Волкова Н.А. Игрушки. Читаем детям 5-7 лет.
картотека по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
Лексическая тема «Игрушки». Картотека бесед с детьми 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._igrushki._chitaem_detyam_5-7_let.docx | 187.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Тема недели «Детский сад».
Лексическая тема «Игрушки».
Направление «Речевое развитие».
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Формирование интереса и потребности детей в чтении.
“Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,
думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка…”.
Василий Александрович Сухомлинский
Содержание.
Жанр | Произведение | Задачи. |
Сказки | Фадеева М.А., Смирнов А.И. «Приключения Петрушки». | Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем. |
Поцепун Л. «Сказка о том, как мальчик научился убирать игрушки». | Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Показать детям, что игрушки – это друзья, о которых нужно заботиться. Воспитывать аккуратность, желание убирать игрушки после игры в отведённое для них место. | |
Кустова Е. «Когда плачут игрушки». | Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Показать детям, что игрушки – это друзья, о которых нужно заботиться. Воспитывать аккуратность, желание убирать игрушки после игры в отведённое для них место. | |
Рассказы | Драгунский В.Ю. «Друг детства». | Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей. Воспитывать читателя, способного отождествлять себя с литературными персонажами. |
Житков Б.С. «Как я ловил человечков». | Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Напомнить детям жанровые особенности рассказов. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать читателя, способного отождествлять себя с литературным персонажем. | |
Павлова Н. «Самый лучший подарок». | Познакомить детей с рассказом Натальи Павловой «Самый лучший подарок». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. | |
Стихо- творение | Найдёнова Н.П. «Наши игрушки». | Воспитывать чуткость детей к художественному слову, бережное отношение к игрушкам. |
Барто А.Л. «Наша Таня». | Воспитывать чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к художественному слову. Развивать способность детей понимать, осознавать чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать. | |
Барто А.Л. «Игрушки». | Воспитывать чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к художественному слову. Развивать способность детей понимать, осознавать чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать. | |
Володина Ю. «Матрёшки». | Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать чуткость детей к художественному слову, бережное отношение к игрушкам. |
Сказки
Маргарита Андреевна Фадеева,
Анатолий Иванович Смирнов
«Приключения Петрушки».
(Для детей 6-7 лет).
Задачи. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Познакомить детей со сказкой «Приключение Петушки». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником.
Чтение.
— Дети, сегодня я хочу вас познакомить с моим любимым сказочным героем Петрушкой.
«Приключения Петрушки».
На берегу синего моря, в зелёной долине, раскинулось кукольное царство. Правил этой страной тряпичный царь Формалай Большой, а подданными были тряпичные куклы. Как обыкновенные люди, они могли плакать и смеяться, есть хлеб и голодать, любить и ненавидеть. Главным городом этого царства был Формалайск, а самой известной улицей в нем была та улица, на которой жил мастер Трофим. Мастер Трофим всё умел делать. Он мог сшить пахаря или каменщика, починить плотнику отрубленный нечаянно палец или подарить корову большой семье, в которой росли маленькие дети.
А ещё смастерил он из двух кусков дерева удивительную куклу — Матрёшку. Потом сделал ещё одну, чуть поменьше, потом третью ещё меньше… и, наконец, шестую, самую маленькую. И сказал довольно: — Вот какая ты хорошая, Матрешка. Все твои дочери будут всегда с тобой вместе. Выйдешь в поле одна, а пшеницу жать вшестером будете, мигом управитесь. В лес за ягодами пойдёшь — глазом моргнуть не успеешь, как целое ведро наберёте. А уж если песню ты затянешь — пять голосов подхватят. Отличная песня получится.
Мастер Трофим с удовольствием мастерил бы и других необыкновенных кукол. Но увы! Он этого не делал, потому что Формалай воевал с морским царём Чудо-Юдо, и ему требовалось много солдат. После каждого сражения солдат становилось меньше. Всех раненых свозили в одно место, которое называлось свалкой, и бросали там, а мастеру Трофиму посылали новый материал, новые тюки ваты, катушки ниток.
— Новых солдат сшить легче, — говорил обычно Формалай, — чем чинить старых. Работай, Трофим! За мной не пропадёт.
И мастер трудился: работал целыми днями и даже ночами. Царь так часто просил Трофима быстрее шить солдат, не задерживать работу, что однажды мастер тоже решил обратиться к нему с просьбой.
В этот день он надел свой парадный костюм, почистил ботинки, пригладил свои льняные волосы и отправился во дворец. Формалай ещё спал на золотой кровати... Будить Формалая строго воспрещалось, но Трофим достал зеркальце и пустил солнечный зайчик прямо в глаза царю. Формалай чихнул и проснулся.
— Великий царь, — поклонился ему в ноги мастер Трофим. — Я хочу сшить себе сына. Дай мне, пожалуйста, материала.
— Зачем тебе сын? Он будет мешать тебе работать.
— Нет, он не будет мешать, — возразил мастер. — Наоборот, он станет помогать мне, а когда я заболею или устану, он будет ухаживать за мной.
— Нет, — опять ответил Формалай, который вообще не любил что-либо давать.
Но мастер снова и снова просил Формалая. Он говорил, что ему скучно одному жить на свете, что некому передать своё мастерство, что в весёлой беседе с сыном у него будет лучше спориться работа. Но Формалай все равно не уступал. Трофим рассердился.
— Тогда я не буду шить солдат, — сказал он и повернулся, чтобы уйти.
Это испугало Формалая.
— Ладно, — остановил он Трофима. — Бери два метра материала, полкуля ваты и одну катушку ниток.
— Мало. Не хватит на сына. Выйдет грудной ребёнок. Нянчиться с ним надо, а работать будет некогда.
— Ладно, — опять уступил Формалай. — Бери четыре метра полотна, два куля ваты и четыре катушки ниток.
