Познавательно-творческий проект «По страница русских сказок»
проект по художественной литературе (младшая группа)
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна, поэтому решили реализовать данный проект с нашими малышами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_stranitsam_russkih_skazok.docx | 653.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №86 Красносельского района
Санкт- Петербурга
Познавательно-творческий проект
«По страницам русских сказок»
вторая младшая группа №10 «Сказка»
Подготовила воспитатель:
Федорова Н.В.
2023год
Паспорт проекта:
Тема проекта: «По страницам русских сказок».
Тип проекта: Долгосрочный, познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: Воспитатель, дети и родители группы «Сказка».
Возраст участников: Воспитанники младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Сроки реализации: 01.02.2023 г. – 25.04.2023 г.
Постановка проблемы:
Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества.
А в век технического прогресса, когда чтение художественных литературных
произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и
телефонах, просмотр мультфильмов, происходит понижение освоения детьми духовного
богатства народа, его культурно-исторического опыта.
Актуальность состоит в том, что данный проект сочетает в себе средства и способы
развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей.
Проблема современного общества: приобщение детей к традиционному русскому
фольклору. Известно, что в устном народном творчестве, как нигде больше сохранились
особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности,
представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем
увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения
детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Дети знают мало русских народных сказок.
Цель проекта: Создать условия для приобщения детей к устному народному творчеству
посредством сказок через различные виды деятельности.
Обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать
любовь к литературным произведениям и их героям.
Задачи:
•
создавать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей,
способствующей освоению ребёнком миром сказок, приключений;
•
закрепить и расширить знания детей о сказках;
•
развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
•
способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
•
продолжать вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность,
показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
•
создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Актуальность данного проекта:
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта.
Актуальность темы нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна, поэтому решили реализовать данный проект с нашими малышами.
с детьми: непрерывно-образовательная деятельность, подвижные игры, дидактические игры, пальчиковые игры, театрализованные игры, игровые образовательные ситуации, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы, загадки.
с родителями: консультации.
Планируемые результаты:
- дети проявляют интерес к участию в совместном показе сказок с помощью фигурок настольного кукольного театра, перчаточных кукол, кукол Бибабо;
- проявляют умения и творческие способности в инсценировке сказок, в продуктивной деятельности.
- дети эмоционально откликаются на прочитанный воспитателем текст
сказок, активно отвечают на вопросы о последовательности событий в сказке, с интересом рассматривает иллюстрации к художественному произведению, рассуждают, приобретают умения решать проблемные ситуации, сопереживают героям сказок;
Ожидаемый результат:
- Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность
Задачи | Деятельность с детьми | Деятельность с родителями | Материалы и средства реализации | Сроки и ответственный | ||
Подготовительный этап | ||||||
Выбор темы Планирование | Анализ и изучение методической литературы по теме проекта, подготовка материала к проекту (конспекты НОД, дидактический и игровой материал и т.п.). | Консультация родителей по выбору русских народных сказок для данного возраста детей | Подбор методической и художественной литературы по теме | Воспитатель | ||
Основной этап - Реализация проекта | ||||||
Подборка детских произведений Утренняя гимнастика под музыку «Поездка в сказочный лес». Бодрящая гимнастика после сна «Забавный буратино». Загадки про героев сказок (приложение 1). Рассказывание знакомых сказок по сюжетным картинкам. Математическая обучающая игра «Который по счету?». Дидактические игры «Угадай по описанию», «Теремок», «Назови сказку». Социально – коммуникативное развитие: «Проблемные игровые ситуации» Дидактические игры: «Расскажи сказку по сюжетам», «Из какой сказки герой», «Узнай, чья тень», «Добро- зло в сказках» «Как помочь герою?», «Что делать, если случилась беда?». Дидактические игры: Игра «Придумай сказку». Пальчиковая игра «История о колобке». Артикуляционная гимнастика: Сказка «Как Язычок лепил снеговика». Подвижные игры: «Теремок», «Жучка» Настольный театр «Репка». Перчаточный театр «Курочка Ряба». Музыкальная игра «Колобок». Театрализованная игра «Теремок» Прил.№4 Игровая обучающая ситуация «Путешествие в сказку». НОД «Белкины забавы» (физическое развитие). НОД Пересказ сказки «Козлята и волк» (речевое развитие) НОД Математическое и сенсорное развитие. «Строим дорожку к теремку» (познавательное развитие) . НОД Чтение сказки «Заюшкина избушка», подготовка к инсценировки сказки (распределение ролей, ролевые диалоги персонажей) (речевое развитие). НОД Аппликация (художественно-эстетическое развитие) «Колобок на окошке» (лепка) прил.№3 НОД Конструирование «Подарок любимому герою» (конструирование по замыслу) (художественно-эстетическое развитие). Слушание песен на сказочную тематику. Художественно - продуктивная деятельность: - лепка «Угощение для мухи-цокотухи»; - рисование «Мои любимые сказочные герои»»;
