Опыт работы "Сплочение детского коллектива через игры Клауса Фопеля"
методическая разработка
Опыт работы за 2 года использования игр Фопеля на детях средней и старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_kalacheva_e.s.docx | 70.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №22» города Аши Челябинской области
Передовой педагогический опыт работы
Тема: «Использование игр Клауса Фопеля
для сплочения детского коллектива»
Автор: Калачева Елена Сергеевна,
Воспитатель МКДОУ №22 г.Аши
Педагогический стаж работы: 11 лет
г.Аша, 2023г.
Информационный лист
Сведения об авторе опыта работы:
Ф.И.О. | Калачева Елена Сергеевна |
Дата рождения: | 02.05.1993г. |
Образование: | Высшее |
Название учреждения: | Федеральное государственного бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» |
Специальность: | бакалавр педагогики |
Год окончания: | 2014г. |
Квалификационная категория: | Отсутствует |
Сведения о том, какие технологии использовались: | Игровая технология, здоровьесберегающие технологии |
Где опубликован опыт: | |
Сведения о последователях опыта (при наличии): | Специалисты и педагоги, родители МКДОУ №22 г.Аши |
Рецензия | Одобрен педагогическим советом МКДОУ №22 г.Аши |
Отзывы и замечания эксперта о представленной работе: | Рекомендован педагогическим советом МКДОУ №22 г.Аши к использованию в работе педагогами и родителями |
Аннотация
Представляю опыт работы по теме «Использование игр Клауса Фопеля для сплочения детского коллектива». Данная работа строится на практической направленности и игровой направленности. Весь процесс построен на разнообразных методах коммуникации, в групповой и подгрупповой форме организации работы, согласно требованиям ФГОС ДО.
Представленный опыт может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре в непосредственной образовательной деятельности и в качестве рефлексии. Проведение игр Фопеля с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в детском коллективе дружескую атмосферу взаимопомощи, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и педагогом. Также данные игры направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие, развивают чувство пространства и чувство ритма. Что доказывают результаты, представленные в опыте работы.
Оглавление
3.1. Развивающая предметно-пространственная среда… 16
3.2. Взаимодействие с родителями……………………………………………17
- Заключение…………………………………………………………………….19
- Список используемой литературы 21
Введение
Посещая детский сад и школу, ребёнок значительную часть своей жизни находится в коллективе со сверстниками. Очень важно, чтобы взаимоотношения детей друг с другом были доброжелательными. Необходимо, чтобы поддержка, взаимопомощь и отзывчивость были главными характеристиками детского коллектива. Здоровый психологический климат в коллективе - условие для формирования гармонично развитой личности.
Известно, что здоровый, дружный коллектив - это во многом залог успеха и в обучении, и в воспитании. От уровня развития коллектива, качества его сплочённости зависит эффективность работы группы и способность создания здорового психологического климата внутри детского коллектива. Сплочённая группа позволяет ребёнку чувствовать себя комфортно.
В каждой группе есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Некоторые дети пытаются привлечь к себе внимание с помощью асоциального поведения. Дети с низкой самооценкой, застенчивые или неуверенные в себе опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они стараются держаться в стороне от всех. Часто у них уже есть негативный опыт и им приходится долго и постепенно учиться доверять сверстникам и педагогу. Таким детям требуется время, чтобы понять, что не только они «не такие как все», но и всякий другой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны.
Актуальность. В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Как показала практика, многие дошкольники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности.
Наиболее важное значение для развития личности имеет игра. Беря на себя роль взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности.
Те действия и взаимоотношения, которые дети развивают в соответствии с взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками. В процессе реальных взаимоотношений, развивающихся по поводу игры - при обсуждении содержания игры, распределении ролей - дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело.
Проблема формирования сплоченности детей, представляет одну из интересных и сложных проблем психологии и педагогики. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный, импульсивный; непосредственный характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения, при слушании партнера не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут. Появляются разочарования, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность, потеря интереса к жизни группы. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам.
Педагог может помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, может помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Помочь научиться общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми. И важнейшая задача педагога – это сплочение детского коллектива.
