Проект по формированию читательской грамотности дошкольников «Книга – мой друг!»
проект по художественной литературе
Проект по формированию читательской грамотности
дошкольников «Книга – мой друг!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по формированию читательской грамотности дошкольников «Книга – мой друг!» | 46.68 КБ |
Предварительный просмотр:
« Книгу малышам»муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 39»
Проект по формированию читательской грамотности
дошкольников «Книга – мой друг!»
Авторы и разработчики:
воспитатель Елена Досиориевна Гостева
педагог-психолог Виктория Леонидовна Двухжильная
2022 г.
Паспорт проекта
Тема проекта «Формирование читательской грамотности у дошкольников»
Вид проекта: творческо-исследовательский
Руководители проекта: 3 человека
Срок реализации: октябрь 2021 г. – май 2022 г., долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, педагог-психолог, родители.
База реализации проекта: МБДОУ «Детский сад № 39»
Цели проекта:
- способствовать формированию у детей дошкольного возраста читательской грамотности.
Задачи проекта:
- знакомить детей с творчеством русских, отечественных и зарубежных поэтов и писателей;
- развивать активную речевую деятельность детей дошкольного возраста.
- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
- повышать культуру речи педагогов, родителей, детей;
- развитие творческих способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста;
- способствовать воспитанию правильного бережного отношения к книге;
- привлечение детей и родителей дошкольного возраста в библиотеку.
Значимость проекта:
Проблема детского чтения очень актуальна, она обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге.
Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Как говорил
К. И. Чуковский «Книга для детей – это, в самом деле хорошая пища - вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту».
Учёные университета Суссекса определили, что всего 6минут чтения снижают на две трети уровень стресса, что значительно быстрее по сравнению с прослушиванием музыки или пешей прогулкой. Книги – не только источник знаний, но и источник здоровья!
В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. Как сказал К.Д. Ушинский «Читать - это еще ничего не значит, что и как читать - вот в чем главное дело». А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.
Этапы и сроки реализации проекта
1 этап подготовительный (сентябрь - октябрь) – выявить уровень знаний воспитанников по теме. Выбор форм работы. Подбор методического обеспечения.
2 этап – основной
реализация проекта с учетом интеграции образовательных областей
(в течении учебного года)
С чего все начиналось.
Нам в группу родители принесли разные книги. У детей сразу возникли вопросы. Какие бывают книги? Как они появились? Была сформирована проблема 3 вопросов: Что мы знаем о книгах? Что хотим узнать? Где узнать ответы на вопросы?
Что мы знаем о книгах? | Что мы хотим узнать? | Где узнать ответы на ваши вопросы? |
Бывают книги разных размеров: большие и маленькие, толстые и тонкие. Книги пишут писатели. В книгах есть картинки. Есть книги для детей, есть для взрослых. | Как и когда появилась первая книга, в какой стране?. Какие еще бывают книги. Как их печатают. Кто иллюстрирует книги. Как самостоятельно изготовить книжку. | Спрошу у мамы и папы. Расскажет воспитатель. Нужно посмотреть в книжке. Есть все в компьютере. Посмотреть в журнале. |
Интеграция проектной деятельности с образовательными областями с детьми
Познавательное развитие
- беседы на тему: «Как появилась первая книга», « Какие бывают книги?», «Где появился первый печатный станок», «Любимые книги разных стран», «Люди, которые трудятся над созданием книги»
- знакомство с творчеством детских писателей и поэтов: С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, А.Л. Барто, Н.Н.Носова, А.С.Пушкина и другие.
-Знакомство с творчеством зарубежных писателей: Шарль Перро, Г-Х. Андерсон, братья Гримм и другие.
- знакомство с трудом взрослых: с профессией «Библиотекарь», «Продавец книг», «Ремонт книг» и другими.
Речевое развитие
- освоение форм речевого этикета;
- обогащение обществоведческого словаря;
- использование в ответах на вопросы сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;
- формирование диалогической речи;
- дидактические игры: «Соавтор», «Придумай героя», развивающие игры «А, что потом?» «Хорошо-плохо», «Придумывание нового названия сказки», «Придумывание нового конца сказки»;
- использование малых фольклорных норм: прибауток, потешек, пословиц, поговорок, скороговорок, загадок, чистоговорок, колыбельных;
- чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей.
Социально-коммуникативное развитие
- приобщение к словесному искусству;
- формирование интереса и потребности в чтении;
- возможность выбора из большого количества художественной литературы
(в том числе с электронных носителей);
- составление с детьми творческих рассказов: «История одной книги», «Мой поход в библиотеку»;
- составление словесных описательных рассказов: «Угадай, что за сказка?», «Моя любимая книжка»;
- создание авторских книг родителей и детей (сказки).
- организация сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин»,
- закрепление правил пребывания в общественном месте – библиотеке.
