проект "Все начинается с детства"
проект по физкультуре (старшая группа)
Проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о разных видах спорта.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 43
Проект
«ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА»
2023-2024г.
Паспорт проекта
Название проекта | «Все начинается с детства» |
Авторы проекта | Иванова Татьяна Ивановна Самарина Кристина Сергеевна |
Продолжительность проекта | Долгосрочный 1 год |
Тип проекта | Познавательный |
Участники проекта | Дети, родители, инструктор по физической культуре, воспитатели, тренера по видам спорта. |
Актуальность проекта | В образовательную область «Физическое развитие» (ФГОС ДО ч. II п. 2.6.) наряду с другими направлениями жизнедеятельности детей включено так же и формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», приоритетной задачей работы образовательного учреждения, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Одно из таких условий: вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Очень важно использовать разнообразные формы работы с родителями, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей. Учитывая, что у родителей в современном обществе нет лишнего времени. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребѐнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия ДОО и семьи. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Данные Иркутскстата, февраль 2023 г. показали долю детей 3-6 лет, не занимающихся организованно или самостоятельно, не участвующих в активных играх 59%, а к 12-14 годам он падает до 26%. Главный сдерживающий фактор – отсутствие желания у самого ребенка, причем таких ленивых стало чуть больше, из всех не занимающихся физкультурой и спортом, активными играми 41% (в 2020г. – 37%). На основании мониторинга физической активности семей МБДОУ детского сада комбинированного вида №43 за последние три года, доля семей, которые придерживаются здорового образа жизни, понизился на 8%. Хочется, чтоб молодое поколение не выросло лежебоками, как сказочный Емеля. В реальной жизни нельзя надеяться на волшебную щуку или золотую рыбку. Значит, необходима мотивация для занятий. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Это основа жизни человека, необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных смыслов. Актуальность проблемы значительно обостряется и тем, что многочисленные статистические данные констатируют негативные тенденции в ухудшении здоровья детей. Почти каждый ребенок, хочет заниматься каким либо спортом, а так же это мечта многих родителей. Понятно, что цели и задачи при этом у всех разные. Кто-то ставит во главу воспитание профессионала, штурмующего вершины в спорте высших достижений, большинство же – просто стремятся стать здоровым, дисциплинированным и волевым человеком. Живой интерес к возможным путям в мир спорта у родителей обычно просыпается, когда ребенку исполнилось 5-8 лет. Принято считать, что именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы к первичным навыкам в любой деятельности. Взаимодействие с родителями воспитанников выдвигается на одно из ведущих мест, при современных условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями. Вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают детям определенные культурные ценности. Сотрудничество такого рода оказывает положительное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс в целом, а также на всех участников образовательных отношений. Проект «Все начинается с детства» является одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители не зрители, а активные участники. |
Проблема | Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым и сильным. Итак, решено: надо заниматься спортом! Но каким именно? Часто интересы и возможности ребенка остаются на заднем плане, а вперед выступают родительские амбиции. На решение этой проблемы мы и решили направить работу над проектом. |
Цель проекта | Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства c разными видам спорта. |
Задачи проекта | Для детей: Образовательные: - 1. Формировать представления об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий. 2. Расширять индивидуальный двигательный опыт каждого ребенка. 3. Развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. 4. Формировать умения осознанно применять полученные навыки в спортивных мероприятиях и в повседневной жизни. Развивающие: - развивать у детей положительную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья Оздоровительные: Укреплять здоровье детей и повышать сопротивляемость организма каждого ребёнка к заболеваниям средствами физической культуры и спорта. Воспитательные: - Воспитывать уважение к деятельности спортсменов и их нелегкому труду. - Воспитывать дисциплинированность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений. Для родителей: - научить родителей взаимодействию с детьми в различных видах спорта; - помочь родителям научиться планировать свою деятельность по организации активного отдыха с детьми; - показать родителям влияние занятия спорта на организм ребенка и воспитание их личностных качеств. |
