Волкова Н.А. Краски осени. Читаем детям 5-7 лет.
картотека по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Краски осени». Картотека бесед с детьми 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_n.a._kraski_oseni._chitaem_detyam_5-7_let.docx178.11 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «Краски осени».

Лексическая тема «Осень».

Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Формирование интереса и потребности детей в чтении.

“Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство                                         для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка”.

Василий Александрович Сухомлинский

Содержание.

Жанр

Произведение

Задачи.

Сказки

Грибачёв Н.М.

«Заяц Коська и его друзья», глава «Рыжие листья».

Познакомить детей со сказкой, помочь детям понять смысл сказки. Формировать умение детей отличать сказочные ситуации от реальных событий. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Домаренок Т.И.

«Осень».

Формировать умение детей отличать сказочные ситуации от реальных событий.

Рассказы

Соколов-Микитов И. С.

 «Лес осенью».

Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Воспитывать любовь к Родине.

Пересказ рассказа 

Соколова-Микитова И.С.  «Лес осенью».

Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать рассказ, придерживаясь плана. Развивать эмоциональную сферу детей, способность воспринимать эмоциональный настрой художественного произведения.

Соколов-Микитов И. С.

 «Осень в лесу».

Развивать эмоциональную сферу детей, способность воспринимать эмоциональный настрой художественного произведения. Воспитывать любовь детей к природе.

Скребицкий Г. А.

«Четыре художника»

Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты.

Осеева В. А.

«До первого дождя».

Формировать умение детей понимать мотивы поступков героев, переживания персонажей, выражать своё отношение к ним. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Стихо- творение

Сенатович О.

«Осенний пожар».

Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, выделяя красочные эпитеты, метафоры.

Бунин И. А.

«Листопад».

Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, выделяя красочные эпитеты, метафоры.

Поэтический салон

«Краски осени».

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений о природе. Формировать умение детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Агеева И. Д.

«Берёза».

Воспитывать любовь детей к Родине, чуткость к художественному слову. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения.

Русская народная потешка

 «Рябинушка».

Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении по ролям.

Сыроежина Т.

«Не ломайте деревья».

Воспитывать бережное отношение детей к растениям, чуткость к художественному слову. Продолжать формировать у детей навыки культуры поведения в природе.

Сказки

Николай Матвеевич Грибачёв

«Заяц Коська и его друзья», глава «Рыжие листья».

Задачи. Познакомить детей со сказкой Николая Матвеевича Грибачёва «Заяц Коська и его друзья», помочь детям понять смысл сказки. Формировать умение детей отличать сказочные ситуации от реальных событий. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Чтение.

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Расскажу я вам то ли быль, то ли сказку. Быль – это рассказ об осенних изменениях в лесу, которые происходят на самом деле. Сказка – жители леса разговаривают на человеческом языке. Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно, быль замечайте, от сказки отличайте.

Осень в лес пришла. Зелёными остались только сосны и ёлки, другие деревья стали делаться жёлтыми, рыжими, красными. Но больше всего, конечно, жёлтыми. И листья с них полетели — плывёт по воздуху листок, падает в траву, шелестит — шшу-шшу-шшурх! Ветер холодный между деревьями шумит — чшу-чшу-чшух!

Обрадовалась лиса Лариска — вот как хорошо все выходит, думает она, жёлтые да рыжие листья на мою шкуру похожи. Наметёт их ворохами по канавам, спрячусь я туда и подстерегу зайца Коську. Он-то меня среди жёлтых и рыжих листьев не заметит, а я его ам — и съем!

А заяц Коська первый год на свете жил, осени ещё не видел. И очень боязно ему было — ночью спать не может. Шум кругом стоит, шелест, а ему кажется — подползает кто-то, съесть его собирается. Смотрит он, смотрит в темноту, глаза лапами продирает, а все ничего не видать. Утром встал, холодной водой глаза промыл. «Пойду-ка я, — решил он, — похожу, поброжу, с ежом Кирюхой поговорю. Он четвёртый год на свете живёт, может, расскажет что-нибудь».

Пришёл он к дому ежа, в дверь постучал — никто не отвечает, в окно постучал — тоже никто не отвечает. «Может, заболел ёж Кирюха? — подумал заяц Коська. — Может, ему скорая помощь нужна? Придётся без приглашения заходить».

Зашёл в сени — нет никого. Зашёл на кухню — нет никого. Отыскался ёж Кирюха в самой дальней комнате, где и окон нету.

