Литературная викторина «Путешествие по сказкам»
материал по художественной литературе (подготовительная группа)

Систематизировать знания детей о художественной литературе посредством игры-викторины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina_puteshestvie_po_skazkam.docx57.82 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина

«Путешествие по сказкам»

(для детей подготовительной группы)

Воспитатель: Мандрина Н.В.

Приоритетная образовательная область:

 Познавательное развитие

 Речевое развитие

 Физическое развитие

 Художественно-эстетическое развитие

Цели: систематизировать знания детей о художественной литературе посредством игры-викторины; прививать интерес детей к литературному чтению; формировать умение детей работать в коллективе.

Задачи:

Образовательная:

1. Закрепить знания детей о сказках

2. Учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя.

3. Формировать связную речь, обогащать словарь детей.

4. Закреплять умение разгадывать кроссворд.

Развивающая:

1. Развивать внимание, мышление, память, слуховое и зрительное внимание.

2. Развивать навыки коллективной работы.

3. Развитие мелкой моторики, логики и творчества.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к сказкам.  

2. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Оборудование:

1. Загадки на нарисованных ромашках.

2. «Телеграммы» от сказочных героев.

3. Сундучок с предметами из сказок.

4. Плакат с кроссвордом.

5. Разрезные картинки в конвертах.

6. Приз – новая книга «Сказки».

Ход занятия

-  Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки?

Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из вас сможет вспомнить и назвать. Назовите сказки, которые вы знаете? Кто сочиняет сказки? ( Народ и писатели). Сказки, которые сочинял народ, назывались - народными. Их передавали из поколения к поколению. Бабушки рассказывали своим внукам. Они вырастали и тоже рассказывали своим детям, а сказки, которые сочиняли писатели, записывали. И книги с этими сказками мы можем прочитать и сейчас. Хотя писатель мог сочинить эту сказку очень давно. Много талантливых сказочников.
А сегодня я предлагаю вам проявить свои знания о сказках в конкурсах.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Итак, мы начинаем нашу викторину.

Сначала нам необходимо разделиться на 2 команды. (Название команд по желанию детей)

Правила во время игры – викторины :

1. вопросы надо слушать внимательно;

2. ответить на задание может любая команда, которая знает ответ и хочет ответить, для этого нужно поднять руку и таким образом получить право на ответ;

3. за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит к второй команде.

4. победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше жетонов.

Итак, я объявлю первое задание.

Возьмите себе ромашки. Я вам буду читать загадку на ромашке, а вы будете угадывать про какую сказку или про какого героя я вам говорю.

1)Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

2)Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал.  (Теремок)

3) Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

4)Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль)

5) Жил на свете мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына, шалунишку…

(Буратино).

6) И на мачеху стирала, и горох перебирала

По ночам при свечке. А спала у печки.

Хороша, как солнышко, кто же это? (Золушка).

7) Маша в коробе сидит,

Далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь,

А несет ее …(медведь).

8) На сметане мешён

 На окошке стужён.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

9) Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

 И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Как зовут её? … (Красная Шапочка)

10) Друг за друга по цепочке

 Ухватились все так прочно!

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.

Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

11) Человек немолодой

С преогромной бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей

 Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас)

12) В шляпе синенькой мальчишка

 Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его … (Незнайка)

13) Он весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним мальчик Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок … (Вини-Пух)

14) Трое их живёт в избушке,

В ней три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

15) В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

2 задание: «Волшебные слова»

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы очутиться в волшебной стране? (Ответы детей) .

Воспитатель: Правильно, любые двери и пути открывают волшебные слова. Поэтому, нужно сказать волшебные слова! Сейчас мы проверим, знаете ли вы заклинания и волшебные слова из сказок?

Вопросы воспитателя:

1. Какие волшебные слова нужно сказать, когда закопаешь на пустыре пять золотых монет? «Крекс, фекс, пекс» (А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

2. Как заставить вёдра идти за водой? «По - щучьему веленью, по- моему хотенью» (Р. Н. С. «По щучьему веленью»)

3. Помогите открыть пещеру с сокровищами для Али-Бабы? «Сим - сим, открой дверь» (герой арабской сказки «Али-баба и сорок разбойников»)

4. Как позвать Сивку-бурку? «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой» («Сивка -бурка»)

5. Какие слова нужно сказать девочке Жене, чтобы цветок исполнил её желания? «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через запад через юг возвращаясь сделав круг, лишь коснешся ты земли, быть по моему вели.» (В. Катаев «Цветик-семицветик») .

