Конспект открытого занятия на тему: "Увлекательное путешествие в страну - Фольклора"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Цель: Приобщение и закрепление знаний детей к русской народной культуре. Создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_folkloru.docx | 41.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию – ФЦКМ в средней группе.
Тема: «Увлекательное путешествие в страну - Фольклора».
Цель: Приобщение и закрепление знаний детей к русской народной культуре. Создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками.
Задачи ООД:
Основная образовательная область:
Речевое развитие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность и сообразительность.
Познакомить детей с новыми словами, пополнить словарный запас.
Способствовать развитию диалогической речи, развивать чувство ритма в согласованных действиях.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое и музыкальное развитие.
Познавательное развитие: Стимулировать познавательные интересы детей. Продолжать знакомить детей с русскими народными - сказками, загадками, потешками, играми. Воспитывать интерес к фольклору – к устному народному творчеству. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам. Развивать умение составлять целое из частей (по разрезным картинкам).
Социально-коммуникативное развитие: Формировать навык сотрудничества, доброжелательность. Воспитывать желание оказывать помощь, поощрять желание участвовать в совместном труде, учить доводить начатое до конца.
Физическое развитие: Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей.
Развивать координацию движений, умение воспроизводить действия в соответствии с текстом.
Музыкальное развитие: Учиться слушать музыку и передавать свое настроение в подвижной русской народной игре, запоминать ритмический рисунок при игре на музыкальных инструментах и передавать его в действии.
Предполагаемый результат: дети закрепляют и обобщают представления о фольклоре и его жанрах; совершенствуется диалогическая форма речи; развивается связная речь детей и активизируется словарный запас.
Виды детской деятельности: познавательная, речевая, коммуникативная, игровая, двигательная.
Формы организации совместной деятельности: сюрпризный момент: вступительная беседа; загадывание загадок; игровые ситуация «Выложи картинку сказочного героя из частей»; муз. д/игра на деревянных ложках «Баба била била …», пальчиковая игра в потешки, “Угадай из какой загадки игрушка”, организованная двигательная физминутка «Шел козел по лесу» под музыку.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, беседы. Знакомство с «потешкой» и обыгрывание, использование русских народных инструментов – деревянные ложки. Разучивание пальчиковых игр. Знакомство с русскими народными инструментами. Развитие внимательности и сообразительности при отгадывании загадок. Прослушивание аудиозаписей и видео просмотры жанров фольклора. Рассматривание иллюстраций.
Материал к ООД: Книги с русскими народными сказками, потешками, считалками, загадками, книга с вложенными картинками (иллюстрации героев сказок), пазлы с героями сказок, книги со сказками, картинки с потешками, народные музыкальные инструменты - деревянные ложки. USB накопитель – аудиозапись народной песни «Бабушка испеки оладушки», «Шел козел по лесу», шапочка с рожками козла,русский народный платок. Распечатанные загадки, корзина с игрушками лесных животных (заяц, еж, лиса, волк), платок для воспитателя. Украшаем группу в русском народном стиле: платки, самовар, деревянная посуда с городецкой росписью, русские народные куклы. Корзина с пазлами из русских народных сказок, раскраски с героями сказок. (Вкусное угощение – оладушки, чай).
Ход ООД:
Под весёлую русскую народную музыку дети встают в круг, взявшись за руки.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться.
– Доброе утро! Я желаю, чтобы у всех вас, обязательно утро было не только добрым, но и интересным.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости давайте с ними поздороваемся и скажем громко «Доброе утро»!
(Дети здороваются с гостями, садятся на коврик в кружок.)
- Замечательно! От ваших улыбок в группе стало светлее.
Воспитатель: Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, находится огромная сказочная страна «Фольклор».
Хотите отправиться в путешествие (ответы детей). А кто нам поможет попасть в эту сказочную страну?
-Закрывайте глазки и считайте до 5. (Воспитатель одевает русский народный платок на голову и превращается в бабушку Загадушку.
- Открывайте глазки. Ребята перед вами Бабушка Загадушка!
Бабушка Загадушка: Здравствуйте мои милые ребятки, приглашаю вас отправиться в мир сказок, прибауток, потешек и загадок. В страну, которая называется Фольклор.
- Ребята, а вы знаете что такое фольклор?
Фольклор - это устное народное творчество, когда люди придумывали сказки, загадки, сочиняли потешки и песни. Давайте же с вами отправимся в эту сказочную страну и познакомимся с жанрами фольклора поближе. Будем путешествовать?
Дети: Да!