Основными способами сплочения детского коллектива являются увлечение и включение её в совместную деятельность, установка традиций группы, поощрение сотрудничества воспитанников при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в выполнении общих дел. А также педагоги в своей работе могут использовать игры на сплочение коллектива для детей и подростков.
И для решения данной проблемы я использую игры Клауса Фопеля.
Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в детском коллективе дружескую атмосферу взаимопомощи, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и педагогом.
Практической значимостью опыта заключается в том, что систематизированный материал, основанный на использовании игр Фопеля, развивающие коммуникативные навыки детей, может представлять интерес для воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре, работающих с детьми дошкольного возраста, а также их родителям.
Цель: сплочение детского коллектива одной группы.
Для достижения поставленной цели мною сформулированы следующие задачи:
- Провести мониторинг сплоченности детского коллектива.
- Внедрить игры Фопеля в образовательный процесс и в самостоятельную деятельность в ДОУ и в семьи.
- Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
- Развитие коммуникативных навыков со сверстниками и взрослыми.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
- Метод интеграции
- Мониторинг
Новизна - изучение и применение игр Клауса Фопеля в воспитательно-образовательном процессе, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.
Теоретическое обоснование.
Что такое игра для ребёнка? Это необыкновенный, удивительный мир, где сбываются его мечты. В игре ребенок таков, каким он мечтает быть: справедливым защитником, добрым волшебником, космонавтом, путешественником. Так почему же современные дети не играют, мало двигаются? Возможно во времена «гаджетов» игра утратила свою роль? Однако, современные психологи продолжают утверждать, что благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет, что игра влияет не только на развитие личности в целом, а у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Игра вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Так почему дети века «гаджетов» перестали играть? Кто виноват?
Главная причина такой тенденции является то, что нет того, с кем ребенок может постоянно играть, и игры не так интересны, когда играешь в одиночестве. Родители большую часть времени проводят на работе, если есть братья или сестры, то они тоже могут быть, например, на учебе, ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скоро потеряет интерес к ним. Ведь игра – это процесс, а не количество игрушек. Многие родители, чтобы занять малыша, дают ему всевозможные гаджеты для просмотра мультфильмов или игры в простенькие приложения. А это не только выделяет детей из мира взрослых, но и отделяет их друг от друга.
Значение игры в формировании сплоченности детей рассматривалось в трудах авторитетнейших отечественных ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных (М. Пиаже, И. Ивиг, X. Реггер, Д. Коваг, Дж. Брунер, Дж. Сеттон-Смит и др.)
Известно, что здоровый, дружный коллектив - это во многом залог успеха и в обучении, и в воспитании. От уровня развития коллектива, качества его сплочённости зависит эффективность работы группы и способность создания здорового психологического климата внутри детского коллектива. Сплочённая группа позволяет ребёнку чувствовать себя комфортно.
В каждой группе есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Некоторые дети пытаются привлечь к себе внимание с помощью асоциального поведения. Дети с низкой самооценкой, застенчивые или неуверенные в себе опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они стараются держаться в стороне от всех. Часто у них уже есть негативный опыт и им приходится долго и постепенно учиться доверять сверстникам и педагогу. Таким детям требуется время, чтобы понять, что не только они «не такие как все», но и всякий другой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны.
Педагог может помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, может помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Помочь научиться общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми. И важнейшая задача педагога – это сплочение детского коллектива.
Наибольшую часть своего времени дошкольник проводит в детском саду, в детском коллективе. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным временем для установления дружеских контактов между воспитанниками, освоения ими социальных норм. Доброжелательность друг к другу, взаимное уважение, чувство удовлетворения от совместной работы являются важным условием дошкольной образовательной среды. Важно не упустить этот период в жизни ребенка, сформировать дружный, сплоченный коллектив, в котором детям будет комфортно расти и развиваться.
