Конспект НОД по чтению художественной литературе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
знакомство с рассказом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!», раскрытие замысла автора в произведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_hudozhestvennoy_literatury.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №6 "Сказка" Барабинского района Новосибирской области.
Конспект НОД по чтению художественной литературы
старшая группа
Выполнила:
Ключникова Мария Андреевна
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе по теме «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
Тема: «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
Цель: знакомство с рассказом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!», раскрытие замысла автора в произведении.
Задачи:
образовательные:
продолжать знакомить детей с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор»;
познакомить детей с биографией и творчеством Виктора Драгунского;
учить детей оценивать поступки героев, отличать хорошие поступки от плохих;
обогащать словарный запас детей;
развивающие:
развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;
развивать чувство юмора, творческое воображение;
воспитательные:
воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.
Материал и оборудование: колокольчик, портрет В. Драгунского, сюжетные и предметные картинки для проведения словарной работы, иллюстрация для составления плана рассказа.
Предварительная работа: чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства».
Ход занятия
Этапы деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат |
l. Вводная часть | ||||
Психологический настрой | Колокольчик дал сигнал – Для занятий час настал. Время даром не теряйте Все скорее в круг вставайте. Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам – шлеп, шлеп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлепай! Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой! Вправо можем! Влево можем! И крест-накрест руки сложим. | Создает атмосферу психологической безопасности: эмфатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Настраиваются на работу. | Психологическое готовность детей. |
Вводно - организационный | Воспитатель предлагает обратить внимание на портрет писателя. – Кто из вас узнал чей это портрет? – Кто такой Виктор Драгунский? – Виктор Драгунский автор произведений для детей. – Как вы понимаете кто такой автор произведений? | Вовлечение в деятельность. | Дети садятся на стульчики. Ответы детей. | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимание. |
Мотивационно – побудительный (проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели занятия) | Знакомство с биографией В.Ю. Драгунского. – Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, песен. Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы». Всего он написал около 90 рассказов. Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. С каким рассказом Виктора Драгунского мы уже познакомились? – Сегодня я познакомлю вас с еще одним произведением Виктора Драгунского, которое называется «Сверху вниз, наискосок!» – Во время чтения постарайтесь подумать, почему автор так назвал свое произведение. | Вовлекает в совместную деятельность. Задает вопросы, стимулирующий процесс. | Слушают внимательно биографию В. Ю. Драгунского. - Друг детства. | Внутренняя мотивация на деятельность. |
ll. Основная часть | ||||
Актуализация знаний и умений (проектирование решений проблемных ситуаций, выполнение действий по задачам НОД) | Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием произведения. – Вам понравилось это произведение? – Чем понравилось? – Что я вам прочитала рассказ, сказку или стихотворение? – Почему вы решили, что это рассказ? – Рассказ – это литературное произведение в прозе, в котором речь идёт о реальных событиях и героях, их переживаниях. – Как вы думаете, почему рассказ В. Драгунского так назван? | Дети с восторгом красили и приговаривали: «Сверху вниз, наискосок!» Очевидно, автор хотел подчеркнуть отношение ребят к своей «работе» | ||
Затруднение в игровой ситуации (формирование опыта фиксации затруднения в деятельности и выявление причин) | – Какие слова в рассказе вам были непонятны? Словарная работа. Воспитатель объясняет значение слов, показывает сюжетные или предметные картинки. Шланг – гибкая труба из водонепроницаемой ткани, резины и т. п. для подачи жидкости, газа. Бочонок – маленькая (небольшая) бочка. Насос – механизм, служащий для накачивания куда-либо или выкачивания откуда-либо жидкостей, газов. Кегля – фигура для игры в виде точёного деревянного или пластмассового суживающегося кверху столбика. – Кто такие маляры? (Рабочие, специалисты по окраске зданий, внутренних помещений и различных крупных предметов) – Что значит «нахлобучка с дырочкой», каким другим словосочетанием можно заменить это выражение? (Крышка, верхняя, закрывающая часть какого ни будь сосуда) – Как вы понимаете выражение «я моментально покрасил ее?» (Покрасил очень быстро, сразу) Физкультурная минутка «Маляры» Маляры пришли втроем, (шагают на месте) Будут красить старый дом: (изображают крышу над головой) Сверху вниз, наискосок! («красят») Аккуратнее, дружок. Дом готов. (хлопки в ладоши) Ура! Ура! Был облезлый, скучный, голый – (руки разводят в стороны) Стал нарядный и веселый. (изображают крышу над головой) | Ответы детей. - Рабочие, специалисты по окраске зданий, внутренних помещений и различных крупных предметов. - Крышка, верхняя, закрывающая часть какого ни будь сосуда. - Покрасил очень быстро, сразу. Выполняют физкультминутку в соответствии словам. | ||
Открытие нового знания (формирование нового опыта самостоятельно преодолеть затруднения в деятельности; развития умения фиксировать новое знания в речи) | – В какое время года происходят события, описанные в этом рассказе? – Почему детям было весело? (Они любят смотреть на то, как работают взрослые. Тем более, что это был ремонт. Интересно все: кучи песка, кирпичи и доски, интересно, как вообще идет ремонт дома). – С кем подружились ребятишки? – Что можно сказать об этих взрослых? (Они добрые, любят детей, понимают их любопытство) – Во что играли дети? Как это «просто так, играли ни во что?» – Как ребята помогали рабочим? – Как были одеты девушки – маляры? – Почему детям их одежда показалась очень красивой? (Одежда маляров была измазана краской, ребята, наверно, представляли, как здорово вот так красить и не бояться испачкать одежду. Здорово быть малярами!) – На что нравилось смотреть детям? – Можно ли назвать детей любопытными? – Если бы вы увидели оставленные рабочими вещи, чтобы вы сделали? Вы знаете, что трогать можно, а что нельзя? – Смешная это история или печальная? – Этот рассказ веселый, забавный и интересный, но он также и поучительный: все-таки стройка – это не место для игр. Рассказы В. Драгунского учат нас осторожности, осмотрительности в поступках, учат тому, что спор не всегда заканчивается хорошим делом. – Вы думаете, что случай во дворе стал ребятам уроком? Чему они научились? А вы? | Ответы детей. - Они любят смотреть на то, как работают взрослые. Тем более, что это был ремонт. Интересно все: кучи песка, кирпичи и доски, интересно, как вообще идет ремонт дома. - Они добрые, любят детей, понимают их любопытство. Ответы детей. - Одежда маляров была измазана краской, ребята, наверно, представляли, как здорово вот так красить и не бояться испачкать одежду. Здорово быть малярами. Ответы детей.
