Конспект занятия для дошкольников старшего возраста с элементами театрализации по сказке воронежской сказительницы Корольковой Анны Николаевны
план-конспект занятия (старшая группа)
Разработка предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений. Конспект поможет преподнести знания о театре в доступной для детей форме. Дети познакомятся со сказкой воронежской сказительницы через кукольный театр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для дошкольников старшего возраста с элементами театрализации по сказке воронежской сказительницы
Корольковой Анны Николаевны
Разработка предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений. Конспект поможет преподнести знания о театре в доступной для детей форме. Дети познакомятся со сказкой воронежской сказительницы через кукольный театр.
Цель:
Дать детям элементарные знания о кукольном театре. Показать детям старшего дошкольного возраста кукольный спектакль «Коза и четверо козлят» – сказки Корольковой Анны Николаевны.
Задачи:
•Создать условия для восприятия детьми театрального искусства;
•Познакомить детей с одним из видов театра (кукольный);
•Продолжать знакомить детей со сказками воронежской сказительницы Корольковой А.Н.
•Развивать у детей интерес к театральной игровой деятельности;
•Обогащать словарный запас детей;
•Закрепить понятия – столица нашей Родины и северная столица;
•Воспитывать смелость, ответственность, желание помочь, общительность.
Обогащение словаря: авансцена, партер, ширма, аплодисменты, овации, кукловод, кукольный театр, северная столица Санкт Петербург, перчаточная кукла, Би-ба-бо, верховая кукла, декорации, вытрескала — выпучила,широко открыла глаза, котушок — хлев, сарай для мелкой скотины, прижокнулись — прижались.
Демонстрационный материал: фотографии видов Санкт Петербурга и Москвы – по 2, 3 фотографии, ширма, петрушечные куклы: баба - старушка, коза и четверо козлят, волк, набор перчаточных кукол-персонажей в дополнение (медведь, дед, зайка, еж и другие на выбор); декорации избушки и колодца, котуха и деревьев, детские маленькие 2 ведерки; корзина для декораций; подборка русской народной музыки на выбор воспитателей.
Ход НОД
Групповая комната. Дети занимаются делами по интересам, играют, общаются. Стук в дверь. Заходит, постоянный герой совместной деятельности, праздников и развлечений, клоун Рыжик. Приветствует детей. Дети здороваются. Дети радостно удивлены приходу клоуна. Бросают все свои дела и обступают его.
Рыжик: Привет друзья! Вы узнали меня? Давненько мы с вами не виделись! Как поживали? Что делали? Что новенького узнали?
Дети отвечают.
Рыжик: А я вот хожу Пуговку ищу. Пуговка – это мой братец. Да, вы, помните его! Мы прошлый раз, здорово пошалили!
Веселый смех. Высказывания детей.
Слышится грохот в прихожей. Дверь открывается и в групповую комнату вламывается клоун Пуговка, у него большая корзина в руках.
Пуговка: Ты где был, Рыжик? Я все ноги сбил, глаза проглядел, тебя искал!
Рыжик: А я на ярмарке гулял! (с воодушевлением)
Пуговка: И я на ярмарку ездил. Только тебя там не видел! (радостно)
Рыжик: Я на столичной ярмарке товар покупал! (воображая)
Пуговка: И я - на столичной…(в растерянности)
Рыжик: Я был там, где Кремль с рубиновыми звездами стоит. (гордо)
Пуговка: А я у реки Невы, там еще разводные мосты есть. (удивляясь)
Рыжик:
Ребята, а вы поняли, где Пуговка был? Как этот город называется? (удивлен)
Дети отвечают. При затруднении воспитателю рассказать, что на реке построена наша северная столица - Санкт Петербург. Показать 2 – 3 фото видов города.
Пуговка: Эх ты, такой большой, а не знаешь, что в России есть северная столица…(качает головой, укоризненно)
Рыжик: Ну, ты братец, меня совсем застыдил перед детьми. А, ты то хоть знаешь, про какие звезды я говорил?
Пуговка: (засмущался, а потом с хитринкой обратился к детям) Ребят, вы то уж точно знаете, как называется столица нашей Родины!