Мастер Трофим три дня не выходил из дома и не вставал из-за стола. Он шил себе сына. Сына, которого научит своему ремеслу, который по вечерам будет читать ему книжки, утром принесёт воду умыться, а вечером поможет убрать мастерскую. Мастер Трофим любил горячее солнце, и поэтому волосы своему сыну сделал из рыжей, как огонь, овчины. Старику нравились безоблачное синее небо и синие волны моря, на берегу которого стоял город, и поэтому на глаза сыну он выбрал две яркие синие пуговицы. А рожицу сделал весёлой и улыбающейся. «Весёлый человек, — бормотал чуть слышно Трофим, — легче переносит печаль и все невзгоды». Потом мастер сделал синий колпак с колокольчиком, красную рубашку и принялся кроить штаны.
— Ай-ай! На штаны не хватило немного материала. Что делать? — Трофим положил сына на кровать и склонился над ящиком, чтобы найти подходящий лоскуток.
А кукла вскочила на ноги и побежала к зеркалу. Посмотрела на себя, звонко захохотала и показала себе длинный-предлинный нос обеими руками.
— Подожди, негодник! — остановил её мастер. — У тебя ещё штаны не дошиты.
— Пожалуйста, дошивай, — сказала кукла. — А я кто?
— Ты — мой сын.
— Ой, как здорово, — мальчик рассмеялся, захлопал в ладоши и снова спросил: — Как меня зовут?
— Как зовут? — повторил Трофим. «Вот так штука, — промелькнуло в его голове. — А я и не подумал, как назвать своего сына. Есть хорошее имя Петрушка. Пусть моего сына зовут Петрушкой».
— Тебя зовут Петрушка, громко сказал мастер.
— Петрушка! Ура! Петрушка! — Сын волчком завертелся по комнате. — А сколько мне лет?
— Двенадцать, — буркнул Трофим, которому не нравилось, что Петрушка вертится. — Такой большой, а все ещё вертишься, как веретено.
Мастер Трофим хотел рассказать Петрушке, как долго пришлось уговаривать Формалая, чтобы он разрешил его сшить, рассказать о своей жизни, работе. Старый мастер хотел сказать Петрушке, что нужно быть честным, добрым и справедливым. Но сын не стал его слушать. Он выглянул в окно, увидел стоявшее под самым окном дерево и выскочил во двор.
— Я бегу на улицу гулять! — крикнул он отцу и убежал.
— Ну и сын, — вздохнул мастер. — Думал, что будет помощником, а он сразу за озорство.
До самого вечера Петрушка не показывался дома. Трофим не раз выглядывал в окно, открывал дверь и громко кричал: — Петрушка, домой пора! Домой пора!
А сорванец Петрушка даже не откликался. Весь день он просидел на дереве и жадно разглядывал город, раскинувшиеся за рекой луга, тёмный лес, синевший за лугами, и большое-большое синее море.
— Мне очень нравится этот огромный мир, — тихо сказал он мастеру, вернувшись домой. — Но я не хочу быть один. Я хочу, чтобы у меня был брат или сестрёнка, хотя бы очень маленькая.
— Нет, нет, Петрушка. Сшить тебе сестрёнку или брата я не могу. У меня нет материала. А вот собаку, пожалуй, сделаю. Я копил лоскутки на новое одеяло. Ну, уж ладно. Пока не холодно. Так проживу. А уж из этих тряпок сделаю тебе собаку.
И опять Трофим не спал всю ночь, он мастерил собаку. Зато, когда Петрушка проснулся, перед его кроватью стоял замечательный щенок с разноцветными ушами и лапами.
— Ну и пёс! Ну и Тузик, какой ты смешной! — завизжал мальчик.
— Я не смешной. Я хороший, — хрипло пролаяла в ответ собака. — У меня замечательный нос. Я чую, что за окном на дереве сидит птица, а по улице идёт каменщик.
— А что ещё ты чуешь? — Мальчик широко разинул рот и не сводил глаз с собаки.
— Больше ничего, потому что окна и двери закрыты и сквозь них сюда не проникают никакие запахи.
Петрушка встал с кровати, взял поводок, на который отец предусмотрительно привязал щенка, и выскочил во двор.
— Нюхай! — приказал он щенку.
— Я чую, как пахнет мясными щами, которые варятся в доме судьи на соседней улице. Сейчас в них положили лавровый лист, и они запахли ещё лучше. А теперь я слышу, как растут огурцы у соседа-огородника. Ого!.. А вот за углом какой-то верзила отбирает у маленькой девочки платок. Девочка зовёт на помощь, но кругом никого нет.
— Бежим! Бежим! — тотчас же откликнулся Петрушка. — Я ему покажу, как обижать маленьких…
Мальчик легко перемахнул через забор, щенок шмыгнул в подворотню, и они что было сил побежали по улице. И верно: за углом Петрушка увидел огромного парня в белой рубашке, черных штанах и блестящих лакированных ботинках. Он крепко держал за руку маленькую белокурую девочку в красном платье.
— Отдай! Это мой платок. Я сама его вышивала, — звенел тонкий голосок девочки.
— Не смей её обижать! — ещё издали во весь голос закричал Петрушка.
Парень оглянулся, не отпуская девочку.
— А ты кто такой? — угрюмым басом спросил он.
— Я Петрушка!
— Ну, и иди своей дорогой, Петрушка. А мне не мешай. Я — Киря — сын царского судьи Нашим-Вашим.
Тут вперёд выскочил Тузик и громко затявкал.
— Это ещё что такое? — удивился парень и выпустил руку девочки.
— Это – Тузик, — буркнул Петрушка, — моя любимая собака. Она знает все, что делается в городе.
— Врёшь, — засмеялся долговязый и даже выпустил платок девочки.
— Не веришь!.. А ну. Тузик, что сегодня варится в доме судьи?
— Щи с лавровым листом, перцем и зелёным горошком.
— Верно, мой отец любит щи с зелёным горошком!
Тузик обрадовался, что на него обратили внимание, и снова затявкал:
— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
- О каком царстве рассказывает сказка?
