Наглядно-методический материал для педагогов по ознакомлению дошкольников с творчеством С.Я. Маршака
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) по теме

Веретенникова Елена Михайловна

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается демонстрационный материал – иллюстрации к стихам С.Я. Маршака с дополнительным материалом к планированию занятий. Данный материал предназначен для проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста.

Предложенные задания с использованием методов активизации детского творчества позволяют расширить знания детей об окружающем мире, развивают речь, мышление, творческие способности.

Надеюсь, разработки занятий, построенные на произведениях С.Я. Маршака, помогут соединить в вашей практической деятельности достижения современной педагогики с педагогическим наследием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наглядно – методический материал для педагогов

по ознакомлению дошкольников с творчеством

С.Я. Маршака

Отбор книг для детского чтения – одна из сложных проблем педагогики. Что предпочтительнее читать детям, как определять круг детского чтения, какие литературные произведения обязательно должны войти в него – все эти вопросы издавна считались и считаются по сей день дискуссионными. Ответственность отбора произведений для детского чтения определяется программными требованиями к содержанию образовательной области «Чтение художественной литературы». Воспитатели читают знакомые, любимые детям художественные произведения С.Я. Маршака, К. Ушинского, В. Сутеева, А. Барто и др.,  рекомендованные Программой для детей дошкольного возраста. В это время идет первый опыт встречи ребенка с художественной литературой на этапе дошкольного детства. Формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней или равнодушие. Хорошая книга вводит малыша в мир художественных образов, дает первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. И таким проводником являются стихи и сказки, написанные С.Я. Маршаком, его произведения близки и понятны детям.

Цель дидактического материала знакомство детей дошкольного возраста с литературным творчеством С.Я. Маршака.

Задачи, решаемые в ходе использования материала:

  • развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи на основе произведений

С.Я. Маршака;

  • воспитывать языковое чутье к родному языку, желание говорить правильно и красиво через совместную деятельность детей и педагогов;
  • совершенствовать умение выразительно декламировать стихи, драматизировать, инсценировать.

Используемая литература и интернет-ресурсы

  1. http://clubs.ya.ru
  2. http://images.yandex.ru
  3. http://img-fotki.yandex.ru
  4. http://karapuz-n.narod2.ru
  5. http://karapuz-n.narod2.ru
  6. http://karapuz-n.narod2.ru
  7. http://mamadoma.narod.ru
  8. http://nike7575.livejournal.com
  9. http://posobie.info/readtext_articles. 
  10. http://psyhologsova.ucoz.ru
  11. http://s-marshak.ru
  12. http://vpereplete.blogspot.com
  13. http://www.maaam.ru
  14. http://www.planetaskazok.ru
  15. http://www.prozagadki.ru
  16. http://www.sdvg-deti.com
  17. Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Загадки о явлениях природы и животных. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия-Холдинг, 2000



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

«Кораблик»

Пальчиковая гимнастика

Кораблик

По реке плывёт кораблик,

(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека,

(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке,

(Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,

(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты!

(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

В конце этой игры можно спросить у ребёнка: - Что за моряки были на кораблике?

Ответ: мышки

Загадки

Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки.
(Мышки)

Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
(Утка)

Вопросы к тексту

  1. Опишите, из чего сделан кораблик?
  2. Кто плыл на кораблике?
  3. Кто главный на кораблике?
  4. Куда плывет кораблик?
  5. Что везет кораблик?

Словарные слова

Снуют – быстро передвигаются в разные стороны.

Гребцы – люди, которые управляют веслами корабля.

Полфунта – вес, мешочек с леденцами.

Испытанный моряк – человек, который долго ходил в море, много видел и знает, как выбраться из тяжелой ситуации.

Причаливать – корабль подходит ближе к берегу.

Словесное рисование

1. Давайте мы с вами придумаем мультфильм к этому стихотворению. В каждом стихотворение, как и в сказке и рассказе есть три части – начало, середина, конец.

2. Вспомните, как начинается стихотворение? Какую картинку можно нарисовать для этой части?

3. Какая вторая часть стихотворения, о чем в ней говориться? Какую картинку можно нарисовать для нее?

4. Чем заканчивается стихотворение? Что можно нарисовать?

Физкультминутки

Мышка

Мышка быстренько бежала (бег на месте) 

Мышка хвостиком виляла (имитация движения) 

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко») 

Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)

Театрализованные этюды

1. Показать, как плывет кораблик.

2. Показать, как снуют, спешат, свистят матросы.

3. Показать, как гребут матросы.

