Литературная викторина «Путешествие по сказкам дедушки Корнея» (по требованиям ФГОС)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Сапожникова Надежда Ильинична

Деление на команды. Ответы на вопросы от соперника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.viktorina.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

СП Детский сад «Колокольчик» ГБОУ СОШ пос. Восточный

Большечерниговского района Самарской области

«Путешествие по сказкам дедушки Корнея»

                                                Подготовила: воспитатель Сапожникова Н. И.

2014 г.

Цель: уточнить и обобщить представления детей о творчестве К. И. Чуковского

Интеграция образовательных областей:

Задачи:

- Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

- Совершенствовать речетворческие  способности детей. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. Упражнять в умении подбирать слова по ассоциациям. (Речевое развитие)

- Научить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев. 

-Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к книгам. (Социально- коммуникативное развитие)

-Формировать представление о здоровом образе жизни.

-Формировать потребность в двигательной активности. (Физическое развитие)

Методы и приемы:

Игра «Собери картинку»; Физминутка «Нас не надо Вам лечить…»; игра «Подбери нужные вещи к сказкам»; игра «Черный ящик»; игра «Сложи мозаику»- практические

Общение с Королевой книг; с доктором Айболитом; с Федорой; Мухой- Цокотухой; Мойдодыром; рассматривание картин сказок- наглядные

Задание «Узнайте сказку по отрывку»; «Кто есть кто»; «Закончи строчку»; «Вопрос- ответ»; «Что бывает в библиотеке»; отгадывание загадок; пение частушек- словесные

Материалы и оборудование:

Разрезные картинки по сказкам; принадлежности доктора Айболита, Мухи- Цокотухи, Мойдодыра, Федорино горе; предметы- калоши, мочалка, варенье, шоколад, воздушный шар, магнитофон.

Персонажи:

Королева книг; доктор Айболит; библиотекарь; Федора; Муха- Цокотуха; Мойдодыр.

Логика образовательной деятельности

Ведущая: Ребята, вы любите сказки? (Да) Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны? (Да)

 Ну, тогда пора тихонько, нам места свои занять,

В мир волшебных приключений, путешествие начать…

Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет чудо-дерево?

Педагог читает отрывок:

Как у наших у ворот,

Чудо – дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо,

Расчудесное.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А  что же растет на нашем дереве?  (книжки)

- Ребята вы верите в чудеса?

- Да.

- У нас в группе сегодня утром произошло настоящее чудо. Когда я пришла в группу и увидела на столе Королеву- Книгу  со сказочными картинками. Посмотрите на неё, какая она красивая.  Давайте откроем и заглянем на первую страницу.

- Что такое случилось? Все картинки пропали. Что же нам делать? Ответы детей

-Давайте поможем собрать все картинки и вернём их обратно в книгу.

Игра « Собери картинку».

Дети собирают картинки и называют сказки по произведениям К. Чуковского.

Королева книги

- Спасибо вам, ребята, помогли вернуть картинки  в книгу. Сегодня я приглашаю вас в гости к вашему любимому писателю Корнею Ивановичу Чуковскому.

В гости дедушка Корней приглашает всех детей!

Но особенно он рад, пригласить таких ребят,

Кто умеет слушать сказки

Или любит их читать.

Ведущая:

Ребята, а вы любите сказки? Приглашаю вас на литературную викторину. Участвуют в викторине  две команды:

1 команда «Храбрецы»  Девиз:

Мы едины, мы непобедимы

Книжки мы читаем,

Сказок много знаем

2 команда «Весельчаки» Девиз:

Дружно сказочки читаем,

Дружно песенки поем

Вместе нам совсем не скучно,

Всех мы в гости к нам зовем.

Каждая команда за правильный ответ получает страничку книжки- малышки. Я надеюсь, что каждая команда соберет к концу викторины целую книгу. Выбираем жюри из родителей.

Наша викторина посвящена творчеству известного детского писателя (показ портрета)

Корней Иванович Чуковский сначала писал для взрослых. Он писал статьи для газет и журналов, а потом начал сочинять сказки, стихи. Кроме сказок переводил английские песни, сказки Марка Твена, Киплинга и других писателей.

Корней Чуковский- это литературный псевдоним писателя, настоящее имя- Николай Васильевич Корнейчуков.

 Вы, ребята, будьте внимательны, старайтесь отвечать чётко, быстро. 

Задание 1: Узнайте сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?

Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил,

А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. («Тараканище»)

***

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами. («Путаница»)

***

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня… («Мойдодыр»)

***

… Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

- Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели!.. («Телефон»)

***

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она... («Федорино горе»)

***

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит... («Айболит»)

***

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать -

Не желают воевать!  («Муха-цокотуха»)

Игра « Кто есть кто?»

- Каким персонажам сказок принадлежат сказочные имена.

Айболит - доктор.   Федора - бабушка.   Великан - таракан.

Мойдодыр - умывальник.   Цокотуха - муха.   Каракула - акула.

Бармалей - разбойник.    Тотоша и Кокоша - крокодильчики.

