Опыт работы :" Развитие у дошкольников конструктивного творчества"
презентация к уроку по конструированию, ручному труду по теме
Необходимость развития конструктивных способностей дошкольников, как фактор готовности к школьному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Управление дошкольного образования Альметьевского муниципального района»
Альметьевское муниципальное дошкольное образовательное учреждение – комбинированного вида детский сад № 40 № «Гуси-лебеди»
«Развитие у дошкольников конструктивного творчества»
Опыт работы воспитателя
Севастьяновой Светланы Николаевны
Альметьевск 2010 г.
Оглавление:
- Биографическая справка
- Этапы организации работы
- Введение
- Основная часть
- Библиографический список
Севастьянова Светлана Николаевна 23 декабря 1983 г.р., в 2003 г. Закончила Чистопольское педагогическое училище по специальности «Дошкольное образование».
Педагогический стаж работы 10 лет. В ДОУ № 40 работает 5 лет. За время своей работы показала себя, как ответственный, добросовестный работник, к ней с уважением относятся коллеги и родители воспитанников. Педагог награжден Почетной грамотой от администрации ДОУ № 40 в 2010 г. «За безупречный труд и большой личный вклад в воспитание подрастающего поколения» и Дипломом в 2010г. « За грамотное и эстетическое оформление документации в группе». Лауреат городского конкурса молодых специалистов «Интеллектуальный марафон» 2009г., участник городского конкурса «Бабочки из Красной книги Татарстана» 2010г.
Своим приоритетным направлением выбрала «Развитие у дошкольников конструктивного творчества».
Этапы организации работы:
1 этап – диагностика – для определения знаний детей. Уровня их возможностей, а также для перспективного планирования дальнейшей работы по развитию конструктивного творчества.
2 этап – расширение первоначальных представлений, накопление новых умений, навыков.
3 этап – закрепление полученных знаний, умений, навыков, углубление и расширение конструктивного творчества.
4 этап – совершение конструктивных способностей.
Введение.
Актуальность выбранной темы, обусловлена необходимостью с дошкольного возраста готовить детей к жизни, т.к. мы живем в век невиданной еще научно – технической революции. И жизнь во всех ее направлениях, становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, через которые можно совершенствовать их умственные и творческие способности. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Все это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к школе.
Гипотеза в данной работе – приобретенные детьми конструктивные умения и знания, нравственные качества и навыки помогут им успешно продолжить, наладить отношения в коллективе сверстников.
Цель данной работы – показать необходимость развития конструктивных способностей дошкольников, как фактор готовности к школьному обучению. Формировать сенсорные способности детей. Развивать мышление, внимание, воображение, творчество, художественный вкус. Воспитывать целеустремленность, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
Задачи – развивать у ребенка интерес к творческому конструированию в дошкольном возрасте через игровую деятельность. Учить детей наблюдательности, умению сравнивать; приобщению к миру прекрасного.
Методы и приемы. Наблюдение натурального объекта, показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки; постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельности решения, т.е. задач проблемного характера.
Значимость данной работы заключается в том, что разработана система игровых и занимательных занятий по конструированию, включающая эффективные методические приемы формирования у детей дошкольного возраста конструктивных способностей. Определена последовательность и содержание работы по конструктивному воспитанию дошкольников средствами игры, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс обучения, и дает возможность широко использовать эту разработанную систему в своей работе.
Основная часть.
Термин «конструирование» (от латинского слова construere – построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования, поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструктивное творчество детей может успешно развиваться в том случае, если у них имеются ясные представления о сооружениях, в которых четко отражены пространственные признаки предметов и их взаимоотношения. Такие представления формируются в условиях активного познания ребенком окружающего и углубляются в процессе представления. В основе детских представлений лежит анализ и синтез предметов и построек.
Таким образом, предпосылками формирования конструктивного творчества детей являются: представления о предметах действительности и умения выделять их пространственные свойства и отношения; детский опыт, включающий разнообразные конструктивные умения и навыки создавать различные варианты одного и того же предмета. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
конструирование из строительных материалов;
конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
конструирование из природного материала.
