Конспект ООД по «Художественно – эстетическому развитию» в подготовительной к школе группе Тема: «Народное творчество Воронежского края. Матрёшка».
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Беляева Ольга Викторовна

Познакомить с историей воронежской матрёшки; дать представление о самобытной росписи воронежской матрёшки; развивать воображения, эстетический и художественный вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_matryoshka.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Организованно образовательная деятельность по «Художественно – эстетическому развитию» в подготовительной к школе группе

Тема: «Народное творчество Воронежского края. Матрёшка».

Цели: познакомить с историей воронежской матрёшки; дать представление о самобытной росписи воронежской матрёшки; развивать воображения, эстетический и художественный вкус.

Задачи:

Образовательные: формировать эмоциональный отклик на роль народных художественных промыслов в утверждении общественных идеалов.

Развивающие: обогатить словарный запас детей существительными, обозначающими детали женской одежды; развивать воображения, представления, радоваться красоте окружающих нас предметов.

Воспитательные:  воспитывать любовь к Родине; уважение к трудовому народу, к обычаям и традициям русского народа.

Оборудование: мультимедийная доска, матрёшки, презентация.

Материал для занятия: заготовки матрёшек (по количеству детей), гуашь, салфетки, кисточки разной толщины, стаканчик с водой.

Ход мероприятия

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

                    Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

                    Нам здороваться ни лень:

                    Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

                    Если каждый улыбнётся –

                    Утро доброе начнётся.

                    – ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, у нас с вами есть интересная тема для разговора. Говорить сегодня будем о сувенирах. А кто знает,  что такое сувенир? (Ответы детей: подарок на память; вещь как память о посещении города, страны).

Воспитатель: Сувениры бывают разными, но каждый по – своему красив и дорог. А вот, а каком сувенире мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят в друг дружке,

А всего одна игрушка.

Дети: Матрёшка!

Воспитатель: Вы правы. Сегодня мы с вами продолжим говорить о народных промыслах Воронежской области, а именно познакомимся с историей создания Воронежской матрёшки. Итак, начнём!

Ребёнок: Ах, матрёшка – сувенир

                В расписных сапожках

                Прогремела на весь мир

                Русская матрёшка.

                Мастер выточил её

                Из куска берёзы

                До чего ж она румяна

               Щёки, словно розы.

Воспитатель: Матрёшка – удивительная игрушка. И уже много лет является символом России и одним из самых популярных сувениров, покупаемых заграничными туристами. А у меня есть вот такие матрёшки, которые я хочу вам показать.

Дети подходят к столу и рассматривают матрёшки, которые приготовил воспитатель.

Воспитатель: Из чего делают матрешек? (Ответы детей).

Воспитатель: Матрёшку обычно делают из липы, берёзы, ольхи и осины. Самый лучший материал для изготовления матрёшек — это липа. Дерево заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку.

Воспитатель: А в чём особенность матрёшки, кто знает? (Ответы детей).  Воспитатель: Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Молютину японской игрушкой.

На экране появляется японская матрёшка.

Воспитатель: Это была фигурка старика, с недорисованными глазами. Дети, загадав желание, рисуют ему один глаз, а второй обещают нарисовать, когда Дарума исполнить желание.

На экране появляется воронежская матрёшка.

Ребёнок: Рубаха, чёрная понёва,

               Яркий ситцевый платок.

              «Это кукла из Воронежа!»

              Смело скажет нам знаток.

Воспитатель:  В Воронеже местная матрёшка появилась совсем недавно.

 На экране появляется портрет П. Д. Пономарёва и Е. Матвеевой.

Воспитатель: Истоки появления нашей матрёшки следует искать в творческом поиске учеников воронежского художника Петра Денисовича Пономарёва, который организовывал курсы по производству воронежского сувенира. «Мамой воронежской матрёшки» стала Елена Матвеева. Мастер увидел бракованную заготовку яйцевидной формы и решила её расписать.

На экране появляется воронежской матрёшки.

Воспитатель: По форме матрёшка напоминает пасхальное яйцо, что символизирует жизнь, бесконечность рода человеческого. Ранее в народе красивыми считались полные, пышные женщины. Воронежской губернии это было особенно свойственно, здесь народный костюм включал даже несколько пар шерстяных чулок, чтобы ноги были толще. Форма яйца хорошо отображает эту особенность.

На экране появляются воронежские матрёшки в разных нарядах.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на матрёшку внимательно. И скажите, во что она одета? (Ответы детей).

Воспитатель: На голове матрёшки – большой ситцевый, красный платок с яркими цветами. Также обязательной деталью женского костюма является чёрная понёва – традиционная юбка, разделяемая на вертикальные и горизонтальные красно – оранжевые полоски. Этот рисунок символизирует чернозём, земельные наделы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на матрёшки традиционные и на нашу воронежскую. Скажите одинаковые они или отличаются чем – то? (Ответы детей).

Воспитатель с детьми обсуждают различия матрёшек.

Воспитатель: Воронежская матрешка совершенно отличается от других матрешек формой и росписью. Её форма напоминает пасхальное яйцо, и на каждой одет костюм разных сел нашей области.

Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились с воронежской матрёшке. И теперь я предлагаю отдохнуть и провести физкультминутку.

Физкультминутка «Матрёшка»

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку)

Топают матрёшки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись. (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрёшки расписные.

В сарафанах ваших пёстрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сёстры.

Ладушки, ладушки,

Весёлые матрёшки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ребята, мы с вами отдохнули. А теперь я предлагаю вам стать мастерами – матрёшечниками и самим выполнить роспись матрёшки. Прошу пройти в нашу мастерскую. У вас на столах есть заготовки, каждый из вас возьмёт себе по одной заготовке. Ваша задача – опираясь на образец, расписать своё матрёшку. Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.

Самостоятельная работа детей.

Выставка работ.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше занятие к концу. Скажите о чём мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей). Сувениром, какой страны является матрёшка? (Ответы детей). Чем же отличается наша воронежская матрёшка от других? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по художественно - эстетическому развитию для подготовительной к школе группе. "Подарок на день рождения"

Цель: Знакомство детей с нетрадиционным способом изготовления цветов из бумажных салфеток....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Мой любимый сказочный герой».

Программное содержание:- дать знания о нетрадиционной технике изображения «тиснение»,- формировать эстетическое отношение к сказочным героям,- учить отображать в рисунке характерные особенности образо...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группы "Что за чудо эти ложки"

Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства, познакомить с театром ложек....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе на тему: "Красивые цветы в подарок маме"

Лепка цветов из пластилина по предварительно приготовленным эскизам, размещение их в вазах и украшение разными материалами: бисером, бусинками и др....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе с использованием нетрадиционной техники рисования и элементами экспериментирования на тему: «Золотая рыбка плавает в аквариуме».

НОД по художественно-зстетическому развитию с элементами экспериментирования и нетрадиционной техники рисования (рисование зубной пастой) с детьми подготовительной к школе  группы...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Соль и творчество»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Соль и творчество»...