— Что это у тебя, ёж Кирюха, так темно и сыро? — удивился заяц Коська. — Может, заболел ты?

— 0-оах! — зевнул ёж Кирюха. — Ничего я не заболел, а просто спать хочу.

— Так ведь спать ночью надо, а сейчас утро!

— Ничего ты не понимаешь, — сказал ёж Кирюха и опять зевнул. — Осень вон пришла, за ней зима со снегом и морозом. А мы, ежи, всю зиму спим. Ни есть нам, ни пить не надо, спим — и все. Так что ты иди по своим делам, а я устраиваться буду. Весной приходи, может, чего расскажешь.

«Ну, и ленивый этот еж Кирюха, — подумал заяц Коська. — Это ж надо — всю зиму спать! Бока, наверное, болеть будут. Пойду к медведю Потапу, может, он чего посоветует».

Медведь Потап около берлоги лежал. Голова на лапах, глаза закрыты. Поздоровался с ним заяц Коська раз — не слышит медведь; поздоровался второй — опять не слышит. Тогда чуть не в ухо крикнул;

— Здравствуй, медведь Потап! Открыл медведь один глаз наполовину, спросил сонным голосом:

— Это кто тут шумит?

— Да я это, заяц Коська!

— А чего тебе надо? Я спать хочу.

— Так ведь спят ночью, а сейчас утро!

— Ничего ты не понимаешь, — добродушно проворчал медведь Потап, удивляясь, что заяц не знает таких простых вещей. — Мы, медведи, как зима наступает, все время спим. Я мороза и снега не люблю, у меня лапы мёрзнут.

— Ох, помрёшь ты от голода, медведь Потап!

— Не помру, я под шубой знаешь сколько жира запас? До тёплых дней хватит. Ты ко мне весной приходи, новости расскажешь. А сейчас ступай, только вон в углу лыжи стоят — себе их возьми. В прошлом году я их Мишутке сделал, да теперь он вырос, малы они ему.

— Да зачем мне лыжи? — удивился заяц Коська. — Я на них и ходить не умею.

— Ты бери, бери, зима придёт — научишься. Ни лиса, ни волк тебя не догонят. А ко мне весной забегай, поговорим-умм!

И опять закрыл медведь глаза, дремать стал. А заяц Коська хоть и не понял, для чего ему нужны лыжи, забрал их и отнёс домой. После обеда пошёл он искать бобра Борьку — может, он чего интересное расскажет? Берег речки от дождей скользким сделался, по воде от ветра волны гуляют, а бобёр Борька лозовые ветки грызёт и куда-то под воду таскает.

— Здравствуй, бобёр Борька! — сказал заяц Коська. — Не знаешь ты, что у нас в лесу делается? Ёж Кирюха совсем ленивым стал, даже разговаривать не может, у медведя Потапа только один глаз наполовину открывается. Говорят — спать всю зиму будут. А как ты, бобёр Борька, тоже спать ляжешь?

— Я в свою хатку под берегом спрячусь. На реке лёд станет, а там тепло. Буду лозу грызть, когда книжку почитаю, когда посплю. Вот как разлив кончится, приходи, ладно? А сейчас мне некогда, работы много.

Совсем скучно стало зайцу Коське, даже плакать хочется — один он остался, поговорить и то не с кем. Идёт он, голову повесил, да вдруг слышит на ёлке:

— Цок-цок! Что это ты, заяц Коська, скучный такой? Или беда какая приключилась?

Смотрит заяц Коська — это белка Ленка на ёлке сидит, шишку грызёт. Рассказал он ей и про ежа Кирюху, и про медведя Потапа, и про бобра Борьку.

— Ну, и пусть спят! — сказала белка. — Они от веку лодыри. Зимой в лесу знаешь, как хорошо? Иней голубой на ветках, снежок пушистый, в мороз небо синее, весь день гулять хочется. А то все лето да лето — скучно даже! Эх, побегаем мы с тобой наперегонки по сугробам!

— А ты не будешь спать, белка Ленка?

— Не буду.

— Спасибо тебе, а то совсем мне скучно стало. Я к тебе часто приходить буду, ладно?

— Приходи.

Повеселел заяц Коська, будет все же у него компания на зиму. Даже песню сочинять на ходу стал:

Осень наступает,

Дождь со всех сторон.

Липа лист роняет,

Лист роняет клён.

В иглах спрятав брюхо,

Месяцев на пять

Ляжет ёж Кирюха

Беспробудно спать.

Пусть ему приснится

Солнце и река,

Травка медуница,

Сорок три жука.

