Проект по формированию читательской грамотности дошкольников «Книга – мой друг!»
проект по художественной литературе

Гостева Елена  Досиориевна

 

 

Проект по формированию читательской грамотности 

дошкольников  «Книга – мой друг!»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Книгу  малышам»муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 39»

Проект по формированию читательской грамотности  

дошкольников  «Книга – мой друг!»

Авторы и разработчики:

воспитатель  Елена Досиориевна  Гостева

педагог-психолог Виктория Леонидовна Двухжильная

  

2022 г.

Паспорт проекта

Тема проекта «Формирование читательской грамотности у  дошкольников»

Вид проекта: творческо-исследовательский

Руководители проекта: 3 человека

Срок реализации: октябрь 2021 г. – май 2022 г., долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, педагог-психолог, родители.

База реализации проекта: МБДОУ «Детский сад № 39»

Цели проекта:

- способствовать формированию у детей дошкольного возраста читательской грамотности.

Задачи проекта:

- знакомить детей с творчеством русских, отечественных и зарубежных поэтов и писателей;

- развивать активную речевую деятельность детей дошкольного возраста.  

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;

- повышать культуру речи педагогов, родителей, детей;

- развитие творческих способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста;

- способствовать воспитанию правильного бережного отношения к книге;

 - привлечение детей и родителей дошкольного возраста в библиотеку.

Значимость проекта:

Проблема детского чтения очень актуальна, она обусловлена  недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.

У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге.

Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Как  говорил

К. И. Чуковский  «Книга  для детей – это, в  самом  деле  хорошая   пища -  вкусная, питательная, светлая, способствующая их  духовному  росту».

Учёные университета Суссекса определили, что всего 6минут чтения снижают на две трети уровень стресса, что значительно быстрее по сравнению с прослушиванием музыки или пешей прогулкой. Книги – не только источник знаний, но и источник здоровья!

В  современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. Как  сказал К.Д. Ушинский «Читать -  это еще ничего  не значит, что и как читать -  вот  в чем  главное  дело». А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. 

Этапы и сроки реализации проекта

1 этап подготовительный (сентябрь - октябрь) – выявить уровень знаний воспитанников по теме. Выбор форм работы. Подбор методического обеспечения.

2 этап – основной 
реализация проекта с учетом интеграции образовательных областей

 (в течении учебного года)

С чего все начиналось.

Нам в группу родители принесли разные книги. У детей сразу возникли вопросы. Какие бывают книги?  Как они появились? Была сформирована проблема 3 вопросов: Что мы знаем о книгах? Что хотим узнать? Где узнать ответы на вопросы?

Что мы знаем о    книгах?

Что мы хотим узнать?

Где узнать ответы на ваши вопросы?

Бывают книги разных размеров: большие и маленькие, толстые и тонкие.  Книги пишут писатели.  В книгах есть картинки. Есть книги для детей, есть для взрослых.

Как и когда появилась первая книга, в какой стране?.

Какие еще бывают книги.

Как их печатают.

Кто иллюстрирует книги.

Как самостоятельно изготовить книжку.

Спрошу у мамы и папы.

Расскажет воспитатель.

Нужно посмотреть в книжке.

Есть все в компьютере.

Посмотреть в журнале.

Интеграция проектной деятельности с образовательными областями с детьми

Познавательное развитие

- беседы на тему: «Как появилась первая книга», « Какие бывают книги?», «Где появился первый печатный станок», «Любимые книги разных стран», «Люди, которые трудятся над созданием книги»    

- знакомство с творчеством детских писателей и поэтов: С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, А.Л. Барто, Н.Н.Носова, А.С.Пушкина и другие.

-Знакомство с творчеством зарубежных писателей: Шарль Перро, Г-Х. Андерсон, братья Гримм и другие.