Впервые поступая в детский сад, дети примеряют на себя новую социальную роль – воспитанника детского сада, и, как правило, у детей возникают проблемы взаимоотношений. Ребята испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами. Не умеют договариваться, ссорятся, не слышат друг друга. Что нужно делать педагогу, чтобы процесс установления сплоченных, дружелюбных взаимоотношений между сверстниками был более продуктивным? Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, не было сомнений, что игры Клауса Фопеля вызовут у детей интерес.
Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в детском коллективе дружескую атмосферу взаимопомощи, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и педагогом.
Немецкий психолог и психотерапевт Клаус Фопель разработал игры, базирующиеся на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии, проведение их невозможно без атмосферы взаимного доверия, раскрепощённости и открытости. Эти игры помогают детям и взрослым учиться общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом. Использование игр К. Фопеля в обучении помогает подходить к человеку как к целостному существу, они задействуют интеллект и эмоции, тело и душу, сознание и бессознательное.
Представленные игры очень увлекательные, позволяют детям физически выражать свои положительные чувства, тем самым способствуя развитию групповой сплочённости. Эти игры нравятся и маленьким детям, и подросткам, и взрослым, потому что предоставляют играющим в неё возможность приблизиться друг к другу, пережить чувство общности с группой.
Цели, которых можно достичь, организуя интерактивные игры Клауса Фопеля с детьми, следующие:
- помочь детям ощутить единение с другими;
- вселить в детей надежду;
- показать детям, что значит уважение;
- учить детей сочувствию;
- развивать в детях открытость и мужество выражать своё отношение к другим;
- помочь детям справляться со своими страхами и стрессом;
- помочь детям достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям.
После проведения игры необходимо предложить детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт, обязательно подчеркнув ценность выводов, сделанных самими детьми. Проводить эти игры можно в любое время, например, как утренний ритуал встречи и приветствия, или как упражнение в конце занятия, а можно проводить их как отдых между сложными учебными заданиями.
3.Практическая часть
Основываясь на вышеназванных теоретических положениях о развитии коммуникативных навыков детей, мною было проведено исследование по сплочению детского коллектива группы в детском саду.
Цель первого этапа – изучение уровня сплоченности детского коллектива группы детского сада.
На первом этапе работы в начале учебного года была проведена диагностика детей по данному направлению.
Мною использовалась диагностика межличностных отношений дошкольников О.Е.Смирновой.
Целью данной диагностики явилось исследование возможностей совместной деятельности для формирования навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста.
Существуют следующие уровни сформированности сотрудничества:
1. Низкий. Поведение ребенка неустойчиво. Хотя он имеет представления о правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не складывается, поведение непосредственно побужденное. Ребенок испытывает трудности в общении, не умеет учитывать позицию партнера. Слабая ориентация в эмоциональном состоянии окружающих, наблюдается негативное поведение. Проявляет агрессию по отношению, пытается навязать свое мнение. Сюда относятся социально-импульсивные или социально-пассивные дети.
2. Средний. Поведение и общение ребенка направлено положительно. Имеет представление о правилах культурного поведения, выполняет в привычной для него обстановке, испытывает скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Относятся дети с преобладанием исполнительных форм поведения.
3. Высокий. Поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными формами и способами культурного поведения. Тактичен. Охотно вступает в общение. Умеет выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Относятся дети с оптимальными сочетаниями инициативы и исполнительности.
Для изучения взаимоотношений между детьми в группе детского сада я использовала методики «Два домика», «Изучение критериев выбор партнера для общения», экспериментальную игру «Секрет», наблюдения за детьми в различных видах деятельности.
Методика «Два домика» позволяет выявить характер отношений детей со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы.
Ребенку предлагается инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».
В процессе рисования детям рассказывалось, что в одном – красном домике много разных игрушек, книжек, а в другом, черном, игрушек практически нет.
Обработка данных. Отмечаются те дети, которых ребенок берет к себе в красный домик, и те, кого он хочет поселить в черный домик.
