Статья "Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры"
статья по физкультуре
В статье говорится о том, что формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно – волевых черт личности. Так же предложены направления и средства духовно-нравственного воспитания, используемые в процессе физкультурных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Аннотация
В статье говорится о том, что формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно – волевых черт личности. Так же предложены направления и средства духовно-нравственного воспитания, используемые в процессе физкультурных занятий.
Ключевые слова
Духовно - нравственное воспитание, физкультура, спорт, патриотизм, физические качества, подвижные игры, история культуры.
Проблема духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела высокую значимость, это одна из сложнейших проблем, которую должны решать сегодня все, кто работает с детьми. Одним из главных средств решения задач духовно – нравственного воспитания молодого поколения являются занятия физической культурой и спортом, потому что приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Формирование двигательных навыков и умений, физических качеств, очень связано с воспитанием нравственно – волевых черт личности. Физически развитый здоровый ребёнок должен быть терпимым, добрым, он должен не раздумывая прийти на помощь к тем, кому она нужна.
Для достижения положительных результатов в формировании нравственной личности ребенка посредством двигательной активности, педагоги решают следующие задачи:
- способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений,
- создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.
Педагогическая работа в детском саду построена так, что духовно-нравственное воспитание проходит, как естественный процесс и результат всего воспитательно-образовательного процесса. Основа физического воспитания двигательно-игровая деятельность, именно в ней ребенок познает окружающий мир, его законы и особенности. Поэтому инструктор по физической культуре моделируют условия, в которых дети потом проявляют свое отношение к товарищам, к воспитателю, к спортивной деятельности. В программе детского сада обязательно предусмотрена организация спортивных досугов –(«Мама, папа, я – спортивная семья», «Малые олимпийские игры», «В здоровом теле, здоровый дух», «Буду я, похож на папу», «Путешествие в Спортландию»), спортивные эстафеты и квесты по безопасности, где совершенствуются физические и нравственно-волевые качества ребёнка, формируются дружеские взаимоотношения, взаимовыручка с окружающими, чувство коллективизма.
На занятиях физкультурой обязательно используются средства нравственного воспитания:
— содержание и организация занятий. Бережное и внимательное отношение к результатам труда воспитывается посредством использования различного спортивного оборудования. Дежурство детей на занятиях побуждает к добросовестности и ответственности;
— подвижные игры. Необходимость выполнения правил игры, контроль над своим поведением, развитие чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.;
— соревнования. Строгое выполнение правил, воля к победе, командный дух, смелость, решительность, мужественность, самообладание);
— спортивные праздники способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма.
Для реализации задач нравственного воспитания используются следующие методы и приемы:
— оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание),
— положительный пример детей и самого педагога,
— убеждение (разъяснение, беседа),
— накопление морального опыта (многократное повторение правильных действий).
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения фольклорной тематики, они входят в жизнь ребенка очень ярким событием и остаются надолго в памяти. Инструктор по физической культуре включает в свои занятия народные игры, которые очень интересны детям. Они ненавязчиво знакомятся с образом тех людей, которые жили и трудились в далёком прошлом прошлой, их национальными устоями, бытом, трудом, приобретают представления о чести, мужестве, смелости т.е познают игровой опыт прошлых поколений.
Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса в разных областях:
— развивать воображение, мышление, активизировать умственную деятельность, обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);
— создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства (область «Социализация»);
— развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства (область «Коммуникация»);
— развивать двигательную активность и физические качества (область «Физическая культура»);
— знакомить с различными видами фольклора: считалками, перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др. (области «Чтение художественной литературы», «Музыка»).
Приобщение детей к истории культуры посредством народных подвижных игр осуществляется по четырем направлениям:
1) ознакомление детей с народными старинными подвижными играми, организация физкультурных праздников и развлечений по мотивам народных традиций и обычаев;
2) обучение воспитателей эффективным приемам работы с детьми. Педагоги должны знать историю появления народной подвижной игры и уметь заинтересовать детей.
3) привлечение родителей к совместным развлечениям с использованием народных подвижных игр, ознакомление с календарными праздниками, их обычаями и традициями; это объединяет семью и наполняет ее досуг новым содержанием;
4) оснащение предметно-развивающей среды — изготовление разнообразного оборудования для проведения игр и состязаний.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволят нам решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Правильная организация игровой деятельности дошкольников это действенный путь возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа.
Таким образом благодаря совместной работе инструктора по физической культуре с другими педагогами, родителями достигается цель духовно -нравственного воспитания дошкольников, которые не только физически развиты, но имеют активную гражданскую позицию, обладают нравственными качествами и потребностью в здоровом образе жизни со способностью к саморазвитию. И внося свою лепту в душевное развитие ребёнка мы каждый раз надеемся, что он найдёт своё собственное место в мире и признает право на такое же место для другого человека!
Список использованной литературы:
1. Анисимова, Т.Г, Савинова, Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет (планирование, занятия с элементами игры в волейбол, подвижные игры, физ. досуги) -Волгоград: Учитель, 2009.
2. Ветлугина, Н. А. Казакова, Т. Г. Пантелеев, Г.Н. Нравственно-
эстетическое воспитание ребёнка в детском саду-М.: Просвещение, 1987.
3. Гаврилова, В.А. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2009.
4.Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду -М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы -М.: Мозаика-Синтез, 2008.
6. Коротков, И.М. Подвижные игры для детей-М.: Советская Россия, 1987
Ярая Е.Н
Инструктор по
физической культуре
МДОУ детский сад №1
п.Вейделевка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры.
Данная публикация вкратце раскрывает основные направления работы педколлектива по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры - через организацию тематических до...
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры"
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры. Физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные праздники....
Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ»
Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответстви...
Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»
Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольниковсредствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание дошкольника средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"
Презентация "Духовно-нравственное воспитание дошкольника средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО"...
Доклад на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры»
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания приобрела особую значимость для нашего общества. Одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания...
Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС »
Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольниковсредствами физической культуры в соответствии с ФГОС »...