Формирование читательской грамотности дошкольников через метод проектов
консультация
В нашей стране, как и во всем мире, пропадает интерес к книгам. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_gramotnost.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Формирование читательской грамотности дошкольников через метод проектов»
Выполнила:
Турусова Татьяна Владимировна,
Воспитатель
МБДОУ д/с № 3 «Фонарик»
В нашей стране, как и во всем мире, пропадает интерес к книгам. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать человека и правильно оценивать самих себя. Читающий человек –мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Считаю, что проектная деятельность в дошкольной образовательной организации является наиболее актуальной и результативной современной образовательной технологией.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Активное развитие современных информационно-коммуникационных технологий, раннее освоение гаджетов приводит к тому, что дети не испытывают потребности в чтении, так как раньше, чем научиться читать ребёнок осваивает иной способ получения информации: интернет-видеоролики. Поэтому, задача педагога дошкольного учреждения – сформировать потребность ребёнка в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования и саморазвития.
Каким же образом технология проектирования способствует достижению поставленной задачи?
Сущность этой технологии определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.
Одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования.
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. «Я знаю, для чего я это познаю; зачем мне это надо и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который также является одним из методов развивающего обучения и очень созвучен с задачами по формированию функционально грамотной личности, которые ставит перед нами современная система образования.
По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.
Для детей старших групп типичными будут проекты средней продолжительности, реализация которых составляет 1-2 недели. Для речевого развития дошкольников и формирования читательской грамотности возможно использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности: творческо-игровые, информационно- практические, исследовательские, продуктивно-творческие.
Например, в проекте «Хорошо нам рядышком с дедушкой и бабушкой», посвященном Дню пожилых людей. Рассказы детей о своей семье. Экскурсия в библиотеку: тематическое мероприятие ко Дню пожилого человека, в ходе которого дети рассматривали иллюстрации, рисовали, читали произведения художественной литературы, воспитывающие уважение к почтенному возрасту бабушек и дедушек. Ребенок вместе с родителями изучает семейные архивы и готовит макет «Генеалогическое древо моей семьи», и кроме этого, для оформления выставки представляет не только фотографии, но и свои рисунки, рассказы, поздравительные открытки и подарки для членов своей семьи.
Длительные проекты могут продолжаться в течение 3-4 месяцев или даже на протяжении всего учебного года. К таким проектам можно отнести: «Все работы хороши». Сначала для детей ведутся беседы и рассказы о профессиях. Далее дается домашнее задание нарисовать вместе с ребенком профессию мамы, папы, бабушки или дедушки. После этого ребята рассказывают о той профессии.
«Такие разные растения вокруг нас», «Огород на окне», «Волшебные семена». Эти проекты предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта: рисунки в дневник наблюдений за природными явлениями, оформление гербариев, альбомов и Красных книг; фотографии, рисунки детские рассказы; индивидуальные продукты деятельности ребенка.
Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики. Например: «То березка, то рябинка». Работа экологической направленности. Наблюдения на прогулке, трудовая деятельность, традиционная выставка поделок из природного и бросового материала, большая работа была проведена с детьми ко Всемирному Дню защиты животных, в ходе которой дети вместе с родителями готовили сообщение о животных Красной книги Хакасии, рассказывали о них, делились полученными впечатлениями, и как следствие, изготовили иллюстрированное пособие «Красную книгу Хакасии».
Используя в работе проектный метод, полностью реализуется принцип личностно-ориентированного подхода к детям, учитываются их интересы и индивидуальные возможности в освоении всех форм связной речи.
В ходе реализации проектов можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».
У детей появляется возможность проявить индивидуальность, стать активным и деятельным в детском коллективе. В процессе планирования и выполнения практических заданий, в ходе организации и реализации метода проектирования формируется умение детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из различных областей, формируется умение прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, развитие читательской грамотности ребёнка-дошкольника становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. И главное в работе педагога-дошкольника – развивать умение каждого ребенка мыслить, рассуждать, искать решение разного рода задач и проблемных ситуаций, стремиться к самостоятельности и самодостаточности, к постоянному личностному развитию.
Принимая во внимание скорость развития современных технологий, нужно всё-таки попробовать сделать чтение своего рода таинством, вызывающим интерес и потребность и, в то же время, средством познания. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. И если, приходя вечером домой, ваш воспитанник заберёт у мамы или папы мобильный телефон или планшет не для того, чтобы самому пуститься в мир сенсорных технологий, а для того чтобы положить его на полку и взять с этой полки любимую книгу и сказать «Давай, почитаем...». Тогда вы можете считать, что добились успеха и стоите на верном пути формирования у ваших воспитанников предпосылок читательской грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приемы формирования читательской грамотности дошкольников", средняя группа.
Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этом...
МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...
Проект по формированию читательской грамотности дошкольников «Книга – мой друг!»
Проект по формированию читательской грамотности дошкольников «Книга – мой друг!»...