Программа дополнительного образования физкультурно – оздоровительной направленности для детей 5 -7 лет «Волшебная ступенька»
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
В ФГОС дошкольного образования выделены ведущие направления, которые обеспечивают социальную успешность детей. Одним из них является физическое развитие детей, целью которого является формирование у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей ЗОЖ; приобретение опыта в двигательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок»
Принята на педагогическом
совете
Протокол от __.__.20__г № __
Утверждено:
приказ от ___________№___
Заведующий МБДОУ «Светлячок»
___________И.И.Быкова
Программа
дополнительного образования
физкультурно – оздоровительной
направленности
для детей 5 -7 лет
«Волшебная ступенька»
Руководитель: Иванова Екатерина Павловна
Должность:
инструктор по физической культуре
р.п. Шаранга 2024 г
Пояснительная записка.
В ФГОС дошкольного образования выделены ведущие направления, которые обеспечивают социальную успешность детей. Одним из них является физическое развитие детей, целью которого является формирование у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей ЗОЖ; приобретение опыта в двигательной деятельности.
В связи с этим возникла настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путём применения нетрадиционных средств физического воспитания, направленных на активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. Одним из этих средств являются занятия степ-аэробикой.
Новизна
Новизна данной программы заключается в том, что на ряду с традиционными
формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике.
У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой повышаются адаптивные
возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым и бодрым).
Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 7 лет
Возраст 5—7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см.
Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.
Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей.
В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них — это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.
Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой
У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности»
Использование степ – платформ – это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы.
Степ – платформа является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение обще развивающих и профилактических задач.
В соответствии с вышеизложенным, мы, разработали программу
дополнительного образования физкультурно – оздоровительной направленности для детей 5 -7 лет «Волшебная ступенька»
Основная цель программы:
- способствовать развитию физических качеств, через применение нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в детском саду - степ-платформа.
Задачи:
1развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость и координацию движений воспитанников;
2повышать двигательную активность и общую работоспособность воспитанников;
3формировать у детей эстетическое представление о «физической красоте»;
4воспитывать интерес и потребность к степ-аэробике.
Особенность программы кружка:
Первый плюс – это огромный интерес ребятишек к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.
Второй плюс – у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.
Третий плюс – это развитие у ребёнка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.
Четвёртый плюс – воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др.
Пятый плюс – это повышение выносливости, а вслед за этим и сопротивляемость организма.
Но самое главное достоинство степ-аэробики – её оздоровительный эффект.
Ожидаемый результат:
1. Развились физические качества у воспитанников: ловкость, быстрота, выносливость и координация движений.
2. Повысилась двигательная активность и общая работоспособность воспитанников.
3. Сформировались у воспитанников эстетическое представления о «физической красоте»;
4. Появился интерес и потребность к степ-аэробике.
При работе с детьми на степах предполагается соблюдать следующие принципы:
1.Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.
2.Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.
При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального подхода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.
3. Принцип оздоровительной направленности,обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Основным принципом планирования комплексов по степ-аэробике проявляется
4. принцип постепенного усложнения упражнений.
Это проявлялось в следующем:
1. изменение исходного положения, а следовательно изменение пространственного расположения:
2. включение в комплекс знакомых и новых упражнений;
3. изменение темпа выполнения упражнений;
4. усложнение элементов упражнений (шагов);
5. построение комбинаций из разученных упражнений педагогом и самими детьми;
6. самостоятельное выполнение упражнений детьми по картам-схемам;
7. использование предметов (ленточек, султанчиков, флажков, мячей).
Каждый комплекс проводится в течение одного месяца.
Методы и приемы;
- Личный показ.
- Словесная инструкция (используется для описания упражнения).
- Метод поощрения (для большей мотивации детей).
- Наглядный метод (использование карточек-схем).
- Невербальный метод общения (жестом, взглядом).
- Корректировка техники выполнения упражнений.
- Показ ребёнком знакомого упражнения.
- Использование предметов (флажки, ленты, султанчики, гантели и т.п).
