ООД художественно-эстетическому развитию «Чтение художественного произведения В. Драгунского
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Рыбась Светлана Владимировна

 «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

 Цель: знакомство с рассказом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!», раскрытие замысла автора в произведении.

 Задачи: образовательные:

-продолжать знакомить детей с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор»;

 -познакомить детей с биографией и творчеством Виктора Драгунского;

 -учить детей оценивать поступки героев, отличать хорошие поступки от плохих;

 -обогащать словарный запас детей; развивающие:

 -развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;

 -развивать чувство юмора, творческое воображение; воспитательные:

-воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Планируемые результаты:

- имеют представление о нравственном и безнравственном поступке героев рассказа, пробуют переносить поступки героев на повседневную жизнь, личный опыт;

 - правильно оценивают поступки героев и их мотивы;

- эмоционально откликаются на события в книге, переживания и состояние героев, выражают это в речи;

 - практика развития связной речи, участия в беседе: внимательно слушают вопрос, отвечают на него, выказывают желание дополнить.

Материал и оборудование: колокольчик, портрет В. Драгунского, сюжетные и предметные картинки для проведения словарной работы, иллюстрация для составления плана рассказа. Предварительная работа: чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_hudozhestvenno.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию по теме

 «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!» в старшей группе

 Цель: знакомство с рассказом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!», раскрытие замысла автора в произведении.

 Задачи: образовательные:

-продолжать знакомить детей с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор»;

 -познакомить детей с биографией и творчеством Виктора Драгунского;

 -учить детей оценивать поступки героев, отличать хорошие поступки от плохих;

 -обогащать словарный запас детей; развивающие:

 -развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;

 -развивать чувство юмора, творческое воображение; воспитательные:

-воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Планируемые результаты: 

- имеют представление о нравственном и безнравственном поступке героев рассказа, пробуют переносить поступки героев на повседневную жизнь, личный опыт;

 - правильно оценивают поступки героев и их мотивы;

- эмоционально откликаются на события в книге, переживания и состояние героев, выражают это в речи;

 - практика развития связной речи, участия в беседе: внимательно слушают вопрос, отвечают на него, выказывают желание дополнить.

Материал и оборудование: колокольчик, портрет В. Драгунского, сюжетные и предметные картинки для проведения словарной работы, иллюстрация для составления плана рассказа. Предварительная работа: чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

 Словарная работа. 

Шланг – гибкая труба из водонепроницаемой ткани, резины и т. п. для подачи жидкости, газа.

 Бочонок – маленькая (небольшая) бочка.

Насос – механизм, служащий для накачивания куда-либо или выкачивания откуда-либо жидкостей, газов.

 Кегля – фигура для игры в виде точёного деревянного или пластмассового суживающегося кверху столбика.

– Кто такие маляры? (Рабочие, специалисты по окраске зданий, внутренних помещений и различных крупных предметов)

 – Что значит «нахлобучка с дырочкой», каким другим словосочетанием можно заменить это выражение? (Крышка, верхняя, закрывающая часть какого ни будь сосуда)

 – Как вы понимаете выражение «я моментально покрасил ее?» (Покрасил очень быстро, сразу)

Ход занятия 1. Вводная часть Настрой на работу.

 Колокольчик дал сигнал –

Для занятий час настал.

 Время даром не теряйте

 Все скорее в круг вставайте.

 Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

 По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

 По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

 И крест-накрест руки сложим.

Введение в тему. Дети садятся на стульчики. Воспитатель предлагает обратить внимание на портрет писателя.

– Кто из вас узнал чей это портрет?

– Кто такой Виктор Драгунский?

– Виктор Драгунский автор произведений для детей.

 – Как вы понимаете кто такой автор произведений? Знакомство с биографией В.Ю. Драгунского.

– Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, песен. Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы». Всего он написал около 90 рассказов. Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. С каким рассказом Виктора Драгунского мы уже познакомились? («Друг детства»)

 – Сегодня я познакомлю вас с еще одним произведением Виктора Драгунского, которое называется «Сверху вниз, наискосок!»

 – Во время чтения постарайтесь подумать, почему автор так назвал свое произведение.

 2. Основная часть Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием произведения.