6. Как заставить избушку на курьих ножках повернуться? «Избушка, избушка, повернись к лесу задом ко мне передом».

7. Как спросить у зеркала о своей красоте? «Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? («сказка о семи богатырях» А. С. Пушкин)

Воспитатель: Отлично, ребята, с заданием вы справились. Теперь вы можете отправляться дальше.

3 задание: Отгадай предмет!»

Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно на иллюстрации, на которых изображены предметы. Ваша задача, угадать из какой сказки эти предметы.

- Корыто - (Золотая рыбка)

- Полено – (Приключения буратино)

- Семицветик – (Цветик-семицветик)

- Яйцо золотое – (Курочка ряба)

- Печь – (По щучьему велению)

- Тыква карета – (Золушка)

- Короб – (Маша и медведь)

- Золотые орехи – (Сказка о царе Салтане)

- Аленький цветочек – (Аленький цветочек)

- Умывальник – (Мойдодыр)

- Горошина – (Принцесса на горошине)

- Красная шапочка – (Красная шапочка)

- Замок – (Снежная королева)

- Золотой ключик – (Приключения Буратино)

Молодцы ребята! Справились с заданием. Прежде, чем мы отправимся дальше, немного отдохнем, мы с вами поиграем в игру.

Гимнастика для глаз.

Наши глазки закрываются…

Представим, будто нос наш удлиняется.

Я превращаюсь в Буратино

И носом буду рисовать картину.

Интереснее всего – это рисовать,

Что представишь: стол, окно,

Шкаф, ковер, кровать…

Все нарисует носик наш,

Когда ему работу дашь.

И мы без дела не сидим:

Мы носиком руководим!

Физкультурная минутка «Попадем в сказку»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Выросла репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

4 задание

Мы получили телеграммы от сказочных героев. Угадайте, кто прислал телеграмму, и из какой сказки этот герой.

  1. «Спасите! Нас съел серый волк» (Семеро козлят)
  2. «От дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро у вас буду» (Колобок)
  3. «Дорогие гости! Помогите! Паука – злодея зарубите» (Муха-цокотуха)
  4. «Очень расстроена, нечаянно разбила яичко» (Курочка ряба)
  5. «Приехать не сможем, боимся рыжего великана» (Звери «Тараканище»)
  6. «Все осталось без изменений, вот только бабушку съел волк» (Красная шапочка)
  7. «Пришлите, пожалуйста, капли, мы лягушками нынче объелись и у нас животы разболелись» (Айболит)
  8. «Лиса выгнала из дома. Пустите переночевать» (Заяц)
  9. «Прибыть на ваш праздник не могу, так как от меня сбежали брюки»(Мойдодыр)
  10. «Как услышите гром да стук, не пугайтесь. Это я в коробчонке к вам спешу» (Царевна лягушка)

5 задание: «Угадай голос»

Воспитатель: В этом задании необходимо отгадать, кто из героев сказок говорил эти слова (голоса из фильмов и музыки)

1. Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная? ("Морозко")

2. Как выскочу, как выпрыгну. Пойдут клочки по закоулочкам (лиса)

3. Отворитеся, отопритеся. Ваша мать пришла, молочка принесла (коза)

4. Несет меня лиса за темные леса. За высокие горы, далекие реки (петушок)

5. Ловись, рыбка, большая и маленькая (волк)

6. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел (колобок)

7. Чего тебе надобно, старче? (рыбка)

8. По щучьему велению, по моему хотению (Емеля)

9. Не садись на пенек, не ешь пирожок (Маша)

10. Яблоня, яблоня, спрячь нас (Аленушка)

Воспитатель: И здесь вы смогли отгадать, видимо внимательно слушали сказки. Продолжим? (ответы детей).

Ведущий: Молодцы. А сейчас проверим наши команды на внимание. Надо будет найти ошибку.

