Волкова Н.А. Урожай. Читаем детям 5-7 лет.
картотека по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Урожай». Картотека бесед с детьми 5-7 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_n.a._urozhay._chitaem_detyam_5-7_let.docx160.65 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «Урожай».

Лексическая тема «Овощи и фрукты».

Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Формирование интереса и потребности детей в чтении.

“Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка…”.     

 Василий Александрович Сухомлинский

Содержание.

Жанр

Произведение

Задачи.

Рассказы

Толстой Л. Н.

 «Косточка».

Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей. Воспитывать в детях честность.

Сухомлинский В. А.

«Яблоко и рассвет».

Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героя произведения. Воспитывать любовь детей к родной природе.

Пересказ рассказа 

Сухомлинского В.А. «Яблоко и рассвет»

Формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие рассказы, придерживаясь плана. Воспитывать артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал.

Носов Н. Н.

«Огурцы».

Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать отрицательное отношение детей к воровству.

Сказки

Русская народная сказка

«Вершки и корешки».

Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев сказки. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать отрицательное отношение детей к лентяю.

Бацева Е.

«Сказка про фрукты».

Познакомить детей со сказкой, помочь понять её смысл. Формировать умение детей оценивать поступки сказочных персонажей. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка сказочного персонажа.

Русская народная сказка

 «Репка».

Поддерживать интерес детей к театрализованной игре путём активного вовлечения в игровые действия. Формировать умение детей средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки.

Стихо

творения

Бокова Т.

 «Праздник урожая».

Показать детям многообразие даров природы. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Тувим Ю.

 «Овощи».

Показать детям многообразие овощей. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия овощей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Цокур С.

«В сентябре».

Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память детей, общую моторику, координацию речи с движениями.

Рассказы

Лев Николаевич Толстой 

«Косточка».

Задачи. Познакомить детей с рассказом Льва Николаевича Толстого «Косточка». Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей. Воспитывать в детях честность. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам.

 Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Косточка».

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Вопросы к детям.

  • Дети, почему Ваня съел сливу?

— Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть.

  • Дети, как бы вы поступили на месте Вани, если бы съели сливу?
  • Как вы думаете, почему Ваня не сказал правду?
  • Дети, как вы считаете, почему Ваня заплакал?
  • Что почувствовал Ваня, когда все засмеялись?
  • Дети, почему Ване стало стыдно?
  • Как вы думаете, а как поступит Ваня в следующий раз? 
  • Дети, почему нельзя говорить неправду?

— Дети, резва ложь, да от правды не уйдёшь. Тайное всегда становится явным.

Василий Александрович Сухомлинский

«Яблоко и рассвет».

Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Познакомить детей с рассказом Василия Александровича Сухомлинского «Яблоко и рассвет». Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героя произведения. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать любовь детей к родной природе.

Чтение

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

   – Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

   – Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

   Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

 Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

   Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

   – Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, – сказал дедушка.

   – Нет, дедушка… Лучше завтра.

   – Почему?

   – Хочу ещё раз увидеть рассвет.

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, где происходит действие рассказа?

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею.

  • Чем угощал дед внука?

Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.

  • Что привлекло внимание Миши в саду?

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

  • Дети, как вы думаете, что означает выражение: «Не мог отвести глаз»?

— Дети, выражение: «Не мог отвести глаз» – это значит любоваться чем-то очень красивым, привлекательным.

  • Кому дедушка Корней разрешит сорвать самое красивое яблоко?

Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

  • Дети, что такое рассвет?

Рассвет – это время суток, когда солнышко просыпается. Солнышко не видно, но оно окрашивает край небо розовым цветом.

  • Как Миша преодолел лень?

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

  • Дети, как вы думаете, что означает выражение: «дух захватило»?

— Дети, выражение: «Дух захватило» – это значит, временно перестал дышать, от удивления или радости.

  • Почему у Миши захватило дух?

Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

  • Разрешил дедушка Мише сорвать яблоко? И что ответил дедушке Миша?

– Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, – сказал дедушка.

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

  • Дети, как вы считаете, почему Миша отказался сорвать яблоко?

– Хочу ещё раз увидеть рассвет.

— Дети, лень свою преодолевайте, рано утром вы вставайте. За рассветом наблюдайте, чудеса природы замечайте.