— На берегу синего моря, в зелёной долине, раскинулось кукольное царство.
- Кто жил в кукольном царстве?
— Правил этой страной тряпичный царь …, а подданными были тряпичные куклы.
- Дети, откуда появились тряпичные куклы?
— Мастер Трофим всё умел делать. Он мог сшить пахаря или каменщика, починить плотнику отрубленный нечаянно палец или подарить корову большой семье, в которой росли маленькие дети.
- Из чего мастер Трофим шил кукол?
— Бери четыре метра полотна, два куля ваты и четыре катушки ниток. Тряпичных кукол шьют из полотна, то есть ткани. Ткань сшивают нитками и набивают ватой.
- Но мастер Трофим не только из ткани шил кукол, Матрёшек он смастерил из чего?
— Смастерил он из двух кусков дерева удивительную куклу — Матрёшку.
- Дети, почему мастер Трофим мечтал о сыне?
— Мастер Трофим шил себе сына. Сына, которого научит своему ремеслу, который по вечерам будет читать ему книжки, утром принесёт воду умыться, а вечером поможет убрать мастерскую. Мастер Трофим мечтал об умном сыне – помощнике.
- Каким сшил Петрушку мастер Трофим?
— Мастер Трофим любил горячее солнце, и поэтому волосы своему сыну сделал из рыжей, как огонь, овчины. Старику нравились безоблачное синее небо и синие волны моря, на берегу которого стоял город, и поэтому на глаза сыну он выбрал две яркие синие пуговицы. А рожицу сделал весёлой и улыбающейся. Волосы у Петрушки рыжие, как горящее солнце, глаза синие, как небо. На лице улыбка.
- Дети, почему мастер Трофим сшил весёлого Петрушку?
— Весёлый человек легче переносит печаль и все невзгоды.
- Петрушки одному было одиноко, кого подарил мастер Трофим сыну?
— И опять Трофим не спал всю ночь, он мастерил собаку. Зато, когда Петрушка проснулся, перед его кроватью стоял замечательный щенок с разноцветными ушами и лапами.
- Что умел тряпичный Тузик?
— Я хороший, — хрипло пролаяла собака. — У меня замечательный нос. Я чую, что за окном на дереве сидит птица, а по улице идёт каменщик. А вот за углом какой-то верзила отбирает у маленькой девочки платок. Девочка зовёт на помощь, но кругом никого нет.
- Дети, кто помог девочке?
— Не смей её обижать! — ещё издали во весь голос закричал Петрушка.
- Дети, как вы считаете, какой характер у Петрушки?
— Петрушка весёлый, добрый мальчик. Много приключений пережили Петрушка, Тузик и девочка Алёнка в тряпичном царстве.
— Дети, предлагаю вам, вместе с родителями, посетить библиотеку и прочитать сказку «Приключение Петрушки».
Людмила Поцепун
«Сказка о том, как мальчик Андрейка научился убирать игрушки».
Задачи. Познакомить детей со сказкой Людмилы Поцепун. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Показать детям, что игрушки – это друзья, о которых нужно заботиться. Воспитывать аккуратность, желание убирать игрушки после игры в отведённое для них место.
Чтение.
— Дети, внимание ваше привлекаю, одну историю рассказать желаю. Слушайте, пожалуйста, внимательно. «Сказка о том, как мальчик Андрейка научился убирать игрушки».
В некотором городе, в некоторой квартире жил-был мальчик Андрейка. Нет, конечно, он жил не один, а с мамой и папой. У Андрейки было очень много игрушек. Мягкие медвежата и зайчата, поезд с вагончиками, хоккей, конструкторы, трансформеры, машинки…. Но вот незадача: вечером мальчик не любил убирать игрушки на свои места. За него всегда это делала мама.
Однажды, мама сказала: «Сыночек, ты уже совсем большой и взрослый, надо самому убирать свои игрушки». Но Андрейке вовсе не хотелось убирать игрушки, и он бежал смотреть «Спокойной ночи, малыши».
Утром мама рассказала мальчику, что ночью ей совсем не спалось. И она совершенно случайно подслушала, как разговаривали его игрушки. Они жаловались Фее Чистоты, что их любимый мальчик не хочет вечером укладывать их спать. Они даже стали думать, что он их больше не любит. (А для игрушек это самое страшное – узнать, что любимый хозяин их не любит).
Фея Чистоты пообещала игрушкам, что каждую ночь будет забирать с собой по одной игрушке, если Андрейка не научится их убирать. А если, наоборот, он станет выполнять свои маленькие обязательства перед игрушками, она сделает ему волшебный подарок.
У Андрейки глаза загорелись.
— Мама, а Фея Чистоты выполняет свои обещания?
— Конечно. Она же добрая Фея и делает только добрые дела.
— А разве это доброе дело – забирать мои игрушки? – спросил Андрейка.
— Она заберёт их, только если ты не будешь внимательно следить за своими игрушками и беречь их. А если ты будешь убирать их, прежде чем пойдёшь спать, она, возможно, даже подарит тебе новую игрушку.
Мальчик был в восторге. Он твёрдо решил, что, начиная с сегодняшнего вечера, все его игрушки будут ночевать на своих местах. Однако, быстро ли медленно ли время идёт, к вечеру Андрейка совсем забыл о своём намерении. И разбаловавшись, еле-еле себя-то уложил спать.
А когда утром проснулся, то с удивлением обнаружил, что нет его любимого Мишки. Он стал бегать по квартире и искать его. Но мягкого друга нигде не было.
— Мама, мама, а где мой Мишка?
— Не знаю, сынок, наверное, он ушёл вместе с Феей Чистоты.
На глаза Андрейки накатили слезы. Но он из последних сил сдержал их и не заплакал. Ведь он был уже взрослый и понимал, что он – мужчина, и несёт ответственность за свои поступки.