| Обогатить запас знаний родителей о роли чтения на развитие мыслительных процессов, творческих способностей. - Повысить компетентность родителей по теме проектной недели. - Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества Консультация для родителей «Нужно ли беречь книгу?» «Из чего состоит книга?» «Что такое библиотека?»; «Книга-наш друг». «Хочу все знать!» «ИСТОРИЯ КНИГИ» Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка» (приложение 2) Выставка «Любимые сказки детей». Задание на дом: чтение художественной литературы: стихотворения «Доктор Айболит" Чтение с использованием звуковых эффектов. «Муха - цокотуха», «Цветик – семицветик»,Русских народных сказок, стихов, рассказов, энциклопедий. Консультация для родителей 1.«Какие сказки читать ребёнку на ночь» 2. «Семейные чтения» 3. «Театр в жизни ребенка. Домашний театр — это средство воспитания детей и объединения семьи» | Выставка работ детей по изобразительной деятельности | Воспитатель | |||
Заключительный этап | ||||||
Подведение итогов оценка результатов | показ презентации любимых книг детей в с помощью интернет- ресурса в группе в ВК Выставка художественного творчества «Мой любимый сказочный герой» | Консультации для родителей: «Как научить ребёнка любить книги», «Читаем ребёнку вслух», «Чтобы ребёнок любил читать. Советы психолога В. С. Юркевич», «Какие книжки читают дома». «Приобщение ребёнка к художественной литературе» | Интернет- ресурсы (группа в ВК) | Воспитатели |
Список использованной литературы
Абрамова Л.П., Агаян Г.Г. и др. Книга-мечта о пальчиках. Энциклопедия пальчиковых игр для тех, кому от 0 до 7. М.: Издательский дом «Карапуз», 2009.
Ельцова О.М. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 224 с.
Карпухина Н. А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Воронеж, 2008. 202 с.
Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 320 с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: Карапуз-Дидактика, 2012. 144 с.
Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет). СПб.: Детство-Пресс, 2009. 176 с.
Полянская Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. «Детство – Пресс», 2011. 96 с.
Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной активности детей дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 208 с.
Смирнова Е.О. и др. Игры с детьми 3-4 лет. Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ». М.: Сфера, 2008. 128 с.
Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 96 с.
Юдаева М.В. Хрестоматия для младшей группы. М.: Самовар, 2015. 202 с.
Приложения
Приложение №1 Загадки к сказкам
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)
Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.
(Репка)
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(Три медведя)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это (Доктор Айболит)
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)
В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок)
Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела.
(Колобок)
Трудно бабушке и деду
Репу вытащить к обеду.
Внучка, Жучка, даже кошка
Помогали им немножко
Кто еще пришел на грядку?
Отгадай-ка ты загадку.
(Мышка из сказки Репка)
В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(Заюшкина избушка)
В день именин она разбогатела.
Попировать с друзьями захотела,
Но тут ее злодей задумал погубить,
Решил ее он задушить.
Это скандал, это кошмар.
Но помешал ему комар!
(Муха-цокотуха)
Приложение №2
Консультация для родителей
«Роль сказки в жизни ребёнка»
Роль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает. Она - универсальный учитель. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Но мы обращаем еще особое внимание на роль сказок в развитии устной речи.
Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. У многих детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.
Так вот сказка является одним из действенных и ярких средств, скрывающих огромные дидактические возможности в развитии речи. Конечно, тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать детскую речь эмоциональной, образной, красивой.
Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки и даже пытаются придумывать свои сказочные истории.
Родителям стоит больше внимания уделять сказке. Когда взрослый читает ребенку сказку или вместе с ним ее сочиняет, происходит важнейший момент объединения двух миров: мира взрослого и мира ребенка, в волшебном сказочном пространстве.
