Волкова Н.А. До свидания, лето. Читаем детям 5-7 лет.
картотека по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
Тема недели «До свидания, лето». Картотека бесед с детьми 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._do_svidaniya_leto._chitaem_detyam_5-7_let.docx | 211.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Тема недели «До свиданья, лето».
Направление «Речевое развитие».
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Формирование интереса и потребности детей в чтении.
“Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,
думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка…”.
Василий Александрович Сухомлинский
Содержание.
Жанр | Произведение | Задачи. |
Стихо творения | Благинина Е.А. «Уморилась». | Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Показать детям многообразие родной природы. Поощрять попытки детей делиться с педагогом разнообразными впечатлениями. Воспитывать культуру речевого общения. |
Сатанович Р. «Хлеб насущный». | Формировать потребность детей в правильном питании. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. | |
Маршак С. Я. «Мяч». | Расширять знания детей о правилах дорожного движения. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Помочь детям понять, что улица, не место для игры. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. | |
Александрова З.Н. «Что взяла, клади на место». | Формировать у детей привычку убирать предметы и игрушки на место. Воспитывать в детях аккуратность. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. | |
Рассказы | Калинина Н.Д. «Разве так играют?» | Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей и свои поступки. Воспитывать отрицательное отношение детей к жадности. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам. |
Соколов-Микитов И.С. «Лето в лесу». | Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Показать детям многообразие родной природы. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Развивать память детей. Воспитывать любовь к родной природе. | |
Сказки | Даль В.И. «Война грибов с ягодами». | Познакомить детей с русской сказкой, помочь понять смысл сказки. Показать детям многообразие грибов и ягод в наших лесах. Воспитывать отрицательное отношение детей к зависти. |
Катаев В.П. «Дудочка и кувшинчик». | Формировать умение детей оценивать поступки сказочных персонажей. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героини произведения. Воспитывать положительное отношение детей к труду. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам. | |
Бианки В.В. «Синичкин календарь. Август». | Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес. |
Стихотворения
Елена Александровна Благинина
«Уморилась».
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Елены Александровны Благининой «Уморилась». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Показать детям многообразие родной природы. Поощрять попытки детей делиться с педагогом разнообразными впечатлениями. Воспитывать культуру речевого общения.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение детской поэтессы Елены Александровны Благининой «Уморилась».
Солнце жёлтым косяком Улеглось на лавке. Я сегодня босиком Бегала по травке. Я видала, как растут Острые травинки, Я видала, как цветут Синие барвинки. Я слыхала, как в пруду Квакала лягушка, Я слыхала, как в саду Плакала кукушка. | Я видала гусака У цветочной грядки. Он большого червяка Расклевал у кадки. Я слыхала соловья — Вот певун хороший! Я видала муравья Под тяжёлой ношей. Я такому силачу Два часа дивилась... А теперь я спать хочу, Ну вас, уморилась... |
— Дети, стихотворению конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
- Дети, как вы думаете, что такое «уморилась»?
— Уморилась, значит устала.
- Дети, а вы бегали когда-нибудь босиком по травке?
Дети делятся своими впечатлениями.
- Дети, в какое время года можно бегать босиком по травке?
— Летом, когда на улице жарко, земля тёплая, мы бегаем босиком.
- Дети, что увидела девочка в летний день?
Педагог при необходимости дополняет ответы детей.
— Много всего интересного увидела и услышала девочка летним днём. Красива и разнообразно летняя природа. Дети, а что вы видели интересного летом в природе?
Дети делятся своими впечатлениями. Педагог корректно останавливает детей, чьи рассказы не связаны с летней природой.
— Восхитительно! Дети, как прекрасна природа летом!
Роман Сатанович
«Хлеб насущный».
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Романа Сатановича «Хлеб насущный». Формировать потребность детей в правильном питании. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Беседа.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовёт
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!» —
В поле, в доме, в державе!
— Дети, как вы думаете, почему в народе говорят: «Хлеб всему голова»? (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
— Дети, хлеб – всему голова, нет хлеба, нет и обеда.
Самуил Яковлевич Маршак
«Мяч».
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Самуила Яковлевича Маршака «Мяч». Расширять знания детей о правилах дорожного движения. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Помочь детям понять, что улица, не место для игры. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Беседа.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Мяч».
Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, жёлтый, голубой, Не угнаться за тобой! Я тебя ладонью хлопал. Ты скакал и громко топал, Ты пятнадцать раз подряд Прыгал в угол и назад. | А потом ты покатился И назад не воротился, Покатился в огород, Докатился до ворот, Подкатился под ворота, Добежал до поворота, Там попал под колесо, Хлопнул, лопнул — вот и всё! |
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
- Дети, почему мячик лопнул?