Только вот вечером, он самостоятельно собрал все игрушки и заботливо разложил по полочкам. Закрыл в гараже машинки. Собрал все кубики в ведёрко. Детали конструктора положил в коробку, а собранный днём самолёт – аккуратно поставил на стол, чтобы не сломался. Он пожелал всем игрушкам спокойной ночи и лёг спать.
А утром на его подушке лежал его любимый Мишка и большая коробка с роботом, о котором он так мечтал. Малыш был счастлив.
— Мама, Мишка вернулся. И друга с собой привёл. Правда, здорово? Я теперь никогда не буду обижать свои игрушки! Обещаю!
С тех пор Андрейка действительно, стал убирать все свои игрушки по местам.
Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Назовите, пожалуйста, вашу самую любимую игрушку. (Ответы детей).
— Игрушки – наши друзья. Дети, какие обязанности есть у нас перед игрушками?
— Дети, игрушки не ломаем, всегда после игры на место убираем.
Елена Кустова
«Когда плачут игрушки».
Задачи. Познакомить детей со сказкой Елены Кустовой «Когда плачут игрушки». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Показать детям, что игрушки – это друзья, о которых нужно заботиться. Воспитывать аккуратность, желание убирать игрушки после игры в отведённое для них место.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Расскажу я вам то ли быль, то ли сказку.
«Когда плачут игрушки».
Ночью Машенька проснулась от тихого плача. Сначала она не могла понять, откуда доносится плач? В комнате, кроме неё никого не было. Во всяком случае, когда Машенька ложилась спать, к ней никто не заходил. Девочка лежала тихо и пыталась определить, кто нарушил её сон?
И вдруг из-под кровати донеслось: "Моя хозяйка не любит меня. Когда меня ей подарили, Машенька меня поцеловала, гладила моё красивое платье и обещала никогда не бросать. А сейчас, посмотрите на меня – волосы не расчёсаны, платье грязное, одной туфельки нет, а лицо? Я уже забыла, когда меня умывали!".
— И меня хозяйка не любит! — запищал Микки-Маус. — Посмотри, у меня нет одного глаза! Знаешь, как неудобно смотреть одним глазом?
— И меня Машенька не любит! — протявкала когда-то белая собачонка. Правда, она уже не была белой, и лапку ей давно оторвали.
— И меня не любят, и меня, и меня, — неслось со всех сторон.
Машеньке было жутко. Она поняла, что это говорят её игрушки. Но ведь они не умеют разговаривать? И тут вдруг Машенька вспомнила, что как-то ей мама говорила о том, что по ночам все игрушки оживают и ведут свою игрушечную жизнь. Неужели это правда? Машенька открыла глаза и осторожно стала осматриваться. Игрушки сидели возле её кроватки, а ведь Машенька помнила, что вечером она смотрела мультики, и ей было лень убираться в комнате. Кто же посадил игрушки в кружок?
— Наша хозяйка плохая девочка, — пробурчал старый потрёпанный медведь.
— Надо нам уходить от неё, — строго сказал пластмассовый Дед Мороз.
— Машенька не плохая, она просто очень ленивая девочка, — заступилась за девочку новая игрушка, рыжая лисичка.
— Давайте дадим ей последний шанс, — предложила кукла Мальвина. — Если Машенька не приведёт нас в порядок, мы все от неё уйдём. Нам не нужна такая хозяйка.
Машеньке было очень стыдно. Только сейчас она поняла, как плохо заботилась о своих игрушках. Засыпая Машенька пообещала, что теперь все будет по-другому.
Утром Машенька увидела в своей комнате разбросанные игрушки, Микки-Мауса без глаза, собачку с оторванной лапкой. Наскоро позавтракав, девочка взялась за дело. Сначала она вымыла всех кукол, попросила маму выстирать все мягкие игрушки, навела порядок в кукольном уголке, красиво расставила посуду. На вопрос мамы, что-же случилось с дочкой, она серьёзно ответила: "Они ведь тоже живые!"
Вечером, перед сном, Машенька уложила к себе в кроватку кукол, пожелала всем игрушкам спокойной ночи и крепко заснула. Папа, увидев, что дочке тесно с игрушками, пообещал сделать куклам кроватку. С тех пор игрушки по ночам больше не плакали.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком.
Вопросы к детям.
- Почему игрушки обиделись на Машеньку?
- Что сказал о Машеньке старый потрёпанный медведь?
— Наша хозяйка плохая девочка, — пробурчал старый потрёпанный медведь.
- Что предложил игрушкам пластмассовый Дед Мороз?
— Надо нам уходить от неё, — строго сказал пластмассовый Дед Мороз.
- Кто заступился за девочку?
— Машенька не плохая, она просто очень ленивая девочка, — заступилась за девочку новая игрушка, рыжая лисичка.
- Что предложила кукла Мальвина?
— Давайте дадим ей последний шанс, — предложила кукла Мальвина. — Если Машенька не приведёт нас в порядок, мы все от неё уйдём. Нам не нужна такая хозяйка.
- Какие чувства испытывала Машенька, когда услышала разговор игрушек?
— Машеньке было очень стыдно. Только сейчас она поняла, как плохо заботилась о своих игрушках.
- Что Машенька сделала утром?
— Наскоро позавтракав, девочка взялась за дело. Сначала она вымыла всех кукол, попросила маму выстирать все мягкие игрушки, навела порядок в кукольном уголке, красиво расставила посуду. На вопрос мамы, что-же случилось с дочкой, она серьёзно ответила: "Они ведь тоже живые!"
- Игрушки – наши друзья. Дети, как вы заботитесь о своих друзьях?
Педагог выслушивает рассказы всех детей.
— Дети, игрушки – наши друзья. Игрушки не ломаем, всегда после игры на место убираем.
Рассказы
Виктор Юзефович Драгунский
«Друг детства»
(в сокращении).
Задачи. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Познакомить детей с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Друг детства». Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей. Воспитывать читателя, способного отождествлять себя с литературными персонажами.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского писателя Виктора Юзефовича Драгунского. Называется рассказ «Друг детства».
