Опыт работы ""Обучение через совместное приключение или технология командообразования как один из эффективных средств сплочения детского коллектива в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ"
статья по физкультуре (подготовительная группа)

Молчанова Анна Александровна

Командообразование (тимбилдинг) – это технология, которая позволяет в игровой динамичной форме обучить детей навыкам работы в команде, общению, принятию решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_komandoobrazovaniya.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

"Обучение через совместное приключение  или технология командообразования  как один из эффективных средств сплочения детского коллектива в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ"

Сенситивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. 

К сожалению, в настоящее время, коллективизм как явление постепенно уходит из образовательных учреждений, уступая свои позиции индивидуализму и личному успеху. Каждый отдельный ребенок в детском саду испытывает массу трудностей, среди них - сложные отношения со сверстниками. Одной из причин индивидуальных детских проблем является отсутствие благоприятного климата в детских коллективах, а также отсутствие самого коллектива в полном понимании этого слова. В связи с чем становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста.

В ходе подвижных игр, в которых каждый сам за себя, я неоднократно наблюдала за тем, что некоторые малыши порой попросту боятся быть пойманными, быть менее быстрыми и ловкими, чем другие, очень эмоционально принимают проигрыши. По причине неустойчивости и ранимости детской психики такие игры нередко заканчиваются ссорами между детьми, обидами и слезами, нежеланием продолжать участвовать в игре. Поражения в игре формируют у ребенка низкую самооценку из-за потери веры в свои силы.

Принимая во внимание вышеизложенные факты в поиске эффективного способа решения возникающих подобных педагогических ситуаций, объединяя знания психологии и спорта, у меня возникла идея апробировать в физкультурно-оздоровительной работе с детьми спортивное  командообразование.

Изучая теоретические основы технологии командообразования, я пришли к выводу, что её цель, задачи и содержание во многом созвучны с задачами ФГОС ДО.

Командообразование (тимбилдинг) – это технология, которая позволяет в игровой динамичной форме обучить детей навыкам работы в команде, общению, принятию решений.

Данная система упражнений разработана на основе веревочного курса, системы физически активных упражнений, в основу которых положена идея, что члены команды должны быть словно связаны одной веревкой.

Детское командообразование - это стратегический инструмент формирования и укрепления детского сообщества, представляющий собой систему упражнений, заданий, игр, направленных на достижение общего командного результата. Достичь его можно только объединив идеи, внимание и усилия всей команды. Тем самым создается ситуация успеха, где дети, не уверенные в своих силах, имеют возможность проявить себя, почувствовать свою значимость, а подвижные дети – направить свою энергию в позитивное

русло, подставить плечо другу.

Цель – создавать условия для активизации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством применения элементов технологии командообразования для создания ситуации эффективного общения.

Задачи:

• совершенствовать двигательные навыки детей в ходе выполнения согласованных действий;

• способствовать снижению психо-эмоционального напряжения и укреплению

здоровья детей;

• создавать условий для развития у детей навыков позитивного сотрудничества,

проявления инициативы и творчества в двигательной деятельности;

• развивать нравственные качества детей, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения командных заданий;

• активизировать интерес к двигательной деятельности.

В работе по применению элементов командообразования я опираюсь на следующие принципы:

-принципы индивидуализации и творческой направленности образовательного

процесса, где ребёнок имеет возможность самостоятельно придумать новые

движения, основанные на использовании его двигательного опыта и на наличии

мотива, побуждающего к творческой деятельности двигательных ситуаций, в решении тех или иных двигательных задач;

-принцип личностно-ориентированного взаимодействия предполагает тесное

взаимодействие педагога и ребенка в командных мероприятиях, проявление со

стороны педагога уважения к личности, интересам и выбору каждого ребенка,

доброжелательное внимание к нему;

-принцип последовательности является важнейшим условием процесса обучения

движениям и процесса совершенствования физических качеств и определяется

дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному»,

«от освоенного к неосвоенному».

Технология командообразования нашла положительный отклик среди педагогов ДОУ.

Воспитатели, принимая непосредственное участие в командообразующих

мероприятиях, ощутили на себе эффект сплочения коллектива, повышения эмоционального фона, рост доверия друг другу, приобрели практические знания по методике проведения игр на командообразование с детьми. Одним из таких мероприятий стал день здоровья с сотрудниками "Когда мы едины, мы не победимы.

Результатами нашей деятельности можно считать следующие показатели:

• высокий уровень сформированности у детей целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

• наличие стойкого интереса к участию в подвижных и спортивных играх командой

направленности, умение детей самостоятельно их организовывать в ходе спонтанной

физической активности в свободное время( в группе и на прогулке);

• умение детей активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться, учитывая интересы всех членов команды, подчиняться определённым правилам.

Заключение

Таким образом, командообразование, основанное на общении, эффективный способ активизации двигательной деятельности у детей старшего

дошкольного возраста и развития интереса к занятиям физической культурой и спортом, средство вовлечения детей в физкультурные мероприятия командной направленности. При правильной организации он превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент физически активного,

психологически стабильного и успешного человека в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тимбилдинг - эффективное средство формирования детского коллектива в ДОУ.

Любой коллектив – это организм, живущий и развивающийся по определённым законам и правилам. Взрослые это понимают и принимают, хотя бывают ситуации и проблемы, с которыми даже опытные люди не мо...

"Детский тимбилдинг, как эффективный способ сплочения детского коллектива"

Детский тимбилдинг – это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого участника, формирование чув...

Мастер-класс «Игра как средство сплочения детского коллектива»

Мастер-класс«Игра как средство сплочения детского коллектива»...

Спортивный тимбилдинг – эффективное средство формирования детского коллектива в детском саду

Технология командообразования (тимбилдинг) прекрасно объединяет работу воспитателя, инструктора по физической культуре в единое целое и решает вопрос интеграции двигательной активности и позитивного о...

Мастер – класс "Игра как средство сплочения детского коллектива"

В век информационных технологий друзьями многих детей стали не сверстники, а - телефоны и социальные сети. И вот здесь на помощь должен прийти педагог....

Опыт работы "Сплочение детского коллектива через игры Клауса Фопеля"

Опыт работы за 2 года использования игр Фопеля на детях средней и старшей группы...

Спортивный тимбилдинг как средство сплочения детского коллектива

Что такое   спортивный тимбилдинг - это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, подвижных спортивных игр....