Волкова Н.А. До свидания, лето. Читаем детям 5-7 лет.
картотека по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «До свидания, лето». Картотека бесед с детьми 5-7 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_n.a._do_svidaniya_leto._chitaem_detyam_5-7_let.docx211.92 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «До свиданья, лето».

Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Формирование интереса и потребности детей в чтении.

“Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка…”.     

 Василий Александрович Сухомлинский

Содержание.

Жанр

Произведение

Задачи.

Стихо

творения

Благинина Е.А.

 «Уморилась».

Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Показать детям многообразие родной природы. Поощрять попытки детей делиться с педагогом разнообразными впечатлениями. Воспитывать культуру речевого общения.

 Сатанович Р.

 «Хлеб насущный».

Формировать потребность детей в правильном питании. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Маршак С. Я.

«Мяч».

Расширять знания детей о правилах дорожного движения. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение.  Помочь детям понять, что улица, не место для игры. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Александрова З.Н. «Что взяла,

клади на место».

Формировать у детей привычку убирать предметы и игрушки на место. Воспитывать в детях аккуратность. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение.

Рассказы

Калинина Н.Д.

«Разве так играют?»

Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей и свои поступки. Воспитывать отрицательное отношение детей к жадности. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам.

Соколов-Микитов 

И.С.

«Лето в лесу».

Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Показать детям многообразие родной природы. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Развивать память детей. Воспитывать любовь к родной природе.

Сказки

Даль В.И.

 «Война грибов

с ягодами».

Познакомить детей с русской сказкой, помочь понять смысл сказки. Показать детям многообразие грибов и ягод в наших лесах. Воспитывать отрицательное отношение детей к зависти.

Катаев В.П.

«Дудочка и кувшинчик».

Формировать умение детей оценивать поступки сказочных персонажей. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героини произведения. Воспитывать положительное отношение детей к труду. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам.

Бианки В.В.

«Синичкин календарь. Август».

Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе. Расширять кругозор детей.  Развивать познавательный интерес.

Стихотворения

Елена Александровна Благинина 

«Уморилась».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Елены Александровны Благининой «Уморилась». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Показать детям многообразие родной природы. Поощрять попытки детей делиться с педагогом разнообразными впечатлениями. Воспитывать культуру речевого общения.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение детской поэтессы Елены Александровны Благининой «Уморилась».

Солнце жёлтым косяком

Улеглось на лавке.

Я сегодня босиком

Бегала по травке.

Я видала, как растут

Острые травинки,

Я видала, как цветут

Синие барвинки.

Я слыхала, как в пруду

Квакала лягушка,

Я слыхала, как в саду

Плакала кукушка.

Я видала гусака

У цветочной грядки.

Он большого червяка

Расклевал у кадки.

Я слыхала соловья —

Вот певун хороший!

Я видала муравья

Под тяжёлой ношей.

Я такому силачу

Два часа дивилась...

А теперь я спать хочу,

Ну вас, уморилась...

— Дети, стихотворению конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, как вы думаете, что такое «уморилась»?

— Уморилась, значит устала.

  • Дети, а вы бегали когда-нибудь босиком по травке?

Дети делятся своими впечатлениями.

  • Дети, в какое время года можно бегать босиком по травке?

Летом, когда на улице жарко, земля тёплая, мы бегаем босиком.

  • Дети, что увидела девочка в летний день?

Педагог при необходимости дополняет ответы детей.

— Много всего интересного увидела и услышала девочка летним днём. Красива и разнообразно летняя природа. Дети, а что вы видели интересного летом в природе?

Дети делятся своими впечатлениями. Педагог корректно останавливает детей, чьи рассказы не связаны с летней природой.

— Восхитительно! Дети, как прекрасна природа летом!

Роман Сатанович

 «Хлеб насущный».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Романа Сатановича «Хлеб насущный». Формировать потребность детей в правильном питании. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Беседа.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями.  Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовёт

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

«Хлеб всему голова!» —

В поле, в доме, в державе!

Дети, как вы думаете, почему в народе говорят: «Хлеб всему голова»?  (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, хлеб – всему голова, нет хлеба, нет и обеда.

Самуил Яковлевич Маршак 

«Мяч».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Самуила   Яковлевича Маршака «Мяч». Расширять знания детей о правилах дорожного движения. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение.  Помочь детям понять, что улица, не место для игры. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Беседа.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Самуила   Яковлевича Маршака «Мяч».

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и громко топал,

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился

И назад не воротился,

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Хлопнул, лопнул — вот и всё!

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, почему мячик лопнул?

Там попал под колесо, хлопнул, лопнул — вот и всё!