— Там попал под колесо, хлопнул, лопнул — вот и всё!
- Как вы думаете, чтобы произошло, если мальчик выбежал за мячиком на дорогу?
- Дети, какое правило поведения на улице подсказало вам это стихотворение?
— Не выбегаем на дорогу за мячом или другим предметом, если они упали и покатились: можно не заметить проезжающей машины и попасть под неё.
- Какие правила дорожного движения и поведения на улице вы знаете?
Педагог обобщает ответы детей.
Правила дорожного движения.
- Для автомобилей – дорога, для пешехода – тротуар. Не нужно подходить близко к дороге, где ездят машины и автобусы.
- Переходить дорогу можно только с взрослым, по пешеходному переходу.
- Переходя дорогу посмотрим, нет ли машин слева, а на середине дороги – справа.
- Никогда не переходим дорогу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождёмся, когда загорится зелёный свет.
- Не выбегаем на дорогу, можно не заметить проезжающей машины и попасть под неё.
Зинаида Николаевна Александрова
«Что взяла, клади на место».
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Зинаиды Николаевны Александровой «Что взяла, клади на место». Формировать у детей привычку убирать предметы и игрушки на место. Воспитывать в детях аккуратность. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение.
Игровой материал. Кукольный домик, кукла. Предметы быта: кружка, подушка, обувь.
Беседа.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Зинаиды Николаевны Александровой «Что взяла, клади на место».
Педагог читает и инсценирует стихотворение.
Это Оленьке известно: Что взяла, клади на место! Только девочка мала: Забывает, где взяла. На кроватку ставит кружку, На паркет кладёт подушку, Прячет ботики в буфет. Всё на месте или нет? | Если мама промолчала, Надо делать всё сначала: На буфет нести подушку, На паркет поставить кружку, Сунуть ботики в кровать… Кажется, не так опять? Оля смотрит виновато: Нет, стояло всё не там… |
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам.
— Дети, помогите пожалуйста, маленькой Оленьке всё расставить по местам.
Дети помогают кукле расставить всё по местам, объясняя Оленьке, где, что должно стоять.
— Дети, а вы убираете игрушки и вещи на место? (ответы детей).
— Какое правило нам подсказало стихотворение Зинаиды Николаевны? (ответы детей).
— Что взяла, клади на место.
Рассказы
Надежда Дмитриевна Калинина
«Разве так играют?»
Задачи. Познакомить детей с рассказом Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют?» Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей и свои поступки. Воспитывать отрицательное отношение детей к жадности. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам.
Чтение.
— Дети, я вам прочитаю рассказ русской писательницы Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют?»
Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.
Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел. Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берёт, и посуду берёт, и собачку к себе тянет — всё в одну кучу складывает:
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Вопросы к детям.
- Дети, разве так играют?
- Почему дети удивились поведению Саши?
- Что Саша сказал детям?
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
- Правильно ли поступил Саша?
- Дети, что бы вы сказали Саше?
- Дети, а вы так играете, как Саша?
— Дети, жадность унижает. Жадность – всякому горю начало.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
«Лето в лесу».
Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Познакомить с рассказом Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лето в лесу». Показать детям многообразие родной природы. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Развивать память детей. Воспитывать любовь детей к родной природе.
Чтение.
— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в летнем лесу вместе с русским писателем Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно. Рассказ называется «Лето в лесу».
Хорошо и привольно летом в лесу.
Зелёной листвою одеты деревья. Пахнет грибами, спелой, душистой земляникой.
Громко поют птицы. Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.
В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки. В тёмной чащобе скрывается разбойница-рысь.
У самой вершины старой ели, в густых ветвях, свили гнездо тетеревятники-ястребы. Много лесных тайн, сказочных чудес видят они с высокой тёмной вершины.
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
- О каком времени года рассказал писатель?
- Как чувствует себя человек летом в лесу?
— Хорошо и привольно летом в лесу.
- Во что одеты деревья летом?
— Зелёной листвою одеты деревья.
- Чем пахнет летом в лесу?
— Пахнет грибами, спелой, душистой земляникой.
- Кто громко поёт в летнем лесу?
— Громко поют птицы.
- Какие птицы поют в летнем лесу?
— Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.
- Кто в лесу под деревьями рыщет?
— В лесу под деревьями рыщут звери.
- Какие звери живут в наших лесах?
— Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки. В тёмной чащобе скрывается разбойница-рысь.
- Что видят ястребы в лесу с высоты?
— Много лесных тайн, сказочных чудес видят они с высокой тёмной вершины.