- знакомство с трудом  взрослых: с профессией «Библиотекарь», «Продавец книг»,  «Ремонт книг» и другими.                                                            

Речевое развитие

- освоение форм речевого этикета;

- обогащение обществоведческого словаря;

- использование в ответах на вопросы сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;

- формирование диалогической речи;

- дидактические игры: «Соавтор», «Придумай героя», развивающие игры «А, что потом?» «Хорошо-плохо», «Придумывание нового названия сказки», «Придумывание нового  конца  сказки»;    

использование малых фольклорных норм: прибауток, потешек, пословиц, поговорок, скороговорок,  загадок, чистоговорок, колыбельных;

- чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей.                        

       

Социально-коммуникативное развитие

- приобщение к словесному искусству;

- формирование интереса и потребности в чтении;

- возможность выбора из большого количества художественной литературы

(в том числе с электронных носителей);

- составление с детьми творческих рассказов: «История одной книги», «Мой поход в библиотеку»;

- составление словесных описательных рассказов: «Угадай, что за сказка?», «Моя любимая книжка»;

- создание авторских книг родителей и детей (сказки).  

-  организация сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин»,

- закрепление правил пребывания в общественном месте – библиотеке.

Художественно-эстетическое развитие

- изготовление иллюстраций по рассказам А.Л. Барто,  С.В. Михалкова, Н.Н. Носова;

- викторины, кроссворды «Незнайка в солнечном городе»

 -игры-драматизации;

- театрализованные игры по сказкам: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок», «Репка»;

Физическое развитие

- использование динамических пауз и физкультурных минуток для снятия статического напряжения, повышения работоспособности во время мероприятий;

- имена положения тела, статичности в течение мероприятия.

- подвижные игры со сказочными персонажами.

                                        Работа  с детьми.

Месяц

Название  мероприятия

Форма  проведения.

1

Октябрь

«Русские  народные  сказки»

Драматизация  в группе.

2

Ноябрь

Профессии  «Библиотека»,  «Магазин книг»

Сюжетно-ролевая  игра.

3

Декабрь

 «Наши любимые  книги»

Литературный  месяц  

4

Январь

Конкурс  чтецов  «Азбука  автомобиля».

Всероссийский конкурс стихов  и песен о  автомобиле.

5

Февраль

«Книжная  страна»

КВЕСТ- занятие

6

Март

«Книга  своими  руками»

фотоотчет

Акция «Книга не стареет»

участие в городской  акции

7

Апрель

Акция «Подари книгу  малышам»

фотоотчет

8

Май

Сказка для малышей.

 фотоотчет

Ежедневная   деятельность в свободное  время (чтение поговорок, пословиц, разгадывание загадок,  сочинение  сказок); Д\И «Соавторы», «Что было дальше….», «Придумай  концовку».  «Сочини  сказку».

Взаимодействие с родителями

- ежедневное чтение детям художественных произведений

- подбор детской литературы, беседы о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

- чтение с продолжением. Побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

- обучение ребенка правильному обращению с книгой, привлечение внимания к тому, как называется, кем создана книга, кто ее иллюстрировал;

- создание детской домашней библиотеки

- консультации для родителей по теме: «Зачем нужно читать?»

- консультация для родителей: «Роль книги в воспитании дошкольников».

- разработка маршруты выходного дня (посещение библиотеки)

                                         Работа  с родителями.

Месяц

Название  мероприятия

Форма  проведения.

1

ноябрь

Консультации в уголок для родителей

размещение консультаций в уголке, буклеты

2

декабрь

«Книги  в подарок»

фотоотчет

3

январь

«Посетим библиотеку»???

фотоотчет

4

февраль

«Дома  с книжкой»

Акция «Книга не стареет»

5

Март

«Литературный  капитал»

Родители  с детьми,  сочиняют  и делают  книги.

6

Апрель

Больница для книг

фотоотчет

7

Май

Драматизация любимого фрагмента из литературного произведения»

Фото или видеоотчет (по желанию родителей)

                              Взаимодействие с педагогами

Работа  с педагогами.

Месяц

Название  мероприятия

Форма  проведения.

1

декабрь

Педсовет

КВЕСТ-игра

2

Январь

3

Апрель

                                                   

                                 Список  литературы.