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я, в конце концов, буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.
То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далёкие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далёкий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом: — Го-о-тов!
Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником …
На другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную "грушу" – такой продолговатый тяжёлый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить, что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.
Я сказал папе: — Папа, купи мне грушу!
— Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.
Я рассмеялся: — Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксёрскую грушу!
— А тебе зачем? — сказал папа.
— Тренироваться, – сказал я. –Потому что я буду боксёром и буду всех побивать. Купи, а?
— Сколько же стоит такая груша? — поинтересовался папа.
— Пустяки какие-нибудь, — сказал я. — Рублей десять или пятьдесят.
— Ты спятил, братец, — сказал папа. — Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.
И он оделся и пошёл на работу. А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:
— Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетёную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колёс и на верёвочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлёпкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много ещё разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
Она бросила его мне на диван и сказала:
— Вот. Это тот самый, что тебе тётя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот, какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Ещё лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!
И тут её позвали к телефону, и она вышла в коридор.
А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдаётся ...
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...
— Ты что, — сказала мама, она уже вернулась из коридора. — Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:
— Ты о чём, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксёром.
— Этой истории конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
- Дети, кем мечтал стать мальчик?
— То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далёкие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далёкий Сингапур, и купить там забавную обезьянку.
А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом: — Го-о-тов!
Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин.
А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником … На другой день мне уже приспичило стать боксёром.
- С помощью чего боксёры тренируют силу удара.
— А потом показали тренировку боксёров, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную "грушу" – такой продолговатый тяжёлый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить, что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара.
- Есть боксёрская груша – это снаряд для тренировки удара. А есть груша – …
— Груша – фруктовое дерево и плод фруктового дерева, фрукт.
- Что мама мальчика предложила использовать вместо боксёрской груши?
— Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот, какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Ещё лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!
- Дети, как вы считаете, почему мальчик передумал стать боксёром?
— И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки.
- Какие чувства испытывал мальчик к Мишке?
— Я его (Мишку) любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.
- Дети, как вы думаете, игрушка может быть другом?
— И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства.
- Дети, у вас есть друг – игрушка? Расскажите, как вы играете с другом – игрушкой. Рассказы детей.
— О верной дружбе сложено много пословиц: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги!», «Дружба и братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух», «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью». Дети, как вы считаете, какая из этих пословиц подходит к рассказу «Друг детства»? (ответы детей).
— Старый друг лучше новых двух. Дети, об игрушках – друзьях не забывайте, никогда их не обижайте.
Борис Степанович Житков
«Как я ловил человечков»
(в сокращение).
Задачи. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Помочь детям вспомнить известные им рассказы. Напомнить детям жанровые особенности рассказов. Познакомить детей с рассказом Бориса Степановича Житкова «Как я ловил человечков». Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать читателя, способного отождествлять себя с литературным персонажем.
Материалы к деятельности. Знакомые детям детские книги сказок и рассказов с иллюстрациями.
Чтение.
— Дети, на литературные посиделки вас приглашаю, о книгах поговорить предлагаю. С книгой поведёшься – ума наберёшься. Книга учит, как на свете жить. Дети, как вы думаете, где нам будет удобнее провести литературные посиделки? (предложения детей).
Выбирается место для проведения беседы. Вариант: библиотека.
— Дети, книги в библиотеке, пожалуйста, посмотрите, рассказы найдите.
Дети свободно перемещаются по библиотеке, выбирая книги, ориентируясь на иллюстрации. Педагог контролирует, чтобы дети выбирали только рассказы.
— Дети, как нам отличить рассказ от сказки? (ответы детей).
— Рассказ нам расскажет о том, что в жизни бывает. Дети, вспомним рассказы, которые мы с вами читали.
Педагог показывает книгу, дети называют название книги и автора.
— Молодцы, дети. Вы помните название и авторов рассказов. Сегодня я вам прочитаю рассказ писателя Бориса Степановича Житкова «Как я ловил человечков». В этом рассказе писатель вспоминает своё детство.
Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: жёлтая и на ней два черных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулём винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был!
Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась: — Вот это уж не проси. Не то играть – трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память.
Я видел, что, если и заплакать, – не поможет. А пароходик важно стоял на полке на лакированных подставках. Я глаз от него не мог оторвать. А бабушка: — Дай честное слово, что не прикоснёшься. А то лучше спрячу-ка от греха.
И пошла к полке. Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом:
— Честное-расчестное, бабушка! — И схватил бабушку за юбку.
Бабушка не убрала пароходика.
Я все смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтобы лучше видеть. И все больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться.
И, наверно, в нем живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички.
Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, поглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты. А чуть шум – как мыши: юрк в каюту. Вниз – и притаятся. Я долго глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я прятался за дверь и глядел в щёлку. А они хитрые, человечки, знают, что я поглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может.
Я стал быстро-быстро глотать чай. И запросился спать. Бабушка говорит: — Что это? То тебя силком в кровать не загонишь, а тут этакую рань и спать просишься.
И вот, когда улеглись, бабушка погасила свет. И не видно пароходика. Я ворочался нарочно, так что кровать скрипела. Бабушка: — Чего ты все ворочаешься?
— А я без света спать боюсь. Дома всегда ночник зажигают.
Бабушка долго ковырялась и устроила ночник. Он плохо горел. Но все же было видно, как блестел пароходик на полке.
Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. И из дырочки глядел не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне все стало отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо. Только часы тикали. Вдруг что-то тихонько зашуршало. Я насторожился – шорох этот на пароходике. И вот будто дверка приоткрылась. У меня дыхание спёрло. Я чуть двинулся вперёд. Кровать скрипнула. Я спугнул человечка! Теперь уж нечего было ждать, и я заснул.
На другой день я вот что придумал. Человечки, наверно же, едят что-нибудь… И вот я выждал минуту, когда бабушка в кухне возилась, и положил леденец у самой дверки на пароходике... Бабушка ничего не заметила.