Сказка - это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.
Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.
Но самое главное- сказка меняет и взрослого, ведь его фантазия и речь развиваются тоже! К тому же он начинает смотреть на мир совершенно другими глазами и вспоминать свое детство.
Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.
Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.
Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению. download
Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями вашего ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Если ребёнок, неоднократно, видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках.
Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.
Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней. Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению. Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.
Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение. Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка. Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
Пожалуй, один из самых действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга - это сказка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости.
Приложение№3
Конспект занятия по лепке во второй младшей группе на тему:
«Колобок»
В процессе данного занятия развивается речь ребенка, мелкая моторика рук,
внимание, стимулируется развитие фантазии, а также проявляются творческие
способности малыша.
Материал: пластилин желтого, красного и черного цветов, доска для лепки на каждого
ребенка.
Развивающая среда: игрушка на руку «бабушка», игрушка колобок, мячик, шарик,
изображение колобка.
Перед занятием нужно прочитать сказку «Колобок».
Ход занятия:
Слышится плачь.
Воспитатель: Ребята, вы слышите кто-то плачет? (в это время воспитатель показывает
из за спины куклу бабушки, одетую на руку, изображая плач). Кто это?
Дети: Это бабушка.
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете из какой она сказки?
Дети: Колобок!
Воспитатель: а плачет она, потому что колобок, убежал. Надо бабушке помочь. Мы с
вами слепим из пластилина колобка!
Воспитатель: Дети, мы недавно прочитали эту сказку. Давайте, вспомним, кого по
дорожке встретил колобок? (дети перечисляют персонажей сказки). Молодцы, никого не
забыли.
Скажите мне, а какой формы колобок?
Дети: Круглой.
Воспитатель: Правильно!
Далее воспитатель показывает различные предметы круглой формы.
Что это такое, ребятки?
Дети: Мячик.
Воспитатель: Какой формы мячик?
Дети: Круглой.
Воспитатель: Правильно, ребятки. Давайте посмотрим, какие еще предметы похожи на
круг?
Дети: Солнышко! Колесо!
Воспитатель: Да, молодцы.
Воспитатель: Я сейчас раздам вам пластилин.
Покажите, мне, как вы умеете лепить?
(Показ приема лепки – ладошками, круговыми движениями) .
Крутим, крутим кругляшок!
Крутим, крутим кругляшок!
Получился (кто, ребятки)
Дети: Ко–ло–бок! (Отвечают хором)
Физ. минутка:
Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте)
Будем прыгать и скакать!
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх).
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой)
И все дружно вместе встали. (Встали)
Посмотрите, какой у нас получился колобок!
Но чего не хватет колобку? Посмотрите на картинку?
Дети: глазок, носика, ротика, щечек!
(Дальше воспитатель раздает кусочки пластилина для глаз, носа, рта и щек
колобка. Дети таким же приемом делают шарики для глаз, щек и носа и прикрепляют к
колобку. Для ротика катают маленькую колбаску и также прикрепляют к колобку)
Итог занятия: давайте ребятки посмотрим, какие у нас получились красивые колобки. И
бабушка наша довольна. Ведь у нее теперь есть много колобков!
Вы все справились с этим заданием!
Мы сегодня с вами, молодцы!
Приложение № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «По страницам русских народных сказок»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «По страницам русских народных сказок» информационная карта...
Презентация "По страницам русских сказок"
Презентация к игре - викторине "По страницам русских сказок"...
Конспект занятия "по страницам русских сказок"
Конспект ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по развитию речи с элементами художественно – эстетического развития: «По страницам русских сказок».
Занятие проводится с детьми подготовительной группы. Проводя с детьми данное заняте, мы закрепляем знание детей о русских народных сказках, развиваем речевую активность детей, воспитываем у дете...
Краткосрочный проект «По страницам русских народных сказок» в подготовительной к школе группе.
Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как только малыш научится чи...
Проект "По страницам русских народных сказок"
Увлекательное путешествие в мир сказок!...
«Заюшкина избушка» Конспект-сценарий театрализованной постановки. Проект: «По страницам русских народных сказок»
laquo;Заюшкина избушка»Конспект-сценарий театрализованной постановки. Проект: «По страницам русских народных сказок»...