Художественная литература для детей первая младшая группа (с 2 до 3 лет)

   Русский фольклор.   Песенки, потешки, заклички.  

Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Маша и медведь», обр. М. Булатова; «Теремок».

Фольклор народов мира

«Бу-бу, я рогатый», лит. обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты, заюшка-пострел...»; «Разговоры» пер.Л.Яхнина;«Снегирёк» пер. В. Викторова;«Сапожник» обр. Б. Заходера;«Ты, собачка, не лай...», молд., пер. И. Токмаковой;«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина.

       Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.  А.Барто  «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»);  «Кто как кричит»;  «Девочка- ревушка»; В. Берестов. «Больная кукла»,  «Котенок», А. Введенский. «Мышка»;Г. Лагздынь. «Петушок»; М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик...»«Надувала кошка шар...»; А. Плещеев «Сельская песня»;А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане...»); Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Путаница», «Федотка».

Проза.

В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл «Желтячок»Н. Павлова. «Земляничка»; В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»;Л. Толстой. «Три медведя», «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...».

       Произведения поэтов и писателей разных стран

Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; С. Капутикян. «Маша обедает»,  «Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой;Ч. Янчарский. «В магазине игрушек»,  «Друзья», пер. с польск. В. Приходько.

 

Младшая  группа (3-4 года)

Русский фольклор.   Песенки, потешки, заклички. 

Сказки. «Бычок — черный бочок, белые копытца»,   обр. М. Булатова;
«У страха глаза велики», обр. М. Серовой;    «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира

Сказка «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака; «Разговор лягушек», «несговорчивый удод», пер. с чеш. С. Маршака. сказки. «Пых», белорус., обр. н. Мялика;   «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. ю. ванага, пер. Л. Воронковой;   «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. ю. Чубкова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. К. Бальмонт. «Комарики-Макарики»; и. Косяков. «все она»; а.
Майков «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); а. Плещеев.
«весна» (в сокр.); А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Маршак. «Сказка об умном мышонке»; В. Маяковский. «Что ни страница — то слон, то львица»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; и. Токмакова. «Медведь»; К. Чуковский.  «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха».

 Проза. Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У вари был чиж...», «Пришла весна...»; К. Ушинский. «васька», «Лиса Патрикеевна»; в. Бианки. «Купание медвежат»; ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); в. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса».

            Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. А. Босев. «Дождь», пер. с болг. и. Мазнина; «Поет зяблик»,
пер. с болг. и. Токмаковой; С. Капутикян. «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спендиаровой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

 Проза. О.Аьфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной
ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

Произведения для заучивания наизусть «Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод...» — рус. нар. песенки; а. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В.Берестов. «Петушки»; Е. ильина. «наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.).

Примерный список литературы для чтения детям средняя группа (4-5 лет)

Русский фольклор.  Песенки, потешки, заклички.

Фольклор народов мира.  Песенки.

сказки. Бр. Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. в. введенского, под ред. С. Маршака. Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. Е. Баратынский. «весна, весна» (в сокр.); С. Маршак. «вот
какой рассеянный», «Мяч»; Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «очень страшная история».

Проза. В.. Бианки. «Подкидыш»; Н. Носов. «Затейники»; Н. Сладков. «неслух». литературные сказки. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения». басни. Л. Толстой. «отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Проза. С. Вангели «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В.. Берестова. литературные сказки. Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на  тигров», пер. с англ. н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. о. образцовой и н. Шанько.

Произведения  для заучивания наизусть «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); З. александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «одуванчик»,
«Кошачьи лапки» (из цикла «наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар.
песенка, пер. И. Токмаковой.

Примерный список литературы для чтения детям старшая группа (5-6 лет)

Русский фольклор. Песенки.

Сказки. «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. а. Платонова.
Фольклор народов мира.   Песенки. 

Сказки. «Лесная дева», пер. с чеш. в. Петровой (из сборника сказок Б. немцовой); «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. С. Городецкий. «Котенок»; С. Есенин. «Черемуха», Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...»; А. Барто «Веревочка».