    В то лето, когда я еще не ходил в школу, у нас во дворе был ремонт. Повсюду валялись кирпичи и доски, а посреди двора высилась огромная куча песку. И мы играли на этом песке в «разгром фашистов под Москвой», или делали куличики, или просто так играли ни во что. Нам было очень весело, и мы подружились с рабочими и даже помогали им ремонтировать дом: один раз я принес слесарю дяде Грише полный чайник кипятку, а второй раз Алёнка показала монтерам, где у нас черный ход. И мы еще много помогали, только сейчас я уже не помню всего. А потом как-то незаметно ремонт стал заканчиваться, рабочие уходили один за другим, дядя Гриша попрощался с нами за руку, подарил мне тяжелую железку и тоже ушел. И вместо дяди Гриши во двор пришли три девушки. Они все были очень красиво одеты: носили мужские длинные штаны, измазанные разными красками и совершенно твердые. Когда эти девушки ходили, штаны на них гремели, как железо на крыше. А на головах девушки носили шапки из газет. Эти девушки были маляры и назывались: бригада. Они были очень веселые и ловкие, любили смеяться и всегда пели песню «Ландыши, ландыши». Но я эту песню не люблю. И Аленка. И Мишка тоже не любит. Зато мы все любили смотреть, как работают девушки-маляры и как у них все получается складно и аккуратно. Мы знали по именам всю бригаду. Их звали Санька, Раечка и Нелли. И однажды мы к ним подошли, и тетя Саня сказала: – Ребятки, сбегайте кто-нибудь и узнайте, который час. Я сбегал, узнал и сказал: – Без пяти двенадцать, тетя Саня… Она сказала: – Шабаш, девчата! Я – в столовую! – и пошла со двора. И тетя Раечка и тетя Нелли пошли за ней обедать. А бочонок с краской оставили. И резиновый шланг тоже. Мы сразу подошли ближе и стали смотреть на тот кусочек дома, где они только сейчас красили. Было очень здорово: ровно и коричнево, с небольшой краснотой. Мишка смотрел-смотрел, потом говорит: – Интересно, а если я покачаю насос, краска пойдет? Аленка говорит: – Спорим, не пойдет! Тогда я говорю: – А вот спорим, пойдет! Тут Мишка говорит: – Не надо спорить. Сейчас я попробую. Держи, Дениска, шланг, а я покачаю. И давай качать. Раза два-три качнул, и вдруг из шланга побежала краска! Она шипела, как змея, потому что на конце у шланга была нахлобучка с дырочками, как у лейки. Только дырки были совсем маленькие, и краска шла, как одеколон в парикмахерской, чуть-чуть видно. Мишка обрадовался и как закричит: – Крась скорей! Скорей крась что-нибудь! Я сразу взял и направил шланг на чистую стенку. Краска стала брызгаться, и там сейчас же получилось светло-коричневое пятно, похожее на паука. – Ура! – закричала Аленка. – Пошло! Пошло-поехало! – и подставила ногу под краску. Я сразу покрасил ей ногу от колена до пальцев. Тут же, прямо у нас на глазах, на ноге не стало видно ни синяков, ни царапин! Наоборот, Аленкина нога стала гладкая, коричневая, с блеском, как новенькая кегля. Мишка кричит: – Здорово получается! Подставляй вторую, скорей! И Аленка живенько подставила вторую ногу, а я моментально покрасил ее сверху донизу два раза. Тогда Мишка говорит: – Люди добрые, как красиво! Ноги совсем как у настоящего индейца! Крась же ее скорей! – Всю? Всю красить? С головы до пят? Тут Аленка прямо завизжала от восторга: – Давайте, люди добрые! Красьте с головы до пят! Я буду настоящая индейка. Тогда Мишка приналег на насос и стал качать во всю ивановскую, а я стал Аленку поливать краской. Я замечательно ее покрасил: и спину, и ноги, и руки, и плечи, и живот, и трусики. И стала она вся коричневая, только волосы белые торчат. Я спрашиваю: – Мишка, как ты думаешь, а волосы красить? Мишка отвечает: – Ну конечно! Крась скорей! Быстрей давай! И Аленка торопит: – Давай-давай! И волосы давай! И уши! Я быстро закончил ее красить и говорю: – Иди, Аленка, на солнце пообсохни! Эх, чтобы еще покрасить? А Мишка: – Вон видишь, наше белье сушится? Скорей давай крась! Ну с этим-то делом я быстро справился! Два полотенца и Мишкину рубашку я за какую-нибудь минуту так отделал, что любо-дорого смотреть было! А Мишка прямо вошел в азарт, качает насос, как заводной. И только покрикивает: – Крась давай! Скорей давай! Вон и дверь новая на парадном, давай, давай, быстрее крась! И я перешел на дверь. Сверху вниз! Снизу-вверх! Сверху вниз, наискосок! И тут дверь вдруг раскрылась, и из нее вышел наш управдом Алексей Акимыч в белом костюме. Он прямо остолбенел. И я тоже. Мы оба были как заколдованные. Главное, я его поливаю и с испугу не могу даже догадаться отвести в сторону шланг, а только размахиваю сверху вниз, снизу-вверх. А у него глаза расширились, и ему в голову не приходит отойти хоть на шаг вправо или влево… А Мишка качает и знай себе ладит свое: – Крась давай, быстрей давай! И Аленка сбоку вытанцовывает: – Я индейка! Я индейка! Ужас! …Да, здорово нам тогда влетело. Мишка две недели белье стирал. А Аленку мыли в семи водах со скипидаром… Алексею Акимычу купили новый костюм. А меня мама вовсе не хотела во двор пускать. Но я все-таки вышел, и тетя Саня, Раечка и Нелли сказали: – Вырастай, Денис, побыстрей, мы тебя к себе в бригаду возьмем. Будешь маляром! И тех пор я стараюсь расти быстрей. – Вам понравилось это произведение? – Чем понравилось? – Что я вам прочитала рассказ, сказку или стихотворение? – Почему вы решили, что это рассказ? – Рассказ – это литературное произведение в прозе, в котором речь идёт о реальных событиях и героях, их переживаниях. – Как вы думаете, почему рассказ В. Драгунского так назван? – Какие слова в рассказе вам были непонятны?