Педагог ещё раз читает рассказ «Лето в лесу».
— Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лето в лесу»? (ответы детей).
— Читая рассказ «Лето в лесу» я чувствую любовь автора к родной природе.
Сказки
Сказка «Война грибов с ягодами»,
в обработке Владимира Ивановича Даля
Задачи. Познакомить детей с русской сказкой «Война грибов с ягодами», помочь понять смысл сказки. Показать детям многообразие грибов и ягод в наших лесах. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка сказочного персонажа. Закреплять умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать отрицательное отношение детей к зависти.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Ладком – значит согласно, дружно.
Шёл король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком,
Он стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе –
Короля покусали мухи.
— Дети, это присказка, не сказка, сказка будет впереди! Называется сказка «Война грибов с ягодами».
Красным летом всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетём, задушим её, сладкую ягоду!»
Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать: — Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки:
— Мы все старые старушки, не повинны на войну.
— Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
— Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!
Отказались сморчки; говорят:
— Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
— Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Откликнулись грузди с подгруздками:
— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.
«Ну, быть беде», — думает зелёная травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздёвую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть.
Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Дети, на полянку приглашаю, поиграть предлагаю.
Театральная разминка.
Шёл король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком,
Он стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе –
Короля покусали мухи.
В. Приходько
— Дети, покажем гнев короля Боровика с помощью мимики и жестов?
Педагог выразительно читает стихотворение. Дети играют роль короля Боровика.
Шёл король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком,
Он стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе –
Короля покусали мухи.
— Замечательно! Молодцы, дети! Вам удалось без слов показать гнев короля Боровика. Для актёра театра очень важно уметь без слов, с помощью мимики и жеста передать настроение героев.
Беседа.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями.
Вопросы к детям.
- Дети, понравилась вам сказка?
- Дети, в какое время года происходят события этой сказки?
— Красным летом всего в лесу много.
- Что растёт в лесу летом?
— Красным летом всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины.
- Дети, боровик – это гриб или ягода?
- Что задумал-загадал гриб боровик, под дубом сидючи, на все грибы глядючи?
— Задумал-загадал боровик войну.
- Дети, кого звал боровик на войну?
- Гриб боровик звал на войну разные грибы. Почему отказались воевать волнушки?
— Мы все старые старушки, не повинны на войну.
- Почему отказались опёнки?
— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
- Почему отказались сморчки?
— Мы старички, уж куда нам на войну!
- Дети, а кто согласился воевать?
— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
- Что подумала зелёная травка, когда полезли из земли грузди?
— «Ну, быть беде», — думает зелёная травка.
- Дети, как вы считаете, почему война – это беда?
— Войну хорошо слышать, да тяжело видеть. Вражда не делает добра. Ягоды грибов не обижали, себя не восхваляли. Красоту свою людям показали, люди ягоды собрали.
- Дети, что остановило войну грибов с ягодами?
— А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздёвую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила русская сказка «Война грибов с ягодами»? (ответы детей).
— Плохо, дети, бывает, когда один другому завидует, чужой славы хочет.
Валентин Петрович Катаев
«Дудочка и кувшинчик».
(Для детей 6-7 лет).
Задачи. Познакомить детей со сказкой Валентина Петровича Катаева «Дудочка и кувшинчик». Формировать умение детей оценивать поступки сказочных персонажей. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героини произведения. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать положительное отношение детей к труду. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно сказку детского писателя Валентина Петровича Катаева «Дудочка и кувшинчик».
Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пошли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:
— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай.
Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить. Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком. Видит — у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.
— Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.
— А ты хорошенько искала?
— Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.
— А под листики ты заглядывала?
— Не заглядывала.
— Вот видишь! Надо заглядывать.
— А почему Павлик не заглядывает?
— Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.
А папа говорит: — Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.
Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
— Хорошо, — сказала Женя. — Спасибо, папочка. Буду так делать.
Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.
— Хватит с меня, — думает. — Я уж и так, наверное, много набрала.
Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь. Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.
— Ну, — думает, — так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду, поищу себе другую поляну.
Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится. Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает:
— Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!
Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.
— Здравствуй, девочка, — говорит.
— Здравствуй, дяденька.
— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?
— Обидели меня, дедушка, ягоды.
— Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?
— Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит: — Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.
Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит: — Играй, дудочка.
Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.
— Перестань, дудочка.
Дудочка перестала, и ягодки спрятались. Обрадовалась Женя:
— Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!
— Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик — он мне очень понравился.
— Хорошо. С большим удовольствием.
Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:
— Играй, дудочка.
Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер. Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные.
За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками. И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.