Вспомним, кто так сказал:

- Не кричи и не рычи мы и сами усачи, можем мы и сами шевелить усами. /Раки).

- Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята хрюкать./ Котята.

Следующее задание. Закончи строчки, которые я прочту.

Добрый доктор… ( Айболит)

Он под деревом…(сидит)

Приходи к нам лечиться и корова… и (волчица)

И Жучок… и (червячок)

И медведица!

Всех излечит  исцелит

Добрый …(доктор Айболит)

Входит доктор Айболит.

Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Вас полечить?

Воспитатель. 

Нет  дорогой доктор. Наши дети здоровы, их лечить  не нужно.

Д.А.

 Ну тогда встаньте и покажите, какие вы крепкие и сильные.

Физкультминутка.

Нас не надо вам лечить Добрый доктор Айболит.

Будем  бегать и шагать, будем силы набирать.

Не болят у нас животики, как у бедных  бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем, а потом к траве присядем.

Как орлы летим, парим, во все стороны глядим.

Где же Африка страна? Может помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем, как весёлый звонкий мячик.

Скок - поскок, скок- поскок, не цепляйся за сучок.

Дружно к бедным страусятам по траве пойдут ребята.

Ноги будут поднимать, по густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали, сами сильными мы стали.

Д.А.

Я вижу, какие вы сильные и крепкие. Я вам дарю книжкину  больницу, лечите свои «больные» книги.

Ведущий:

Следующий конкурс называется «Вопрос- ответ».

Задаю вопросы по сказкам Корнея Чуковского, будьте внимательны.

1 Какая сказка начинается именинами, а кончается свадьбой («Муха- Цокотуха»)

2  В сказке «Доктор Айболит» есть животное по имени гиппопотам. Как еще мы называем его? (бегемот)

3 Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в сказке «Телефон» (они объелись лягушками)

4 Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр» (умывальник)

5 Кто проглотил солнце из сказки «Краденое солнце» (крокодил)

6 В какой сказке все наоборот? («Путаница»)

7 Что просили животные в сказке «Телефон»? (слон- шоколад ,крокодил- колоши,зайчатки- перчатки, мартышки- книжки)

Молодцы, ребята вы справились хорошо.

Продолжаем викторину. СКАЗКИ ЧУКОВСКОГО

1. Что в сказке «Телефон» попросил прислать Крокодил?

Калоши;   перчатки;  шоколад;   книжки.

2. Из какой сказки эти слова?

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Коношей

По аллее проходил.

«Телефон»;   «Мойдодыр»;  «Айболит»;   «Путаница».

3. Что вылечил зайчику добрый доктор Айболит?

Ушки;   зубки;   ручки;   ножки.

4. Чем не болели африканские звери из сказки «Айболит»?

Ангиной;   гриппом;   бронхитом;   малярией.

5. На чем ехала жаба в сказке «Тараканище»?

На велосипеде;   на трамвае  на хромой собаке;   на метле.

6. Что делали утята в сказке «Путаница»?

Квакали;   крякали;   хрюкали;   мяукали.

7. Чем в сказке «Путаница» крокодил не тушил синее море?

Пирогами;  оладьями;  блинами;  сушеными грибами.

8. Кто проглотил Бармалея из одноименной сказки?

Акула; горилла;   крокодил;   гиппопотам.

9. Что папа сорвал с чудо-дерева для Мурочки?

Сапожки;  ботинки;  чулки;  вязаные башмачки.

10. Чем угощала Муха-Цокотуха бабушку-пчелу?

Медом;  вареньем;   конфетами;   пряниками.

-Ребята, К. Чуковский очень любил детей, часто приходил в сады и школы, чтобы почитать свои весёлые стихи и сказки. Почему, вам, ребята нравятся эти сказки?

- Потому что они добрые, весёлые, интересные, поучительные.

- Чему нас учит та или иная  сказка?

- Мойдодыр - аккуратности и опрятности.

- Федорино горе - быть аккуратными, чистоплотными, беречь посуду, мыть её, прибираться дома.

- Айболит - быть добрыми, заботиться о других.

-Тараканище - быть смелыми.

-Муха - цокотуха – смелости, уметь помогать другим.

- Все сказки учат быть добрыми, аккуратными, вежливыми.

Ведущий:

Королева - книга хочет познакомить вас с правилами обращения с книгами.

Королева книги:

1.Никогда не рассматривайте книги в тёмной комнате – можете испортить себе глаза.

2.Нельзя оставлять книгу на солнце, чтобы не пожелтели страницы и не испортилась обложка.

3.Книги брать чистыми руками.

4. Книги нельзя рвать.

5.Нельзя рисовать на книгах.

Библиотекарь

Но есть ещё одно золотое правило, которое надо запомнить «Книги любят тишину», поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь, баловаться, надо быть внимательными.

Ведущий:

-Все запомнили правила?

-  Как мы должны вести себя?

-  Тихо.

Библиотекарь:

Давайте поиграем в игру. « Что бывает в библиотеке».

В библиотеке что бывает?

Это каждый из вас знает!