Ночью, когда бабушка заснула, я устроился в домике из одеяла и стал глядеть. На этот раз ночник горел замечательно, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым огоньком. Я глядел, глядел на этот огонёк и заснул, как назло! Человечки меня перехитрили. Я утром глянул – леденца не было…
Другой раз я положил хлеб. Я ночью даже слышал какую-то возню… Но наутро хлеба не было. Чуть только крошек осталось.
Я решил, что у них на пароходике с обеих сторон идут лавки. Во всю длину. И они днём там сидят рядком и тихонечко шепчутся. Про свои дела. А ночью, когда все-все заснут, тут у них работа.
Я не мог больше терпеть.
И вот – я решил непременно взять пароходик и посмотреть, и поймать человечков. Хоть одного. Надо только устроить так, чтобы остаться одному дома …
Бабушка вдруг хватилась: — Боря, Борюшка, где ж ты?
Я молчу и глаза закрыл. Бабушка ко мне: — Что это ты лёг? — Голова болит.
Она тронула лоб. — Погляди-ка на меня! Сиди дома. Пойду, малины возьму в аптеке. Скоро вернусь. А ты раздевайся-ка и ложись. Ложись, ложись без разговору!
Бабушка заперла меня на ключ. Я выждал пять минут: а вдруг вернётся?..
А потом я вскочил с постели как был, в рубахе. Я вскочил на стол, взял с полки пароходик. Сразу, руками понял, что он железный, совсем настоящий.
Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли? Но они, конечно, примолкли. Поняли, что я схватил их пароход. Ага! Сидите там на лавочке, и примолкли, как мыши. Я слез со стола и стал трясти пароходик.
Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются. Но внутри было тихо. Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные.
Ага! Так погодите же. Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там накрою. Я стал подковыривать палубу. Ух, как плотно все заделано! Мачты поднимались вместе с палубой. А мачтам не давали подниматься эти верёвочные лесенки, что шли от мачт к бортам. Их надо было отрезать – иначе никак. Я на миг остановился.
Всего только на миг. Но сейчас же торопливой рукой стал резать эти лесенки. Готово, все они повисли, мачты свободны. Я стал приподнимать палубу. Я боялся сразу делать большую щель. Они бросятся все сразу и разбегутся. Я оставил щёлку, чтобы пролезть одному. Он полезет, а я его – хлоп! – и захлопну, как жука в ладони.
Я ждал и держал руку наготове – схватить.
Не лезет ни один! Я тогда решил сразу отвернуть палубу и туда в серёдку рукой – прихлопнуть. Хоть один, да попадётся. Только надо сразу: они уж там небось приготовились – откроешь, а человечки прыск все в стороны.
Я быстро откинул палубу и прихлопнул внутри рукой. Ничего. Совсем, совсем ничего! Даже скамеек этих не было. Голые борта. Как в кастрюльке. Я поднял руку. Под рукой, конечно, ничего.
У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу. Все криво становилось. И лесенки никак не приделать. Они болтались как попало. Я кой-как приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь – всё пропало!
Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой. Слышу ключ в дверях.
— Бабушка! — под одеялом шептал я. — Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то!
А бабушка стояла уж надо мной и по голове гладила: — Да чего ты ревёшь, да плачешь-то чего? Родной ты мой, Борюшка! Видишь, как я скоро?
Она ещё не видала пароходика.
— Этой истории конец, а кто слушал молодец.
Весёлые упражнения «Кораблик».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
По реке плывёт кораблик. | Руки вперёд, ладони вместе. Волнообразные движения рук. |
Он плывёт издалека. | Правая рука ребром ладони прижата ко лбу. «Смотрим вдаль». |
На кораблике четыре Очень храбрых моряка. | Ходьба на месте, марш. |
У них ушки на макушке, | Указательными пальцами рук показать ушки над головой. |
У них длинные хвосты, | Правой рукой движение от правого бока верх-назад, показать «хвост». |
И страшны им только кошки, Только кошки да коты Даниил Хармс | Руки перед собой, пальцы-коготки раскрыты. Попеременно руки вперёд и к себе. «Кошка». |
— А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
- Дети, как вы думаете, почему бабушка не разрешила мальчику играть с пароходом?
— Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась: — Вот это уж не проси. Не то играть – трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память. Пароходик дорог бабушке не потому, что он дорого стоит. Пароходик дорог, как память о любимом муже или верном друге.
- О чём думал, Боря, когда смотрел на пароходик?
— Я все смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтобы лучше видеть. И все больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И, наверно, в нем живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички.
- Дети, как вы считаете, почему мальчик сломал кораблик?
— Боря хотел поймать человечков, что прятались в пароходике. Но человечки – это фантазия, выдумка мальчика. Боря увлёкся своей выдумкой, а об обещании бабушке забыл.
- Дети, что обещал Боря бабушке?
— Дай честное слово, что не прикоснёшься. А то лучше спрячу-ка от греха. И пошла к полке. Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом: — Честное–расчестное, бабушка!
И схватил бабушку за юбку. Бабушка не убрала пароходика.
- Как вы думаете, почему плакал Боря, когда пришла бабушка?
— Бабушка! — под одеялом шептал Боря. — Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то!
— Возможно, Боре было жалко пароходик, который он сломал. Возможно, он боялся, что бабушка его накажет. Но я думаю, Боря плакал потому, что ему было стыдно. Он дал бабушке честное–расчестное слово не трогать пароход. А сам его сломал.
- Дети, как бы вы поступили на месте Бори?
— Дал слово – держись, а если не в силах удержаться, не обещай, честное слово не давай.
- Дети, если бы вы были на месте Бори, что бы вы сказали бабушке, когда она пришла домой?
— Дети, от взрослых ничего не скрывайте, честно поступайте. Если плохое дело совершили, наказание заслужили. От человека утаишь, от совести не утаишь. С чистой совестью спокойно заснёшь. Совесть дороже золота.