Художественно-эстетическое развитие
- изготовление иллюстраций по рассказам А.Л. Барто, С.В. Михалкова, Н.Н. Носова;
- викторины, кроссворды «Незнайка в солнечном городе»
-игры-драматизации;
- театрализованные игры по сказкам: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок», «Репка»;
Физическое развитие
- использование динамических пауз и физкультурных минуток для снятия статического напряжения, повышения работоспособности во время мероприятий;
- имена положения тела, статичности в течение мероприятия.
- подвижные игры со сказочными персонажами.
Работа с детьми.
№ | Месяц | Название мероприятия | Форма проведения. |
1 | Октябрь | «Русские народные сказки» | Драматизация в группе. |
2 | Ноябрь | Профессии «Библиотека», «Магазин книг» | Сюжетно-ролевая игра. |
3 | Декабрь | «Наши любимые книги» | Литературный месяц |
4 | Январь | Конкурс чтецов «Азбука автомобиля». | Всероссийский конкурс стихов и песен о автомобиле. |
5 | Февраль | «Книжная страна» | КВЕСТ- занятие |
6 | Март | «Книга своими руками» | фотоотчет |
Акция «Книга не стареет» | участие в городской акции | ||
7 | Апрель | Акция «Подари книгу малышам» | фотоотчет |
8 | Май | Сказка для малышей. | фотоотчет |
Ежедневная деятельность в свободное время (чтение поговорок, пословиц, разгадывание загадок, сочинение сказок); Д\И «Соавторы», «Что было дальше….», «Придумай концовку». «Сочини сказку».
Взаимодействие с родителями
- ежедневное чтение детям художественных произведений
- подбор детской литературы, беседы о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;
- чтение с продолжением. Побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;
- обучение ребенка правильному обращению с книгой, привлечение внимания к тому, как называется, кем создана книга, кто ее иллюстрировал;
- создание детской домашней библиотеки
- консультации для родителей по теме: «Зачем нужно читать?»
- консультация для родителей: «Роль книги в воспитании дошкольников».
- разработка маршруты выходного дня (посещение библиотеки)
Работа с родителями.
№ | Месяц | Название мероприятия | Форма проведения. |
1 | ноябрь | Консультации в уголок для родителей | размещение консультаций в уголке, буклеты |
2 | декабрь | «Книги в подарок» | фотоотчет |
3 | январь | «Посетим библиотеку»??? | фотоотчет |
4 | февраль | «Дома с книжкой» | Акция «Книга не стареет» |
5 | Март | «Литературный капитал» | Родители с детьми, сочиняют и делают книги. |
6 | Апрель | Больница для книг | фотоотчет |
7 | Май | Драматизация любимого фрагмента из литературного произведения» | Фото или видеоотчет (по желанию родителей) |
Взаимодействие с педагогами
Работа с педагогами.
№ | Месяц | Название мероприятия | Форма проведения. |
1 | декабрь | Педсовет | КВЕСТ-игра |
2 | Январь | ||
3 | Апрель | ||
Список литературы.
Художественная литература для детей первая младшая группа (с 2 до 3 лет)
Русский фольклор. Песенки, потешки, заклички.
Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Маша и медведь», обр. М. Булатова; «Теремок».
Фольклор народов мира
«Бу-бу, я рогатый», лит. обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты, заюшка-пострел...»; «Разговоры» пер.Л.Яхнина;«Снегирёк» пер. В. Викторова;«Сапожник» обр. Б. Заходера;«Ты, собачка, не лай...», молд., пер. И. Токмаковой;«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. А.Барто «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»); «Кто как кричит»; «Девочка- ревушка»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок», А. Введенский. «Мышка»;Г. Лагздынь. «Петушок»; М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик...»«Надувала кошка шар...»; А. Плещеев «Сельская песня»;А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане...»); Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Путаница», «Федотка».
Проза.
В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл «Желтячок»Н. Павлова. «Земляничка»; В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»;Л. Толстой. «Три медведя», «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; С. Капутикян. «Маша обедает», «Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой;Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья», пер. с польск. В. Приходько.
Младшая группа (3-4 года)
Русский фольклор. Песенки, потешки, заклички.
Сказки. «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова;
«У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира
Сказка «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака; «Разговор лягушек», «несговорчивый удод», пер. с чеш. С. Маршака. сказки. «Пых», белорус., обр. н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. ю. ванага, пер. Л. Воронковой; «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. К. Бальмонт. «Комарики-Макарики»; и. Косяков. «все она»; а.
Майков «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); а. Плещеев.
«весна» (в сокр.); А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Маршак. «Сказка об умном мышонке»; В. Маяковский. «Что ни страница — то слон, то львица»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; и. Токмакова. «Медведь»; К. Чуковский. «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха».
Проза. Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У вари был чиж...», «Пришла весна...»; К. Ушинский. «васька», «Лиса Патрикеевна»; в. Бианки. «Купание медвежат»; ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); в. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. А. Босев. «Дождь», пер. с болг. и. Мазнина; «Поет зяблик»,
пер. с болг. и. Токмаковой; С. Капутикян. «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спендиаровой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.
Проза. О.Аьфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной
ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.
Произведения для заучивания наизусть «Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод...» — рус. нар. песенки; а. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В.Берестов. «Петушки»; Е. ильина. «наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.).