Игровая ситуация «Театр».

Пересказ рассказа 

Сухомлинского В. А. «Яблоко и рассвет»

(с детьми 6-7 лет).

Задачи. Формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие рассказы, придерживаясь плана. Помочь детям составить план пересказа рассказа. Воспитывать артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал.

Игра.  

— Дети, в театр вас приглашаю, в декламацию поиграть предлагаю. Декламатор – это артист, который выразительно читает произведения. Дети, я предлагаю вам стать декламаторами и прочитать рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Яблоко и рассвет» со сцены. Вы согласны? (ответы детей).

— Дети, я напомню вам рассказ.

Педагог выразительно читает рассказ.

— Рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

   – Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

   – Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

   Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

 Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

   Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

   – Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, – сказал дедушка.

   – Нет, дедушка… Лучше завтра.

   – Почему?

   – Хочу ещё раз увидеть рассвет.

— Декламаторы, вам предстоит пересказать рассказ «Яблоко и рассвет». Чтобы ничего не пропустить, составим план пересказа. Дети с чего начнём пересказ рассказа? (ответы детей).

— Правильно, сначала называют автора рассказа и название рассказа. Дети, как вы думаете, сколько частей в этом рассказе? (предложения детей).

— Дети, мы выделим следующие части в рассказе «Яблоко и рассвет».

План пересказа.

  1. В саду у дедушки Корнея.
  2. Миша преодолел лень.
  3. Рассвет.
  4. Разговор дедушки и Миши.

— Дети, послушайте, пожалуйста, рассказ ещё раз. Слушайте внимательно да примечайте, какие слова использует автор рассказа.

Педагог выразительно рассказ, делая паузы после каждой части.

— Рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

   – Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

   – Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

   Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

 Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

   Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

 

  – Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, – сказал дедушка.

   – Нет, дедушка… Лучше завтра.

   – Почему?

   – Хочу ещё раз увидеть рассвет.

— Дети, кто желает выступить на сцене.

Желающие дети поочерёдно пересказывают рассказ. Педагог контролирует, чтобы ребёнок назвал автора и название рассказа, последовательно и логично пересказывал, используя авторские выражения.

Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

— Восхитительно! Спасибо, дети! Вы все рассказывали выразительно, подробно, интересно. Но особенно я хотела бы отметить декламацию …

Педагог называет, несколько детей, чьи декламации были последовательны и выразительны.

— Дети, интересные рассказы запоминайте, друг другу наизусть читайте.

Николай Николаевич Носов

«Огурцы».

(Для детей 6-7 лет).

Задачи. Познакомить детей с рассказом Николая Николаевича Носова «Огурцы».  Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать отрицательное отношение детей к воровству.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского детского писателя Николая Николаевича Носова «Огурцы».

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато, когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

Котька пришёл домой радостный: — Мама, я тебе огурцов принёс!

Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках ещё два больших огурца.

— Где ты их взял? — говорит мама.

— На огороде.

— На каком огороде?

— Там, у реки, на колхозном.

— Кто ж тебе позволил?

— Никто, я сам нарвал.

— Значит, украл?

— Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.

Котька начал вынимать огурцы из карманов.

— Постой, постой! Не выгружай! — говорит мама,

— Почему?

— Сейчас же неси их обратно!

— Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.

— Ничего, отнесёшь и положишь на той же грядке, где сорвал.

— Ну, я их выброшу.

— Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька стал плакать: — Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

— Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

— Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

— Ну как тебе не стыдно! — говорит мама. — Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

— Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьёт меня.

— И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

— Ну, пойдём со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

— А брать не боялся?

Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

— Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице.

Уже было совсем темно. «Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнёс, — решил Котька и стал оглядываться вокруг.

— Нет, отнесу: ещё кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадёт».

Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.

«Павлику хорошо! — думал Котька. — Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему, небось, не страшно».

Вышел Котька из деревни и пошёл полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче. Сторож услышал и подошёл к нему.

— Ты чего плачешь? — спрашивает.

— Дедушка, я принёс огурцы обратно.

— Какие огурцы?

— А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнёс обратно.

— Вот оно какое дело! — удивился сторож. — Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

— Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

— А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

— Ну, все, что ли? — спросил старик.

— Нет… одного не хватает, — ответил Котька и снова заплакал.