— Дети, вам понравились наши литературные посиделки? (ответы детей).
— Спасибо, дети! Вы внимательные слушатели и умные собеседники. Хорошая книга – лучший друг, гласит народная мудрость.
Наталья Павлова
«Самый лучший подарок».
Задачи. Познакомить детей с рассказом Натальи Павловой «Самый лучший подарок». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Поддерживать интерес детей к игрушкам.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ «Самый лучший подарок».
Завтра у Серёжи день рождения. Ему исполняется семь лет. «Пойдём в магазин выбирать тебе подарок», — сказал папа. И они отправились в «Детский мир». Там есть большой-большой зал. На полках лежат игрушки. Их можно трогать, брать в руки, рассматривать.
Серёжа с папой стали ходить и выбирать игрушку в подарок. Серёже сразу понравилась гоночная машина. Она была, как настоящая: блестящая, ярко-красная. И размером почти, как настоящий автомобиль.
— Давай её купим! — закричал Серёжа. — Бери машину, пойдём скорее в кассу!
Папа подумал-подумал и говорит: «Давай ещё посмотрим. Может быть что-то другое понравится».
Долго выбирал мальчик игрушку... Ему понравились и самолёт, и корабль, и танк. Потом Серёжа увидел железную дорогу с заводным паровозом, потом – пожарную машину с лестницами и сиреной... Так они ходили-ходили и ничего не купили. Хороших игрушек много, а надо выбрать одну...
И тут Серёжа увидел большую коробку, а на ней игрушки нарисованы: машина, робот, корабль и ещё много других.
— Это конструктор, — сказал папа. — Вот что нам нужно! Теперь ты сам любые игрушки из деталей соберёшь.
И они купили конструктор. Это очень хороший подарок!
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
- Зачем папа и Серёжа пошли в магазин?
— Завтра у Серёжи день рождения. Ему исполняется семь лет. «Пойдём в магазин выбирать тебе подарок», — сказал папа. И они отправились в «Детский мир».
- Какая игрушка первая привлекла внимание Серёжи?
— Серёжа с папой стали ходить и выбирать игрушку в подарок. Серёже сразу понравилась гоночная машина. Она была, как настоящая: блестящая, ярко-красная. И размером почти, как настоящий автомобиль.
— Давай её купим! — закричал Серёжа. — Бери машину, пойдём скорее в кассу!
- Дети, как вы думаете, почему папа не купил сыну гоночную машину?
— Папа подумал-подумал и говорит: «Давай ещё посмотрим. Может быть что-то другое понравится».
- На какие игрушки обратил внимание Серёжа?
— Долго выбирал мальчик игрушку... Ему понравились и самолёт, и корабль, и танк. Потом Серёжа увидел железную дорогу с заводным паровозом, потом – пожарную машину с лестницами и сиреной... Так они ходили-ходили и ничего не купили. Хороших игрушек много, а надо выбрать одну...
- Какой подарок выбрал Серёжа?
— И тут Серёжа увидел большую коробку, а на ней игрушки нарисованы: машина, робот, корабль и ещё много других.
— Это конструктор, — сказал папа. — Вот что нам нужно! Теперь ты сам любые игрушки из деталей соберёшь.
И они купили конструктор. Это очень хороший подарок!
- Дети, как вы считаете, почему конструктор – очень хороший подарок?
— Это конструктор, — сказал папа. — Вот что нам нужно! Теперь ты сам любые игрушки из деталей соберёшь.
- Гоночная машина, самолёт, корабль танк, железная дорога, пожарная машина, конструктор – всё это …
— На полках лежат игрушки.
- Дети, а какой подарок вы бы выбрали себе на день рождения?
— Дети, игрушки – наши друзья. Игрушку–друга выбираем, весело играем.
Стихотворения
Нина Петровна Найдёнова
«Наши игрушки».
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Нины Петровны Найдёновой «Наши игрушки». Воспитывать чуткость детей к художественному слову, бережное отношение к игрушкам.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение «Наши игрушки».
Много игрушек в детском саду,
Наши игрушки стоят на виду:
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
И барабан, и балалайки.
Куклы нарядные в косах сидят,
Куклы на зайцев и мишек глядят.
Мы наши игрушки не бьём, не ломаем,
Их у товарищей не отнимаем.
Наши игрушки стоят на виду, –
Все у нас общее в детском саду.
Вопросы к детям.
— Дети, что такое игрушка?
— Игрушка – это предмет для игры.
— Дети, а в нашем детском саду есть игрушки?
— В какие игрушки вы любите играть?
Если дети называют игры, а не игрушки, педагог поясняет отличие игрушки от игры. Игрушка – это предмет.
— Дети, как вы относитесь к игрушкам?
— Мы наши игрушки не бьём, не ломаем, их у товарищей не отнимаем.
— Дети, как вы считаете, почему к игрушкам нужно бережно относится?
— Игрушки – это не просто предмет. Игрушки – наши друзья и помощники в играх. А мы не обижаем своих друзей.
Агния Львовна Барто
«Наша Таня».
Задачи. Воспитывать чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к художественному слову. Развивать способность детей понимать, осознавать чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Агнии Львовны Барто «Наша Таня».
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
«Тише, Танечка, не плачь –
Не утонет в речке мяч!»
— Дети, как вы думаете, какие эмоции испытывала Таня, когда уронила в речку мячик? (ответы детей).
— Тане грустно, она плачет. Дети, что почувствовала Таня, когда ей объяснили, что мячик не утонет? (ответы детей).
— Сначала Тане почувствовала грусть, печаль, а затем радость, веселье. Дети, я буду читать стихотворение, а вы, мои юные артисты, покажите чувство Тани с помощью мимики и жеста.
Педагог медленно читает стихотворение, дети играют этюд.
— Замечательно! Спасибо, дети, вы прекрасные артисты. Грусть и радость Тани изобразили, чувства мимикой правильно отразили. Дети, а теперь представьте, как вы будете читать стихотворение. Первые строчки стихотворение «Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик» мы читаем как? (ответы детей).