Физкультурная минутка «Маляры»

Маляры пришли втроем, (шагают на месте)

Будут красить старый дом: (изображают крышу над головой) Сверху вниз, наискосок! («красят»)

 Аккуратнее, дружок. Дом готов. (хлопки в ладоши)

 Ура! Ура! Был облезлый, скучный, голый – (руки разводят в стороны)

Стал нарядный и веселый. (изображают крышу над головой)

Вопросы для беседы. 

– В какое время года происходят события, описанные в этом рассказе?

– Почему детям было весело? (Они любят смотреть на то, как работают взрослые. Тем более, что это был ремонт. Интересно все: кучи песка, кирпичи и доски, интересно, как вообще идет ремонт дома)

 – С кем подружились ребятишки?

 – Что можно сказать об этих взрослых? (Они добрые, любят детей, понимают их любопытство)

 – Во что играли дети? Как это «просто так, играли ни во что?»

 – Как ребята помогали рабочим?

– Как были одеты девушки – маляры?

– Почему детям их одежда показалась очень красивой? (Одежда маляров была измазана краской, ребята, наверно, представляли, как здорово вот так красить и не бояться испачкать одежду. Здорово быть малярами!)

 – На что нравилось смотреть детям?

– Можно ли назвать детей любопытными?

– Если бы вы увидели оставленные рабочими вещи, чтобы вы сделали? Вы знаете, что трогать можно, а что нельзя? (Ответы детей)

 – Смешная это история или печальная?

 – Этот рассказ веселый, забавный и интересный, но он также и поучительный: все-таки стройка – это не место для игр. Рассказы В. Драгунского учат нас осторожности, осмотрительности в поступках, учат тому, что спор не всегда заканчивается хорошим делом.

 – Вы думаете, что случай во дворе стал ребятам уроком? Чему они научились? А вы?

3. Заключительная часть Рефлексия. 

– Что мы сегодня делали?

 – Каким было ваше настроение?

– Почему?

 – Что вам больше понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Итоговой НОД во 2 младшей группе по ОО «Коммуникативное развитие» (Чтение художественной литературы) интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)

Цель: закрепить знания детей, полученные в течение года. Задачи:Образовательная:·        закрепить в памяти детей знакомые сказки, умение узнавать и назы...

Конспект открытого просмотра НОД «В гостях у гномов» (ОО «Речевое развитие» (Развитие речи), ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Чтение художественной литературы) (средняя группа))

Проведение открытого просмотра  занятия «В гостях у гномов» (Использование методов сказкотерапии в целях  речевого развития младших дошкольников в средней  групп...

Конспект интегрированной НОД ОО «Речевое развитие» - чтение художественной литературы «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. Тема: «В гостях у сказки».

Конспект интегрированной НОД ОО «Речевое развитие» - чтение художественной литературы «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. Тема: «В гостях у сказки&raq...

КОНСПЕКТ итоговой ООД в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» (Чтение художественной литературы) интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Аппликация)

Цель: Выявить знания и умения, полученные детьми на занятиях в течение учебного года.Задачи:Образовательные задачи.Определить уровень знаний персонажей сказок, название сказок; авторов произведен...

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественных произведений) Тема: «Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и чтение его рассказа «Прыжок»

Цель: формирование эмоционального отношения к литературному произведению.Задачи:Образовательные: упражнять внимательно и заинтересованно слушать рассказы; осмысливать и оценивать характеры героев...

Конспект по образовательным областям: «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию». Чтение художественной литературы» в старшей группе Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Программное содержание:Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный.Задачи: Образовательные:- учить понимать характер и поступки героев сказки;- научить выд...