— Почему не хватает, где же он?

— Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

— Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

— А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

— Ишь ты какое дело! — усмехнулся дедушка. — Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принёс остальных, тогда да, а так нет.

Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

— Дедушка, дедушка!

— Ну что ещё?

— А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться — украл я его или нет?

— Гм! — сказал дед. — Вот ещё какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

— А как же?

— Ну, считай, что я тебе подарил его.

— Спасибо, дедушка! Я пойду.

— Иди, иди, сынок.

Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно.

— Дети, рассказу конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, где мальчики набрали огурцов?

— Мальчики забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов.

  • Как вы думаете, кому принадлежат огурцы на колхозном огороде?

— На колхозном огороде посадили огурцы колхозники. Колхозники – владельцы овощей с огорода.

  • Почему мама Котьки не обрадовалась свежим огурцам?
  • Как вы считаете, правильно ли поступила мама Котьки, отправив его назад на огород?
  • Что сказала мама Котьки, когда узнала, что у дедушки сторожа ружьё?

Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

  •    Почему мальчик не хотел относить огурцы обратно?
  • Дети, почему Котька, когда неё огурцы назад, плакал?

Ему было страшно.

  • Доволен ли был сторож, что мальчик принёс огурцы обратно?
  • Как вы думаете, почему у Котьки было радостно на душе, когда он возвращался домой?
  • Дети, чему нас учит этот рассказ?

— Без спросу взял, да не сказал, так украл. Дети, легко воровать, да тяжело отвечать. Кто ворует — тот беды не минует. 

— Дети, рассказы Николая Николаевича Носова интересны и поучительны. Николай Николаевич написал много интересных историй о детях. Друзья, предлагаю вам, вместе с родителями, посетить библиотеку и прочитать книги Николая Николаевича Носова.

Сказки

Русская народная сказка

«Вершки и корешки».

Задачи. Познакомить детей с русской народной сказкой «Вершки и корешки». Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев сказки. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Поддерживать интерес к народным поговоркам. Воспитывать отрицательное отношение детей к лентяю.

Чтение. 

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Ладком – значит согласно, дружно.

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенки поёт.

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою – топ.

— Это присказка, не сказка, сказка будет впереди. Да не простая сказка, а разумная. Русская народная сказка «Вершки и корешки», про мужика да медведя.

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушёл в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает: — Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу на воз положил и повёз в город продавать.

Навстречу ему медведь: — Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается: — Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь на воз положил и увёз домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, понравилась вам сказка?
  • Дети, жалко вам медведя или нет? Почему?

Педагог выслушивает ответ каждого ребёнка.

— Дети, у овощей в пищу используют разные части растений. Если едят верхнюю часть растения, которая растёт над землёй, то говорят «вершки», а если подземную часть растения, то говорят «корешки».

  • Дети, назовите, пожалуйста, овощи, у которых мы едим вершки.
  • Назовите, пожалуйста, овощи, у которых мы едим корешки.
  • Дети, медведь в сказке какой?

— Медведь в сказке ленивый. Сам не работает, ни пашет, ни сеет, ни урожай не собирает, а свою долю требует.

  • Дети, почему мужик не захотел делиться плодами своего труда с медведем? (предположения детей).

— Медведь большой, сильный, да ленивый. Сам работать не хочет, да и мужику мешает, хочет его из леса выгнать. Вот поэтому мужик его и обманул. Не зря народная пословица говорит: «И сила уму уступает». Всегда победит тот, кто умнее.

Малоподвижная игра «Вершки и корешки».

Задачи. Поддерживать интерес детей к овощам. Развивать слуховое внимание детей.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Становитесь в круг смелей,  

И игру начнём скорей. 

— Дети, у овощей в пищу используют разные части растений. Если едят верхнюю часть растения, которая растёт над землёй, то говорят «вершки», а если подземную часть растения, то говорят «корешки». Играем в игру «Вершки и корешки»? Дети, правила игры запоминайте, никогда не нарушайте.

Правила игры:

  • тайну сохраняем, молча играем;
  • если кушаем вершки, руки вверх ты подними;
  • если вкусен корешок, то присядешь ты, дружок

Игра проводится в быстром темпе. После каждого слова педагог ждёт, когда дети опустят руки или встанут прямо.

Лексический материал.