А я спать не стану,

Утром выйду в путь,

Белую достану

Шубу где-нибудь.

К белым тучам близко

Белая земля.

Эй, лиса Лариска,

Отыщи — где я?

И только пропел это заяц Коська, справа от него зашевелилось что-то жёлтое с рыжим, на листья похожее. И не успел он ничего сообразить, как ему бок словно обожгло. Прыгнул он что было сил, стрелой через пень перелетел, через ямку. За большим дубом остановился отдышаться. Глянул назад — а на полянке лиса Лариска сидит.

— Хи-хи-хи! — засмеялась лиса Лариска. — Что, попробовал моих коготков? Это я ещё сытая, тяжело мне прыгать, а то съела бы я тебя и косточки по кустикам развесила. Ну, да никуда ты от меня не денешься — теперь всюду жёлтые и рыжие листья, на мою шкуру похожи. Спрячусь среди них — и не заметишь, сам в рот попадёшь. И дружки твои, ёж Кирюха да медведь Потап, не помогут — лежебоками стали, глаза у них жиром заплыли. Хи-хи-хи!

— А вот скоро зима придёт, — сказал заяц Коська,— и я белую шубу надену. Ты видна будешь, а меня от сугроба не отличишь.

— Хи-хи-хи! — показала зубы лиса Лариска. — Не доживёшь ты до зимы, подкараулю я тебя и съем. Хи-хи-хи!

Побежал заяц Коська домой. «Ну, — подумал он, — раз лису Лариску трудно стало от листьев отличить, таки не буду я по лесу ходить. Лучше голодным перележу, а в крайнем случае в поле сбегаю, там все-таки далеко видно».

Так и сделал. С утра до обеда лежит лиса Лариска в жёлтых и рыжих листьях, зайца караулит — нету его; от обеда до вечера по лесу бегает, ищет — нету и нету.

Так и не поймала она до зимы зайца Коську.

— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, о каком времени года говорится в сказке?

Осень в лес пришла.

  • Дети, что в этой сказке быль?

Осень в лес пришла. Зелёными остались только сосны и ёлки, другие деревья стали делаться жёлтыми, рыжими, красными. Быль в этой сказке то, что звери рассказали о себе. Мы, ежи, всю зиму спим. Мы, медведи, как зима наступает, все время спим. Я, бобр, в свою хатку под берегом спрячусь.

  • Дети, чем порадовала осень лису Лариску?

Обрадовалась лиса Лариска — вот как хорошо все выходит, думает она, жёлтые да рыжие листья на мою шкуру похожи. Наметёт их ворохами по канавам, спрячусь я туда и подстерегу зайца Коську.

  • Как заяц Коська перехитрил лису?

Побежал заяц Коська домой. «Ну, — подумал он, — раз лису Лариску трудно стало от листьев отличить, таки не буду я по лесу ходить. Лучше голодным перележу, а в крайнем случае в поле сбегаю, там все-таки далеко видно».

  • Дети вам понравилась сказка Николая Матвеевича Грибачёва «Заяц Коська и его друзья»?

— Я вам прочитала только одну главу этой сказки. О других приключениях зайца Коськи и его друзей вы узнаете, если попросите родителей прочитать вам всю книгу Николай Матвеевич Грибачёв «Заяц Коська и его друзья». Дети, а где можно найти нужные нам книги? (ответы детей).

— Интересные книги можно найти в библиотеке, в книжном магазине или на просторах интернета. Дети, сказки о природе читайте, быль и вымысел отличайте. Сказка разумна да хитра, много правды скрывает она.

Татьяна Ивановна Домаренок

«Осень».

Задачи. Познакомить детей со сказкой Татьяны Ивановны Домаренок «Осень». Формировать умение детей отличать сказочные ситуации от реальных событий. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Чтение.

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Расскажу я вам то ли быль, то ли сказку. Быль – это рассказ об осенних изменениях в природе, которые происходят на самом деле. Сказка – растения и птицы разговаривают на человеческом языке. Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно, быль замечайте, от сказки отличайте.

Целых три месяца девушка Лето гуляла по лесу. С ней подружились буквально все: зверушки и птицы, деревья, кусты, цветы, бабочки и жучки. С девушкой Лето было так хорошо и тепло!  Потому что Лето – девушка весёлая, с ней очень интересно.  Она дарила луговым цветам яркие и нежные краски, лесным ягодам – чудесный аромат. А сколько звонких песен она сочинила для птиц, ими наслаждался весь лес!