— Играй, дудочка, играй! — закричала Женя. — Играй быстрей!
Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше — так много, что под ними совсем не стало видно листиков. Но Женя не унималась:
— Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.
Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик. Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу, птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты, грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.
— Вот теперь-то я начну собирать! — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.
— У, глупая дудка! — сердито закричала девочка. — Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!
Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:
— Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.
— Хорошо, — отвечает старик боровик, коренной лесовик, — я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.
Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку. Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть — дудочки не хватает. Как тут быть? Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой. Приходит и говорит:
— Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!
— Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.
— Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.
— Ну, так я тебе не дам дудочку.
Женя взмолилась: — Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.
— Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.
— Не обойдусь, дедушка.
— А как же другие-то люди обходятся?
— Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают, да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью примечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
— Ах, вот как! — сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. — Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки. С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.
Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится…
Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.
— Вот умница, — сказал Жене папа, — полный кувшинчик принесла! Небось устала?
— Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал. И пошли все домой — папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком. А про дудочку Женя никому ничего не сказала…
— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
- Какие ягоды собирала семья Жени?
Поспела в лесу земляника.
- Почему Женя не могла найти ягоды?
— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать.
- Каким словам научил папа дочку при сборе ягод.
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
- Дети, как, вы думаете, понравилось ли Жене так собирать ягоды? Почему?
— Так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
- С кем познакомилась Женя в лесу?
— Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами.
- Что старичок предложил Жене?
— Давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик.
- Дети, что бы выбрали вы: дудочку или кувшинчик?
- Как вы считаете, помогла ли дудочка собрать Жене ягоды? Почему?
- Как назвал Женю старичок? Почему?
— Да ты, оказывается, просто лентяйка!
- Какой вывод для себя сделала Женя?
— Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится…
- Дети, как вы думаете, почему «Дудочка и кувшинчик» сказка, а не рассказ?
— Только в сказке можно встретить говорящие грибы, волшебную дудочку.
- Дети, чему вас научила эта сказка?
— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок: не поклонясь до земли, и ягодку не сорвёшь, труд человека кормит, а лень — портит, от труда здоровеют, а от лени болеют.
Виталий Валентинович Бианки
«Синичкин календарь. Август».
(Для детей 6-7 лет)
Задачи. Познакомить детей со сказкой Виталия Валентиновича Банки «Синичкин календарь. Август». Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес.
Чтение.
— Дети, жила-была любознательная птичка–синичка Зинька. В каждом месяце синичка узнавала что-то новое и интересное. А рассказал историю о синичке Зиньки российский писатель и натуралист Виталия Валентиновича Бианки. Натуралист – это человек, который изучает природу. Истории о природе Виталия Валентиновича Бианки необычны: то ли сказка, то ли быль. Сказка, потому что птицы и звери разговаривают на человеческом языке. Быль – это правдивый рассказ о жизни животных, птиц и зверей, об изменениях в природе.
Итак, Виталии Валентинович Бианки «Синичкин календарь. Август». Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно.
— После июля, — сказал Старый Воробей, — идёт август. Третий – и, заметь себе это, – последний месяц лета.
— Август, — повторила Зинька.
И принялась думать, что ей в этом месяце делать. Ну, да ведь она была синичка, а синички долго на одном месте усидеть не могут. Им бы все порхать да скакать, по веткам лазать то вверх, то вниз головой. Много так не надумаешь. Пожила немножко в городе – скучно. И сама не заметила, как опять очутилась в лесу. Очутилась в лесу и удивляется: что там со всеми птицами сделалось? Только что все гнали её, близко к себе и к своим птенцам не подпускали, а теперь только и слышит: "Зинька, лети к нам!", "Зинька, сюда!", "Зинька, полетай с нами!", "Зинька, Зинька, Зинька!".
Смотрит – все гнезда пустые, все дупла свободные, все птенцы выросли, и летать научились. Дети и родители все вместе живут, так выводками и летают, а уж на месте никто не видит, и гнезда им больше не нужны. И гостье все рады: веселей в компании-то кочевать.
Зинька то к одним пристанет, то к другим; один день с хохлатыми синичками проведёт, другой – с гаечками-пухлячками. Беззаботно живёт: тепло, светло, еды сколько хочешь. И вот удивилась Зинька, когда белку встретила и разговорилась с ней.
Смотрит – белка с дерева на землю спустилась и что-то ищет там в траве. Нашла гриб, схватила его в зубы – и марш с ним назад на дерево. Нашла там сучочек острый, ткнула на него гриб, а есть не ест его: поскакала дальше. И опять на землю – грибы искать. Зинька подлетела к ней и спрашивает:
— Что ты, белочка, делаешь? Зачем не ешь грибы, а на сучки их накалываешь?