| ||
Включение нового знания в систему знаний (использование нового знания в работе) | Составление плана рассказа. – Из скольких частей состоит каждый рассказ? – Какие это части? – В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец. Вспомните, как начинается рассказ «Сверху вниз, наискосок!», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части? О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация соответствует ей? Чем закончилась история про ребят? Какое название можно дать третьей части рассказа? | Ответы детей. Ответы детей. | ||
lll. Заключительная часть | ||||
Итог занятия (систематизация знаний) | – Что мы сегодня делали? – Каким было ваше настроение? – Почему? – Что вам больше понравилось? | Слушать. Выражают собственные мысли. Делятся впечатлениями. Обобщают. | ||
Рефлексия | - Ребята, спасибо вам за занятие, вы молодцы. | Инициирует общее обсуждение. Проявляет уважение детским высказывание. Выражает произвольность. | Осознание себя как участника познавательного творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки. |
Самоанализ НОД по чтению художественной литературы «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
Непосредственную образовательную деятельность проводила с детьми старшей группы.
Тема: «Чтение художественного произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
Возрастная группа: старшая
Форма организации: групповая
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область: «речевое развитие»
Вид продуктивной деятельности: чтение художественной литературы.
Цель: знакомство с рассказом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!», раскрытие замысла автора в произведении.
Задачи:
образовательные:
продолжать знакомить детей с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор»;
познакомить детей с биографией и творчеством Виктора Драгунского;
учить детей оценивать поступки героев, отличать хорошие поступки от плохих;
обогащать словарный запас детей;
развивающие:
развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;
развивать чувство юмора, творческое воображение;
воспитательные:
воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.
Материал и оборудование: колокольчик, портрет В. Драгунского, сюжетные и предметные картинки для проведения словарной работы, иллюстрация для составления плана рассказа.
Планируемый результат: привлечь внимание детей к рассказу В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!».
НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. На каждый момент НОД были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.
Организационный момент был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.
Длительность НОД составила– 25 минут.
Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, предусматривает быструю смену деятельности. Беседа – сидя полукругом на стульях, объяснения задания, физкультминутка, изготовление поделок. Рассматривание готовых работ на выставке. Физминутка в течении занятия позволили избежать утомляемости детей.
Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. Применяемые методы: словесные (для вопросов детям, поощрения); наглядные (показ); практические (в выполнении задания); методы контроля (в анализе выполненных работ и похвалы) которые побуждали детей к самостоятельной деятельности. Дети отвечали на поставленные вопросы, работали с интересом, задание выполняли в силу своих индивидуальных особенностей, проявляли положительные эмоции. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.
По факту проведения НОД можно сказать, что поставленная цель решена. Достигнутый результат соответствует цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"
Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по чтению художественной литературы (элементами ТРИЗ) Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Рекомендуется для просмотра воспитателям подготовительной группы....
Конспект занятия по чтению художественной литературы Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»
Занятие по чтению художественной литературы. Чтение потешек....
Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область : «чтение художественной литературы»
Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...
Конспект занятия. Коммуникация. Чтение художественной литературы. 2-ая мл. Тема: Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей».
Конспект занятия. Коммуникация. Чтение художественной литературы. 2-ая мл.Тема: Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей».Цель: Воспитывать умение слушать рассказ, воспроизводит...
Конспект занятия по чтению художественной литературы. Чтение рассказа В.Осеевой "Печенье"
Правильно подобранные вопросы по содержанию прочитанного, помогут детям понять и оценить характер главных героев рассказа....
Конспект ООД по чтение художественной литературы, нравственно-патриотическое воспитание, в подготовительной логопедической группе. Тема: «Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко». Ст. Ольгинская. Приморско-Ахтарский район. Краснодарский край.Конспект ООД по чтение художественной литерату...