Но вот прошли три летних месяца – июнь, июль и август, и девушка Лето, попрощавшись со всеми, убежала куда-то в другие края. И сразу вслед за ней, подули неизвестно откуда прилетевшие холодные ветры, а на деревьях появились первые жёлтые листочки. Теплолюбивые птички забеспокоились – холодно!

– Нужно лететь вслед за Летом в тёплые края! – размышляли вожаки птичьих стай.

Заплакали цветы, склонив свои головки. Они-то знали, что скоро совсем замёрзнут. Да и деревья приуныли, глядя, как с их ветвей слетает на землю пожелтевшая листва. Зверушки в лесу совсем растерялись. Что теперь будет?

Наступил первый день осени. Ранним утром все в лесу увидели, как к ним через поле идёт уже совсем другая девушка с умными немножко грустными глазами.

– Это Осень, – прошептали деревья.

– Да, это она! – подтвердили травы и цветы.

– Что ж вы приуныли! – сказала Осень, с улыбкой глядя на всех. – Не бойтесь! Все будет хорошо. Только всем жителям леса нужно как следует подготовиться к приходу холодов.

Вам, травы и цветы, помогут эти опадающие жёлтые листья. Они укроют и защитят ваши корешки от зимних морозов. Так, чтобы весной вы смогли снова расцвести.

А вы, воробьи и синицы, галки и вороны, тоже не волнуйтесь. Я вам приготовила к зиме пищу. Посмотрите на эти ягоды шиповника и рябины. Они для вас! Малыши: ёжики, мышки и белочки, почему растерялись? Ищите в лесу грибы, орехи и яблоки, а в поле зёрнышки. Делайте для себя запасы на холодную и голодную зиму. Тогда она вам не будет страшна! Деревья и кусты, не плачьте! Все листики, которые вы потеряете сейчас, весной снова вырастут из ваших почек. Только не растеряйте запасы живицы, что течёт по вашим стволам. Она – ваше питание на долгую зиму. Ну, а вы, наши дорогие певчие птицы! Вам не уберечься здесь от холодов.  Потому летите на юг. Вы перезимуете там, а весной, когда потеплеет, вновь вернётесь к нам. Мы вас будем ждать с нетерпением!

После таких приободряющих слов золотокудрой Осени весь лес повеселел, зашумел, загудел в работе. А певчие птицы, обсудив планы перелёта и отдохнув, как следует, собрались в далёкое путешествие. И вот уже ранним утром к югу потянулись стаи перелётных птиц. А девушка Осень, провожая их, глядела в небо им вослед и желала доброго и счастливого пути.

— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, как было в лесу летом?

С девушкой Лето было так хорошо и тепло!

  • Что дарило Лето цветам, ягодам и птицам?

Она дарила луговым цветам яркие и нежные краски, лесным ягодам – чудесный аромат. А сколько звонких песен она сочинила для птиц, ими наслаждался весь лес!

  • Дети, что произошло, когда ушло Лето?

И сразу вслед за ней, подули неизвестно откуда прилетевшие холодные ветры, а на деревьях появились первые жёлтые листочки.

  • О чём предупредила Осень жителей леса?

Только всем жителям леса нужно как следует подготовиться к приходу холодов.

  • Что поможет цветам и травам защититься от холода?

Вам, травы и цветы, помогут опадающие жёлтые листья. Они укроют и защитят ваши корешки от зимних морозов.

  • Что посоветовала Осень ежам, мышам, белочкам?

Ищите в лесу грибы, орехи и яблоки, а в поле зёрнышки. Делайте для себя запасы на холодную и голодную зиму.

  • Что сказала Осень певчим птицам?

Ну, а вы, наши дорогие певчие птицы! Вам не уберечься здесь от холодов.  Потому летите на юг. Вы перезимуете там, а весной, когда потеплеет, вновь вернётесь к нам. Мы вас будем ждать с нетерпением!

  • Дети вам понравилась сказка Татьяны Ивановны Домаренок «Осень».

— Дети, сказки о природе читайте, быль и вымысел отличайте. Сказка разумна да хитра, много правды скрывает она.

Рассказы

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

 «Лес осенью».

Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Познакомить детей с рассказом Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лес осенью». Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Воспитывать любовь детей к Родине, родной природе.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в осеннем лесу вместе с русским писателем Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно, выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал нам яркие образы осеннего леса. Рассказ называется «Лес осенью».  

Педагог читает, выделяя прилагательные голосом.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

— Путешествию конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, о каком времени года рассказал писатель?
  • Что интересного заметил автор осенью в русском лесу?