— Первые строчки мы читаем грустно, мы сочувствуем Тане. Дети, а следующие строчки «Тише, Танечка, не плачь – не утонет в речке мяч!» как вы прочитаете? (ответы детей).
— Мы успокаиваем Таню ласково, нежно, объясняем ей, что мяч не утонет. Дети, кто хочет прочитать это стихотворение со сцены?
Желающие дети читают стихотворение.
— Спасибо, юные артисты. Стихотворение выразительно читали, но особенно мне понравилось чтение… (педагог называет имена детей).
Агния Львовна Барто
«Игрушки».
Задачи. Воспитывать чуткость и эмоциональную отзывчивость детей к художественному слову. Развивать способность детей понимать, осознавать чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.
Чтение.
— Дети, предлагаю вам вспомнить короткие стихотворения о игрушках русской детской поэтессы Агнии Львовны Барто. Стихотворение Агнии Барто «Лошадка».
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
— Дети, как вы думаете, что чувствует хозяин лошадки? (ответы детей).
— Хозяин лошадки гордится своей лошадкой. С какой интонацией вы прочитаете это стихотворение? (ответы детей).
— Дети, а можно это стихотворение прочитать грустно? (ответы детей).
— Стихотворение Агнии Львовны Барто читается торжественно, радостно, с гордостью о красивой лошадке. Дети, кто хочет прочитать это стихотворение со сцены?
Желающие дети читают стихотворение.
— Спасибо, юные артисты. Стихотворение выразительно читали, но особенно мне понравилось чтение… (педагог называет имена детей).
— Стихотворение Агнии Барто «Зайка».
Зайку бросила хозяйка –
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
— Дети, что вы можете сказать о девочке, хозяйки зайки, какая она? (ответы детей).
— Хозяйка зайки равнодушная, беспечная, ленивая. Дети, как вы думаете, что почувствовал зайка, когда его бросила хозяйка? (ответы детей).
— Зайка холодно, грустно, страшно под дождём. Дети, с какой интонацией вы прочитаете это стихотворение? (ответы детей).
— Можно прочитать стихотворение грустно, жалко зайку. Можно прочитать стихотворение сердито, рассердится на тех детей, кто бросил зайку. Дети, а можно это стихотворение прочитать радостно? Почему? (ответы детей).
— Дети, кто хочет прочитать это стихотворение со сцены?
Желающие дети читают стихотворение.
— Спасибо, юные артисты. Стихотворение выразительно читали, но особенно мне понравилось чтение… (педагог называет имена детей).
— Стихотворение Агнии Барто «Мишка».
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
— Дети, что вы можете сказать о детях, которые уронили мишку на пол, какие они? (ответы детей).
— Дети, которые обижают других бессердечные, бездушные, жестокие. Дети, что вы можете сказать о хозяйке мишки, какая она? (ответы детей).
— Девочка милосердная, справедливая, заботливая, любящая, добрая. Дети, как вы думаете, что почувствовала хозяйка мишки? (ответы детей).
— С какой интонацией вы прочитаете это стихотворение? (ответы детей).
— Первые строчки стихотворения читаются грустно или сердито.
Педагог читает оба варианта.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
— Нам жалко мишку, грустно, что его обидели. Мы сердимся на тех, кто обидел мишку. Следующие строчки стихотворения читаем решительно или ласково.
Педагог читает оба варианта.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
— Мы не бросим мишку, потому что мы его любим. Дети, кто хочет прочитать это стихотворение со сцены?
Желающие дети читают стихотворение.
— Спасибо, юные артисты. Стихотворение выразительно читали, но особенно мне понравилось чтение… (педагог называет имена детей).
— Стихотворение Агнии Барто «Бычок».
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
— Дети, как вы думаете, что чувствует бычок? (ответы детей).
— Бычок боится идти по доске. С какой интонацией вы прочитаете это стихотворение? (ответы детей).
— Дети, а можно это стихотворение прочитать радостно? Почему? (ответы детей).
— Дети, кто хочет прочитать это стихотворение со сцены?
Желающие дети читают стихотворение.
— Спасибо, юные артисты. Стихотворение выразительно читали, но особенно мне понравилось чтение… (педагог называет имена детей).
— Стихотворения Агнии Львовны Барто небольшие, короткие, но сколько эмоций они отражают.
Юля Володина
«Матрёшки».
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Юли Володиной «Матрёшка». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать чуткость детей к художественному слову, бережное отношение к игрушкам.
Игровой материал. Матрёшки на каждого ребёнка.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение «Матрёшки».
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка.
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем —
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки —
Какие весёлые
Эти матрёшки!
Вопросы к детям.
— Дети, что такое матрёшка?
— Матрёшка – это игрушка. Русская матрёшка знаменита на весь мир.
Педагог показывает игрушку.
— Дети, из чего сделана матрёшка?
— Русская матрёшка – это деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.
Педагог разбирает матрёшку и показывает маленькие матрёшки.
— Матрёшки просят бережно к ним относится: на пол не бросать, не кидать и не обижать.
— Дети, как можно играть с матрёшкой?
Педагог предлагает детям поиграть с матрёшкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. До свидания, лето. Читаем детям 5-7 лет.
Тема недели «До свидания, лето». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....
Волкова Н.А. День знаний. Читаем детям 5-7 лет.
Тема недели «День знаний». Картотека бесед....
Волкова Н.А. Урожай. Читаем детям 5-7 лет.
Тема недели «Урожай». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....
Волкова Н.А. Мой дом. Читаем детям 5-7 лет.
Тема недели «Мой дом». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....
Волкова Н.А. Краски осени. Читаем детям 5-7 лет.
Тема недели «Краски осени». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....
Волкова Н.А. Дети. Читаем детям 5-7 лет.
Тема недели «Детский сад»....
Волкова Н.А. Дружба. Читаем детям 5-7 лет.
Тема недели «Дружба»....