Конспект НОД "Кто рисует картинки в книжках?" в средней группе
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Волченко Марина Алексеевна

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с художниками-иллюстраторами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_h-i.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности детей

в средней группе МКДОУ детский сад «Петушок»

 на тему «Кто рисует картинки в книжках?»

Воспитатель: Волченко М.А.

Цель: продолжать знакомить детей с художниками – иллюстраторами детских книг.

        Задачи: расширять и углублять представления детей о художниках – иллюстраторах; обогащать впечатления детей; развивать художественное восприятие; воспитывать интерес к творчеству художников-иллюстраторов, желание подражать им в своей самостоятельной изобразительной деятельности; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительные процессы и речь; воспитывать любовь к живой природе;

Программное содержание:


  Дать детям представление о творчестве иллюстраторов детской книги.
Познакомить с творчеством  
Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, Е.М. Рачёва.
  Развивать умение выделять средства выразительности и отличия рисунков разных художников.
 Развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: художник, творчество, ярмарки, иллюстрации.
 Формировать интерес к детской книге.

Демонстрационный материал:  Портреты художников Васнецова, Чарушина, Рачёва, книги с их иллюстрациями.

Раздаточный материал: альбомные листы формата А4, краски и кисти по количеству детей, цветные карандаши.

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и бесед по ним, физминутка «Детки в клетке», продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, нацеливание на продолжение изучения материала.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций Васнецова, Чарушина, Рачёва. Пересказывание сказок. Ознакомление со скульптурой малых форм, изображающей животных. Рассматривание в группе книг с иллюстрациями данных художников.

Ход: 

I часть

Воспитатель: Дети, посмотрите на книги, которые лежат перед вами. Знакомы ли вы с ними? Чем они вам нравятся? Только ли сюжетом? Сегодня я расскажу вам о тех художниках, которые рисуют в книгах иллюстрации к сказкам и рассказам.

II часть

Воспитатель: «У меня на экране портрет с изображением художника Юрия Алексеевича Васнецова, а на столе — книги с его иллюстрациями. Давайте вместе рассмотрим его рисунки и одновременно послушаем рассказ о его творчестве»

Родился художник в Вятке — старинном русском городе, где весной всегда устраивали шумные ярмарки. Здесь можно было увидеть практически все игрушки, какие только существовали на тот момент: глиняные дымковские, тряпичные...

Еще маленьким мальчиком будущий иллюстратор любил находиться среди этого радужного многоцветья, умел замечать красивые наличники на ставнях и предметах домашнего обихода. Впоследствии Васнецов отправился на учебу в Петербург — началась сбываться его мечта стать художником. Однако в его памяти постоянно присутствовала родная Вятка. 

Посмотрите на иллюстрации Васнецова и глиняные игрушки. Не правда ли, они очень похожи? И птицы, и животные обладают особой схожестью, которую видно с первого взгляда. Обратите внимание, что Васнецов при создании своих работ использовал знакомые элементы дымковской росписи.

Хотя на рисунках Васнецова птицы и животные похожи на игрушечных, вместе с тем они очень и очень выразительны. 

Воспитатель предлагает рассмотреть произведения Е.И. Чарушина с его же иллюстрациями. Показывает его портрет, рассказывает о нем.

Евгений Иванович Чарушин тоже родился в городе Вятке. Там же прошло его детство – в любви к животным, постоянном уходе за ними и лечении заболевших. Утки, тетерева — частые пациенты мальчика. Вся родня знала об этом увлечении маленького Жени и дарила ему при каждом удобном случае птиц и животных. Часами наблюдал за их поведением и повадками будущий художник, и интерес к природе не иссякал, а только усиливался. Незаметно для самого себя он начал вести своеобразный дневник — зарисовки эпизодов из жизни животных. Тогда и появилось новое увлечение, по силе не уступающее прежнему — рисование. 

Подросший Женя отправился учиться на художника и продолжал рисовать чудесные рисунки, главными героями которых по-прежнему оставались животные. Иллюстрации Чарушина невозможно перепутать ни с какими другими — все звери того и гляди оживут... 

Художник иллюстрировал сначала книги других авторов, а потом и собственного сочинения, и уже на начальном этапе ярко проявился особенный почерк анималиста — мех зверей получался как живой благодаря размывке туши и акварели, а цветными пятками получает эффект объема. Присмотревшись к его рисункам, можно заметить, что в работе всего три-четыре краски, однако это нисколько не мешает автору добиться такого впечатляющего результата. Наиболее любимые «модели» анималиста — детеныши животных.

Воспитатель: «Рассмотрите иллюстрации из книги «Медвежата» и картину «Лисенок». Нравятся ли вам малыши? Какими выразительными средствами пользовался художник? (Животные всегда изображены крупным планом, штрихами показывается их пушистая шерстка, часто художник рисовал детенышей животных – волчонка, медвежонка и др.).
Евгений Чарушин желал с детства привить человеку любовь к животным и заботу о них.»
На очередном портрете — еще один художник-иллюстратор, Евгений Михайлович Рачёв. Он также в жизни вел наблюдения за животными и птицами, но рисовал не натуралистические рисунки, а своеобразные. При изображении зайца или курочки он не просто изображал внешний облик, но и «наряжал» своего героя в одежду и придавал ему определенные черты характера.
На иллюстрациях Рачёва все звери и птицы одеты в человеческую одежду. Для чего же художник это делал? Видимо, для более полной передачи характера животного и желания показать детям, что в сказке есть и доля правды.
Красочные иллюстрации Рачёва необыкновенно нарядны и ярки. Главная роль отводится природе как полноправному участнику произведения. Классический русский пейзаж предстает перед нашим взором во время изучения работ автора — неброские ромашки, такие родные овражки и деревенские улицы. «Русский дух» — так можно оценить общее впечатление о работах художника. Корзинки с земляникой и расписные полотенца органично уживаются со сказочными персонажами — лукавой козой или простодушной собакой. 
Все герои Рачёва думают и чувствуют. А глаза их — то удивленные, то задумчивые, то веселые — дают нам уникальную возможность помечтать о встрече со сказкой.

III часть 

Воспитатель предлагает детям самим стать художниками-иллюстраторами детской книги и нарисовать рисунки к любимой сказке. В конце занятия дети рассматривают все работы, рассказывают о своем рисунке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рисованию "Рисуем цветы необыкновенной красоты". Средняя группа

Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по рисованию «эко-краски: делаем и рисуем вместе с детьми»

Цель: развивать познавательную активность детей. Задачи:·        закреплять умение вести диалог, отвечать на вопросы развернутым высказыванием, активизир...

Конспект НОД "Рисуем портрет своей семьи" средняя группа

Конспект НОД разработан с учётом возрастных особенностей развития детей среднего дошкольного возраста и имеет нравственно-патриотическое направление. Образовательная область: художественно-эстетическо...