— Дети, вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Сергеевич описал свои впечатления. При необходимости педагог сам отвечает на вопрос и просит детей повторить ответ хором или по одному.

  • Каков русский лес в осенние дни?

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни.

  • Какие листья берёз?

Падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья.

  • Какие нити паутинки?

От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины.

  • Какие цветут цветы?

Ещё цветут поздние осенние цветы.

  • Какой воздух в лесу?

Прозрачен и чист воздух.

  • Какая листва шелестит под ногами?

Лишь шелестит под ногами опавшая листва.

  • Хорошо в каком лесу?

Хорошо в осеннем цветистом лесу...

  • Что слышится и видится в осеннем лесу?

  — Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

  • Дети, почему автор назвал осенний лес цветистым?

— Разноцветна листва деревьев в лесу осенью.

Педагог ещё раз читает рассказ «Лес осенью», выделяя голосом названные прилагательные.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

— Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лес осенью»? (ответы детей).

— Читая рассказ «Лес осенью» я вижу красоту русского осеннего леса, ощущаю свежесть чистого воздуха, слышу шорох опавшей листвы, чувствую любовь автора к родной природе. Как прекрасны произведения русских писателей о природе! Как выразителен, ярок, звучен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.

Игровая ситуация «Театр».

Пересказ рассказа 

Соколова-Микитова И.С.  «Лес осенью».

Задачи. Формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказать рассказ, придерживаясь плана. Помочь детям составить план пересказа рассказа. Развивать эмоциональную сферу детей, способность воспринимать эмоциональный настрой художественного произведения. Воспитывать артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал.

Игра.  

— Дети, в театр вас приглашаю, в декламацию поиграть предлагаю. Декламатор – это артист, который выразительно читает произведения. Дети, я предлагаю вам стать декламаторами и прочитать рассказ «Лес осенью» со сцены. Вы согласны? (ответы детей).

— Дети, я напомню вам рассказ. Педагог эмоционально, выразительно читает рассказ.

— Рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лес осенью».

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

— Декламаторы, вам предстоит пересказать рассказ «Лес осенью». Чтобы ничего не пропустить, составим план пересказа. Дети с чего начнём пересказ рассказа? (ответы детей).

— Правильно, сначала называют автора рассказа и название рассказа. Дети, как вы думаете, сколько частей в этом рассказе? (предложения детей).

— Дети, мы выделим следующие части в рассказе «Лес осенью».

План пересказа.

  1. Красив и печален лес осенью.
  2. Воздух и вода.
  3. Тишина.
  4. Легко и хорошо.

— Дети, как вы думаете, этот рассказ нужно читать задорно, бодро или неторопливо, задумчиво? (ответы детей).

— Дети, послушайте, пожалуйста, рассказ ещё раз. Слушайте внимательно да примечайте, какие слова использует автор рассказа.

Педагог выразительно рассказ, делая паузы после каждой части.

— Рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лес осенью».

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

— Дети, кто желает выступить на сцене.

Желающие дети поочерёдно пересказывают рассказ. Педагог контролирует, чтобы ребёнок назвал автора и название рассказа, последовательно и логично пересказывал, используя авторские выражения.

Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

— Восхитительно! Спасибо, дети! Вы все рассказывали выразительно, подробно, интересно. Но особенно я хотела бы отметить декламацию …

Педагог называет, несколько детей, чьи декламации были последовательны и выразительны.

— Дети, интересные рассказы запоминайте, друг другу наизусть читайте.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов 

«Осень в лесу».

Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Познакомить детей с рассказом Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Осень в лесу». Развивать эмоциональную сферу детей, способность воспринимать эмоциональный настрой художественного произведения. Воспитывать любовь детей к природе.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в осеннем лесу вместе с русским писателем Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно. Выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал яркие образы осеннего леса. Рассказ называется «Осень в лесу».  

Педагог читает, выделяя прилагательные голосом.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева и куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • О каком времени года рассказывает писатель?
  • Дети, когда наступает осень?

После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

  • Какие грибы нашёл автор в лесу?

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

  • Где и какие ягоды увидел писатель?

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

  • Какие птицы готовятся к отлёту?

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева и куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.

  • Дети, какие лесные птицы остаются зимовать?

Остаются зимовать рябчики, тетерева и куропатки.

Педагог ещё раз читает рассказ, выделяя прилагательные голосом.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева и куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.

Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Осень в лесу»? (ответы детей).