Результаты исследования по методике «Два домика» показали, что большинство детей (16 детей) разместили своих товарищей в красный домик, что говорит о том, что ребенок удовлетворен своим местом в группе и симпатизируют сверстникам. Но в группе есть и отверженные дети (4 ребенка). Все дети разместили их в черный домик, и они сами основную массу сверстников отправили туда же. Это говорит о том, что они или очень закрытые, необщительные, плохо вступающие в контакт с другими детьми, либо конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми. При интерпретации результатов выделилась группа детей (3 ребенка), которых дети поселили в красный домик, а они же группу сверстников поделили пополам, причем мнения выбора совпали. Это говорит о том, что дети являются лидерами в группе.
Методика «Изучение критериев выбора партнера для общения»
Подготовка исследования. Подготовить несколько вариантов вопросов для выбора партнера в разных видах деятельности, например: «С кем хочешь играть? Почему? С кем хочешь пойти в школу? Сидеть за одним столом? Кого хочешь поздравить с праздником? и т. д. ; вопросы для беседы с детьми о причинах выбора партнера.
На основании результатов социометрического исследования беседуем с детьми о причинах выбора партнера. Исследование дополняется наблюдением за повседневным общением детей, в процессе которого проверяются и уточняются результаты социометрии и беседы.
Определяется число выборов детей, получивших подтверждение в результате беседы.
Критерии выборов партнера для общения и их устойчивость:
- инициативность (активно привлекает внимание детей к своим действиям, побуждает к совместной деятельности);
- чувствительность к воздействиям сверстника (желание и готовность ребенка воспринять действия сверстника, откликнуться на инициативу других детей);
- внешняя привлекательность партнера;
- преобладающий эмоциональный тон (проявление эмоциональной окраски взаимодействия ребенка со сверстниками).
В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).
После обобщения всех ответов детей о причинах выбора тех или иных партнеров для общения были выделены критерии, влияющие на выбор партнера. В результате анализа данных можно сказать, что критерий внешняя привлекательность является доминирующим (88,8 %, вторым критерием для общения у детей является чувствительность к воздействиям сверстника (72,2 %, затем выделяется критерий инициативности (55,6 %) и последний – преобладающий эмоциональный тон (44,4 %).
Вычислив социометрический статус каждого ребенка, я получила следующие результаты:
Результаты обследования детей средней группы (сентябрь 2022 года)
Уровень развития | ||
Высокой уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
9% | 73% | 18% |
Вывод: в данной группе на фоне общей эмоционально благоприятной ситуации наблюдается наличие некоторых микрогрупп, которые изолированы от остальных детей, и общение в группе осуществляется между не всеми детьми.
Сопоставление данных социометрического эксперимента с данными методики «Два домика» показало, что уровень благополучия взаимоотношений в группе средний. Он определяется соотношением благополучных и неблагополучных статусов. Можно говорить о том, что большинство детей удовлетворено своими отношениями, то есть имеют взаимные выборы. Но есть дети, которых игнорируют в группе, а есть дети которые хотели бы общаться со всеми детьми, но пока не могут.
Результаты могут быть значительнее выше, если использовать игры Фопеля для сплочения коллектива и продолжать внедрять данные игры и дома с родителями.
Цель второго этапа работы – сплочение детского коллектива с помощью игр Клауса Фопеля.
Работу в данном направлении я начала с подбора игр и подручного материала. При выборе игр учитывала возраст детей, особенности данной возрастной группы.
Игры Клауса Фопеля делятся на:
- Игры на чувство принадлежности к группе.
- Игры на установление контакта.
- Игры на чувственное восприятие.
- Игры на групповую сплоченность.
- Игры на развитие самосознания.
На данном этапе, я ознакомила родителей с темой нашей работы и обратились к ним за помощью в сборе необходимого материала. С помощью собранных подручных средств, в творческой мастерской группы мы с детьми изготовили игровой материал.