Итоговые мероприятия проекта | - Оформление фотовыставок с участием семей в различных видах спорта. - Организация семейной гостиной с презентацией для родителей по итогам данного проекта. - Фото и видео галерея проведенных встреч на сайте в ВК, Ок. - Викторина для детей старшего дошкольного возраста: «Виды спорта». - Совместное соревнование по футболу родителей детей. |
Продукт проекта | 1.Электронные пособия по пяти видам спорта (хоккей, борьба, футбол, художественная гимнастика, баскетбол https://drive.google.com/drive/folders/1FxUY79BEQYKIRl2l5FyROpwNL4m8hgm9?usp=drive_link ):А)Презентация «Вид спорта»Б)Загадки о данном виде спорта В)Стихи о данном виде спорта Г) Видеоролик «Знакомство с видом спорта» Д)Электронная игра
|
Этапы проекта
Предварительный этап | 1)Изучение литературы по данной теме. 2)Анализ представлений детей старших групп о видах спорта и ЗОЖ. 3)Анкетирование родителей - «Спорт в вашей семье» (Приложение 1) Предполагаемые результаты: разработка проекта, его обсуждение. Выявление личностного понимания, осмысления, позиции педагогов и родителей по данной проблеме. |
Основной этап | 1)Организация круглого стола «Нужен ли ребенку спорт?». Цель: -Ознакомление с направлением проекта. 2)Составление перспективного плана проекта, совместно с родителями. (Приложение 2) 3)Консультация родителей по различным возникшим вопросам в организации мероприятий. 4)Проведение с родителями мероприятий в рамках планирования.(Приложение 3-7). Предполагаемые результаты: Для детей: появилось желание заниматься различными видами спорта Для родителей: активное включение, заинтересованность и участие родителей в спортивных мероприятиях, приобретение спортивного инвентаря для занятия спортом в семье. |
Заключительный этап | 1)Организация семейной гостиной с презентацией для родителей по итогам данного проекта. 2)Продукт проекта: создание фото –галерей проведенных встреч. 3)Викторина для детей: «Виды спорта». Предполагаемые результаты: достижение детьми высоких результатов в физкультуре и спорте, сдаче норм ГТО. |
Ожидаемые результаты |
|
Оснащение среды
Наглядно-дидактические пособия:
«Зимние виды спорта», «Летние виды спорта». Карточки «Виды спорта», «Знаменитые спортсмены России», «Об Олимпийских играх».
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры:
«Семья», «Спорттовары», «Репортаж с зимних олимпийских игр».
Электронная презентация по видам спорта (хоккей, футбол, художественная гимнастика, баскетбол, восточные единоборства.
Видеоролики «Знакомство с видами спорта».
Дидактические игры:
«Спортивное лото», «Сложи картинку», «Отгадай вид спорта», «Зимние олимпийские виды спорта», «Четвертый лишний», «Найди спортсмена по описанию», «Загадай, отгадай», «Кому нужны эти вещи?», «Узнай вид спорта».
Спортивное оборудование:
спортивный инвентарь (мячи Д-20 см по кол-ву детей, футбольные мячи, баскетбольные мячи, шайбы, клюшки, ворота, кольца, ленты, лапы, маты, баскетбольные кольца, обручи.
Оборудование для самостоятельного творчества: изобразительные материалы и инструменты детской продуктивной деятельности (трафареты, обводки, раскраски, кисти, ножницы, стеки, карандаши, ручки и др.)
Музыкальные фонограммы по теме проекта.
Приложения:
Приложение № 1 | Анкета для родителей «Спорт в вашей семье» |
Приложение № 2 | Перспективный план проекта «Все начинается с детства» на 2 года дети 5-7лет |
Приложение № 3 | ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА"Восточные единоборства" |
Приложение № 4 | ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА "Хоккей" |
Приложение № 5 | ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА "Художественная гимнастика" |
Приложение № 6 | ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА "Баскетбол" |
Приложение № 7 | ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА "Футбол" |
Приложение № 8 | Диагностика эмоционально-положительного отношения к занятиям спортом |
Приложение № 9 | Интеграция образовательных областей |
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. (с последн. изменениями)
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. ФОП ДО. Приказ от 25 ноября 2022 г. № 1028
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утр. Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28.
- Алексеева Н. Н., Нагибина И. П, «Тематический словарь в картинках. Спорт. Зимние виды» - М.: Школьная пресса, 2010 г.
- Вохринцева С. В. «Физическое развитие детей. Дидактический материал. Зимние виды спорта» - Страна Фантазий, 2012 г.
- Кучма И.И. «Олимпийские игры в детском саду», ИТД «Корифей», 2011г.
- Петухова А.А. «Тематические дни в детском саду: комплексные занятия в старшей группе», Волгоград: «Учитель», 2011г.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – М.:Линка-пресс, 2000.