— Читая рассказ «Осень в лесу» я чувствую любовь автора к родной природе. Рассказы Ивана Сергеевича Соколова-Микитова интересны и познавательны. Дети, предлагаю вам, вместе с родителями, посетить библиотеку и прочитать книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова о природе родной страны.

 Георгий Алексеевич Скребицкий 

«Четыре художника»

(отрывок).

Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Познакомить детей с отрывком из рассказа Георгия Алексеевича Скребицкого «Четыре художника». Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Развивать эмоциональную сферу детей, способность воспринимать эмоциональный настрой художественного произведения. Воспитывать любовь детей к родной природе.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Вместе с русским писателем Георгием Алексеевичем Скребицким мы понаблюдаем за работой художника Осень. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно, выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал нам яркие образы осеннего леса. Рассказ называется «Четыре художника. Осень».  

Педагог читает, выделяя прилагательные, сравнения голосом.

Для своей работы Художник Осень взяла самые яркие краски, и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе…

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, о каком времени года рассказывает писатель?

— Дети, вспомним яркие, образные, красивые слова, с помощью которых Георгий Алексеевич описал творения Осени.

При необходимости педагог сам отвечает на вопрос и просит детей повторить ответ хором или по одному.

  • Какие краски взяла художник Осень?

Для своей работы Художник Осень взяла самые яркие краски.

  • Каким цветом Осень покрыла берёзы и клёны?

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной.

  • Как украсила Осень листья осинок?

А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки.

  • Каким стал осинник?

Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

  • С кем сравнила Осень дуб?

Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

  • Как одела Осень дуб-богатырь?

Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть.

  • Во что нарядила осень развесистые липы?

Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

  • Какие деревья не стала Осень украшать?

Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить.

  • Почему Осень не украсила ели и сосны?

У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными.

Педагог ещё раз читает рассказ, выделяя голосом названные сравнения.

Для своей работы Художник Осень взяла самые яркие краски, и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе…

Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого «Четыре художника. Осень»? (ответы детей).

— Рассказы Георгия Алексеевича образны. Читая рассказ, я вижу пёстрый наряд осеннего леса, чувствую любовь автора к родной природе. Дети, как прекрасны произведения русских писателей о природе! Как выразителен, ярок, образен волшебный русский язык!  Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.

Валентина Александровна Осеева 

«До первого дождя».

Задачи. Познакомить детей с рассказом Валентины Александровны Осеевой «До первого дождя». Формировать умение детей понимать мотивы поступков героев, переживания персонажей, выражать своё отношение к ним. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русской писательницы Валентины Александровны Осеевой «До первого дождя».

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.

— Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Что говорится в начале рассказа о Маше и Тане?

— Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе.

  • Дети, почему воспитательница сказала: "Видно, ваша дружба до первого дождя!?"

— В детском саду воспитательница сказала:

– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

– У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.

– Так вы могли бы укрыться одним плащом, – сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

  • Дети, как вы думаете, почему покраснела Маша?

— Я думаю, что Маше стало стыдно за свой поступок.

  • Дети, как вы считаете, почему покраснела Таня?

— Таня переживала за Машу.

  • Дети, как бы вы поступили на месте Маши?

Дружбой, дети, дорожите, друзей берегите. Легко друзей найти, да трудно сохранить. Чтобы друга сохранить, надо верным другу быть.

Стихотворения

Оксана Сенатович 

«Осенний пожар».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Оксаны Сенатович «Осенний пожар». Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, выделяя красочные эпитеты, метафоры. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Развивать внимание, сообразительность детей. Воспитывать любовь детей к родной природе.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Оксаны Сенатович «Осенний пожар».

Ревели моторы и шины шуршали,

Машины пожарные в гору бежали.

Дымилась дорога, горела гора,

Медвежья берлога и лисья нора.

Дубы и осины вдруг вспыхнули жарко!

Сгорят исполины! Ну, разве не жалко?

Искрится кустарник, ожогом грозя…

И старый пожарный промолвил: – Друзья!

Бывал я недаром в дыму и в огне,

Но с этим пожаром не справиться мне,

Однако сюда мы спешили не зря –

Любуйтесь, ребята, огнём сентября.

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, что случилось, куда спешили пожарные?
  • Какими словами поэтесса показала нам, что пожарные спешили?

Ревели моторы и шины шуршали,

Машины пожарные в гору бежали.

  • Какими словами Оксана Сенатович рассказала об осеннем пожаре?

Дымилась дорога, горела гора,

Медвежья берлога и лисья нора.

Дубы и осины вдруг вспыхнули жарко!