На начальном этапе целенаправленной работы по развитию навыков сотрудничества, я использовала такие игры на знакомство, как «Прошепчи имя», «Имя и движение», «Знакомство». Данные игры помогли детям познакомиться друг с другом, запомнить имена. Немаловажным условием развития коллектива связано не только с применение игр, но и с накоплением и укреплением традиций. Так, в нашей группе появилась новая традиция «Утро приятных встреч», когда мы все собираемся в круг, приветствуем друг друга, делимся впечатлениями, обсуждаем планы на день, играем в «Что я люблю делать?». Данный режимный момент помогает создать положительный эмоциональный настрой на весь день, развивает коммуникативные навыки общения между сверстниками. Так же, в группе появилась новая культурная практика - игровой час, в котором мы с детьми целенаправленно играем в коммуникативные игры Фопеля. Раз в неделю в группе проходит организованная игровая деятельность, в ходе которой воспитанники учатся работать в команде, договариваться, принимать групповые решения, и просто получают удовольствие от совместной игровой деятельности, в ходе которой у ребенка появляется возможность выплеснуть свои эмоции, насытиться общением со сверстниками.
Следующим этапом работы, с учетом принципа усложнения, стало применение в организованной деятельности игрового материала, постепенный переход от простых игр к более сложным. Такой переход способствовал развитию у детей самоконтроля, взаимопомощи, формированию коммуникативных навыков и умения договариваться, действовать сообща. Когда дети научились играть в парах, договариваться между собой, мы перешли к более сложным играм в небольших подгруппах и в целом коллективе сверстников.
Данные игры, имеют ярко выраженный эмоциональный характер, способствуют не только сплочению детей, но и развивают двигательную активность, смелость, находчивость. Такие игры можно проводить не только в условиях детского сада, но и рекомендовать родителям для проведения в домашних условиях.
Как организованная, так и самостоятельная игровая деятельность с применением игр Фопеля положительно влияют на настроение детей. Каждый прожитый день в детском саду становиться более интересным и запоминающимся, и радостным. Игра - это одно из любимейших занятий дошкольников нашей группы, объединяющих вокруг себя семью, ребенка и детский сад.
В своей книге «Как научить детей сотрудничать?» Клаус Фопель подчеркивал, что «главное их назначение - профилактическое, а не коррекционное. Они предполагают работу со всеми детьми, а не только с теми, которые уже входят в так называемую «группу риска» или в категорию «трудных».
Игры развивают навыки позитивного общения, воспитывают доброжелательную личность именно при групповой работе, а не при индивидуальном контакте, дети учатся видеть себя как бы со стороны, оценивают свои поступки, чувствуют настроение товарищей.
Несмотря на то, что игры К. Фопеля предназначены в основном для школьников, некоторые из них вполне подходят для работы и с дошкольниками. Данные игры можно разделить на несколько категорий:
1) каждый самостоятельно выполняет задание, но все работают одновременно, такие игры чаще всего направлены на сброс нервно-мышечного напряжения, восстановление бодрости и подходят для подготовки к работе;
2) игры в парах, тройках или четверках;
3) участвует одновременно вся группа, либо выполняя одинаковое задание по очереди либо распределяя роли;
4) в режиме «аквариум», когда группа сидит в круге, а один человек выполняет задание в центре;
5) игры на релаксацию и визуализацию.
Кроме того, игры Фопеля я стала применять и во время непосредственной образовательной деятельности, не только в качестве рефлексии, но как часть занятия. Поэтому мною был составлен перспективный план на учебный год и написаны конспекты занятий по познавательному развитию для систематического применения данных игр.