4. Показать капитана смотрящего в даль.



Предварительный просмотр:

Схема – пересказ стихотворения «Кораблик»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Маленькие феи»

Пальчиковая гимнастика

  Бублик

(Большой и указательный пальцы образуют круг)

Баранку,

(Большой и средний пальцы образуют круг)

Батон

(Большой и безымянный пальцы образуют круг)

И буханку

( Большой и мизинец образуют круг)

Пекарь из теста

Испёк спозаранку.

(Имитация лепки хлеба)

Загадка

Стоит кошка

О четырех ножках.

(Скамейка)

Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я один тебя не съем, разделю ребятам всем.  (
Бублик)

Вопросы к тексту

1. Про кого говориться в стихотворении?

2. Что они кушали?

3. Что с ними случилось?

Словарные слова

Замаслиться – сильно испачкаться маслом.

Словесное рисование

  1. Давайте мы с вами придумаем мультфильм к этому стихотворению. В каждом стихотворение, как и в сказке и рассказе есть три части – начало, середина, конец.
  2. Вспомните, как начинается стихотворение? Какую картинку можно нарисовать для этой части?
  3. Какая вторая часть стихотворения, о чем в ней говориться? Какую картинку можно нарисовать для нее?

  1. Чем заканчивается стихотворение? Что можно нарисовать?

Физкультминутка

Льется чистая водица,
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево.
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.

(Слова текста сопровождаем действиями.)

Театрализованные этюды

  1. Покажите, какими милыми могут быть феечки.
  2. Покажите, как кушали феечки.



Предварительный просмотр:

Схема – пересказ стихотворения «Маленькие феи»



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

«Сказка о глупом мышонке»

Пальчиковая гимнастика

Мышка.
- Как у нашей мышки
- Ножки-коротышки.

- Ножки мышкины спешат
- К сырной корке - и назад.
Изображаем пальчиками мышкины ножки.

Загадка

Мягкие лапки,
А в лапках - цап-царапки.

(Кошка)

Живет в норке,

Грызет корки.

Короткие ножки;

Боится кошки.

(Мышь)
Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

(Щука)

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

(Лошадь)

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый.

(Свинья)

Шапочка алая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький.

(Курица)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку.

(Утка)

Не зверь, не птица,

Всего боится.

Половит мух –

И в воду плюх!

(Лягушка)

Вопросы к тексту

1. Кто главный герой в сказке?

2. Каким был мышонок – послушным или не послушным?

3. Кого первым позвала мышка-мать в няньки?

4. Кто пришел вторым качать мышонка?

5. Кто пришел после жабы?

6. Кто был четвертым?

7. Кто пришел в няньки после свиньи?

8. Кого еще позвала кошка-мать нянчить мышонка?

9. Кто пришел последним покачать

мышонка?

10. Что случилось с мышонком?

11. Правильно вел себя мышонок?

Словарная работа

Огарочек свечи – остаток от горящей свечи.

Словесное рисование

1. Давайте мы с вами придумаем

мультфильм к этой сказке. В каждой сказке есть три части – начало, середина, конец.

2. Вспомните, как начинается сказка?

Какую картинку можно нарисовать       для этой части?

3. Какая вторая часть сказки, о чем в ней говориться? Какую картинку можно нарисовать для нее?

4. Чем заканчивается сказка? Что можно нарисовать?

Физкультминутки

Мышки прячутся во ржи
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка!

(Присели, поискали мышек.)

Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!

(Прыжки.)

Театрализованные этюды

1. Покажите, как мышонок не слушается мышку-мать.

2. Покажите, как к мышонку приходили: утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

«Три зверолова»

Пальчиковая гимнастика

Белочки

Читайте стишок и используйте pуки для этой игpы:
Раз, два, тpи, четыpе, пять
Пpишли белки поигpать.
(выставляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась
(спpячте pуку за спину)
Четыpе белочки осталось.
(выставляют четыpе пальца)
А тепеpь скоpей смотpи (спячьте pуку за спину)
Их уже осталось тpи. (выставляют тpи пальца)
Hу и ну, какая жалость (спpячьте pуку за спину)
Только две у нас осталось.
(выставляют два пальца)
Эта новость так гpустна (спpячьте pуку за спину)
Осталась белочка одна.
(выставляют одни палец)
Затем скажите:

Пока мы с тобою считали,

Белочки от нас сбежали.

Загадки

Угадайте, что за зверь я?

У меня на лбу - деревья!

(Олень)

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Скачет по лесу весь день,

И зовут его ...