Сгорят исполины! Ну, разве не жалко?

Искрится кустарник, ожогом грозя…

  • Дети, почему старый пожарник предложил любоваться огнём сентября, а не тушить его?
  • Дубы и осины вдруг вспыхнули жарко! Дети, как вы думаете, что это за огонь?

— Этот огонь не жжётся, это разноцветные листья на ветвях деревьев, такой огонь не опасен. «Осенний пожар» – это литературный образ, который создал поэт. Дети, а какой пожар действительно опасен? (ответы детей). 

— Дети, как волшебна русская поэзия! Как прекрасен, звучен, образен русский язык! Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.

Иван Алексеевич Бунин 

«Листопад».

Задачи. Формировать интерес детей к пейзажной лирике. Познакомить детей со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад». Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, выделяя красочные эпитеты, метафоры. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Развивать эмоциональную сферу детей, способность воспринимать эмоциональный настрой художественного произведения. Воспитывать любовь детей к родной природе.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир поэзии. Осень – период времени, когда природа готовится к зиме. Золотая, яркая, солнечная осень сменяется поздней, грустной, дождливой, холодной осенью. Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение поэта Ивана Алексеевича Бунина «Листопад».

Педагог выразительно читает стихотворение наизусть.  

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Какому времени года посвятил поэт Бунин стихотворение «Листопад»?

— Вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Алексеевич описал свои впечатления.

При необходимости педагог сам отвечает на вопрос и просит детей повторить ответ хором или по одному.

  • С чем сравнивает поэт осенний лес?

Лес, точно терем расписной.

  • Какой лес в стихотворение Ивана Бунина?

Лиловый, золотой, багряный.

  • Чем удивили поэта берёзы?

Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.

  • С чем сравнивает поэт ёлочки?

Как вышки, ёлочки темнеют. Вышки – это высокие здания.

Педагог ещё раз выразительно читает стихотворение наизусть.  

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…

— Дети, что вы почувствовали, слушая стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»? (ответы детей).

— Читая стихотворение Ивана Бунина «Листопад» я чувствую радость, любуюсь красотой золотой осени. Осень в стихотворение Бунина яркая, броская. «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», «Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой …».  Дети, как волшебна русская пейзажная лирика! Как выразителен, ярок, звучен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.

Поэтический салон «Краски осени».

Задачи. Приобщать детей к восприятию поэтических произведений о природе. Формировать умение детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Расширять представления детей об осенних явлениях природы. Вызвать у детей желание читать стихотворения наизусть. Воспитывать чуткость детей к поэтическому слову.

Чтение.

— Дети, я приглашаю вас в наш поэтический салон. Сегодня мы читаем стихотворения разных поэтов, посвящённые разноцветью осени.

         Желающие дети и педагог читают наизусть стихотворения или отрывки из стихотворений. Педагог обращает внимание детей на то, что нужно обязательно назвать автора и название стихотворения.

Константин Бальмонт

Осень.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

 В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.
Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся,

И заплачет спросонья.

Ольга Корнеева

Краски осени.

На палитре осень
смешивала краски:

Жёлтый цвет – для липы,

для рябины – красный.

Охра всех оттенков
для ольхи и ивы –
Все деревья будут
выглядеть красиво.

Ветерком подула,

листья подсушила,

Чтоб дождём холодным

красоту не смыло.

Украшать не стала
лишь сосну, да ёлку,

Слишком у подружек
колкие иголки.

Галина Вихарева

Осень.

Закружилась в небе осень, 

Закружила всё вокруг.
И листочки, и дождинки

По дорожке в сад бегут.

Вместе с солнышком пурпурным
Осень льёт осенний свет.
И раскрасила в лесочке
Всё грибочки в
яркий цвет.

Осень пышно нарядилась

И на праздник к нам пришла,

И корзину с угощеньем

Всем ребятам принесла.

Юлия Капустина

Осень.

В золотой карете, 

Что с конём игривым, 

Проскакала осень 

По лесам и нивам. 

Добрая волшебница

Всё переиначила, 

Ярко-жёлтым цветом 

Землю разукрасила. 

С неба сонный месяц 

Чуду удивляется, 

Всё кругом искрится, 

Всё переливается. 

Зоя Федоровская

Осень.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!»

Алексей Толстой

Осень.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Ахмед Ерикеев

Наступила осень.

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе 
Золотом горят.

Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы 
В дальние края.

Елена Мечик

Осень.

Осень краски разбросала

На деревья и кусты.
И горят они всё ярче,

Словно летние костры.