Дети отвечают. Воспитатель показывает фото с видами Москвы.
Пуговка: А что ты купил на ярмарке?
Рыжик: Да сам не понял, что купил… (растерянно)
Пуговка: Покажи!
Рыжик: А, что показывать? Тряпочка, натянута на реечки. Сбито все в прямоугольники и прямоугольники соединены на креплениях. Их можно развернуть и свернуть.
Пуговка: Да действительно странную вещь ты купил. И что с этим делать? На летучего змея немножко похож… (растерянно)
Рыжик:Не змей – это, летучий. Я уже пробовал запускать, ничего не получилось. Потом я махал одной рамкой, чтобы жарко не было, как веером, но было очень неудобно.
Пуговка: Давай у детей лучше спросим, знают ли они, что это! Если, что воспитатель подскажет.
Рыжик: Давай! (радостно)
Что это! (Обращается к детям)
Дети должны объяснить клоунам, что они принесли ширму театральную. Если дети затруднятся, воспитатель все объяснит сам. Что Бантик купил ширму для кукольного театра. И что актеры кукольного театра называются кукловодами. За ширмой прячутся кукловоды и разыгрывают сценки разных сказок. Но для этого нужны специальные куклы.
Рыжик и Пуговка: Здорово!!! Класс!
Пуговка: Ты, братец, Рыжик, приобрел хорошую вещь. Молодец! А я вот, купил за пятак, целую корзину голов и тряпочек. И не пойму, зачем?! (расстроенно)
Рыжик: Какие ты ужасы рассказываешь! Даже страшно представить, какой кошмар у тебя в корзине! Лучше не показывай, а то детей напугаешь.
Пуговка: Вы, наверное, уже трясетесь от страха? (обращается к детям)
Дети отвечают, показывают свою эмоцию. В разговор вступает воспитатель. Всех успокаивает, предлагает посмотреть корзину. Рассказывает, что Пуговка на ярмарке купил театральные куклы. Куклы эти называются Би-ба-бо или петрушечные. Головки этих кукол прикреплены к перчатке, которую надевают по-особому, на руку и играют спектакли, как раз за такой ширмой, что принес Рыжик.
Рыжик: Ух ты! Как удачно мы на ярмарки съездили! Теперь сказки будем разыгрывать каждый день, давай кукол! (клоуны прячутся за ширмой и начинают играть, смеяться).
Дети в смятении. Воспитатель обращается к клоунам и объясняет, что кукловоды прячутся за ширму, но куклы то, должны быть видны зрителям. Петрушечная – это верховая кукла. Потому, что ее кукловод держит вверху, над ширмой. Но, есть еще и низовые куклы, которые играют ниже рук кукловода. Но, это уже другая история.
Пуговканадевает перчаточную куклу на руку и прячется за ширму, поднимает куклу над ширмой, двигает ею и поет: «Ля – ля»
Воспитатель останавливает Пуговку и говорит, что так не пойдет. Спектакли разыгрывают перед зрителями. И зрителей надо усадить на стульчики перед ширмой, рядами. В театре эти ряды стульев или кресел называют партером. А если кукловод или артист другого жанра играет перед ширмой, то место, где он стоит, называют авансценой.
Рыжик: Теперь все понятно. Спасибо.
Пуговка: Подождите, а в корзине еще есть еще картонные избушка, сарайчик, деревья и даже колодец. Зачем они?
Рыжик: А я придумал, давай ими мы украсим ширму!
Пуговка: Давай!
Клоуны прикрепляют к ширме избушку, сарайчик, деревья. Воспитатель хвалит клоунов и говорит, что эти картонные предметы не простые, а в театре их называют декорациями. Вот прикрепили деревья – это лес. Домик – это избушка, где живет сказочный герой. Маленький сарайчик раньше называли на Руси котухом. В котухе жили мелкие домашние животные.
Рыжик: Отличная у нас получилась декорация.
Пуговка: Теперь надо поставить стульчики в партер и занять свои места.
Взрослые помогают детям поставить стульчики в ряды и сесть.
Воспитатель говорит, что перед спектаклем всегда звенит звонок или колокольчик, чтобы все успели приготовиться к спектаклю и вовремя его начали. Колокольчик есть. И им надо позвенеть 3 раза. Таковы традиции театра.