  • Как вы думаете, чтобы произошло, если мальчик выбежал за мячиком на дорогу?
  • Дети, какое правило поведения на улице подсказало вам это стихотворение?                

— Не выбегаем на дорогу за мячом или другим предметом, если они упали и покатились: можно не заметить проезжающей машины и попасть под неё.

  • Какие правила дорожного движения и поведения на улице вы знаете?

Педагог обобщает ответы детей.

Правила дорожного движения.

  • Для автомобилей – дорога, для пешехода – тротуар. Не нужно подходить близко к дороге, где ездят машины и автобусы.
  • Переходить дорогу можно только с взрослым, по пешеходному переходу.
  • Переходя дорогу посмотрим, нет ли машин слева, а на середине дороги – справа.
  • Никогда не переходим дорогу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождёмся, когда загорится зелёный свет.
  • Не выбегаем на дорогу, можно не заметить проезжающей машины и попасть под неё.

Зинаида Николаевна Александрова

 «Что взяла, клади на место».

Задачи. Познакомить детей со стихотворением Зинаиды Николаевны Александровой «Что взяла, клади на место». Формировать у детей привычку убирать предметы и игрушки на место. Воспитывать в детях аккуратность. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение.

Игровой материал. Кукольный домик, кукла. Предметы быта: кружка, подушка, обувь.

Беседа.

 Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Зинаиды Николаевны Александровой «Что взяла, клади на место».    

Педагог читает и инсценирует стихотворение.

Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладёт подушку,

Прячет ботики в буфет.

Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать всё сначала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать…

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло всё не там…

Помогите ей, ребята,

Всё расставить по местам.

 Дети, помогите пожалуйста, маленькой Оленьке всё расставить по местам.

Дети помогают кукле расставить всё по местам, объясняя Оленьке, где, что должно стоять.

— Дети, а вы убираете игрушки и вещи на место? (ответы детей).

— Какое правило нам подсказало стихотворение Зинаиды Николаевны? (ответы детей).

Что взяла, клади на место.

Рассказы

Надежда Дмитриевна Калинина 

«Разве так играют?»

Задачи. Познакомить детей с рассказом Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют?» Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей и свои поступки. Воспитывать отрицательное отношение детей к жадности. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам.

Чтение.

— Дети, я вам прочитаю рассказ русской писательницы Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют?»

    Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.

   Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.   Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берёт, и посуду берёт, и собачку к себе тянет — всё в одну кучу складывает:

   — Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!

   Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

   Вот так мальчик! Разве так играют?

Вопросы к детям.

  • Дети, разве так играют?
  • Почему дети удивились поведению Саши?
  • Что Саша сказал детям?

  — Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!

  • Правильно ли поступил Саша?
  • Дети, что бы вы сказали Саше?
  • Дети, а вы так играете, как Саша?

— Дети, жадность унижает. Жадность – всякому горю начало.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов 

«Лето в лесу».

Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Познакомить с рассказом Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лето в лесу». Показать детям многообразие родной природы. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Развивать память детей. Воспитывать любовь детей к родной природе.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в летнем лесу вместе с русским писателем Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно. Рассказ называется «Лето в лесу».  

Хорошо и привольно летом в лесу.

Зелёной листвою одеты деревья. Пахнет грибами, спелой, душистой земляникой.

Громко поют птицы. Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.

В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки. В тёмной чащобе скрывается разбойница-рысь.

У самой вершины старой ели, в густых ветвях, свили гнездо тетеревятники-ястребы. Много лесных тайн, сказочных чудес видят они с высокой тёмной вершины.

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • О каком времени года рассказал писатель?
  • Как чувствует себя человек летом в лесу?

Хорошо и привольно летом в лесу.

  • Во что одеты деревья летом?

Зелёной листвою одеты деревья.

  • Чем пахнет летом в лесу?

Пахнет грибами, спелой, душистой земляникой.

  • Кто громко поёт в летнем лесу?

Громко поют птицы.

  • Какие птицы поют в летнем лесу?

Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.

  • Кто в лесу под деревьями рыщет?

В лесу под деревьями рыщут звери.

  • Какие звери живут в наших лесах?

Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки. В тёмной чащобе скрывается разбойница-рысь.

  • Что видят ястребы в лесу с высоты?

Много лесных тайн, сказочных чудес видят они с высокой тёмной вершины.

Педагог ещё раз читает рассказ «Лето в лесу».

— Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лето в лесу»? (ответы детей).

— Читая рассказ «Лето в лесу» я чувствую любовь автора к родной природе.