Примерный список литературы для чтения детям средняя группа (4-5 лет)
Русский фольклор. Песенки, потешки, заклички.
Фольклор народов мира. Песенки.
сказки. Бр. Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. в. введенского, под ред. С. Маршака. Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. Е. Баратынский. «весна, весна» (в сокр.); С. Маршак. «вот
какой рассеянный», «Мяч»; Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «очень страшная история».
Проза. В.. Бианки. «Подкидыш»; Н. Носов. «Затейники»; Н. Сладков. «неслух». литературные сказки. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения». басни. Л. Толстой. «отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Проза. С. Вангели «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В.. Берестова. литературные сказки. Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. о. образцовой и н. Шанько.
Произведения для заучивания наизусть «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); З. александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «одуванчик»,
«Кошачьи лапки» (из цикла «наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар.
песенка, пер. И. Токмаковой.
Примерный список литературы для чтения детям старшая группа (5-6 лет)
Русский фольклор. Песенки.
Сказки. «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. а. Платонова.
Фольклор народов мира. Песенки.
Сказки. «Лесная дева», пер. с чеш. в. Петровой (из сборника сказок Б. немцовой); «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. С. Городецкий. «Котенок»; С. Есенин. «Черемуха», Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...»; А. Барто «Веревочка».
Проза. Л. Толстой. «Лев и собачка»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга». литературные сказки. Н. Телешов «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».
Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова. литературные сказки. А.Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.
Произведения для заучивания наизусть «По дубочку постучишь...», рус. нар. песня; и. Белоусов. «весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. акима; М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем «Мирная считалка», пер. с франц. в. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); и. Суриков. «Вот моя деревня».
Для чтения в лицах Произведения. Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; в. орлов. «Ты скажи мне, реченька...»; Э. Успенский «Разгром».
Примерный список литературы для чтения детям подготовительная группа (6-7 лет)
Русский фольклор. Песенки.
Сказки и былины. «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. и. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.
Фольклор народов мира
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. А.. Блок. «на лугу»; С. Городецкий. «весенняя песенка»; В.
Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); А. Пушкин. «Птичка»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); А.Введенская «Песенка о дожде»; Н. Заболоцкий «На реке».
Проза. Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. воробьев. «Обрывок провода»; ю. Коваль «Русачок-травник»; Н.Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «на танцах». Литературные сказки. А. Ремизов. «Гуси-лебеди»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга...», «Жил-был старичок из винчестера...», «Жила на горе старушонка...», «Один старикашка с косою...»), пер. с англ. Г. Кружкова.
Проза. Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен.
Произведения для заучивания наизусть Я. Аким. «апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; н. Гернет и Д. Хармс. «очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой...»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; в. орлов. «Ты лети к нам, скворушка...»; а. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»); н. Рубцов. «Про зайца»; и.
Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»
Для чтения в лицах Произведения. К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «великан и мышь», пер. с нем. ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л. Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкин дом».
3 этап - итоговый
Ожидаемый результат.
Умеют действовать согласовано, знают 5 – 10 артикуляционных упражнений.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют строить простейший диалог, составлять предложения с заданными словами.
Знают историю создания книги. Умеют сочинять короткие рассказы, сказки.
Укрепление связей детской библиотеки с ДОУ, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;
Планы на будущее
Организовать в детском саду конкурсы чтецов детей и родителей.
Родительские гостиные: «Наш лучший друг – книга»
Литература
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
- Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
- Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.
Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-41. - http://knegatina.ru/pedagogicheskij-proekt-formirovanie-chitatelskogo-interesa-u-doshkolnikov/#more-73
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/12/pedagogicheskiy_proekt_0.docx
- http://www.57ds.ru/upload/deyat_tv/pro_knig.pdf
- http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/2165.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Формирование читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Для формирования читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста....
Педагогический проект по формированию читательской грамотности у старших дошкольников «В мире книг»
Тема проекта «Формирование читательской грамотности у старших дошкольников»Вид проекта: творческо - исследовательскийУчастники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, муз...
Проект по читательской грамотности "Хорошая книга наш друг"
Приобщение детей к книге - одна из важных задач, стоящая перед педагогами ДОО сегодня. Актуальным во все времена является формирование читательской компетенции у дошкольников, которое необходимо...
Проект: «Формирование читательской грамотности старших дошкольников через использование флипбук «FLIPBOOK»»
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к книге, закла...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ оригинального проекта по формированию читательской грамотности https://disk.yandex.ru/i/HjvKReIHqRP61Q
оригинальный опыт формирования читательской грамотности посредством СМИ - местная газета "Заря", г. Ефремов...
Формирование читательской грамотности дошкольников через метод проектов
В нашей стране, как и во всем мире, пропадает интерес к книгам. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. Современный человек активно осваив...
Педагогический проект «Буктрейлер, как средство формирования читательской грамотности у дошкольников»
Педагогический проект "Буктрейлер - современная технология, повышаюшая интерес к чтению" создан для педагогов и воспитанников, основан на совместной проектной деятельности воспитателя и роди...