Клоуны стоят перед ширмой.
Рыжик: К спектаклю у нас все готово. Пусть звенит колокольчик.
(воспитатель 2 раза звенит колокольчиком)
Пуговка: Мы вам покажем сказку воронежской сказительницы Корольковой Анны Николаевны. Жила бабушка Нюра еще при царе. 100 лет назад. Любила она старинные сказки вспоминать, свои сочинять да детишкам рассказывать. А благодаря собирателям сказок и мы теперь их знаем.
Рыжик: Есть у нас куклы бабушки, козы, волка и четырех козлят. Покажем мы вам сказку «Коза и четверо козлят».
Воспитатель звонит третий раз в колокольчик. Клоуны уходят за ширму.
Пуговка и Рыжик по очереди озвучивают слова автора и сказочных героев.
Ход сказки:
Пуговка за автора: В лесу стояла избушка, в ней жила старушка, а у старушки была коза.
(Около избушки появляется кукла старушки, затем кукла козы. Немножко подвигать куклами, имитируя жизнь деревенского двора. Бабушка козу поглаживает, добрые слова приговаривает, доит. Старушка уносит ведерки с молоком в дом.)
Пуговка за автора: Вытрескала коза глаза да в лес убежала. (Имитация беготни, прыжков, взбрыкивания козы по двору. Затем она «убегает» в сторону декораций деревьев, издает характерные для козы звуки)
Пуговка за автора: Долго она в лесу блуждала да опять к старушке прибежала.
(Движение куклы козы к домику)
Пуговка за автора: Старушка обрадовалась.
Рыжик за старушку: Ах ты, шаловливая Коза, бесстыжие глаза, где ты бегала, где пропадала? А я без тебя слезы проливала. Вот, ешь до отвала, небось голодала.
Пуговка за автора: И опять в котушок загнала, корму дала, ну и спать легла. (Кукла имитирует произносимые автором действия)
Утром пошла, а у Козы козлята — четыре козлёночка: и чёрненький, и беленький, и два сереньких. (все радостно прыгают, весело поют «ме-ме»)
Рыжик за старушку: (радостно) Ай Коза молодец! Каких хорошеньких козляточек завела. (озабоченно) Чем я их буду кормить?
Рыжик за Козу: Не горься, бабушка, сама я козлят приобрела, сама и прокормлю.
Пуговка за автора: Старуха попоила козу и в хатёнку ушла. А коза говорит…
Рыжик за Козу: Ну, дети, оставайтесь вы дома, а я на добычу пойду. А вы запритесь, замкнитесь, да никому не открывайте. Я приду, а вы слушайте, мой ли голос, я вас позову: «Козляточки, малянаточки».
Пуговка и Рыжик за козляточек: (тонкими голосами) У, мама, не бойся, мы по голосу узнаем.
Пуговка за автора: Вот она по лесу ходила, питания припасала и приходит к дверям, рогом стучит, тонким голосом заводит…
Рыжик за Козу: (петь выраженным козьим голосом, чтобы слышалось характерное «ме-е-е»)
Козляточки, малянаточки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла, молочка принесла.
Полны сисечки, кубышечки.
Творожку на рожочке,
Сметаночки на полочке.
На копыточках вода хрустальная.
Пуговка за автора: Они открылись, отомкнулись, она напоила, накормила их. И опять в лес ушла. (Куклы Козы и козлят имитируют все действия, читаемые автором.)
Со стороны «леса» появляется кукла Волк. Волк остается незамеченным, прячется за угол домика-хатки. Прислушивается. Дожидается, когда уйдет Коза.
Пуговка за автора: Волк подслушал, приходит, поёт...
Рыжик за Волка: (грубым, хриплым голосом с подвываниями)
Козляточки, малянаточки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла, молочка принесла.
(козлятки затихли, прислушались)
Пуговка за 1 козленка: Ох, какой грубый голос!