Бабушка Загадушка: Давным – давно, в те старые добрые времена не было ни машин, ни поездов. По праздникам запрягали лошадь и ездили в гости.
И мы с вами отправимся в наше путешествие на лошадке.
- Ну что поехали! У нас и лошадки есть. А что бы наши лошади помчались нужно сказать волшебные слова (дети держат в руках воображаемые вожжи. Цокают языком, имитируя цоканье копыт лошади.)
По кругу имитируют езду на лошади и проговаривают слова:
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке
К бабушке Загадушке
В гости на оладушки.
Бабушка Загадушка: Тпру, стой, лошадка! Эта остановка называется «Потешкино».
- Давайте мы с вами в потешку поиграем! Ребята, а вы знаете потешки? Давайте с вами вспомним.
***
Сорока –белобока (Для показа используем пальчиковую гимнастику)
Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила. (Дети на ладошке левой руки указательным пальцем правой руки «варят» кашу)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала, (Поочередно загибают пальцы левой руки, начиная с мизинца)
А этому не дала! (Показывают большой палец)
Ты воды не носил
Дров не рубил,
Каши не варил – (Грозят указательным пальцем большому пальцу)
Тебе нет ничего! (Разводят обе руки в стороны).
- Ребята, а чтобы было веселей играть в потешку, раньше использовали ложки. Да не простые которыми мы кушаем, а деревянные – расписные да удалые! Их готовили народные умельцы – мастера!
- Ложки в каждую руку берем, да веселить народ начнем!
(Показать детям как правильно держать ложки)
***
Баба била, била… (Стучим ложками по ковру, можно ложка об ложку, ритмический рисунок придумываем разнообразный)
Баба била, била,била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И в кадушку закатил.
А в кадушке две лягушки,
Закрывай скорее ушки! ( Ложками дети закрывают ушки)
Баба била, била,била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И в кадушку закатил.
А в кадушке бегемот,
Закрывай скорее рот. ( Ложками дети закрывают рот)
Баба била, била,била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И в кадушку закатил.
А в кадушке стрекоза,
Закрывай скорей глаза. ( Ложками дети закрывают глаза).
Бабушка Загадушка: - Молодцы ребята. Знаете потешки, да как здорово играете на деревянных ложках! Ну что, поедем дальше. Садимся на лошадки и скачем дальше.
Дети:
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке
К бабушке Загадушке
В гости на оладушки.
Бабушка Загадушка: Тпру, стой, лошадка! А, эта остановка называется «Загадкино». Ой, а вот и моя корзина, которую я плела из бересты – коры дерева. А в ней, какие то животные, помогите мне их узнать, что - то я плохо вижу – очки забыла дома!
- Присядем, отдохнём и загадки отгадывать начнем! А вы знаете, что такое загадка?
Ответы детей….
Бабушка Загадушка: Да, ребята, это жанр устного народного творчества и представляет собой «описание предмета или явления, которое испытывает сообразительность отгадывающего».
- Слушайте внимательно мои загадки:
Летом серый, а зимой белый. (Заяц)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят. (Еж)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
День и ночь по лесу рыщит,
День и ночь добычу ищет.
Ходит – бродит он молчком,
Уши серые торчком. ( Волк)
Бабушка Загадушка: Как здорово, ребята, всё то вы знаете! Это животные из сказочного леса. Мы им помогли вернуться домой в лес. Какие Вы молодцы!
- Отдохнули? Ну что поехали дальше?
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке…
Бабушка Загадушка: Тпру, стой, лошадка! Ребята, это остановка называется «Игралкино».
-Как вы думаете, что здесь делают? Да, правильно, конечно играют! Давайте остановимся, отдохнем, да в игру русскую народную играть начнем!
Русская народная игра «Шёл козёл по лесу»
- Вот только для этой игры нам нужно выбрать «козла», а поможет нам в этом считалка.
Один ребенок с помощью считалки выбирает водящего:
«Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть
Вдруг сорока прилетела
И тебе водить велела».
Текст и правила игры:
Выбирают одного ведущего — «козла».
Шёл козел по лесу,
По лесу, по лесу, («Козел» проходит мимо стоящих в кругу детей, показывая указательными пальцами «рога»)
Нашёл себе принцессу,
Принцессу нашёл. ( Приглашает поклоном, выбранную девочку.
«Козел» вместе с «принцессой» выходят в середину круга и поворачиваются лицом друг к другу.)
Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем, ( Прыгают на двух ногах.)
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем,
Продолжают прыгать, поднимая то одну, то другую ногу в сторону.
Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем (Стоя на месте, хлопают в ладоши.)
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем, (Топают ногами, высоко поднимая колени.)
Хвостиком помашем,
Помашем, помашем, (Выполняют движения бедрами — «машут хвостиком)
Ну а потом попляшем,
Попляшем, попляшем мы!
Кружатся поскоками.
Игра продолжается, но уже два «козла» идут искать «принцесс», затем — четыре, восемь и т. д.
Бабушка Загадушка: Как здорово, ребята, вы так весело поиграли! Отдохнули? Ну что поехали дальше?
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке…
Бабушка Загадушка: Тпру, стой, лошадка! Ребята, это остановка называется «Сказкино». Посмотрите сколько, много книжек. Да они не простые, а в каждой книжке живет, сказка! Как вы думаете, что здесь делают? Да, правильно, конечно читают и слушают сказки, смотрят картинки! Ребята посмотрите, какие картинки выпали из книжек!? А кто на них изображен?
Из каких сказок они убежали?
Ответы детей…
А чтобы им помочь вернуться в сказки, нам нужно с вами собрать их.
(Дети собирают пазлы, называют героя и вспоминают отрывок из сказки).
- Ой какие Вы молодцы знаете сказки! Помогли вернуться героям в сказку!
Бабушка Загадушка. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад! Садимся на лошадку и не забываем проговорить волшебные слова:
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке…
- Вам понравилось наше путешествие? И мне очень понравилось с вами путешествовать! А давайте вспомним, по каким остановкам мы с вами путешествовали, в какой удивительной стране мы побывали?
(Дети отвечают, передают друг другу свои эмоции, закрепляют понятия Фольклор).
Вы такие все молодцы! А в подарок я Вам оставляю свою волшебную корзину с пазлами и раскрасками из русских народных сказок, потешек, народных игр и загадок, которую мне передал «Фольклор».
- Всех Вас и гостей приглашаю на вкусное угощение - оладушки! Будем пить чай и вспоминать про наше увлекательное путешествие.
Воспитатель: Ребята, давайте, скажем спасибо бабушке Загадушке, попрощаемся с ней. Но попрощаемся не просто, а так как мы умеем, с помощью потешки:
«Расставаясь на прощанье
Всем мы скажем - до свиданья!
Очень рады мы друзьям
Приходите в гости к нам!»
Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше удивительное путешествие. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Рефлексия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами путешествовали по жанрам фольклора: вспомнили и узнали потешки, угадывали загадки, играли в русскую народную игру, повторяли и рассказывали русские народные сказки. Я
заметила на ваших лицах улыбки, задор и веселье. А давайте вспомним, что же такое фольклор?
Дети: Фольклор - это устное народное творчество, когда люди придумывали сказки, загадки, сочиняли потешки, играли в игры.
Воспитатель: Молодцы, теперь вы знаете что такое фольклор. Мы с вами еще будем много интересного узнавать о Фольклоре, знакомиться с устными русским народными произведениями и его творчеством.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по окружающему миру «Путешествие в деревню»
В ходе занятия малыши учатся узнавать овощи и фрукты в натуральном виде и на картинке, за счёт этого в активный словарь детей входят понятия «овощи», «фрукты»...
Конспект открытого занятия в логопедической группе «Путешествие в сказочный лес»
Цель: побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок; активизация и совершенствование словарного запаса по лексической теме "Зима", грамматического строя речи; з...
Конспект открытого занятия на тему: «Космическое путешествие»
Обучающие цели:Закреплять элементарные представления детей о космосе, космонавтах, планетах Солнечной системы;Обогащать и активизировать словарь;Воспитательные цели:...
Конспект открытого занятия для старшей группы "Путешествие в осенний лес, или Как дикие животные готовятся к зиме"
Конспект открытого занятия для старшей группы направлен на систематизацию знаний детей о зиме и зимних явлениях, учит детей узнавать и различать особенности внешнего вида, образа жизни диких животных...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний».
Материал предназначен для воспитателей подготовительной группы, для учителей начальных классов....
Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с народным фольклором «В гости к нам пришла матрёшка» (для детей 3-4 лет)
познакомить детей с русской матрешкой, развивать эстетический вкус, мелкую моторику, умение любоваться прекрасным; воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства....
Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами фольклора, использованием нетрадиционных методов ИЗО-деятельности в первой младшей группе «Путешествие в весенний лес к солнышку»
Учить детей составлению небольшого описательного рассказа по схемам-моделям, активизируя разные части речи, не только существительные, но и прилагательные, и глаголы, соединяя в законченное смысловое ...