"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры"
статья по физкультуре

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры. Физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные праздники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_v_zum.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры

Детство – период становления всех сил человека, как душевных, так и физических, приобретение знаний об окружающем мире, формирование нравственных навыков и привычек. Проблема духовно-нравственного воспитания  детей дошкольного возраста беспокоили общество всегда, но особую значимость приобрела в последние годы.  Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

 Одним из эффективных средств решения задач духовно-нравственного воспитания детей являются занятия физкультурой, поскольку физическое воспитание не может быть оторвано от любого другого воспитания, которое способствует нравственному, духовному, эстетическому развитию.        Регулярные занятия по физической культуре позволяют детям не только овладеть двигательными навыками и развить физические качества, но и закалить характер, сформировать нравственные качества и заложить основы здорового образа жизни. Так же развивается и формируется  внутренний мир ребенка — его мысли, чувства, поведение. Физкультурные занятия способствуют формированию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении считаются подвижные игры и физические упражнения.

 Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

 В нашем ДОУ педагогическая работа построена так, что духовно-нравственное воспитание — это естественный процесс и результат всего воспитательно-образовательного процесса.     Основа физического воспитания в детском саду двигательно-игровая деятельность, именно в ней ребенок познает окружающий мир, его законы и особенности. В двигательной деятельности нравственные качества формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает выполнение физических упражнений, содействует закреплению нравственных представлений в чувствах, переживаниях, привычках.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста можно и нужно осуществлять в процессе использования различных форм и методов работы: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы.

В практической деятельности на занятиях физкультурой использую такие средства нравственного воспитания, как:

  •  содержание и организация учебно-тренировочных занятий. Бережное отношение к результатам труда воспитывается посредством использования различного спортивного инвентаря. Дежурство на занятиях побуждает дошкольников к добросовестности и ответственности;
  • подвижные игры. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает чувства гуманизма и коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.;
  • соревнования (строгое выполнение их правил, воля к победе, командный дух, смелость, решительность, мужественность, самообладание);
  • спортивные праздники способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма.

Для реализации задач нравственного воспитания (формирование нравственного сознания, чувств и качеств, воспитание волевых черт и качеств личности) использую следующие методы и приемы:

  • оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание). Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении;
  • положительный пример детей и самого педагога. Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: воспитатель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого воспитателя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей;
  • убеждение  применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения, педагог разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению;
  • накопление морального опыта и его закрепление осуществляются методом многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности.

Таким образом, формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.

Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:

1. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует проведение праздников, посвящённой Дню Матери, спортивное мероприятие посвящённое Дню дошкольного работника, соревнования  «А, ну-ка, папы!»

В процессе организации спортивных досугов - «Весёлые старты», «Малые олимпийские игры», спортивные эстафеты по ПДД –  совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.

2. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов нашей страны и края осуществляется  на физкультурных занятий, в которые включаю народные игры, в процессе которых дошкольники познают игровой опыт прошлых поколений.  В них дети ненавязчиво знакомятся с образом жизни людей прошлого, их трудом, бытом, национальными устоями, приобретают представления о чести, смелости, мужестве. Таким образом, радость движения на физкультурных занятиях, сочетаю с духовным обогащением детей. Народные игры привлекают тем, что они, имея нравственную основу, учат ребят обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, её языку, а, следовательно, и родному краю, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Данная группа игр вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, обогащению словарного запаса дошкольника. В конце игры обязательно  положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования духовно-нравственного мира ребёнка: толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов населяющих РФ.  

Также, в дошкольном учреждении проводятся праздники с элементами русского фольклора –  «Колядки», «Масленица».

3. Приоритетное направление нашего дошкольного учреждения – нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.  

         Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества и парад в честь Дня Победы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки этих мероприятий  на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши. Инициатором и непосредственным руководителем праздника является инструктор по физической культуре. В его подготовке принимают участие дети старших и подготовительных групп, сотрудники детского сада и родители. Мероприятие проходит в торжественной обстановке, в тематически оформленном зале. Критерии конкурса – четкое выполнение строевых упражнений и команд, сдача рапорта командирами отрядов. Отдельно оценивается девиз, исполнение песен, единство формы и дисциплина в отряде. Старания ребят оценивает компетентное жюри. В качестве почетных гостей приглашаем представителей военных профессий, ветеранов Великой Отечественной Войны и участников боевых действий на Северном Кавказе. Полученные знания и умения детей используются при праздновании Дня Победы. Для средних групп организуются спортивные соревнования с участием пап с целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх.

Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по физической культуре с педагогами и родителями,  достигается цель духовно-нравственно воспитания дошкольников, которые не только физически развиты, что не мало важно на пороге школьного обучения, но и имеют активную гражданскую позицию, обладают социально-ценностными нравственными качествами, и потребностями в здоровом образе жизни, с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры.

Данная публикация вкратце раскрывает основные направления работы педколлектива по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры - через организацию тематических до...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

В статье говорится о том, что формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно – волевых черт личности. Так же предложены направления и сред...

Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ»

Статья  для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответстви...

Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»

Доклад   Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольниковсредствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание дошкольника средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"

Презентация  "Духовно-нравственное воспитание дошкольника  средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"...

Доклад на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры»

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания приобрела особую значимость для нашего общества. Одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания...

Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС »

Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольниковсредствами физической культуры в соответствии с ФГОС »...