Тематический перспективный план работы в средней группе по познавательному развитию
Месяц | Содержание занятий | Задачи |
Сентябрь |
2. «Мы работаем в саду!» | формировать представление детей о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Игра «Дружная семья» Познакомить детей с понятиями труд, огород. Игра «Что это и кто это вырастил?» |
Октябрь |
| Формировать у детей понятия «я и друзья», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Игра«Смеяться запрещается»закрепить знания детей о мебели. Игра «Копируем шумы» |
Ноябрь |
| Систематизировать и обобщать знания детей о России. Игра «Путешествиe» Формировать у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга, развивать восприятие образа ровесника по внешности. Игра «Кого нет?» |
Декабрь |
| Ознакомление с изменениями в жизни птиц с приходом зимы; учить распознавать птиц (воробей, ворона) по способам передвижения, издаваемым звукам. Игра «Птенцы» формировать представления о празднике Нового года, назначении елочных игрушек. Игра «Волшебная звезда» |
Январь |
| Закрепить знания о зимнем времени года, играх и забавах; развивать у детей двигательные качества и умения. Игра «Прячем ушки, прячем нос» Уточнить и обобщить знания детей о профессии фермера; о домашних животных и птицах. Игра «Щенки, котята» |
Февраль |
| Формировать представление детей о назначении разных видов транспорта. Игра«Слепой полет» Формировать у детей знания о празднике День защитника Отечества. Игра «Тряпичная кукла и солдат» |
Март |
| Закрепить представления детей о посуде. Игра «В складках и гладко» Расширять знания детей о профессиях мам и пользе, которую мамы приносят своим трудом. Игра «Внимательные ушки» |
Апрель |
| Уточнять и систематизировать знания о характерных признаках весны, учить устанавливать причинно – следственные связи. Игра «Острова» Сформировать у детей понятие о том, что такое космос, планеты. Игра «Волшебный воздушный шарик» |
Май |
| Развивать у детей способность воспринимать реальный мир города, улицы; правильное поведение и общение в транспорте и в общественных местах. Игра «Я рядом с тобой» Формировать представление о сотрудниках детского сада, воспитывать познавательный интерес к труду взрослых в детском саду. Игра «Расскажи, а мы отгадаем» |
3.1. Развивающая предметно-пространственная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда – это средство педагогического воздействия, позволяющее добиться положительных изменений в развитии деятельности детей. Процесс сплочения детского коллектива – это сложный путь, который осуществляется во всех видах детской деятельности, он не мыслим без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Поэтому, насыщая групповое пространство, мы учитываем то, чтобы дети могли удовлетворить свои жизненные потребности в познании, общении, творчестве, движении.
Чтобы модель как наглядно-творческое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- Четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
- Быть простой для восприятия и доступности для создания и действий с ней.
- Ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью.
- Она должна облегчать познание (М.И.Кондаков, В.П.Мизинцев).
С этой целью в группе созданы уголки развития речи, сюжетно-ролевых игр, мастерская для творчества, насыщенные разнообразием дидактического материала, играми, пособиями, направленными на развитие коммуникативно-социальной сферы детей. С помощью этих пособий дети устраивают совместные сюжетные игры, учатся взаимодействовать друг с другом.
В ходе плодотворной работы над сплочением детского коллектива, предметно-развивающая среда группы пополнилась интересными, разнообразными играми. Дети свободно выбирали себе занятие, самостоятельно создавали объединения сверстников, придумывали новые правила готовым играм. Была создана картотека игр Клауса Фопеля на сплочение детского коллектива.
3.2. Взаимодействие с родителями.
Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах:
- рекомендации в папках-передвижках, буклеты, информационные стенды содержат материалы информационного характера;
- проведение бесед (индивидуальных и коллективных);
- организация совместных мероприятий (родительские собрания, мастер-классы, круглые столы и др.).
Сотрудничество с семьей строю по следующим направлениям:
- вовлечение семьи в образовательный процесс;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей;
- оказание помощи родителям по созданию предметно-развивающей среды в семье.
Перспективное планирование в работе с родителями
Месяц | Мероприятие | Цель |
Сентябрь | Родительское собрание «Что такое детский коллектив?» | Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам коммуникативного развития детей. |
Октябрь | Консультация «Веселые игры дядюшки Фопеля» | Знакомство с играми Клачуса Фопеля и возможности их использования |
Ноябрь | Памятка для родителей «Как правильно играть с детьми?» | Познакомить с особенностями и принципами использования игр Фопеля, этапами работы в домашних условиях. |
Декабрь | Родительское собрание «Правильная организация режима ребенка на каникулах». | Расширять знания родителей о возможных подвижных и спокойных играх в домашних условиях на время каникул |
Январь | Мастер-класс «Давайте играть вместе!» | Познакомить с категориями игр Фопеля, объяснить и отработать на практике игры Клауса Фопеля. |
Февраль | Памятка для родителей «Чем отличаются интерактивные игры Фопеля от коммуникативных» | Дать понятие родителем, чем отличаются данные виды игр и в каком случае какую игру нужнее использовать. |
Март | Семинар-практикум «Взрослые и дети – играем все вместе!» | Взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ. Обогащение опыта родителей. |
Апрель | Консультация «Игры на коммуникации и сплочение детского коллектива» | Создание доброжелательной атмосферы в группе среди детей и родителей |
Май | Родительское собрание «Мы подросли. Наши успехи и достижения» | Подведение итогов совместной работы родителей и ДОУ за год по сплочению детского коллектива. |
В течении года | Проведение индивидуальных бесед, консультаций. Оформление информационных стендов, папок-передвижек. |
Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в воспитании и развитии детей. Вся работа носит целенаправленный, систематический и планомерный характер. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.