Материалы и оборудование для степ-аэробики
- Платформа устойчивая, с нескользящей поверхностью (размер: 5-10 см. в высоту, 30 см. в ширину, 60-90 см. в длину)
- Физкультурная форма (футболка, шорты, удобная обувь)
- Музыкальное сопровождение
- Подвижные игры с использованием степ-платформой
- Танцевальные композиции на степ-платформах
Структура занятия
1. Вводная часть(различные виды ходьбы, бег, прыжки и освоенный комплекс степ-аэробике )
2.Основная часть(Силовая тренировка, stepbystep, подвижные игры)
3. Заключительная часть(Дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, игровой стретчинг)
Режим работы кружка «Волшебная ступенька»
Возраст детей | Время занятий | Количество часов |
5-6 лет | 25 минут | 1 раз в неделю |
6-7 лет | 30 минут | 1 раз в неделю |
Программный материал распределен на 1 год обучения для девочек и мальчиков от 5 до 7 лет.
Формы подведения итогов:Развитие интереса у детей к спорту, участие в районных спортивных фестивалях.
Форма мониторинга
Прогнозируемый результат: воспитанники, занимающиеся степ-аэробикой, должны освоить все базовые шаги и применять их в самостоятельной деятельности при выполнении музыкально-ритмических комплексов.
Эффективность усвоения программы оценивается по уровню сформированности у детей способность выполнять основные элементы (базовые шаги)
1.Базовый шаг.
2.Шаг ноги врозь, ноги вместе.
3.Приставной шаг с касанием на платформе или на полу.
4.Шаги с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед (различные варианты).
5.Касание платформы носком свободной ноги.
6.Шаг через платформу.
7.Выпады в сторону и назад.
8.Приставные шаги вправо, влево, вперед, назад, с поворотами.
9.Шаги на угол.
10.«Скрестный» шаг на степ.
11. «Мамбо»
12.Подскоки (наскок на платформу на 1 ногу).
13.Прыжки.
14.Шасси – боковой галоп в сторону, небольшими шажками.
Выполнение каждого основного элемента оценивается по категориям.
Сформировалось(+). Ребенок знает и выполняет все базовые шаги самостоятельно, с интересом, четко и уверенно.
В поле формирования(+/-). Ребенок знает и выполняет базовые движения, но требуется некоторая помощь взрослого, движения не уверенные, скованные, требуют тренировки.
В поле развития(-). Ребенок плохо ориентируется в базовых шагах, выполняет основные элементы только по показу взрослого, движения неуверенные, скованные.
Мониторинг проводится на основании учебного плана образовательного учреждения. Приложение№1
Карта развития ребенка
Ф.И.О ребенка:
Дата:
№ | Базовый шаг | Начала учебного года (Октябрь) | Конец учебного года (Апрель) | ||||
с | ф | п | с | ф | п |
План работы с родителями
Сроки проведения | Форма работы |
Сентябрь | Родительское собрание ««Степ – аэробика – не просто модно» Буклеты «Польза степ -аэробики?» Видеоматериал «Степ-аэробика для начинающих в домашних условиях» |
Октябрь | Консультация для родителей «Степ-аэробика в ДОУ» |
Ноябрь | Мастер класс с родителями на степ-платформах Рекомендация родителям по использованию степ – платформы. |
Декабрь | Открытое занятие «К спорту по пути со степ-аэробикой» |
Март | Открытое выступление «Будем дальше со степом дружить!» |
Май | Фото-выставка по работе кружка «Волшебная ступенька» |
План работа с педагогами
Дата проведения | Форма работы |
Сентябрь | Мастер класс «Использование нестандартного оборудования в ДОУ(Степ-платформа)» Консультация с педагогами «Польза степ-аэробики» Видеоматериал «Степ-аэробика для начинающих в домашних условиях» |
Октябрь | Консультация с педагогами «Подвижные игры с использованием степ-платформы» Буклеты «Физкультминутки с использованием степ-платформы (в помощь воспитателя)» |
Ноябрь | Мастер класс со степ платформами сказка «Теремок» |
Декабрь | выступление на новогоднем утреннике с ритмической композицией. |
Апрель | участие в спортивном фестивале «Малышиада». |
Перспективно-календарный план (5-6 лет)
Месяц | Содержание | № комплекса |
Сентябрь | Диагностическое обследование. Определить уровень сформированности основных элементов (базовые шаги) | |