6 задание «Быстрый вопрос – быстрый ответ»

1 команда

1) Жилище Бабы-Яги. (избушка)

2) Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича? (лягушка)

3)Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт? (ступа)

4) Что потеряла Золушка? (туфелька)

5) Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»(подснежники)

6) Весёлый мальчик-луковка (Чипполино)

7) Герой сказки, путешествующий на печи. (Емеля)

8) Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)

9) В кого превратился Иванушка, попив водицы из копытца? (козленка)

10) Из чего сделана карета Золушки? (тыква)

11) Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)

12) Где находится смерть Кащея? (в яйце)

13) Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»(хвостом)

14) Чем отравилась Белоснежка? (яблоком)

15) Кого вылепили старик со старухой из снега? (снегурочку).

2 команда

1) От кого прятались 3 поросенка? (Волка)

2) Кто такой Айболит? (доктор)

3) Что смахнула мышка хвостиком? (Золотое яйцо)

4) Как зовут доктора кукольных наук в сказке «Буратино»(Карабас-Барабас)

5) Девочка с голубыми волосами? (Мальвина)

6) Как называется сказка, в которой есть дом, где поселилось много зверей? (теремок)

7) Кто помог золушке попасть на бал? (Фея-крестная)

8) Кого поймал старик неводом? (Золотую рыбку)

9) Какая птица спасла Дюймовочку? (Ласточка).

10) Какой герой ушел от бабушки и дедушки? (Колобок)

11) Деревянный мальчик? (Буратино)

12)Что проглотил крокодил из сказки «Мойдодыр»(мочалку)

13) Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

14) Что понесла Красная шапочка бабушке? (пирожки)

15) Что дала черепаха Тартилла Буратино? (Золотой ключик)

7 задание: «Путаница»

Воспитатель: Дайте правильное название сказок и литературных героев.

Царевна-индюшка (Царевна-лягушка)

По собачьему велению (По щучьему велению)

Иван-царевич и зеленый волк (Иван-царевич и серый волк)

Сестрица Алёнушка и братец Никитушка (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Мальчик с кулачок (Мальчик с пальчик)

Лапша из топора (Каша из топора)

Василиса Преглупая (Василиса Премудрая)

Елена Некрасивая (Елена Прекрасная)

Сестрица Гулёнушка (Сестрица Аленушка)

Баба Бяка (Баба Яга)

Кощей Бесстрашный (Кащей Бессмертный)

Царевна-жаба (Царевна-лебедь)

Жар- муха (Жар-птица)

Дарьюшкина избушка (Заюшкина избушка)

Волк и 7 тигрят (Волк и 7 козлят)

Пашенька и медведь (Машенька и медведь)

Гуси-вороны (Гуси-лебеди)

8 задание

 А теперь нам предстоит разгадать сказочный кроссворд.

H:\МАМА\2014-2015 учеб. год\литературные викторины\Безымянный.png

1. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

2. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

3. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

4. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

5. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

6. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

9 задание

Игра «Собери картинку»

Условия игры: дети делятся на несколько команд, которые должны собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки и назвать эту сказку.

10 задание «Угадай по силуэту»

Воспитатель:

Вот и подошла к концу наша викторина «В гостях у сказки». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы самые настоящие знатоки сказок. Молодцы ребята! Знаете название всех сказок.

Понравилось вам в гостях у сказки? Чем?

Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, спасибо вам за него.

Давайте похлопаем и скажем спасибо друг другу.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературной викторины "Путешествие по сказкам"

Литературная викторина для детей среднего дошкольного возрастаЗадачи: учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев);развив...

Конспект НОД в средней группе литературная викторина"Путешествие по сказкам" К. И. Чуковского.

Конспект Нод в средней группе литературная викторина " Путешествие по сказкам К. И. Чуковского. Карахановой А.А. МДОУ " Детский сад комбинированного вида №39" г. Саратова...

Литературная викторина «Путешествие по сказкам дедушки Корнея»

Литературная  викторина«Путешествие по сказкам  дедушки Корнея»Цель: *познакомить детей  со  сказками К.И. Чуковского.*воспитать любовь к героям сказки*развивать память, внима...

Литературная викторина «Путешествие по сказкам» (для детей подготовительной группы и родителей)

Литературная викторина «Путешествие по сказкам» (для детей подготовительной группы и родителей)...

Литературная викторина " путешествия по русским народным сказкам"

В игровой форме проверить и закрепить знания о литературных произведениях. Развивать интерес к чтению , смекалку, умение работать в коллективе....