«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»
учебно-методический материал (средняя группа)

Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр,  тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

   Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. 
  Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр,  тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма. 
  Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи: 
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. 
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость. 
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций.

   Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики».   Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. 
  Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей.  Формируются  волевые  качества:  выносливость, смелость,  ловкость,  т.е. те  качества,  которые  необходимы будущим защитникам  Родины. 
  Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств. 

   В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

   Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.  Педколлектив ДОУ считает, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

   В нашем  ДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения.  Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

   Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.

В нём отражены такие мероприятия, как

  • «Весёлые старты»
  • «Неделя здоровья»
  •  «Будем в Армии служить!».
  • «Служу Отечеству!».
  • «Масленица»
  •  «День Победы».

    Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги и другие категории сотрудников д/сада.

   Задачи, поставленные перед педколлективом ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:

  1. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение «Недели здоровья» - спортивные мероприятия между детьми.В процессе организации спортивных досугов - «Весёлые старты» , спортивные эстафеты по ПДД, - совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями русского народа осуществляется в процессе ежедневных физкультурных занятий. Так, проведя цикл занятий с использованием русского фольклора, в качестве обобщения, организуется музыкально – спортивный праздник «Масленица», тематическая пасхальная неделя заканчивается спортивным досугом «Пасха».. Дети с удовольствием играют в игры. Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям русского народа. Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно – патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к празднику, посвящённому Дню Защитника Отечества, параду в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши.

Для средних групп организуются спортивные соревнования с участием пап «Буду в армии служить» с целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований. Таким образом, благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателей формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области»

Выступление на тему

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»

Подготовила: Сысолятина Е. В.

Калининск 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»

Патриотизм зарождается в семье, а в детском саду мы только развиваем эти чувства!...

Проектная деятельность на тему " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры.

Данный материал поможет сформировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому народного творчества, умение видеть историю вокруг себя, научит понимать , что  у людей и у вещей есть сво...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры

В статье рассмотрено понятие патриотизма и нравственно-патриотического воспитания в контексте дошкольной педагогики. Выявлен педагогический потенциал музея народного быта как образовательного простран...

Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры

Патриотическое воспитание подразумевает физически развитую личность....

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредствам физической культуры.

      Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством физической культуры

Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурно-спортивных праздников, развлечений и подвижных игр....