1.Познакомить детей с термином «Степ - аэробика». Дать детям сведения о пользе занятий степ - аэробикой. 2.Дать детям представления о разном характере музыки, которая сопровождает комплексы степ - аэробики в процессе прослушивания различных музыкальных отрывков: быстрая, медленная музыка. 3. Вызвать желание заниматься степ - аэробикой посредством просмотра фотографий, журналов, показа комплекса степ – аэробики инструктором по физической культуре. 3. Развивать умение слышать музыку и двигаться в такт музыки. 4. Развивать равновесие, выносливость, ориентировку в пространстве. | №1 «Вместе весело шагать» Танцевальная композиция с деревянными ложками «Танцуй Россия» | |
Октябрь | 1.Учить правильному выполнению степ - шагов на степах (подьем, спуск; подъм с оттягиванием носка) 2.Разучивать аэробные шаги. 3.Научить начинать упражнения с различным подходом к платформе. 4. Развивать мышечную силу ног. 5. Разучить комплекс №2 на степ - платформах | №2 «Топ-топ» |
Ноябрь | 1. Учить детей принимать правильные исходные положения всех частей тела. 2. Закреплять основные подходы в степ - аэробике, продолжать учить сочетать движения с музыкой. 3. Разучивать новые шаги. 4. Развивать выносливость, равновесие, гибкость. 5. Укреплять дыхательную систему. 6. Развивать уверенность в себе. 7. Разучить комплекс № 3 на степ - платформах. | №3 «Весёлая зима» |
Декабрь | 1. Закреплять разученные упражнения с различной вариацией рук. 2. Развивать умение работать в общем темпе с предметами - мелкими мячами. 3. Разучивать шаг с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед, с махом в сторону. 4. Продолжать учить выполнять упражнения в такт музыке. 5. Развивать умения твердо стоять на степе. 6. Разучить комплекс №4 на степ – платформах. | №4 Ворон – черное крыло» |
Январь | 1. Закреплять ранее изученные шаги, составление небольших комбинаций на основе изученных шагов. 2. Разучить новый шаг (тап даун). 3. Развивать выносливость, гибкость. 4. Развитие правильной осанки. 5. Развивать умение работать в общем темпе с предметами - кубиками. 6. Разучить комплекс № 5 на степ - платформах. | №5 «Обиженный крокодильчик» |
Февраль | 1. Продолжать закреплять степ шаги. 2. Учить реагировать на визуальные контакты 3. Совершенствовать точность движений 4. Развивать быстроту. 5. Развивать умение работать в общем темпе с предметами - лентами. 6. Разучить комплекс № 6 на степ - платформах. | №6 «Медведь» |
Март | 1. Поддерживать интерес заниматься аэробикой. 2. Совершенствовать разученные шаги. 3. Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу ног. 4. Воспитывать любовь к физкультуре. 5. Развивать ориентировку в пространстве. 6. Разучить комплекс № 7 на степ - платформах | №7 «Два весёлых гуся» |
Апрель | 1. Упражнять в сочетании элементов. 2. Продолжать развивать мышечную силу ног. 3. Продолжать развивать выносливость, равновесие гибкость, быстроту. 4. Развивать умение действовать в общем темпе 5. Поддерживать интерес заниматься аэробикой. | №8 «Сказки гуляют по свету» |
Май | Провести диагностическое обследование по физическому развитию, состояние здоровья и общих физических качеств такие как гибкость, быстрота, равновесие, чувство ритма и координационные способности. Определить уровень сформированности основных элементов (базовые шаги). | Путешествие на Чудо остров, Поход с лес |
Перспективно-календарный план (6-7 лет)
Месяц | Цель | № комплекса | ||
Сентябрь | Диагностическое обследование. Определить уровень сформированности основных элементов (базовые шаги). | |||
1. Развивать умение слышать музыку и двигаться в такт музыки. 2. Разучить комплекс № 9 на степ - платформах. 3. Развивать равновесие, выносливость. 4. Развивать ориентировку в пространстве. | №9 «Паровоз Букашка» | |||
Октябрь | 1. Разучить комплекс № 10 на степ - платформах. 2. Закреплять правильное выполнение степ шагов на степах (подъем, спуск; подъем с оттягиванием носка) 3. Закреплять упражнения с различным подходом к платформе. 4. Развивать мышечную силу ног. 5. Закреплять умение работать в общем темпе с предметами - мелкими мячами. | №10 «Чунга-чанга» | ||