Цель третьего этапа – выявить уровень сплоченности детского коллектива внутри группы детского сада.
На третьем (заключительном) этапе проведенная диагностика доказала успешность выбранных игр для решения обозначенной педагогической проблемы.
Результативность опыта отслеживалась в течение одного года. В обследовании детей приняло участие 22 ребенка.
Результаты диагностики детей средней группы (май 2023 года)
Анализ сравнительных результатов диагностики в средней группе показал, что в результате проведенной работы детей, имеющих низкий уровень в группе больше нет. Количество детей, имеющих высокий уровень увеличилось на 27%.
4. Заключение
Анализируя проделанную работу, пришла к выводу, что использование игр Клауса Фопеля у детей развиваются навыки позитивного общения, они воспитывают доброжелательную личность, дети учатся видеть себя как бы со стороны, оценивают свои поступки, чувствуют настроение товарищей. Ребята лучше узнают себя, свои ценности и приоритеты, становятся терпимее, преодолевают свои страхи и учатся не чувствовать себя одинокими. Игры помогают разрешить конфликтные ситуации, способствуют мягкому прохождению адаптации в детском саду. Игры Фопеля помогают лучше узнать друг друга внутри коллектива, поделиться своими проблемами и вместе найти им решения.
Считаю целесообразным и эффективным использование данных игр в воспитательно-образовательном процессе, так как они позволяют в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть сплочение детского коллектива, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.
Подводя итог, можно сделать вывод, что систематическое и планомерное использование игр Клауса Фопеля является эффективным средством в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и сплочению детского коллектива.
5. Список используемой литературы:
- Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада».2006г. ТЦ«Учитель».
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–75.
- Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 15–24.
- Смирнова О.Е., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
- Тарасова, Ю. И. Актуальные проблемы игровой деятельности в современном мире —// Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 412-415. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66092.
- ФопельК.«Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие».Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4.— М.: Генезис,1999 г.
- Фопель К. «Привет ножки. Подвижные игры для детей с 3-6 лет». Пер. с нем.; М.:Генезис, 2005 г.
- Фопель К. «С головы до пят. Подвижные игры для детей с 3-6 лет». Пер. с нем.; М.:Генезис, 1996 г.
- Фопель К. «Привет ушки. Подвижные игры для детей с 3-6 лет». Пер. с нем.; М.:Генезис, 2005 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры Клауса Фопеля для детей от 3-х лет
Эти игры направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие, разви...
Интерактивные игры Клауса Фопеля
Интерактивные игры – это деятельность дошкольников в сотрудничнстве с воспитателем, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению....
«От движения к взаимопониманию. От взаимопонимания к взаимодействию». Игры Клауса Фопеля.
Давно известно, что внешние проблемы часто сплачивают семью, а внутренние разногласия наоборот, её разрушают. Если в семье и взрослые, и дети находят общий язык друг с другом, семья становится крепче....
Игры Клауса Фопеля. (Тимбилдинг)
laquo;От движения к взаимопониманию. От взаимопонимания к взаимодействию». Игры Клауса Фопеля....
Интерактивные игры Клауса Фопеля
Интерактивные игры – это деятельность дошкольников в сотрудничнстве с воспитателем, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному об...
Из опыта работы. Сплочение детского коллектива через игры в условиях ДОУ
В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.Как показала практика, мног...
"Игры Клауса Фопеля в работе воспитателя"
Статья для газеты "Учитель.РУ"...