Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры.
статья на тему
Данная публикация вкратце раскрывает основные направления работы педколлектива по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры - через организацию тематических досугов, развлечений, спортивно-музыкальных праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duh.-nravstv._vosp._cherez_fk.docx | 243.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3 «Эллюки» Закирова Н. А.
Г. Набережные Челны, РТ.
Духовно – нравственное воспитание дошкольников
средствами физической культуры.
(Из опыта работы ДОУ)
В последние годы проблема духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Педколлектив ДОУ считает, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
В нашем ДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на уч. год.
В нём отражены такие мероприятия, как
- «Весёлые старты»
- «Здравиада»
- Смотр песни и строя
- «Солдатская каша»
- Военно-спортивная игра «Зарничка»
- «Аты-баты шли солдаты»
- «Сабантуй»
- «Малые олимпийские игры».
- «Масленица», «Науруз»
- «В гости к солнышку»
- «Праздник-безобразник».
Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском
саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги и другие категории сотрудников д/сада.
Задачи, поставленные перед педколлективом ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:
- Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к
ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение «Здравиады» («Остров чудес»), посвящённой Дню Матери, «Праздник-безобразник» - спортивное мероприятие между детьми и сотрудниками д/с, посвящённое Дню дошкольного работника.
В процессе организации спортивных досугов - «Весёлые старты» (между
1 кл. СОШ № 9 и подготовительной группой ДОУ), турнир по волейболу (между подготовительными группами), «Малые олимпийские игры», спортивные эстафеты по ПДД, по плаванию «Морской бой» - совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.
- Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов
Поволжья осуществляется в процессе ежедневных физкультурных занятий. Так, проведя цикл занятий с использованием русского фольклора, в качестве обобщения, организуется музыкально – спортивный праздник «Масленица», тематическая пасхальная неделя заканчивается спортивным досугом «Пасха».
Инструктором по ФК и воспитателями по обучению детей татарскому языку разработан перспективный план по обучению детей подвижным играм народов Поволжья. План разработан по месяцам для всех возрастных групп ДОУ и реализуется на протяжении всего учебного года воспитателями и узкими специалистами. Дети с удовольствием играют в игры разных народов: «Акула», «Продавец горошков», «Гори, гори ясно», «Юрта», «Липкие пеньки» и др. Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр: «День Республики», «День защиты детей», «Широка страна моя родная», «Науруз», «Сабантуй», «День международного языка», день здоровья «Русская банька». Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих РТ.
- Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания
подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно - патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к Смотру песни и строя, посвящённого Дню Защитника Отечества, параду в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши.
Смотр строя и песни - крупное мероприятие, проводится в ДОУ
традиционно на протяжении почти десяти лет. Инициатором и непосредственным руководителем, «главнокомандующим» праздника является инструктор по ФК Баринова Н. Б. В его подготовке, так же как и Дня Победы, принимают участие дети старших и подготовительных групп, родители и все сотрудники д/с. Мероприятие проходит в торжественной обстановке, в красочно оформленном зале..
Смотр строя и песни проводится в виде конкурса. Критерии конкурса – чёткое выполнение строевых упражнений и команд, сдача рапорта командирами отрядов, отдельно оценивается исполнение девиза, песни, единство формы и строгая дисциплина в отряде. Старания детей оценивает компетентное жюри – представители военкомата, один из родителей военной профессии. Полученные знания и умения детей используются при праздновании Дня Победы.
. Ежегодно в качестве подарка для всех присутствующих силами детей готовится номер в виде спортивного танца, гимнастического этюда, боевого искусства. И этот год не исключение. Наш детский сад посетили ученики кадетской школы «Калкан». Дошкольники с восхищением и завистью смотрели на выправку старших ребят, их ловкость и силу.
Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики, и как результат, ставший традиционным, является военно-спортивная игра «Зарничка». Проводится между подготовительными группами в летнее и зимнее время года с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирования детских представлений о военной службе. В процессе поиска флага на разных станциях («Порази танк», «Разведчики» и др.) совершенствуются бег, ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалка, воспитываются организованность, дух соперничества.
Для средних групп организуются спортивные соревнования с участием пап «Буду в армии служить», «Аты-баты шли солдаты» с целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований.
Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по ФК, плаванию, музыкального руководителя и воспитателей татарского языка формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры"
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры. Физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные праздники....
Статья "Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры"
В статье говорится о том, что формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно – волевых черт личности. Так же предложены направления и сред...
Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ»
Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответстви...
Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»
Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольниковсредствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание дошкольника средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"
Презентация "Духовно-нравственное воспитание дошкольника средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"...
Доклад на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры»
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания приобрела особую значимость для нашего общества. Одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания...
Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС »
Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольниковсредствами физической культуры в соответствии с ФГОС »...