Ноябрь | 1. Разучить комплекс № 11 на степ - платформах 2. Закреплять разученные упражнения с добавлением рук. 3. Развивать выносливость, равновесие, гибкость. 4. Укреплять дыхательную систему. 5. Развивать уверенность в себе. 6. Закреплять умение работать в общем темпе с предметами - кубиками . | №11 «В доме 8/16» | ||
Декабрь |
| №12 «Сивка-бурка» | ||
Январь | 1. Разучивать комплекс №13 на степ – платформах. 2. Продолжать закреплять степ шаги. 3. Учить реагировать на визуальные контакты. 4. Совершенствовать точность движений. 5. Развивать быстроту. 6. Закреплять умение работать в общем темпе с предметами - лентами. | №13 «Весну звали» | ||
Февраль | 1. Поддерживать интерес заниматься аэробикой. 2. Совершенствовать разученные шаги. 3. Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу ног. 4. Воспитывать любовь к физкультуре. 5. Развивать ориентировку в пространстве. 6. Разучивать связки из нескольких шагов. 7. Разучивать комплекс №14 на степ – платформах. | №14 «Зарядка» «Вини-пух» | ||
Март | 1. Разучивать комплекс №16 на степ – платформах. 2. Упражнять в сочетании элементов. 3. Продолжать развивать мышечную силу ног. 4. Укреплять дыхательную систему. 5. Развивать уверенность в себе. 6. Закреплять умение работать в общем темпе с предметами - флажками. | №15 «Чики-брик» «Мышки-кошка» | ||
Апрель | 1. Упражнять в сочетании элементов. 2. Продолжать развивать мышечную силу ног. 3. Продолжать развивать выносливость, равновесие гибкость, быстроту. 4. Развивать умение действовать в общем темпе. 5. Поддерживать интерес заниматься аэробикой. | №16 «Кот и пират» «Ахи-страхи» | ||
Май | 1.Закрепить разученные ранее упражнения. 2.Провести диагностическое обследование по физическому развитию, состоянию здоровья и общих физических качеств такие как гибкость, быстрота, равновесие, чувство ритма и координационные способности. 3.Определить уровень сформированности основных элементов (базовые шаги). | №17 «Импровизация» «Путешествие на северный полюс» |
Используемые ресурсы
1. Сулим Е.В Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет.-М.:ТЦСфера,2016-160с
2. Сулим Е.В Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет.-М.:ТЦСфера,2015-224с
3. Е. Г. Сайкина, С. В. Кузьмина Степ – аэробика «Топ-топ» для дошкольника: учебно-методическое пособие. -СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРОЦЕСС», 2021.-112с.
Интернет- ресурсы:
https://multi-mama.ru/kartoteka-52-podvizhnye-igry-dlya-starshej-gruppy/
https://infourok.ru/konsutaciya-dlya-roditelej-step-aerobika-v-detskom-sadu-4055908.html
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-podvizhnye-igry-s-ispolzovaniem-step-platformy-v-dou.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/26/step-aerobika-bazovye-shagi
. (Приложение№1)
Карта развития ребенка
Ф.И.О ребенка:
Дата:
№ | Базовый шаг | Начала учебного года (Октябрь) | Конец учебного года (Апрель) | ||||
с | ф | п | с | ф | п | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развлечение для детей средней группы "За ступенькою ступенька"
Развлечение для детей среднего возраста ДОУ по русской народной сказке "Теремок" с использованием игры, стихов, песенок, танца....

«Волшебные ступеньки»
Формирование культуры здоровья через занятия степ – аэробикой, стрейтченгом....

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...

Проект «Волшебные ступеньки» в старшей группе
Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

Музыкально – дидактическое пособие Музыкальные волшебные ступеньки
Пособие создано на основе метода обучения составлению рассказа об объектепо алгоритму «Волшебная дорожка» (ТРИЗ–технологии). Этот метод очень эффективно использовать в разделе «...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год
Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально- гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...