Сказки

Сказка «Война грибов с ягодами»,

в обработке Владимира Ивановича Даля  

Задачи. Познакомить детей с русской сказкой «Война грибов с ягодами», помочь понять смысл сказки. Показать детям многообразие грибов и ягод в наших лесах. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка сказочного персонажа. Закреплять умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать отрицательное отношение детей к зависти.

Чтение.

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Ладком – значит согласно, дружно.

Шёл король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком,

Он стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе –

Короля покусали мухи.

Дети, это присказка, не сказка, сказка будет впереди!  Называется сказка «Война грибов с ягодами».

Красным летом всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетём, задушим её, сладкую ягоду!»

Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать: — Идите вы, волнушки, выступайте на войну!

Отказалися волнушки:

— Мы все старые старушки, не повинны на войну.

— Идите вы, опёнки!

Отказалися опёнки:

— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!

— Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!

Отказались сморчки; говорят:

— Мы старички, уж куда нам на войну!

Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:

— Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!

Откликнулись грузди с подгруздками:

— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!

Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

«Ну, быть беде», — думает зелёная травка.

А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздёвую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть.

Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали.

С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Дети, на полянку приглашаю, поиграть предлагаю.

Театральная разминка.

Шёл король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком,

Он стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе –

Короля покусали мухи.

В. Приходько

— Дети, покажем гнев короля Боровика с помощью мимики и жестов?

Педагог выразительно читает стихотворение. Дети играют роль короля Боровика.

Шёл король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком,

Он стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе –

Короля покусали мухи.

— Замечательно! Молодцы, дети! Вам удалось без слов показать гнев короля Боровика. Для актёра театра очень важно уметь без слов, с помощью мимики и жеста передать настроение героев.

Беседа.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями.  

Вопросы к детям.

  • Дети, понравилась вам сказка?
  • Дети, в какое время года происходят события этой сказки?

Красным летом всего в лесу много.

  • Что растёт в лесу летом?

Красным летом всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины.

  • Дети, боровик – это гриб или ягода?
  • Что задумал-загадал гриб боровик, под дубом сидючи, на все грибы глядючи?

Задумал-загадал боровик войну.

  • Дети, кого звал боровик на войну?
  • Гриб боровик звал на войну разные грибы. Почему отказались воевать волнушки?

— Мы все старые старушки, не повинны на войну.

  • Почему отказались опёнки?

— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!

  • Почему отказались сморчки?

— Мы старички, уж куда нам на войну!

  • Дети, а кто согласился воевать?

Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!

  • Что подумала зелёная травка, когда полезли из земли грузди?

«Ну, быть беде», — думает зелёная травка.

  • Дети, как вы считаете, почему война – это беда?

Войну хорошо слышать, да тяжело видеть. Вражда не делает добра. Ягоды грибов не обижали, себя не восхваляли. Красоту свою людям показали, люди ягоды собрали.

  • Дети, что остановило войну грибов с ягодами?

А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздёвую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть.

     С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила русская сказка «Война грибов с ягодами»? (ответы детей).

Плохо, дети, бывает, когда один другому завидует, чужой славы хочет.

Валентин Петрович Катаев 

«Дудочка и кувшинчик».

(Для детей 6-7 лет).

Задачи. Познакомить детей со сказкой Валентина Петровича Катаева «Дудочка и кувшинчик». Формировать умение детей оценивать поступки сказочных персонажей. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героини произведения. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать положительное отношение детей к труду. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно сказку детского писателя Валентина Петровича Катаева «Дудочка и кувшинчик».

     Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пошли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай.

Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить. Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком. Видит — у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

— Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

— А ты хорошенько искала?

— Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.

— А под листики ты заглядывала?

— Не заглядывала.

— Вот видишь! Надо заглядывать.

— А почему Павлик не заглядывает?

— Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

А папа говорит: — Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

— Хорошо, — сказала Женя. — Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

— Хватит с меня, — думает. — Я уж и так, наверное, много набрала.

Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь. Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.

— Ну, — думает, — так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду, поищу себе другую поляну.

Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится. Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает:

— Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!

Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.

— Здравствуй, девочка, — говорит.

— Здравствуй, дяденька.

— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?

— Обидели меня, дедушка, ягоды.

— Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

— Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит: — Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит: — Играй, дудочка.

Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

— Перестань, дудочка.

Дудочка перестала, и ягодки спрятались. Обрадовалась Женя:

— Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

— Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик — он мне очень понравился.

— Хорошо. С большим удовольствием.

Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:

— Играй, дудочка.

Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер. Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные.

За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками. И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.

— Играй, дудочка, играй! — закричала Женя. — Играй быстрей!

Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше — так много, что под ними совсем не стало видно листиков. Но Женя не унималась:

— Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.

Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик. Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу, птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты, грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.

— Вот теперь-то я начну собирать! — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

— У, глупая дудка! — сердито закричала девочка. — Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:

— Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

— Хорошо, — отвечает старик боровик, коренной лесовик, — я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку. Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть — дудочки не хватает. Как тут быть? Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой. Приходит и говорит:

— Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

— Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

— Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

— Ну, так я тебе не дам дудочку.

Женя взмолилась: — Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.

— Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.

— Не обойдусь, дедушка.

— А как же другие-то люди обходятся?

— Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают, да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью примечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

— Ах, вот как! — сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. — Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки. С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.

Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится…

Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.

— Вот умница, — сказал Жене папа, — полный кувшинчик принесла! Небось устала?

— Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал. И пошли все домой — папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком. А про дудочку Женя никому ничего не сказала…

— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Какие ягоды собирала семья Жени?

Поспела в лесу земляника.

  • Почему Женя не могла найти ягоды?

— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать.

  • Каким словам научил папа дочку при сборе ягод.

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

  • Дети, как, вы думаете, понравилось ли Жене так собирать ягоды? Почему?

— Так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

  • С кем познакомилась Женя в лесу?

— Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами.

  • Что старичок предложил Жене?

— Давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик.

  • Дети, что бы выбрали вы: дудочку или кувшинчик?
  • Как вы считаете, помогла ли дудочка собрать Жене ягоды? Почему?
  • Как назвал Женю старичок? Почему?

— Да ты, оказывается, просто лентяйка!

  • Какой вывод для себя сделала Женя?

— Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится…

  • Дети, как вы думаете, почему «Дудочка и кувшинчик» сказка, а не рассказ?

— Только в сказке можно встретить говорящие грибы, волшебную дудочку.

  • Дети, чему вас научила эта сказка?

— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок: не поклонясь до земли, и ягодку не сорвёшь, труд человека кормит, а лень — портит, от труда здоровеют, а от лени болеют.

Виталий Валентинович Бианки

«Синичкин календарь. Август».

(Для детей 6-7 лет)

Задачи. Познакомить детей со сказкой Виталия Валентиновича Банки «Синичкин календарь. Август». Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе. Расширять кругозор детей.  Развивать познавательный интерес.

Чтение.

— Дети, жила-была любознательная птичка–синичка Зинька. В каждом месяце синичка узнавала что-то новое и интересное. А рассказал историю о синичке Зиньки российский писатель и натуралист Виталия Валентиновича Бианки. Натуралист – это человек, который изучает природу. Истории о природе Виталия Валентиновича Бианки необычны: то ли сказка, то ли быль. Сказка, потому что птицы и звери разговаривают на человеческом языке. Быль – это правдивый рассказ о жизни животных, птиц и зверей, об изменениях в природе.

        Итак, Виталии Валентинович Бианки «Синичкин календарь. Август». Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно.

После июля, — сказал Старый Воробей, — идёт август. Третий – и, заметь себе это, – последний месяц лета.

— Август, — повторила Зинька.

И принялась думать, что ей в этом месяце делать. Ну, да ведь она была синичка, а синички долго на одном месте усидеть не могут. Им бы все порхать да скакать, по веткам лазать то вверх, то вниз головой. Много так не надумаешь. Пожила немножко в городе – скучно. И сама не заметила, как опять очутилась в лесу.  Очутилась в лесу и удивляется: что там со всеми птицами сделалось? Только что все гнали её, близко к себе и к своим птенцам не подпускали, а теперь только и слышит: "Зинька, лети к нам!", "Зинька, сюда!", "Зинька, полетай с нами!", "Зинька, Зинька, Зинька!".

Смотрит – все гнезда пустые, все дупла свободные, все птенцы выросли, и летать научились. Дети и родители все вместе живут, так выводками и летают, а уж на месте никто не видит, и гнезда им больше не нужны. И гостье все рады: веселей в компании-то кочевать.

Зинька то к одним пристанет, то к другим; один день с хохлатыми синичками проведёт, другой – с гаечками-пухлячками. Беззаботно живёт: тепло, светло, еды сколько хочешь. И вот удивилась Зинька, когда белку встретила и разговорилась с ней.

Смотрит –  белка с дерева на землю спустилась и что-то ищет там в траве. Нашла гриб, схватила его в зубы –  и марш с ним назад на дерево. Нашла там сучочек острый, ткнула на него гриб, а есть не ест его: поскакала дальше. И опять на землю – грибы искать.  Зинька подлетела к ней и спрашивает:

— Что ты, белочка, делаешь? Зачем не ешь грибы, а на сучки их накалываешь?

