержание должно быть интересным для детей, близким их опыту;
  •  дети должны иметь возможность не только отвечать, но и задавать вопросы, высказывать свое мнение;
  • после беседы создавать условия для деятельности детей в соответствии с основными выводами детей.

Я широко используем примеры родителей, сверстников, героев художественной литературы, придерживаясь требований:

  • приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности ребенка и быть приемлемым для него.

        При восприятии произведений художественной литературы предлагаю вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по         поводу         поступков         героев.
        Во время беседы с детьми после прослушивания литературного произведения Артюховой «Трудный вечер», обратила внимание не только на трудолюбие Алёши, но особенно на его заботливость.
Для реализации цели деятельности использую стихи Е. Благининой «Посидим в тишине». В беседе с детьми подтверждаем проявление заботы дочери         об         уставшей         маме.
        Для воспитания сочувствия к старшим, ко всему живому (растительному и животному миру), к игрушкам и разным предметам использую достаточное количество разнообразных произведений художественной литературы, перечень которых отражён в перспективном плане. Приложение № 1. Перспективный план.
        Обсуждая с детьми поступки героев сказки В. Катаева «Цветик семицветик», обращаю внимание детей на то, что девочка только тогда по-настоящему обрадовалась, когда исцелила безнадежно больного мальчика. Детей подводила к выводу: делая добро другому человеку, сам становишься счастливее.
        Включаю детей в различные виды детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисуют по мотивам сказок, рассказов, стихов, детские работы оформляем в выставки детского творчества.
        В образовательной деятельности используем игры и упражнения, направленные на овладение эмоциональной отзывчивостью, невербальными и вербальными способами общения и др.

В образовательной деятельности используем такие игры и упражнения:

  •  направленные на развитие способностей детей познать себя и других людей («Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Подарок другу» и т.п.);
  • направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Мы артисты», «Маски» и т.п.);
  • направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай, кто я», «Где мы были – вам не скажем, а что делали – покажем» и т.п.);
  •  направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Молчанка», «Подари цветок», игра интонациями и т.п.);
  •  направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть» и         т.п.).
            Использую воспитывающие ситуации, которые побуждают ребёнка совершить         тот         или         иной         поступок,         действие. Большое внимание уделяю использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др. С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка. Наблюдая за деятельностью детей, рассматривая продукты детского творчества, обеспечиваю благоприятную эмоциональную обстановку в коллективе, оцениваем работы детей с позиции пользы для другого,         разделяем         с         детьми         ощущение         счастья.
            Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
    С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:
  • анкетирование «Нравственное воспитание дошкольников»;
  • групповое собрание;
  • консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Как научить ребенка быть добрым»;
  • выставки книг;
  • провела открытое занятие с участием родителей;
  • папка передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»;
  • полезные советы.


        В течение года проводила индивидуальные консультации и бесед с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т.е. больше         внимания         уделять         своим         детям.
        Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные         результаты.
        Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что дети учатся жить у жизни, но если чему-то учиться у жизни, то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи. Вот и возникает вопрос, каким образом ребенок может получить опыт такого решения, читая сказки? Ведь в сказках все задачи предлагаются, казалось бы, уже         в         решенном         виде.
        Во- первых, я строю работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.
        Во- вторых, в ходе изучения каждой сказки последние занятия посвящены проигрыванию, рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.
Я считаю, что самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения от неожиданной идеи. Мышление заработает, если дети поймут, что им надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать         самостоятельно,         не         боясь         ошибок.
        В- третьих, решаем проблемы в сказках при помощи схемы или наглядной модели. У детей дошкольного возраста мышление наглядное - оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Чтобы не потерять нить дискуссии (и детям, и взрослому) нужна опора. Такой опорой может стать наглядная модель или схема. Так, с помощью сказки, я развиваю у детей творческое мышление, умение самому находить ответы на проблемные вопросы. А в жизни у нас часто встречаются противоречивые, проблемные ситуацию. И человек, у которого развиты логика, творчество, умение думать и решать задачу, всегда найдет ответ на, казалось бы, неразрешимую задачу.
        Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к         родному         краю,         к         родной природе.
        Русские народные сказки издавна с        оставляют         важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский         быт.
        В течение года систематически читала русские народные сказки такие как «Крылатый, мохнатый, да масленый», В. Маяковского «Кем быть?», рассказоы Б. Житкова «На льдине», Б. Гладкова «Обвал», Н. Носова, В. И. Воробьева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Осеевой, Толстого, В. Одоевского «Мороз Иванович», К. Д. Ушинского, Е. Пришвина, Воронковой, пословицы о дружбе, о труде. Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и важный момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги подбирались выразительные, яркие - начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Могучим средством воспитания детей является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

На основании проделанной работы можно сделать вывод, что художественная литература благоприятно влияет на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста:

- дети сами сочиняют сказки;

- у них развивается интерес к художественной литературе;

- у детей развиты нравственные качества.

Планирую продолжать работу по теме с вновь набранными детьми. Внести изменения в перспективный план работы с родителями, дополнить развивающую среду играми по нравственным качествам, обновить театр и уголок ряженья.

Литература

1. Алабина, Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие / Л.В. Алябина. – М.: Педагогика, 2003. – 243 с.

2. Александрова В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики // Педагогика. 2008. №6. С.42-47.

3. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е.А. Алябьева. – М.: Владос, 2003. – 201 с.

4. Богуславская, З.М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка / З.М. Богуславская; Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2001. – 215 с.

5. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.

        6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504с.

7. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф, Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694.

8. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

9. Иванова, В.М. Игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника в семье / В.М. Иванова. – М.: Знание, 2003. – 231 с.         

10. Каршинова Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве // Эксперимент и инновации в школе. 2010. №6. С.48 - 52.

11. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 14-19.

12. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 144с

13. Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://vocabulary.ru/termin/nravstvennye-kachestva.html. (Дата обращения – 01.12.2016).  

14. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики / Отв. ред. А.К. Уледов. – М.: Просвещение, 2009. –178 с.

        15. Островская  Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островского. – М.: Просвещение, 2009. – 251 с.

16. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина, Т.Д. Студник. – М.: Академия, 2006. – 215 с.

17. Петрова, В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов / В.Н. Петрова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 75 с.

        18. . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013.

        19. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Том I (А-Л), Том II (М-Я) / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 1617с.

        19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

        20. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. 184с.

        21 Соловейчик С. Л. Нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С.14-16.

22. Социология воспитания: монография / М. З. Ильчиков, Б. А. Смирнов. М.: Ин-т междунар. права и экономики, 1996. 114с.

        23. Сухомлинский В. А. Нравственный идеал молодого поколения. М.: АПН РСФСР, 1963. 152с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...