— Как зачем? — отвечает белка. — Впрок собираю, сушу в запас. Зима придёт пропадёшь без запаса.
Стала тут Зинька примечать: не только белки – многие зверюшки запасы себе собирают. Мышки, полёвки, хомяки с поля зёрна за щеками таскают в свои норки, набивают там свои кладовочки. Начала и Зинька кое-что припрятывать на чёрный день; найдёт вкусные семечки, поклюёт их, а что лишнее – сунет куда-нибудь в кору, в щёлочку. Соловей это увидел и смеётся:
— Ты что же, синичка, на всю долгую зиму хочешь запасы сделать? Этак тебе тоже нору копать впору.
Зинька смутилась.
— А ты как же, — спрашивает, — зимовать думаешь?
— Фьють! — свистнул соловей. — Придёт осень, — я отсюда улечу. Далеко-далеко улечу, туда, где и зимой тепло и розы цветут. Там сытно, как здесь летом.
— Да ведь ты соловей, — говорит Зинька, — тебе что: сегодня здесь спел, а завтра – там.
А я синичка. Я где родилась, там всю жизнь и проживу. А про себя подумала:
"Пора, пора мне о своём домике подумать! Вот уж и люди в поле вышли убирают хлеб, увозят с поля. Кончается лето, кончается..."
— Вот такую интересную историю о любопытной синички рассказал нам Виталий Валентинович Бианки. Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
- Дети, о каком времени года рассказывает писатель?
— Время года – лето.
- Как называется третий месяц лета?
— Третий месяц лета – август.
- После какого месяца приходит август?
— После июля, — сказал Старый Воробей, — идёт август. Третий – и, заметь себе это, – последний месяц лета.
- Дети, какие изменение в жизни птиц заметила синичка?
— Смотрит – все гнезда пустые, все дупла свободные, все птенцы выросли, и летать научились. Дети и родители все вместе живут, так выводками и летают, а уж на месте никто не видит, и гнезда им больше не нужны.
- Чем удивила Зиньку белочка?
— И вот удивилась Зинька, когда белку встретила и разговорилась с ней.
Смотрит – белка с дерева на землю спустилась и что-то ищет там в траве. Нашла гриб, схватила его в зубы – и марш с ним назад на дерево. Нашла там сучочек острый, ткнула на него гриб, а есть не ест его: поскакала дальше. И опять на землю – грибы искать. Зинька подлетела к ней и спрашивает:
— Что ты, белочка, делаешь? Зачем не ешь грибы, а на сучки их накалываешь?
— Как зачем? — отвечает белка. — Впрок собираю, сушу в запас. Зима придёт пропадёшь без запаса.
- Дети, почему соловей не готовиться е зиме?
— А ты как же, — спрашивает, — зимовать думаешь?
— Фьють! — свистнул соловей. — Придёт осень, — я отсюда улечу. Далеко-далеко улечу, туда, где и зимой тепло и розы цветут. Там сытно, как здесь летом.
— Да ведь ты соловей, — говорит Зинька, — тебе что: сегодня здесь спел, а завтра – там.
- Дети, вам понравился рассказ Виталия Валентиновича Бианки о синичке Зиньке?
— Дети, рассказы и сказки Виталия Валентиновича Бианки читаем, тайны природы узнаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения "До свидания, лето" для детей с ОВЗ
Сценарий развлечения "До свидания, лето" для детей с ОВЗ...
Сценарий летнего праздника"До свиданья, лето!" для детей старших и подготовительных к школе групп
Сценарий летнего праздника "До свиданья, Лето!" для детей старших и подготовительных групп...
Сценарий праздника "До свиданья, лето!" для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий праздника "До свиданья, лето!" для детей старшего дошкольного возраста...
Волкова Н.А. До свидания, лето. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «До свидания, лето». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет на период конец августа, первые дни сентября....
Волкова Н.А. До свидания, лето. Речевые игры для детей 5-7 лет
Тема недели «До свидания, лето». Картотека речевых игр...
Волкова Н.А. Они защищали Родину. Читаем детям 5-6 лет.
К 80 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Подборка художественной литературы о Великой Отечественной войне с учётом тематического планирования. Небольшие по объёму тексту, доступные для во...
Волкова Н.А. Они защищали Родину. Читаем детям 6-7 лет.
Подборка художественной литературы о Великой Отечественной войне с учётом тематического планирования. Небольшие по объёму тексту, доступные для восприятия детей, беседы с детьми о прочитанном, с целью...