  • Лук…
  • Капуста…
  • Морковь…
  • Помидор…
  • Чеснок…
  • Огурец…
  • Тыква …
  • Свёкла…
  • Картофель…
  • Кабачок…
  • Редис…
  • Перец …

— Потрясающе! Молодцы, дети! Весело играли, вершки и корешки определяли.

По желанию детей игра повторяется.

Елена Бацева «Сказка про фрукты».

Задачи. Познакомить детей со сказкой, помочь понять её смысл. Формировать умение детей оценивать поступки сказочных персонажей. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка сказочного персонажа. Воспитывать отрицательное отношение детей к хвастовству.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, сказку о фруктах.

    У бабушки Дуси на большом круглом столе, покрытом вязаной скатертью, стояла красивая плетёная фруктовница. Чего там только не было: и сливы, и яблочки, и груши, небольшая веточка винограда и даже пара морковок, хотя они были и вовсе не фрукты, а овощи.  Все они были намыты и только ждали своего часа. Они ждали, когда прибегут в комнату маленькие озорники Алёнка с Ванюшкой, схватят самого красивого из них, побегают вокруг стола и с хохотом убегут куда-нибудь ещё. Фрукты и овощи прекрасно знали, что их съедят, но этому были безгранично рады, ведь именно для этого они наливались соками, росли, впитывали в себя солнечные лучики, прятались от всяких жучков-червячков…

На столе разыгрался спор между яблоком и грушей. Яблоко кричало:

— Я-же сказал, я здесь самый красивый! Я буду первым, кого съедят! — Оно даже не замечало, что рядом с ним лежат другие яблочки, правда, чуть поменьше в размерах. Яблоко и действительно было очень красиво – жёлтенькое и с розовыми щёчками, а сейчас, когда оно так громко вопило, было сложно признать в нем красавца – оно всё стало прямо бордовым, а лоб был коричневым.

    Груша, что находилась рядом с ним, его пыталась усовестить:

— Ну как же тебе не стыдно, здесь и кроме тебя есть достойные фрукты, да и морковки тебе ни в чём не уступят – они тоже красивые и с витаминками. Ну чего ты кричишь, зачем остальных обижаешь?

— А я говорю – я здесь самое красивое, я здесь самое большое, я здесь самое главное! — никак не унималось яблоко.  

   — Да ведь никто и не спорит, думаешь, что ты самое красивое, ну и считай так дальше, а остальным не мешай отдыхать, ведь сам знаешь – от лишней тряски фрукты портятся — сказала ему груша.  

— Да мне плевать на всех, я буду первым, на кого внимание обратят, да я… — и он даже не заметил, что все фрукты притихли, а к нему протянулась рука. Когда оно поняло, что его взяла хозяйка, злорадно прошипел остальным:  

— Ну что видели? Вот я и лучше всех вас! — и показало язык.

    Фрукты, конечно молчали. А бабушка Дуся, оглядев яблоко со всех сторон, огорчённо произнесла: — Надо же самое красивое, да крупное было, а всё сгнило. Хорошо, что внучатам такое не попалось. — И выкинула гнилое яблоко в ведро.

— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопрос к детям.

  • Как вы думаете, почему самое красивое яблоко быстро испортилось, сгнило?
  • Как бы вы поступили, если бы были самым большим и красивым?

— Дети, себя не восхваляйте, о других не забывайте.

Русская народная сказка

 «Репка».

Задачи. Напомнить детям русскую народную сказку «Репка». Поддерживать интерес детей к театрализованной игре путём активного вовлечения в игровые действия. Формировать умение детей средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки.

Игра.

Дети, в Театральной мастерской играем, актёрами стать мечтаем.  Сегодня мы с вами поговорим о пантомиме. Пантомима – это представление чего-либо средствами мимики и жестов без слов. Я вам напомню эту русскую народную сказу «Репка».

Посадил дед репку и говорит:

— Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!

Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.

        Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, тянут-потянут — и вытянули репку.

Дети, вы хотите показать пантомима сказки «Репка»? (ответы детей).

Помните, что пантомима – это игра без слов, только мимика и жесты.

        По желанию детей выбираются герои сказки «Репка». (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка). Остальные дети зрители.

1 вариант. Педагог рассказывает сказку, дети показывают пантомима.