Пуговка за 2 козленка: Ой, какая страшная зверинка, лохматая! (прыгнул на окно)
Пуговка за автора: Они прижокнулись и сидят, как будто их и нет, не открывают. Волк посидел, посидел, пошёл по лесу, ничего не нашёл, пришёл опять, спрятался на тот бок, где окошечка нет, да тоненьким голоском запел…
Рыжик за Волка: (характерным голосом Козы)
Козляточки, малянаточки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла, молочка принесла.
Пуговка за автора: Они отворилися, он — хам, да всех четырёх проглотил. Побежал на поляну да на солнце разлёгся и спит.
Коза прибежала — дверь настежь, ни одного козлёнка нет.
Рыжик за козу: Ой, детушки мои малые, да куда вы попрятались, куда вы подевались? (плачет) А-я-яй – О-ё-ёй!!!
Пуговка за автора: Бегает Коза, плачет. Побежала в сарай, в чулан, туда- сюда — нет нигде.
Рыжик за козу: А это, что за след?
Пуговка за автора: Побежала по следу, выбежала на поляну. А там волк спит, раздулся гора - горой, пузатый. Она подошла, ухом к брюху припала, слышит — козлята возятся. Она рогом полоснула ему брюхо, козлята выскочили — и бежать. (козлятки вприпрыжку убегают, мекают)
Пуговка за автора: Коза взяла нитку, иголку, набрала камней, насыпала их волку в брюхо и зашила, а сама за козлятами бежать.
(Волк лежит в лесу и громко храпит. Не чувствует, что с ним Коза сделала.)
Пуговка за автора: Проснулся волк, захотелось ему пить, перегнулся к воде, голова ниже, а зад выше. Каменья-то перетянули, он — бултых. (Действия кукла Волка: идет вразвалку, покашливает грубо, подходит к декорации колодца, падает.)
Клоуны вместе: (выскакивают из-за ширмы и весело выкрикивают)
Так это и было: коза волка утопила.
Сказка эта для детей, рассказывай, бабушка, веселей!
(Затем клоуны кланяются. Дети хлопают в ладоши.)
Пуговка и Рыжик задают детям вопросы:
- Какую мы для вас сказку показали? Кто автор этой сказки?
- Какой сказочный герой вам понравился и почему?
- Как куклы называются, которыми мы играли?
- Как артисты называются, что куклами в театре играют?
- А сам театр, помните, как называют, где с куклами играют?
- Какие новые слова вы узнали?
(авансцена, партер, ширма, аплодисменты, овации, декорации)
- А не встретили-ли вы затруднения в понимании некоторых слов, например: котух, прижокнулись, хатка и т.д.?
- Какие бы вы хотели задать вопросы нам, Пуговке, Рыжику и воспитателю?
- А вы бы хотели с театральными куклами сами поиграть?
Детей приглашают к ширме, предлагают на выбор кукол.
Далее дети свободно играют с куклами старушки, козы, волка, козлят и дополнительными куклами - персонажами (медведь, зайка, дед, еж), общаются, делятся впечатлениями. Клоуны и воспитатель готовы поддержать беседу, игру, сказку.
А для поддержания творческого духа предложить детям художественные материалы (краски, мелки, карандаши, пластилин, цветную бумагу и картон). После того, как воспитанники создадут свои шедевры по сказке Корольковой А.Н., организовать выставку для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»
Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...
Конспект занятия с детьми старшего возраста. Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).
Тема:«Исследуем свойства воды»Задачи:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воды.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать...
Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации «Теремок» в подготовительной к школе группе»
Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации "Теремок" в подготовительной к школе группе...
Конспект занятия для дошкольников старшего возраста "Вкусные истории"
Конспект занятия для дошкольников стршего возраста "Вкусные истории"...
Конспект занятия по ФЭМП "Вежливый теремок" с элементами театрализации
Конспект занятия по ФЭМП "Вежливый теремок" с элементами театрализации...
Конспект занятия для дошкольников старшего возраста "Звук и буква Ц"
Коррекционно-образовательные: *закрепить навык произношения звука [ц] в слогах, словах, фразах. *соверше...
Конспекты занятий для детей старшего возраста с элементами сказкотерапии.
Сказкотерапия — это метод, использующий сказочную форму интеграции лично-сти, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаи-модействия с окружающим...