Конспект НОД "Кто рисует картинки в книжках?" в средней группе
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с художниками-иллюстраторами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_h-i.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственной образовательной деятельности детей
в средней группе МКДОУ детский сад «Петушок»
на тему «Кто рисует картинки в книжках?»
Воспитатель: Волченко М.А.
Цель: продолжать знакомить детей с художниками – иллюстраторами детских книг.
Задачи: расширять и углублять представления детей о художниках – иллюстраторах; обогащать впечатления детей; развивать художественное восприятие; воспитывать интерес к творчеству художников-иллюстраторов, желание подражать им в своей самостоятельной изобразительной деятельности; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительные процессы и речь; воспитывать любовь к живой природе;
Программное содержание:
Дать детям представление о творчестве иллюстраторов детской книги.
Познакомить с творчеством Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, Е.М. Рачёва.
Развивать умение выделять средства выразительности и отличия рисунков разных художников.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: художник, творчество, ярмарки, иллюстрации.
Формировать интерес к детской книге.
Демонстрационный материал: Портреты художников Васнецова, Чарушина, Рачёва, книги с их иллюстрациями.
Раздаточный материал: альбомные листы формата А4, краски и кисти по количеству детей, цветные карандаши.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и бесед по ним, физминутка «Детки в клетке», продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, нацеливание на продолжение изучения материала.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций Васнецова, Чарушина, Рачёва. Пересказывание сказок. Ознакомление со скульптурой малых форм, изображающей животных. Рассматривание в группе книг с иллюстрациями данных художников.
Ход:
I часть
Воспитатель: Дети, посмотрите на книги, которые лежат перед вами. Знакомы ли вы с ними? Чем они вам нравятся? Только ли сюжетом? Сегодня я расскажу вам о тех художниках, которые рисуют в книгах иллюстрации к сказкам и рассказам.
II часть
Воспитатель: «У меня на экране портрет с изображением художника Юрия Алексеевича Васнецова, а на столе — книги с его иллюстрациями. Давайте вместе рассмотрим его рисунки и одновременно послушаем рассказ о его творчестве»
Родился художник в Вятке — старинном русском городе, где весной всегда устраивали шумные ярмарки. Здесь можно было увидеть практически все игрушки, какие только существовали на тот момент: глиняные дымковские, тряпичные...
Еще маленьким мальчиком будущий иллюстратор любил находиться среди этого радужного многоцветья, умел замечать красивые наличники на ставнях и предметах домашнего обихода. Впоследствии Васнецов отправился на учебу в Петербург — началась сбываться его мечта стать художником. Однако в его памяти постоянно присутствовала родная Вятка.
Посмотрите на иллюстрации Васнецова и глиняные игрушки. Не правда ли, они очень похожи? И птицы, и животные обладают особой схожестью, которую видно с первого взгляда. Обратите внимание, что Васнецов при создании своих работ использовал знакомые элементы дымковской росписи.
Хотя на рисунках Васнецова птицы и животные похожи на игрушечных, вместе с тем они очень и очень выразительны.
Воспитатель предлагает рассмотреть произведения Е.И. Чарушина с его же иллюстрациями. Показывает его портрет, рассказывает о нем.
Евгений Иванович Чарушин тоже родился в городе Вятке. Там же прошло его детство – в любви к животным, постоянном уходе за ними и лечении заболевших. Утки, тетерева — частые пациенты мальчика. Вся родня знала об этом увлечении маленького Жени и дарила ему при каждом удобном случае птиц и животных. Часами наблюдал за их поведением и повадками будущий художник, и интерес к природе не иссякал, а только усиливался. Незаметно для самого себя он начал вести своеобразный дневник — зарисовки эпизодов из жизни животных. Тогда и появилось новое увлечение, по силе не уступающее прежнему — рисование.
Подросший Женя отправился учиться на художника и продолжал рисовать чудесные рисунки, главными героями которых по-прежнему оставались животные. Иллюстрации Чарушина невозможно перепутать ни с какими другими — все звери того и гляди оживут...
Художник иллюстрировал сначала книги других авторов, а потом и собственного сочинения, и уже на начальном этапе ярко проявился особенный почерк анималиста — мех зверей получался как живой благодаря размывке туши и акварели, а цветными пятками получает эффект объема. Присмотревшись к его рисункам, можно заметить, что в работе всего три-четыре краски, однако это нисколько не мешает автору добиться такого впечатляющего результата. Наиболее любимые «модели» анималиста — детеныши животных.
Воспитатель: «Рассмотрите иллюстрации из книги «Медвежата» и картину «Лисенок». Нравятся ли вам малыши? Какими выразительными средствами пользовался художник? (Животные всегда изображены крупным планом, штрихами показывается их пушистая шерстка, часто художник рисовал детенышей животных – волчонка, медвежонка и др.).
Евгений Чарушин желал с детства привить человеку любовь к животным и заботу о них.»
На очередном портрете — еще один художник-иллюстратор, Евгений Михайлович Рачёв. Он также в жизни вел наблюдения за животными и птицами, но рисовал не натуралистические рисунки, а своеобразные. При изображении зайца или курочки он не просто изображал внешний облик, но и «наряжал» своего героя в одежду и придавал ему определенные черты характера.
На иллюстрациях Рачёва все звери и птицы одеты в человеческую одежду. Для чего же художник это делал? Видимо, для более полной передачи характера животного и желания показать детям, что в сказке есть и доля правды.
Красочные иллюстрации Рачёва необыкновенно нарядны и ярки. Главная роль отводится природе как полноправному участнику произведения. Классический русский пейзаж предстает перед нашим взором во время изучения работ автора — неброские ромашки, такие родные овражки и деревенские улицы. «Русский дух» — так можно оценить общее впечатление о работах художника. Корзинки с земляникой и расписные полотенца органично уживаются со сказочными персонажами — лукавой козой или простодушной собакой.
Все герои Рачёва думают и чувствуют. А глаза их — то удивленные, то задумчивые, то веселые — дают нам уникальную возможность помечтать о встрече со сказкой.
III часть
Воспитатель предлагает детям самим стать художниками-иллюстраторами детской книги и нарисовать рисунки к любимой сказке. В конце занятия дети рассматривают все работы, рассказывают о своем рисунке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в средней группе.«Описание птиц. Составление рассказа по картинкам».
Конспект НОД по развитию речи в средней группе...
Конспект НОД «Коммуникация» Театр картинок «Веселые друзья» (средняя группа)
Занятие с использованием театра игрушек....
Конспект НОД по рисованию "Рисуем цветы необыкновенной красоты". Средняя группа
Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие"...
Конспект выступления на родительском собрании в средней группе "Почему ребенок рисует чёрными красками?"
В конспекте раскрыта причина данной проблемы и пути её устранения....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по рисованию «эко-краски: делаем и рисуем вместе с детьми»
Цель: развивать познавательную активность детей. Задачи:· закреплять умение вести диалог, отвечать на вопросы развернутым высказыванием, активизир...
Конспект НОД "Рисуем портрет своей семьи" средняя группа
Конспект НОД разработан с учётом возрастных особенностей развития детей среднего дошкольного возраста и имеет нравственно-патриотическое направление. Образовательная область: художественно-эстетическо...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Петрушка идёт рисовать»
Познавательное развитие в средней группе...