Занятия по конструированию из строительного материала и крупных деталей конструктора типа «Лего» начала проводить в средней группе. В этом возрасте постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. В этом возрасте у детей возникает интерес к качеству своего труда: они начинают осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования), проявляют желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняются в конструировании. В середине года дети начинают конструировать из бумаги, а в конце года – из природного и бросового материалов. В данной группе проводила коллективные занятия такие, как «Сказочные домики», ставила задачи: развивать интерес к конструктивной деятельности, учить творческому конструированию по условию. С поставленными задачами дети справились, были активны, с интересом строили сообща.
В старшей группе конструирование характеризуется умением детей анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. В старшей группе дети на занятиях по конструированию из бумаги и других материалов могут изготавливать необходимые для игры предметы. Из природного материала – шишек, желудей, листьев, веток, ягод – дети учатся конструировать несложных по строению животных. Основными приемами, помогающими детям создавать изображения, являются наблюдения, рассматривание животных и птиц на прогулке, на иллюстрациях. При обучении конструированию предмета не следует постоянно прибегать к показу способов конструирования – необходимо активизировать опыт детей, спрашивать, как, по их мнению, эту вещь можно сделать, задавать наводящие вопросы, хвалить тех, кто ответит правильно. Такая методика способствует развитию детского творчества. В данном возрасте проводила такие занятия, как занятие по конструированию из бумаги «Тюльпан», ставила перед детьми задачи: делать поделку из бумаги путем складывания, без применения клея. Детям очень понравилось работать с бумагой, они аккуратно ее складывали, чтобы подарить эти цветы мамам.
В подготовительной группе, дети уже, овладев достаточно широким кругом знаний, умений и навыков в создании разнообразных построек, дети способны конструировать более сложные сооружения, для которых необходимы различные конструкторы.
Детей продолжают учить не только из строительного материала, но и из бумаги и других материалов. Эти занятия имеют большое значение для подготовки к школе: в процессе конструирования развивается образное мышление. Конструкторские способности.
Следует развивать у детей умение использовать в сюжетно – ролевой игре постройки из строительного материала, формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т.д.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада малышей; украшения на елку. В этой группе проводила такое занятие, как конструирование из природного материала «Щенок», перед детьми ставила задачи: закреплять навыки работы с природным материалом, доводить начатое до конца. С данными задачами дети справились, им понравилось работать с природным материалом, с нетерпением ждали результата.
Занятия по конструированию, как и большинство занятий в детском саду проводятся в игровой форме, т.е. дети выполняют то или иное задание не потому, что это интересно само по себе. А для реализации какого-то игрового момента. На занятиях дети раскованны, в процессе работы отходят от своего рабочего места, самостоятельно берут недостающий материал. Способы поощрения использую разные. Это и вежливые, ласковые слова, и мимика, молчаливое пожатие руки.
Заключение.
Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор это та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а с другой, это занятие способствует всестороннему развитию.
В результате своей работы по данной теме, воспитала у детей устойчивый интерес к данному виду деятельности. Через конструирование у детей развивается творческая сторона интеллекта. Дети научились планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения, успешно ориентироваться в пространстве, классифицировать предметы, чертить чертежи простейших конструкций и строить по ним.
Литература:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Игрушки и подарки из природного материалов. - М.:ООО Издательство «Дом.21 век», ООО «ИД РИПОЛ классик» 2007.
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателя дет.сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 1991.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. 2-е, доп. М., Просвещение, 1976.
- Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры (занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста).- М.: ТЦ «Сфера»,2000.
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990.
- Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1981.
- Нагибина М.И. природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. 2-е изд. М., 1961.
- Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги. – М.: Издательство ЭКСМО, СПб.: Валери СПД, 2005.
- Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. Для воспитателя дет.сада: Из опыта работы.- М.: Просвещение; Владос, 1994.
- Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Развитие творчества у детей на занятиях по развитию речи»
Цель: развить и раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребёнка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определённые нав...
Опыт работы "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Обобщение опыта работы. Мультимедийная презентация....
Опыт работы "Развитие у дошкольников творческого потенциала в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник"
Опыт работы "Развитие у дошкольников творческого потенциала в рисовании через освоение разнообразных художественных материалов и техник"...
Опыт работы «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ...
Опыт работы по теме: «Формирование конструктивного праксиса у дошкольников с использованием даров Фребеля и конструктора «Фанкластик»
Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью пред...
2023 ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»
ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»...