- Прикладная и оздоровительная гимнастика: учебно- методическое пособие/под ред. Фирилевой Ж.Е., Кислого А.Н., Загрядской О.В. СПб.: ООО "Издательство "Детство-пресс", М., ТЦ "Сфера", 2012.
- Спортивные игры: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 "Физ. воспитание" /Ковалёв В.Д., Голомазов В.А., Кераминас С.А. и др.; под ред. Ковалёва В.Д. – М: Просвещение, 1988.
Приложение № 1
Анкета «Спорт в вашей семье»
1. Фамилия, и. о. _____________________________ кол-во детей _____
2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? ___________________________________________________
3. Есть ли в доме спортивный снаряд? Какой? ____________________________________________________________
4. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?
__________________________________________________ ________________________________________________
5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)
6. Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)
7. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?
Мама (да, нет), папа (да, нет), дети (да, нет), взрослый вместе с детьми (да, нет)
Регулярно, нерегулярно.
8. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены
(моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
9. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их.
___________________________________________________________________________________________________
10. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет)
11. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?___________________________________________________
12. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком? ___________________________________________________________
13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да, нет, иногда)
14. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда)
15. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
- подвижные игры
- спортивные игры
- настольные игры
- музыкально-ритмическая деятельность
- просмотр телепередач
- конструирование
- чтение книг
16. Нужна ли вам помощь в определении ребенком вида спорта которым он хочет заниматься? (Да, нет)
Приложение № 2
Перспективный план проекта «Все начинается с детства» на 2 года
дети 5-7лет
МЕСЯЦ | Участники мероприятия | МЕРОПРИЯТИЕ по видам спорта |
Октябрь | Дети 5-7 лет, родители, инструктор по физической культуре, воспитатели, чемпионы мира по рукопашному бою Сташкова Ольга и Денькин Андрей, чемпион Иркутской области по греко-римской борьбе Самарин Сергей, воспитанники секции по рукопашному бою. | Тема: «Восточные единоборства». Цель: Обогащение двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста с помощью элементов восточных единоборств. Итоговое мероприятие: совместное занятие с родителями "Герои спорта". Приложение № 1. |
Декабрь | Дети 5-7 лет, родители, инструктор по физической культуре, воспитатели, тренер по футболу Чебатуркин Артём С. воспитанники секции по футболу. | Тема: «Хоккей». Цель: обогащение двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста с помощью элементов хоккея. Итоговое мероприятие: совместное занятие с родителями " Выходи играть в хоккей". Приложение № 2. |
Февраль | Дети 5-7 лет, родители, инструктор по физической культуре, воспитатели, тренер по художественной гимнастике Уверова Елена Васильевна, воспитанники секции по художественной гимнастике. | Тема: "Художественная гимнастика". Цель: Обогащение двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста с помощью элементов художественной гимнастики. Итоговое мероприятие: совместное занятие с родителями "Спортивное кружево". Приложение № 3. |
Март | Дети 5-7 лет, родители, инструктор по физической культуре, Семенов В.Т., тренер по баскетболу, воспитатели | Тема: "Баскетбол". Цель: обогащение двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста с помощью элементов баскетбола. Итоговое мероприятие: совместное занятие с родителями "Юные баскетболисты". Приложение № 4. |
Апрель | Дети 5-7 лет, родители, инструктор по физической культуре, воспитатели, тренер по футболу Чебатуркин Артём С. воспитанники секции по футболу. | Тема: «Футбол». Цель: обогащение двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста с помощью элементов футбола. Итоговое мероприятие: совместное занятие с родителями " С футболом дружим – живем, не тужим". Приложение № 5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение с природой начинается с детства
В дошкольном возрасте экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека...

Безопасный пешеход начинается с детства
Рекомендации родителям по воспитанию безопасного поведения на дороге детей....
«Забота о здоровье начинается с детства»
Методическая разработка по созданию условий физического развития ребёнка в окружающем пространстве ДОУ....

ПРОЕКТ "Безопасный пешеход начинается с детства"
Вид проекта: практико-ориентировочный, краткосрочный, коллективный, с участием родителей, инспектора ГИБДД. Цель проекта: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения дет...

"Безопасный пешеход начинается с детства"
Материал содержит практические советы для родителей дошкольников по безопасному поведению на дороге....