Если есть в ней тишина.

То ответить нужно – «Да!»

А если там такого нет-

Дай отрицательный ответ.

 спрашивает, а дети отвечают.

Книжка друг твой и советчик  (да)
Развлекатель в грустный час. (
нет)

Береги, люби её ты

Пригодиться ведь подчас (да)

Ведущий:  Продолжаем «Загадки от Чуковского»

Белый дом, чудесный дом,

И что- то застучало в нем.

 И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо-

Такое теплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок)

Два коня у меня, два коня

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная. (коньки)

Ай, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (крапива)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою

Но солнце ее припечет-

Заплачет она и умрет. (сосулька)

Ведущий:  Задание  Соревнование.

На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

 – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

2-я команда – сказка «Муха-цокотуха» (самовар, варенье, баранки, чашка, мед).

 – сказка «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, банки).

 Входит Федорушка, плачет:

Федора: Ой, бедная я, бедная!!! (плачет)

Ведущая: Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?

Федора: - А вот послушай:

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе мне,

Горе!

Ведущая: Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка? («Федорино горе»). Давайте расскажем ей что делать, что бы справиться с этой бедой. (Дети дают советы)

Федора:                     «Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

                                И вы будете опять, словно солнышко, сиять,

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!»

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!» (уходит)

Ведущий:  Задание  «Черный ящик».

В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

- Что это? (Калоша)

В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

- Что это? (Мочалка)

В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

- Что это? (Варенье)

В ящике то, чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».

- Что это? (Шоколад)

В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».

- Что это? (Воздушный шар)

Ведущий:  Задание  Сложи мозаику.

Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И Чуковского. Отгадывают из какой сказки иллюстрация.

Ведущий: конкурс «Музыкальный».

Частушки:

Мы Корнея почитали, умными такими стали

Но и тут мы не отстали- сами книгу написали.

Нет на свете ничего, лучше сказочек его

А кого- узнаете, на фото как взглянете.

Мы старались, отвечали

И о нем мы говорили,

Кто Чуковского читал

Тот и умненьким и стал.

Мы ребята удалые

Все талантливы такие,

Вот немножко подрастем

Как Корней писать начнем.

Ведущий: задание «Героический поступок»

Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит Зажгли море.     Воробей Проглотил солнце.   Крокодил Помыла свою посуду.

Комар Вернул солнце в небо.   Федора Потушила море.   Медведь Спас Муху – Цокотуху.

Бабочка Съел таракана.   Лисички Вылечил зверей.  

Ребята, а вы хотите, чтобы муха ожила? Закрывайте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три, муха оживи! Под музыку входит Муха- Цокотуха)

Муха- Цокотуха:

Я Муха- Цокотуха

Позолоченное брюхо.

Я ходила на базар,

Я купила самовар.

Угощу друзей чайком,

Пусть приходят вечерком.

Я Муха- Цокотуха

Позолоченное брюхо,

У меня для гостей

Много вкусных сластей!

Ведущий:

Еще раз закрываем глаза (играет музыка входит Мойдадыр)

Мойдодыр. Надо ,надо умываться по утрам и вечерам….

Ведущий:

- Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал Корней Иванович. Вам нравятся сказки?

- Да.

- К. Чуковский очень любил детей, часто приходил в сады и школы, чтобы почитать свои весёлые стихи и сказки. Почему, вам, ребята нравятся эти сказки?

- Потому что они добрые, весёлые, интересные, поучительные.

- Чему нас учит та или иная  сказка?

- Мойдодыр - аккуратности и опрятности.

- Федорино горе - быть аккуратными, чистоплотными, беречь посуду, мыть её, прибираться дома.

- Айболит - быть добрыми, заботиться о других.

-Тараканище - быть смелыми.

-Муха - цокотуха – смелости, уметь помогать другим.

- Все сказки учат быть добрыми, аккуратными, вежливыми.

- Хорошие сказки писал дед  КОРНЕЙ-    

 Запомните- книга ваш друг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по сказкам дедушки Корнея"

Конспект совместной деятельности с детьми...

Литературная викторина «Путешествие по сказкам дедушки Корнея»

Литературная  викторина«Путешествие по сказкам  дедушки Корнея»Цель: *познакомить детей  со  сказками К.И. Чуковского.*воспитать любовь к героям сказки*развивать память, внима...

Проект недели книги и театра "Путешествие по сказкам дедушки Корнея"

Проект недели книги и театра для детей старшей группы...

"Путешествие по сказкам дедушки Корнея"-викторина для детей старшего дошкольного возраста

Цель игры-викторины: Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях К.И. Чуковского. Программные задачи:1. Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, ло...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности во второй младшей – средней группе «Путешествие по сказкам дедушки Корнея»

Очень интересный и познавательнйй конспект, подойдет для занятий с детьми как воспитателям, так и старшим воспитателям....

Всероссийская литературная викторина "По страницам сказок дедушки Корнея"

31 марта 2022 года исполнилось 140 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского – замечательного русского писателя, классика отечественной детской литературы, на чьих стихотворных сказках выр...