— Как зачем? — отвечает белка. — Впрок собираю, сушу в запас. Зима придёт пропадёшь без запаса.  

Стала тут Зинька примечать: не только белки – многие зверюшки запасы себе собирают. Мышки, полёвки, хомяки с поля зёрна за щеками таскают в свои норки, набивают там свои кладовочки. Начала и Зинька кое-что припрятывать на чёрный день; найдёт вкусные семечки, поклюёт их, а что лишнее – сунет куда-нибудь в кору, в щёлочку. Соловей это увидел и смеётся:

— Ты что же, синичка, на всю долгую зиму хочешь запасы сделать? Этак тебе тоже нору копать впору.

Зинька смутилась.

— А ты как же, — спрашивает, — зимовать думаешь?

— Фьють! — свистнул соловей. — Придёт осень, —  я отсюда улечу. Далеко-далеко улечу, туда, где и зимой тепло и розы цветут. Там сытно, как здесь летом.

— Да ведь ты соловей, — говорит Зинька, — тебе что: сегодня здесь спел, а завтра – там.

 А я синичка. Я где родилась, там всю жизнь и проживу. А про себя подумала:

"Пора, пора мне о своём домике подумать! Вот уж и люди в поле вышли убирают хлеб, увозят с поля. Кончается лето, кончается..."

— Вот такую интересную историю о любопытной синички рассказал нам Виталий Валентинович Бианки. Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, о каком времени года рассказывает писатель?

— Время года – лето.

  • Как называется третий месяц лета?

—  Третий месяц лета – август. 

  • После какого месяца приходит август?

После июля, — сказал Старый Воробей, — идёт август. Третий – и, заметь себе это, – последний месяц лета.

  • Дети, какие изменение в жизни птиц заметила синичка?

Смотрит – все гнезда пустые, все дупла свободные, все птенцы выросли, и летать научились. Дети и родители все вместе живут, так выводками и летают, а уж на месте никто не видит, и гнезда им больше не нужны.

  • Чем удивила Зиньку белочка?

И вот удивилась Зинька, когда белку встретила и разговорилась с ней.

Смотрит –  белка с дерева на землю спустилась и что-то ищет там в траве. Нашла гриб, схватила его в зубы –  и марш с ним назад на дерево. Нашла там сучочек острый, ткнула на него гриб, а есть не ест его: поскакала дальше. И опять на землю – грибы искать.  Зинька подлетела к ней и спрашивает:

— Что ты, белочка, делаешь? Зачем не ешь грибы, а на сучки их накалываешь?

— Как зачем? — отвечает белка. — Впрок собираю, сушу в запас. Зима придёт пропадёшь без запаса.  

  • Дети, почему соловей не готовиться е зиме?

— А ты как же, — спрашивает, — зимовать думаешь?

— Фьють! — свистнул соловей. — Придёт осень, —  я отсюда улечу. Далеко-далеко улечу, туда, где и зимой тепло и розы цветут. Там сытно, как здесь летом.

— Да ведь ты соловей, — говорит Зинька, — тебе что: сегодня здесь спел, а завтра – там.

  • Дети, вам понравился рассказ Виталия Валентиновича Бианки о синичке Зиньке?

— Дети, рассказы и сказки Виталия Валентиновича Бианки читаем, тайны природы узнаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения "До свидания, лето" для детей с ОВЗ

Сценарий развлечения "До свидания, лето" для детей с ОВЗ...

Сценарий летнего праздника"До свиданья, лето!" для детей старших и подготовительных к школе групп

Сценарий летнего праздника "До свиданья, Лето!" для детей старших и подготовительных групп...

Сценарий праздника "До свиданья, лето!" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий праздника "До свиданья, лето!" для детей старшего дошкольного возраста...

Волкова Н.А. До свидания, лето. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «До свидания, лето». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет на период конец августа, первые дни сентября....

Волкова Н.А. До свидания, лето. Речевые игры для детей 5-7 лет

Тема недели «До свидания, лето». Картотека речевых игр...

Волкова Н.А. Они защищали Родину. Читаем детям 5-6 лет.

К 80 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Подборка художественной литературы о Великой Отечественной войне с учётом тематического планирования. Небольшие по объёму тексту, доступные для во...

Волкова Н.А. Они защищали Родину. Читаем детям 6-7 лет.

Подборка художественной литературы о Великой Отечественной войне с учётом тематического планирования. Небольшие по объёму тексту, доступные для восприятия детей, беседы с детьми о прочитанном, с целью...