(Олень)

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

 Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

(Белка)

У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, достать не могут.

(Месяц)

В безбрежном океане

Плывет корабль между огнями.

(Луна)

Вопросы к тексту

1. Про кого говориться в стихотворении?

2. Зачем пришли звероловы в лес?

3. Кого первым они встретили в лесу?

4. Как вы думаете, кто же помахивал хвостом на березе?

Словарные слова

Зверолов – человек, который отлавливает зверей в лесу.

Словесное рисование

1. Давайте мы с вами придумаем мультфильм к этому стихотворению. В каждом стихотворение, как и в сказке и рассказе есть три части – начало, середина, конец.

2. Вспомните, как начинается стихотворение? Какую картинку можно нарисовать для этой части?

3. Какая вторая часть стихотворения, о чем в ней говориться? Какую картинку можно нарисовать для нее?

4. Чем заканчивается стихотворение? Что можно нарисовать?

Физкультминутка

 Белки
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Театрализованные этюды

Покажите, как смелые звероловы охотятся в лесу.



Предварительный просмотр:

Схема – пересказ стихотворения «Три зверолова»



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

«Храбрецы»

Пальчиковая гимнастика

Улитка
Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.

- Улитка-улитка,
- Отвори калитку,
- выходи из дома,
- Будем знакомы!     
Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
- Улитка-улитка,
- Высуни рога,
- Дам пирога!
Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте. 
- Улитка-улитка, пошли гулять!
На этих словах улитка ничего не делает –

она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
- Поползли, поползли, поползли…

«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.

- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!

(При повторении – до свидания, улитки!)
«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.

Загадка

Вот уж мал костюмчик мой,

Новый мне сошьёт ...

(Портной)

У меня одеться рад

И артист, и депутат.

Ловко шью своей иглой -

Ведь недаром я ...

(Портной)

Теремок, гляди, ползет,

На себе его везет

Хозяюшка богатая, рогатая.

(Улитка)

Кто на себе свой домик носит?

(Улитка)

Вопросы к тексту

1. О ком говориться в стихотворении?

2. Какими были портные – смелые или трусливые?

3. Что было у каждого в руках?

4. Кого испугались портные?

Словарные слова

Портной – человек, который шьет одежду.

Завидели в дали – увидеть кого-то далеко.

Словесное рисование

1. Давайте мы с вами придумаем мультфильм к этому стихотворению. В каждом стихотворение, как и в сказке и рассказе есть три части – начало, середина, конец.

2. Вспомните, как начинается стихотворение? Какую картинку можно нарисовать для этой части?

3. Какая вторая часть стихотворения, о чем в ней говориться? Какую картинку можно нарисовать для нее?

4. Чем заканчивается стихотворение? Что можно нарисовать?

Физкультминутки

«Улитка»
Ползёт улитка по тропе
Свой домик носит на спине.
Ползет тихонько, не спешит
По сторонам всегда глядит.
Но, а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться
И шаром круглым обернуться.

Театрализованные этюды

1. Покажите, как работают (шьют) портные.

2. Покажите, как спасались портные от улитки.



Предварительный просмотр:

Схема – пересказ стихотворения «Храбрецы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с творчеством современного американского художника Роберта Дункана

Конспект совместной организованной деятельности с детьми по ознакомлению с творчеством современного американского художника Роберта Дункана, мероприятие проведено в рамках тематической недели "Зимние ...

Мастер-класс по конструированию в рамках проекта по ознакомлению детей с творчеством С.Я. Маршака.

{очу предложить Вашему вниманию свой опыт работы по конструированию в рамках проекта по ознакомлению дошкольников с творчеством С.Я.Маршака, используя развивающую игру "Танграм"...

ознакомление дошкольников с творчеством уральского писателя Подкопытова Юрия Геориевича

Конструкт беседы с детьми подготовительной группы "Ознакомление дошкольников с творчеством уральского писателя Подкопытова Юрия Георгиевича"...

«Ознакомление дошкольников с творчеством С.Я. Маршака».

Взаимодействие родителей и детей. Приобщение дошкольников к детской литературе, приуроченной к юбилейной дате 135летию со дня рождения детского писателя С.Я. Маршака....

Консультация для родителей и педагогов «Ознакомление дошкольников с творчеством художников-иллюстраторов»

Книга - одно из первых произведений искусства, с которыми малыш знакомится с первых дней детства. С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни....

Материал для ознакомления дошкольников в творчеством М.М. Пришвина

Иллюстрированый рассказ "Жаркий час" М.М. Пришвина...