2 вариант. Дети самостоятельно показывают пантомима.

Дети, если игра актёров понравилась, зрители в театре выражают свою благодарность тоже жестами. Какими жестами? (хлопают в ладоши).

        Дети актёры показывают сказку, зрители оценивают игру актёров.

По желанию детей игра повторяется с новым составом актёров.

Стихотворения

Татьяна Бокова

«Праздник урожая».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Татьяны Боковой «Праздник урожая». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Показать детям многообразие даров природы. Обогащать природоведческий словарь детей.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Татьяны Боковой «Праздник урожая».

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идёт уборка –

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зёрна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

Запасают пчёлы мёд.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладёт.

Уродился урожай

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, как вы считаете, почему автор назвала стихотворение «Праздник урожая»?
  • Дети, какие дары природы нам осень подарила?

— Плоды овощей и фруктов, зёрна и коренья, мёд – всё это дары природы.

  • Как вы думаете, зачем люди запасают дары лета и осени?
  • Дети, как нам сохранить дары лета и осени?
  • Что готовят из ягод и фруктов?

— Варим варенья, компоты, соки. Сушим ягоды и фрукты – сухофрукты.

  • Дети, как заготавливают на зиму овощи?  

— Овощи солят, маринуют, делают салаты, хранят в овощехранилищах. Осень всем богатые дары подарила. Люди и животные дары осени собирают да на зиму запасают.

Юлиан Тувим «Овощи» 

(перевод с польского Сергея Владимировича Михалкова).

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Юлиана Тувима «Овощи». Показать детям многообразие овощей. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия овощей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Юлиана Тувима «Овощи».

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

   Капусту,

      Морковку,

         Горох,

            Петрушку и свёклу.

               Ох! ...  

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

   Капуста?

       Морковка?

          Горох?

            Петрушка иль свёкла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

   Капусту,

      Морковку,

         Горох,

           Петрушку и свёклу.

Ох!..

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

   Капуста,

      Морковка,

         Горох,

           Петрушка и свёкла.

              Ох!..

                 И суп овощной оказался неплох!

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, что хозяйка с базара домой принесла?

Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу.

  • Для чего хозяйку нужны были овощи?

И суп овощной оказался неплох!

— Дети, овощи – полезная еда, витаминами полна.  Овощной суп кушать не забывайте, здоровье укрепляйте.

Светлана Цокур

«В сентябре».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Светланы Цокур «В сентябре». Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память детей, координацию речи с движениями.

Чтение.

Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение поэтессы Светланы Цокур о ранней осени. Наслаждайтесь красотой слова и ритма.

«В сентябре».

В сентябре ещё не грустно:

Тёплый полдень, всё в цветах.

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

И ещё зелёной шапкой

Лес усталый приодет.

Птичий гомон не смолкает,

Но прохладная пора

О себе напоминает

Нудным дождиком с утра.

Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, о каком времени года говорится в стихотворении?

В сентябре ещё не грустно. Сентябрь – первый месяц осени. Ранняя осень.

  • Какие приметы ранней осени описывает автор?

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

— Ранняя осень – это период сбора урожая.

Весёлые упражнения «В сентябре».

Закличка

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

В сентябре ещё не грустно: Тёплый полдень, всё в цветах.

Руки в стороны, ладони вверх.

Руки вперёд, ладони вверх.

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

Наклон вперёд, руки вниз

Встаём прямо, руки на пояс.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

Обнимаем плечи руками.

Покачаем головой влево, вправо.

И ещё зелёной шапкой
Лес усталый приодет.

Руки вверх, соединим пальцы рук.

Птичий гомон не смолкает,

Но прохладная пора

О себе напоминает

Нудным дождиком с утра.

Руки на пояс, повороты туловища вправо и влево.

Руки в стороны, ладони вверх.

Руки вперёд, ладони вверх.

Ловим капельки дождя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. До свидания, лето. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «До свидания, лето». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....

Волкова Н.А. День знаний. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «День знаний». Картотека бесед....

Волкова Н.А. Мой дом. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....

Волкова Н.А. Краски осени. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....

Волкова Н.А. Дети. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «Детский сад»....

Волкова Н.А. Игрушки. Читаем детям 5-7 лет.

Лексическая тема «Игрушки». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....