Золотистый и багровый,

Жёлтый праздничный наряд.
Опадает лист последний,

Наступает листопад!

Пётр Синявский

Золотая осень.

Золотая волшебница осень,

Подожди, подожди уходить.

Ну, пожалуйста, мы тебя просим,

Хоть немножечко с нами побыть.

Очень нравится нам любоваться

Как листочки под солнцем горят.

Мы с тобой не хотим расставаться,

По душе нам твой пёстрый наряд.

                                 

Ольга Высотская

Осень. 

Осенние денёчки,

В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.

Вон листочки жёлтые,

Вон листочки красные.
Соберём в кошёлку

Мы листочки разные!

Будет в комнате красиво,

Скажет мама нам «спасибо»!

Алексей Плещеев

Осенняя песенка.

Миновало лето,

Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

Майя Ходякова

Осень. 

Если на деревьях
листья
пожелтели,

Если в край далеки
птицы улетели,

Если небо хмурое,

если дождик льётся,

Это время года
осенью зовётся.

Инесса Дмитриевна Агеева

«Берёза».

Задачи.  Познакомить детей со стихотворением Инессы Дмитриевны Агеевой «Берёза» Воспитывать любовь детей к Родине, чуткость к художественному слову. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. 

Разговор.

— Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Белоствольная берёза – символ Родины моей»? (Предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Инессы Дмитриевны Агеевой «Берёза». 

Белоствольная берёза –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Изумрудная весною,

А зимою – в серебре,

Машет веткой золотою

Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко,

Полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка

Ты берёзку посади.

Русская народная потешка

 «Рябинушка».

Задачи. Познакомить детей с русской народной потешкой «Рябинушка». Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении по ролям.

Чтение.

— Дети, что такое рябина? (ответы детей).

Рябина – это дерево, удивительно красивое в осеннем наряде. Рябина, словно девица-красавица, накинула на плечи шаль, расшитую резными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Рябина – кормилица лесных жителей. Если медведь найдёт в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится её плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полёвки, ёжики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склёвывают её сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мёд — душистый и полезный. Дети, послушайте, русскую народную потешку «Рябинушка».

Педагог выразительно читает потешку, голосом передавая два образа:

того, кто спрашивает и рябинушки.

— Ты, рябинушка

Раскудрявая,

Ты когда взошла,

Когда выросла?

— Я весной взошла,

Летом выросла.

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.

— Дети, это разговор с рябиной. Рябинушку спрашивают:

— Ты, рябинушка

Раскудрявая,

Ты когда взошла,

Когда выросла?

— Рябина отвечает:

— Я весной взошла,

Летом выросла.

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.

— Дети, кто желает повторить разговор с рябинушкой.

Желающие дети читают диалог. Педагог при необходимости подсказывает слова текста. Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. После окончания выступления слушатели и педагог хлопают в ладоши.

В роли декламаторов могут выступить другие дети.

— Восхитительно! Спасибо! Ваше выступление образно, эмоционально.

Татьяна Сыроежина

«Не ломайте деревья».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Татьяны Сыроежиной «Не ломайте деревья». Воспитывать бережное отношение детей к растениям, чуткость к художественному слову. Продолжать формировать у детей навыки культуры поведения в природе.

Напоминание.

Ветки деревьев, дети, не ломайте, дерево живое, не забывайте!  Ветки деревьев – это как руки у человека. Без веток дереву трудно жить.  Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

Не ломайте, люди, деревья,

Они тоже живые как вы,

Убежать вот только не могут,

И ответить вам тем же. Увы!

Они нас спасают от зноя,

Создавая прохладную тень,

Терпеливо стоят при этом

Под лучами на солнце весь день.

А когда весна наступает,

То цветением радуют глаз

И ковёр порою осенней

Расстилают из листьев для нас.

Исцеляют от разной хвори,

Наполняют энергией дух

И особым шелестом листьев

Необычно ласкают наш слух.

Не губите, люди, деревья,

Их достоинств не перечесть…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. День знаний. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «День знаний». Картотека бесед....

Волкова Н.А. Мой дом. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....

Волкова Н.А. Домашние животные. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Животный мир». Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»....

Волкова Н.А. Я - человек. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Я - человек». Лексическая тема «Части тела человека»...

Волкова Н.А. Народная культура. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Народная культура и традиции»....

Волкова Н.А. Наш быт. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Наш быт». Лексическая тема «Мебель»....

Волкова Н.А. Дикие животные. Читаем детям 5-7 лет.

Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....