Проза. Л. Толстой. «Лев и собачка»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга». литературные сказки. Н. Телешов  «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».

 Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова. литературные сказки. А.Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.

Произведения   для заучивания наизусть «По дубочку постучишь...», рус. нар. песня; и. Белоусов. «весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. акима; М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем «Мирная считалка», пер. с франц. в. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); и. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах Произведения. Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; в. орлов. «Ты скажи мне, реченька...»; Э. Успенский «Разгром».

Примерный список литературы для чтения детям подготовительная группа (6-7 лет)

Русский фольклор.   Песенки.

Сказки и былины. «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);    «Семь Симеонов — семь работников», обр. и. Карнауховой;   «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;   «Не  плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А.. Блок. «на лугу»; С. Городецкий. «весенняя песенка»; В.
Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); А. Пушкин. «Птичка»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); А.Введенская «Песенка о дожде»; Н. Заболоцкий «На реке».

Проза. Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. воробьев. «Обрывок провода»; ю. Коваль «Русачок-травник»; Н.Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «на танцах». Литературные сказки. А. Ремизов. «Гуси-лебеди»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга...», «Жил-был старичок из винчестера...», «Жила на горе старушонка...», «Один старикашка с косою...»), пер. с англ. Г. Кружкова.

Проза. Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен.

Произведения  для заучивания наизусть Я. Аким. «апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; н. Гернет и Д. Хармс. «очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой...»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; в. орлов. «Ты лети к нам, скворушка...»; а. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»); н. Рубцов. «Про зайца»; и.
Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»

Для чтения в лицах Произведения. К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «великан и мышь», пер. с нем. ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л.  Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкин дом».

3 этап  - итоговый


Ожидаемый результат.

Умеют действовать согласовано, знают 5 – 10 артикуляционных упражнений.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют строить простейший диалог, составлять предложения с заданными словами.

Знают историю создания книги. Умеют сочинять короткие рассказы, сказки.

Укрепление связей детской библиотеки с ДОУ, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;

                          Планы  на будущее

Организовать в детском  саду конкурсы чтецов  детей  и родителей.

Родительские гостиные: «Наш лучший друг – книга»

         Литература

  1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
  2. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
  3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
  4. Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.
    Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-41.
  5. http://knegatina.ru/pedagogicheskij-proekt-formirovanie-chitatelskogo-interesa-u-doshkolnikov/#more-73 
  6. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/12/pedagogicheskiy_proekt_0.docx 
  7. http://www.57ds.ru/upload/deyat_tv/pro_knig.pdf 
  8. http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/2165.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Для формирования читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Педагогический проект по формированию читательской грамотности у старших дошкольников «В мире книг»

Тема проекта «Формирование читательской грамотности у старших дошкольников»Вид проекта: творческо - исследовательскийУчастники проекта: дети  подготовительной группы, воспитатели, муз...

Проект по читательской грамотности "Хорошая книга наш друг"

Приобщение детей к книге - одна из важных задач, стоящая перед педагогами  ДОО сегодня. Актуальным во все времена является формирование читательской компетенции у дошкольников, которое необходимо...

Проект: «Формирование читательской грамотности старших дошкольников через использование флипбук «FLIPBOOK»»

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к книге, закла...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ оригинального проекта по формированию читательской грамотности https://disk.yandex.ru/i/HjvKReIHqRP61Q

оригинальный опыт формирования читательской грамотности посредством СМИ - местная газета "Заря", г. Ефремов...

Формирование читательской грамотности дошкольников через метод проектов

В нашей стране, как и во всем мире, пропадает интерес к книгам. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. Современный человек активно осваив...

Педагогический проект «Буктрейлер, как средство формирования читательской грамотности у дошкольников»

Педагогический проект "Буктрейлер - современная технология, повышаюшая интерес к чтению" создан для педагогов и воспитанников, основан на совместной проектной деятельности воспитателя и роди...