Доклад "Знакомство дошкольников с творчеством Воронежских сказительниц"
статья по художественной литературе
Доклад
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ ВЕРХНЕКАРАЧАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
ГРИБАНОВСКИЙ РАЙОН
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
Доклад на тему:
«Знакомство дошкольников с творчеством Воронежских сказительниц»
(выступление на РМО)
Подготовила:
воспитатель
Бердникова Надежда Валерьевна
с. Верхний Карачан,2021г.
Волшебной, сверкающей птицей
Сказка по свету летает.
Вспорхнёт вдруг она со страницы –
В чудесный полёт приглашает.
Её приручить очень просто:
Ведь тот, кто о чуде мечтает,
Волшебную птицу-сказку
Сердцем своим поймает.
С чем связано могущество и сила любого государства? Не с армией, не с развитой системой здравоохранения и экономики. Безусловно, это очень значимо для определения развитости государства, но всё же величество страны определяется её историей и культурой. Главные культурные центры, как правило, располагаются в крупных городах. Но не стоит забывать об истоках «большой» культуры, берущей начало в фольклоре.
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Все мы родом из детства». И ни для кого не секрет, что все самые главные ценности в человеке закладываются именно в детском возрасте. Во взрослый мир мы приходим с некоторым багажом опыта, который получили из сказок, что читали нам бабушки, из колыбельных, что пели родители перед сном.
Читая сказки, мы редко задумываемся об её истоках, о земле, на которой она родилась. Кажется, будто сказки появились сами собой, произвольно в разных уголках нашей большой Родины. Отчасти это, действительно, так, отсюда разные мотивы, герои, испытания в фольклоре разных народов. Безусловно, важно знать историю культуры нашей страны. Но за её необъятностью мы не уделяем должного внимания тому, что находится рядом –культуре родного края.
В своей работе я обратилась к фольклору на примере творчества Воронежских сказительниц: Анны Куприяновны Барышниковой, известной как «бабушка Куприяниха» и Анны Корольковой. Собранные ими сказки считаются национальным сокровищем не только Воронежа – всей России.
Я познакомила детей с первым и самым знаменитым исследователем Воронежской земли - Александром Николаевичем Афанасьевым, занимающимся сбором сказок по всей стране.
Целью работы стало знакомство детей с творческим наследием родного края на материале любимого ими жанра – сказки.
Задачи:
- воспитывать в детях добрые чувства, способность сопереживать героям произведений;
- прививать интерес у детей к устному народному творчеству;
- развивать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок;
- формировать эмоционально-образное восприятие произведений;
- вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в инсценировках сказок;
- продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания;
-приобщить родителей к совместной деятельности.
Александр Николаевич Афанасьев прославился своей исследовательской работой, собирательством сказок. Так, в 1870 году в России вышла книга «Русские детские сказки», куда попали такие известные ныне сказки, как «Царевна–лягушка», «Колобок», «Морозко», «Теремок» и другие.
В ходе работы мы познакомились с биографией знаменитого сказочника и прочитали собранные им сказки. Для более углубленного погружения в мир волшебства и чудес мы инсценировали такие сказки как «Лиса и журавль», «Кот, лиса и петух». Для постановки некоторых их них были привлечены родители воспитанников, что способствовало укреплению детско-родительских отношений и взаимодействию в работе педагогов и родителей.
Инсценирование сказок явилось для детей хорошей возможностью не только развлечься, но и прожить вместе с героями их приключения, пройти их путь и испытания. Пример поступков персонажей способствует преемственности положительного опыта, что позволяет достичь воспитательной цели.
При знакомстве со сказительницами воронежского края мы посмотрели презентацию, основанную на их жизни и творчестве, послушали аудиозаписи, на которых записано чтение сказок самими Барышниковой и Корольковой таких как: «Две лени», «Как кошки стали домашними», «Кабы не лиса, съел бы волк мужика», «Золотой конь» и другие.
Главное в сказке – правильные интонации. Иногда голос может сделать обычную историю сказочной и ещё более интересной.
Для закрепления полученных знаний, мы провели игру на знание текста сказок, их героев и главных мотивов.
Особый интерес у детей вызвало задание: нарисовать иллюстрацию к одной из понравившихся им сказок. Мы сделали в группе выставку рисунков, тем самым предоставили возможность приходящим в группу гостям, окунуться в мир детства и творчества.
В настоящее время сказка заметно растратила своё воспитательное начало. Ввиду того, что современные книги, мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, часто искажают первоначальный смысл произведения, чем превращают сказочное действие из нравственно- поучительного просто в развлекательное. Это навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. На мой взгляд, это большая проблема современного нам общества. Искажая культуру, мы искажаем историю. Поэтому так важно обращаться к источникам фольклора, в которых сохранились истинные ценности, завещанные нашими предками своим потомкам.
Бесстрашные и сильные богатыри: Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Святогор,отражающие могущественный дух нашего народа.
Колобок, прототип беспечного ребёнка, предостерегающий детей от общения с незнакомцами.
Иван – дурак, доказывающий, что и простому рядовому человеку, к которому относятся отчасти несерьёзно, способен обрести счастье.
За представителями животного мира в фольклоре скрываются присущие человеку качества: трусость, но сообразительность в зайце, хитрость в козе, грозность, но доверчивость в медведе, самоуверенность, но легкомысленность в петухе. Недооценивать роль фольклора в формировании национального сознания нельзя.
Подводя итог, следует сказать, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей и культурой родного края, поэтому пренебрегать его изучением ни в коем случае не следует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы :" Развитие у дошкольников конструктивного творчества"
Необходимость развития конструктивных способностей дошкольников, как фактор готовности к школьному обучению...
Наглядно-методический материал для педагогов по ознакомлению дошкольников с творчеством С.Я. Маршака
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается демонстрационный материал – иллюстрации к стихам С.Я. Маршака с дополнительным материалом к планированию занятий. Данный материал предназначен для пров...
Ознакомление дошкольников с творчеством современного американского художника Роберта Дункана
Конспект совместной организованной деятельности с детьми по ознакомлению с творчеством современного американского художника Роберта Дункана, мероприятие проведено в рамках тематической недели "Зимние ...
Конспект занятия в подготовительной группе "Ознакомление дошкольников с творчеством тувинских писателей"
Ознакмление дошкольников с творчеством тувинских писателей...
Конспект занятия для дошкольников старшего возраста с элементами театрализации по сказке воронежской сказительницы Корольковой Анны Николаевны
Разработка предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений. Конспект поможет преподнести знания о театре в доступной для детей форме. Дети познакомятся со сказкой воронежской сказител...
Конспект ООД по «Художественно – эстетическому развитию» в подготовительной к школе группе Тема: «Народное творчество Воронежского края. Матрёшка».
Познакомить с историей воронежской матрёшки; дать представление о самобытной росписи воронежской матрёшки; развивать воображения, эстетический и художественный вкус....